Исторические формы демократии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Исторические формы демократии

2017-12-22 127
Исторические формы демократии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С течением времени выделилось два основных демократических режима: прямой и представительский. Эти формы демократии имеют одно значимое отличие: в первом случае политическое решение меньшинства подчинялось решению большинства, а во втором эту функцию (решение) выполняют народные избранники. Однако это далеко не все виды демократического режима, существуют также:

1. Олигархический. Здесь последнее политическое слово стоит за крупными собственниками.

2. Эгалитарный. Когда особое внимание уделяется понятию нации, решения принимают в зависимости от того, насколько это будет полезно для лиц определенной национальности, которые и имеют право голоса. Национальные меньшинства оказываются бесправными при этом режиме.

3. Социалистический. Эта форма предполагает ликвидацию классового общества и реализацию власти по решению простого народа, что сближает ее с эгалитарной демократией.

4. Либеральный. Такая форма достаточно распространена в наши дни и характеризуется рядом признаков: во-первых, она более остальных предполагает нахождение консенсуса между сторонами, во-вторых, здесь проявлена ценность открытой информации, которая касается выборов, и, в-третьих, существуют гарантии гражданских, политических и социальных прав человека.

5. Имитационный. Эта форма демократии тоже достаточно распространена сегодня. Ее характеризует ряд внешних атрибутов народной власти, но, по сути, она не реализовывается должным образом.

Формы прямой демократии

При таком режиме граждане сами принимают политические решения и выполняют их. Это так называемое самовластие, которое Сенека очень ценил и называл это высшей властью. Классические примеры такой формы демократии: Нижний Новгород в 12-14 в.в. и Древняя Греция в 5 и 4 в.в. до н.э.

При этой форме граждане несут ответственность за принятие и исполнение своих решений. Плюсы и минусы ее заключаются, главным образом, в организационных моментах: с одной стороны, решения принимаются быстро и исполняются также в короткие сроки, поскольку это делается небольшими группами людей. С другой стороны, на больших территориях внедрение и реализация прямой демократии затруднена.

Среди исторических форм прямой демократии выделяют народное вече, которое было распространено на территории славянских государств. Также в этом списке апелла – собрание, проводившееся каждый месяц спартанцами, которые достигли 30-летнего возраста. Венецианская и Флорентийская республики также отличились организацией народных собраний, которые проводились несколько раз в год, где решались важнейшие политические и экономические вопросы.

Сегодня существуют страны, в которых есть лишь некоторые элементы прямой демократии: Италия, Швейцария, Лихтенштейн и штат Калифорния (США).

 

18. Институт чрезвычайного положения при конституционном кризисе.

Произошедшие в России события последнего десятилетия свидетельствуют о том, что до настоящего времени не устранены причины, которые могут привести к возникновению в отдельных ее регионах чрезвычайных ситуаций. К числу таких причин можно отнести расширение масштабов международного терроризма, конечной целью которого является отделение от Российской Федерации части ее территории.

Одним из основных способов, позволяющих нормализовать чрезвычайную обстановку, выходящую из-под контроля органов государственной власти и ставящую под угрозу жизнь и безопасность граждан, основы конституционного строя, представляет режим чрезвычайного положения. Его реализация наиболее сложна, т.к. основу этого режима составляют чрезвычайные меры, ограничивающие права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем организация действенного управления на территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация либо введено чрезвычайное положение, является ключевым вопросом. В условиях кризисной ситуации у каждого объекта управления должен быть только один субъект управления, который может оказывать на него управляющее воздействие (принцип единоначалия Файоля). Подчинение (либо отсутствие четкого указания на подчиненность всех сил и средств одному субъекту, а равно и равенство по статусу) двум или нескольким субъектам обеспечения чрезвычайного положения снижает эффективность управления, вносит диссонанс в организацию деятельности органов государственной власти и влечет за собой негативные последствия.

В настоящее время институт чрезвычайного положения, в отличие от полицейского режима дореволюционной России, является особым административно-правовым режимом жизнедеятельности всех субъектов административно-правовых отношений на территории, где реально возникла чрезвычайная и неизбежная угроза безопасности граждан или конституционному строю. Его структура должна быть четко отражена в федеральном конституционном законе "О чрезвычайном положении" и определена целью, сформулированной в ст. 56 Конституции РФ, - обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя.

Представляется весьма важным и необходимым учитывать в реалиях современной жизни России как положительный, так и отрицательный опыт законодательства дореволюционной России по применению режимных мер адекватно степени опасности кризисной ситуации.

События последних лет, происходящие на территории Северо-Кавказского региона, показали, что, несомненно, заслуживает внимания опыт законодательства дореволюционной России по практической реализации режима исключительного положения, выражавшийся во введении особого государственного управления на Кавказе, наделении органов государственной власти особым статусом, усилении ответственности должностных лиц и граждан за неисполнение возложенных на них обязанностей, а также правовом регулировании использования вооруженных сил для пресечения массовых беспорядков.

Положительным фактором явилось принятие предусмотренного Конституцией РФ Федерального конституционного закона РФ "О чрезвычайном положении"12, позволяющего по-новому взглянуть на чрезвычайное положение как на исключительный административно-правовой режим, представляющий собой установленную законодательством систему организационно-управленческих и административных чрезвычайных мер, вводимых в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя, определяющих особый порядок жизнедеятельности субъектов административно-правовых отношений, и предусматривающий возможность временного ограничения прав и свобод граждан, прав организаций.

Важным обстоятельством является то, что Закон "О чрезвычайном положении" определяет категории основных субъектов обеспечения режима чрезвычайного положения и указывает на возможность привлечения дополнительных сил и средств для устранения чрезвычайных обстоятельств - оснований введения чрезвычайного положения.

Вместе с тем следует отметить, что Закон "О чрезвычайном положении" несвободен от недостатков и требует совершенства. Так, следовало бы предусмотреть возможность федерального центра в исключительных случаях вводить особое президентское управление на территориях субъектов федерации, где введен режим чрезвычайного положения.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 17 Закона "О чрезвычайном положении" возможности привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов ограничены кругом указанных задач, среди которых отсутствуют задачи по борьбе с терроризмом. Это в значительной степени ограничивает их компетенцию и правовое поле деятельности в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О борьбе с терроризмом", как субъектов борьбы с терроризмом. Поэтому ч. 2 ст. 17 Закона "О чрезвычайном положении" следует дополнить, указав в ней, что "Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы могут привлекаться для решения задач в борьбе с терроризмом".

В федеральном законе должно быть четко указано, силы и средства каких органов исполнительной власти используются для обеспечения режима чрезвычайного положения (ФСБ России, МВД России, Внутренние войска МВД России, Минюст России, МЧС России, ФСО России, ФПС России, Министерства обороны РФ, СВР России и др.). Ведомственными и межведомственными нормативными актами необходимо определить порядок их взаимодействия, степень подчиненности при возложении ответственности органами государственной власти за решение задач по обеспечению режима чрезвычайного положения, предусмотреть возможность переподчинения сил и средств органов Внутренних войск МВД России органам федеральной службы безопасности при решении задач, связанных с защитой конституционного строя, борьбой с терроризмом, и степень административной ответственности должностных лиц за нарушение норм, установленных Федеральным конституционным законом.

В качестве чрезвычайных мер в Законе необходимо предусмотреть ответственность органов государственной власти, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления (должностных лиц) за противоправные действия (бездействие) в условиях режима чрезвычайного положения, вводимого в соответствии с п. "а" ст. 3 Федерального закона, а также предусмотреть возможность отстранения (отрешения) от должности руководителей высших органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц органов местного самоуправления от исполнения функциональных полномочий в случае, если их действия носят противоправный характер, выражающийся в попытках насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти.

Рассматривая применение института исключительного положения в дореволюционной России и сравнивая его с использованием чрезвычайных мер в настоящее время, уместно обратиться работе В.М.Гессена "Исключительное положение", в которой, говоря о необходимости принятия закона, он отмечает, что исключительное положение должно быть исключением из общих правил, а ни в коем случае не стать нормальным режимом управления в России.

Алёнкин Сергей Владимирович. Кандидат юридических наук, член Российской Ассоциации международного права. В 2004 г. участвовал в работе Специального комитета Генеральной Ассамблеи ООН по разработке Конвенции против транснациональной организованной преступности. Принимал участие в работе Исполнительного комитета СНГ по разработке документов, касающихся международно-правовых проблем в области борьбы с терроризмом и организованной преступностью. Заместитель начальника кафедры административного и международного права Академии ФСБ России.

 

19. Понятие, виды и значение конституционных ассамблей.

Понятие конституции. Термин «конституция» (от латинского слова constitutio — установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка «основ ной закон», которая теперь используется как аналог конституции. Одна ко ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности Теоретическое обоснование необходимости такого акта, разработка понятия «конституция», принятие первых конституций (США 1787 г. Франции и Польши 1791 г.) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, «права-привилегии» (К. Маркс)

Классификация конституций по социальным признакам. Марксистско-ленинское направление в правоведении обычно различает конституции буржуазного и социалистического типов, а также конституции, переходные к буржуазному типу (в странах капиталистической ориентации) и переходные к социалистическому типу (в революционно-демократических государствах, в том числе в странах социалистической ориентации). В основу такой классификации положены прежде всего социальные признаки: характер закрепляемого основным законом общественного строя и природа политической власти (иногда учитываются и другие моменты, например организация государственной власти на основе принципа полновластия советов в социалистических странах).

20. Виды и формы государственных переворотов.

Государственный переворот — насильственная (неконституционная) смена (захват) власти в государстве.

Государственные перевороты делятся на:

1. Перевороты с участием большого количества народных масс — революции Например: Французская революция, Февральская революция

2. Перевороты с участием небольшого числа участников из приближённых к главе государства — Дворцовые перевороты, Путчи. Например:

1740 г. свержение в России Бирона фельдмаршалом Минихом

1762 г. — Екатерина II свергает своего мужа, Российского Императора Пётра III

3. Перевороты с участием небольшого числа участников из не приближённых к главе государства: свержение — убийство народниками Александра II

4. Перевороты, в результате внешней экспансии: Например: 330 до н. э. свергнут Персидский царь Дарий IIIАлександром Македонским

Государственный переворот может осуществляться под руководством одной или нескольких политических партий, неспособных добиться власти иным, демократическим путём (то есть через выборы) или из-за отсутствия выборов.

Государственным переворотом является и узурпация одной ветвью власти (обычно исполнительной) всех властных полномочий в стране — имеется в виду прекращение деятельности органа представительной власти, если оно принимает формы, не прописанные в конституции государства.

Действия президента России Бориса Ельцина в отношении Верховного Совета России в сентябре—октябре1993 верховный орган власти в РФ (Съезд народных депутатов) квалифицировал как государственный переворот. Многие юристы (включая председателя Конституционного суда В. Зорькина), политологи, историки и государственные деятели соглашались с этой оценкой.

Государственный переворот зачастую принимает форму военного переворота (путча), когда политическое управление в стране переходит к представителям вооружённых сил в результате военного заговора и осуществляется в большинстве случаев с привлечением ограниченного контингента войск.

 

21. Структурная классификация и основные черты конституционных кризисов.

22. Специфика и основания возникновения конституционных кризисов.

23. Факторы конституционного развития современности.

Основы конституционного строя Российской Федерации характеризуют Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Согласно ст. 5 Конституции «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». В связи с этим при рассмотрении проблем политико-территориального устройства республики нередко называют национально-государственными образованиями; края, области, города федерального значения – административно-территориальными образованиями; автономную область и автономные округа – национально-территориальными образованиями. Такая характеристика вызвана тем, что политико-территориальное устройство современной России основано на двух взаимосвязанных принципах – национально-территориальном и территориальном.

С правовой точки зрения эти различия в названиях (республика, край, область) субъектов Федерации не могут служить основанием для того, чтобы считать, что субъекты РФ имеют какие-либо различия в статусе и полномочиях, так как они равноправны между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в соответствии ч. 4 ст. 5 Конституции. Равноправность субъектов РФ не может быть поставлена под сомнение и в связи с тем, что в Конституции вслед за упоминанием республик в скобках помещено слово «государство», а также потому, что Основные Законы российских республик называются конституциями, тогда как в других субъектах они именуются уставами. В этих различиях названий некоторые усматривают неравноправность субъектов РФ и даже асимметричность конституционного статуса субъектов РФ. Однако, в частности, в ч. 1 ст. 5 Конституции устанавливается равноправие всех субъектов РФ (республик, краев, областей), а ч. 2 той же статьи определяет статус республик как государств, имеющих свою конституцию в отличие от других субъектов. Такое несогласование создает конституционно-правовую предпосылку для фактического неравенства субъектов с неизбежными взаимными конфликтами как между ними, так и с федеральными органами. Говоря о субъектах Федерации, изначально имеют в виду их равноправность, иначе не может быть полноценной федеративной системы.

Конституция (ч. 3 ст. 5) подчеркивает, что в основе федеративного устройства России лежит примат ее государственной целостности, единство государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция признала разнообразие национальной, демографической, географической, коммуникативной, бытовой и иной специфики субъектов Федерации и предоставила возможность конституционного (уставного) регулирования общественных отношений в пределах каждого субъекта РФ.

Федерация, имея два уровня государственной власти, регулирует не всю сферу политической жизни государства, так как опирается на конституционный принцип разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Этот принцип нельзя рассматривать отдельно от другого конституционного принципа, согласно которому во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Единообразие применения принципов территориально-политического устройства Российской Федерации гарантирует на всей ее территории независимо от названия субъекта Федерации (республика, край, область и т. п.) развитие местного самоуправления. Эта форма народовластия может учитывать исторические, национальные и культурные особенности, сложившиеся на территории того или иного субъекта РФ, но политические принципы организации местной власти остаются едиными для всех субъектов.

Федеративное устройство России основано не только на ее государственной целостности и единстве системы государственной власти, но и на равноправии и самоопределении российских народов. Учитывая многонациональное Российской Федерации, это самоопределение может быть реализовано в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством только в рамках Российской Федерации, т. е. не допускается самоопределение вплоть до отделения. Поэтому реализация конституционного принципа равноправия и самоопределения народов во внутригосударственных федеративных отношениях не может быть связана с постановкой каким-либо народом, проживающим в пределах территории Российской Федерации, вопроса о праве на самоопределение в форме образования самостоятельного суверенного государства.

Принцип равноправия народов подтверждается ст. 6 Конституции, где признаются равные права и свободы людей независимо от их местожительства, их принадлежности к национально- государственному или административно-территориальному образованию. Все народы равноправны независимо от их численности и уровня развития. Существует взаимосвязь между правами и свободами личности и правами и свободами народов. Не может быть свободным тот народ, в котором подавляются права человека, как не может чувствовать себя свободным человек, если попираются права его народа.

Закрепление в Конституции получил принцип самоопределения народов. Невозможно представить организацию государственной власти и системы государственного управления, демократическую и республиканскую формы правления в масштабах национального государства без принципа политического представительства. Основным инструментом реализации принципа представительства являются политические партии и выборы. Большинство государственных институтов, принимающих ключевые для государства и общества решения, имеющие жизненно важное значение для граждан, организуются в результате периодически проводимых выборов.

 

24. Историческое развитие прав и свобод человека.

В этом развитии исследователи выделяют три волны, или три поколения.

Первая волна восходит к истокам конституционализма. В первых конституционных актах фиксировались, как правило, две группы прав и свобод, обусловленные дуализмом гражданского и политического общества. Это соответственно гражданские права и свободы, которые у нас принято именовать личными, – прежде всего неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями (хабеас корпус, неприкосновенность жилища и др.), и права и свободы политические – избирательное право, свобода слова, печати и т. п.

Вторая волна, проявившаяся в первой половине и особенно в середине XX века, характеризуется широким включением в конституции социально-экономических прав и свобод, гарантирующих интересы прежде всего тех, кто работает по найму, – права на труд и связанных с ним гарантий, включая социальное обеспечение трудящихся, а также прав и свобод социально-культурногохарактера, в конституционном гарантировании которых заинтересованы также преимущественно наемные работники, – права на образование, на доступ к достижениям науки и культуры и т. п.

Третья волна обусловлена обострением во второй половине XX века глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, и вступлением наиболее развитых стран в эпоху информатизации. Отсюда такие права, как право на здоровую окружающую среду, право на информацию и т. п.

Независимо от этих волн на развитии прав и свобод, пожалуй, наиболее ярко сказываются отмеченные в первой главе основные тенденции развития конституционного права – социализация, демократизация, интернационализация. Происходит постоянное совершенствование качества юридических формулировок провозглашаемых в конституциях прав и свобод.

 

 

25. Способы формирования прав и свобод человека и гражданина.

Права человека и гражданина – явление социально-историческое. Осознание их социальной ценности имело долгий путь в истории человечества. Теория прав и свобод личности в западном мире сформировалась в Новое время (XVII–XVIII вв.) в основном в рамках либеральной традиции правопонимания. Однако идеи индивидуальных прав, выработанные в рамках естественного права, уходят корнями в античность.

В Древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политико-правовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.

Античная классическая правовая теория и практика строились на этатистских началах, в том числе и в вопросе о положении личности в государстве. Политико-правовая мысль и практика полисной организации общества еще не знали понятия прав личности. Условием обладания правами в античном полисе («город-государство») являлось гражданство. Основной ценностью полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода – свобода человека в качестве гражданина полиса, считавшаяся основой разумного законопорядка. Все граждане в полисе воспринимались как равные.

Появление идеи прав индивида (свободных граждан) в V–IV вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), т. е. принципа гражданства – крупный шаг на пути к прогрессу и свободе. Свободные граждане полисов имели определенные права и обязанности, в частности, право участвовать в управлении государственными делами на народных собраниях (экклесия), право участвовать в отправлении правосудия, право на частную собственность, возможность совершения различных сделок, право на свободу слова и др. Наличие этих прав, особенно права на частную собственность, и создавало предпосылки для формирования гражданского общества и гражданских законов. Именно в античных полисах берет свое начало правовая система Запада, основанная на частной собственности и активной роли индивидуума.

На основе принципа разделения властей на законодательную и судебную был достаточно четко разработан механизм реализации и защиты прав афинских граждан при главенствующей роли государственных интересов. Афинскому праву принадлежит целая система мер, обеспечивающих стабильное развитие общества и предотвращение антидемократических переворотов. Выдающееся значение института гражданства состоит в том, что впервые в истории человечества было не только выдвинуто, но и утверждено представление об определенных правах граждан, а также об их защите государством. Однако в древнегреческих государствах человек не пользовался свободой в современном понимании, так как граждане полисов полностью отождествляли себя со своим государством, его целями и стремлениями.

Древнегреческие философы-софисты выступили с идеей равенства всех людей от рождения, имеющих одинаковые, обусловленные природой естественные права, которые должны гарантироваться законом. Гражданин любого города, по утверждению софистов, такой же, как гражданин другого города, а представитель одного класса равен представителю другого, ибо по природе своей один человек равен другому человеку: все они имеют одни и те же естественные потребности. Основополагающий принцип воззрений софистов был сформулирован Протагором: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют» (Платон, Теэтет, 152а). Именно человеческое, а не традиционно божественное начало выступало, по Протагору, в качестве масштаба и меры всего существующего. Ось всего мироздания у Протагора – человек.

Таким образом, наряду со стремлением найти всеобщие нормы, регулирующие человеческие отношения, появляются представления, в которых учитывается природа индивида. В основе этих представлений лежит мысль о том, что государство создается главным образом для защиты и удовлетворения его нужд. Выполнить данную задачу государство способно лишь в том случае, если оно основано на договорных началах. А таким договором между людьми, который «взаимно гарантирует права», по Ликофрону, являются закон или обычай. Со ссылкой на Аристотеля (Политика, 1280а) К. Р. Поппер утверждает, что Ликофрон рассматривал государство как орудие защиты граждан от несправедливости и считал государство союзом «в целях предотвращения возможности обид». Политико-правовые воззрения софистов характеризуются гуманистическим и эгалитаристическим началами в вопросах общественно-политического устройства и положения индивида в государстве.

Римское право как самостоятельная светская юридическая наука возникло в начале III в. до н. э. Римские юристы весьма тщательно разработали многие институты права как теоретически, так и в отдельных его отраслях. Особое место принадлежит в их наследии правовому положению личности в государстве. В целом римская юриспруденция дала человечеству такие институты права, как субъективное право, субъект права, юридическое лицо, а также многие другие институты публичного и частного права, не потерявшие своего значения по сей день.

В рамках христианского мировоззрения впервые появилось понятие личности, которая не может всецело принадлежать государству, так как создана «по образу и подобию Божию», и «Вселенский Божественный Разум – Логос более всего отражен в личностном разуме и воле человека». Духовная жизнь человека, таким образом, была отделена от политической, духовный опыт от деятельности во благо государства. Поскольку в религиозном опыте Божество могло открываться как высшая свобода и высшее творчество, присущие человеку, именно в сфере духа человек начал считать себя свободным от государства.

В христианском учении были выражены общечеловеческие ценности, попрание которых могли наблюдать первые христиане, нормы нравственности и справедливости: «и так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», – говорится в Новом Завете (Матф. 7: 12). В Новый Завет из Ветхого перешла и часть знаменитых заповедей Моисея (Втор. 5: 7–21), в том числе: не сотвори себе кумира, почитай отца и матерь твою, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй и т. д., в заповедях христианской религии раскрывались такие естественные права, как право на жизнь, собственность, право на семью.

Христианство выдвинуло идею дуализма человеческой природы: с одной стороны, человек – творение Бога, а с другой – социальное существо. Тем самым духовная власть была отделена христианством от светской. Из новых идей христианства главная – отделение духовной жизни от мирской, церковной власти от светской – означала не поглощение личности государством, как это было свойственно греко-римской традиции, а приобретение ею первого неотъемлемого права – права на совершенствование и бессмертие. Если Ветхий Завет призывал к определенным действиям или запрещал их, то Новый Завет говорил «будь»: «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш Небесный».

В целом христианство содействовало гуманизации политической мысли, пропитав ее идеями нравственной ответственности. Греко-римское понимание уравнивающей или распределительной справедливости христианство обогатило призывом к милосердию. Провозглашение равенства всех людей независимо от этнического происхождения и социального положения, уважение к физическому труду тоже справедливо связывают с христианством. При этом, однако, новой религии было свойственно некое пренебрежение проблемами земного мира и выдвижение на первый план религиозного идеала спасения души. Важнейшим вкладом христианства в современную культуру является концепция личности. Из этой концепции личности и происходит сегодняшняя идея о правах человека. Лишь постепенно, с течением столетий, она утверждалась в умах людей, но свое начало ведет именно с христианской идеи о человеке как уникальной и неповторимой личности.

В Средние века было характерным понимание прав как привилегий, дарованных сеньором вассалам. Феодализм, с одной стороны, и церковь с ее религиозной нетерпимостью, с другой, немало сделали, чтобы преградить все пути стремлениям человека к политической свободе, свободе совести. О реальных правах широких слоев общества вопрос даже не ставился. В кодексах прав, появившихся в это время, права на политическую и гражданскую свободу, свободу совести не были универсальными и признавались только для одного слоя общества – дворянства. Самый знаменитый из таких кодексов – Великая хартия вольностей (1215). В этом документе провозглашался конституционный принцип, в силу которого король мог устанавливать налоги не иначе, как с согласия налогоплательщиков, – принцип, последовательное осуществление которого ведет к организации народного представительства, а вместе с тем и к обеспечению политической свободы. Там же впервые был законодательно закреплен и принцип гражданской свободы. Таким образом признавалось, что индивид вправе свободно располагать собой и может быть подвергнут наказанию не иначе как по приговору суда.

Позже Статутом о неналожении податей (1295) также был провозглашен принцип установления налогов королем только с согласия налогоплательщиков, где говорилось, что «никакой налог или пособие не будет впредь налагаться или взиматься в королевстве нашем без воли и общего согласия архиепископов, епископов и других прелатов, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей в королевстве нашем».

Принятие этих документов – важный шаг вперед в области прав человека. Именно из данных актов в дальнейшем в англоязычных странах выводили права человека, к ним во многом восходит современное понимание личной свободы человека. Все, что достигнуто английским правом со времен утверждения Великой хартии, является не чем иным, как дальнейшим развитием ее основных положений.

Этот период характеризуется и тем, что в общественно-политической жизни английского общества начал учреждаться институт парламентаризма.

Парламент возник в результате перехода власти в руки восставших против короля баронов в 1264 г. В 1265 г. было созвано совещание с целью укрепления союза между различными слоями населения Англии, которое и стало английским парламентом. Постепенно парламент превратился в высший законодательный орган страны. В тот же период в английском обществе стали понимать необходимость создания независимой судебной власти, без чего невозможны гарантии личных свобод. Основной принцип такой судебной власти – никто не может быть лишен свободы и имущества без приговора суда.

В эпоху Возрождения и Реформации стало складываться собственно юридическое мировоззрение. После долгих веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложились представления гуманизма, которые концентрировались на нуждах, интересах и природе личности. Индивид постепенно освобождался от оков церкви и государственного диктата. Именно тогда зародился индивидуализм в современном понимании – как утверждение самостоятельной ценности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями.

Юридическое мировоззрение Нового времени придало идеям естественно-правовой теории качественно новую трактовку. Индивидуализм как учение, сложившееся в рамках естественно-правовой доктрины, провозгласил права человека высшей ценностью. Считалось, что эти права стоят выше законов, учреждаемых государством. Важно отметить, что основная функция естественных прав виделась в защите индивида от посягательств со стороны государства.

 

26. Особый институт защиты прав и свобод человека и гражданина.

Основы правового положения личности складываются в области отношений «общество – государство – личность». При этом данные отношения и связи носят основополагающий характер и выражают взаимную связь общества, государства и личности.

Правовой статус человека и гражданина представляет собой комплексный государственно-правовой институт, составной частью которого являются основные права, свободы и обязанности. Правовое положение индивида определяет его место в правовом общении и отражает фактическое его состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Оно
обусловливается особенностями социального статуса, существующего в данный период развития государства и общества.

Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным правам и свободам человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации 1993 г. впервые в законодательстве России была выражена идея естественных, неотчуждаемых прав человека. Это закреплено в статье 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Тем самым Конституция провозглашает важнейший принцип основ конституционного строя Российской Федерации.

«Под конституционными правами и свободами, – пишет М.В. Баглай, – понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту». Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных прав в высших по юридической силе нормах государственного права, направленных против государства, но одновременн


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.