Целевая модель развития современного музея для решения задач концепции. пути ее построения для разных типов музеев. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Целевая модель развития современного музея для решения задач концепции. пути ее построения для разных типов музеев.

2017-12-22 1082
Целевая модель развития современного музея для решения задач концепции. пути ее построения для разных типов музеев. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальными как в период становления музейного дела и в нынешних условиях, так и в обозримом будущем остаются образовательная и просветительская функциональные модели музея. Для художественных музеев не исключается гедонистическая модель.

Для решения задач Концепции современный музей должен эволюционировать в направлении формирования новой модели - «музей – культурно-образовательный универсум», которая уже «пробивается на свет» в практике ряда музеев. Модель объединяет в себе все лучшее из того, что наработано музеями, и чутко реагирует на изменение социокультурных условий. Музей в рамках данной модели модернизирует традиционные и, благодаря своей новой роли в социуме, успешно осваивает инновационные направления деятельности. В результате гармоничного сочетания этих направлений, овладения информационно-коммуникативными технологиями

(включая социальный маркетинг) увеличивается спектр целевых аудиторий, растет влияние музея на качество жизни российского общества. Музеи включаются в систему культурного туризма; в музейную деятельность привносятся элементы, характерные для театра, библиотеки, интеллект-центра и досуговых учреждений. Музей будущего призван оказывать существенное влияние на социокультурное и экономическое развитие страны в целом и ее отдельных регионов. Рост воздействия музея на социум выражается через усиление образовательных функций, увеличение разнообразия и качества музейных программ, направленных на социальную адаптацию людей из разных слоев общества, на развитие творческих способностей человека. Каждый музей рассматривается как часть региональной музейной сети, которая благодаря межмузейному сотрудничеству раскроет новые перспективы в сохранении и развитии многообразия культур народов России.

Все большую роль в достижении музеем поставленных целей играет профессионализм и компетентность сотрудников. Ключевые характеристики музейных кадров обуславливают будущие позитивные изменения в музейном деле.

Эти общие тенденции найдут свое отражение в деятельности всех музеев вне зависимости от их профиля, статуса, организационно-правовых форм и характера собственности, от их функционирования в качестве самостоятельной организации или структурного подразделения.

Предлагается разработать и внедрить систему оценки и прогноза эффективности музея. Эта система должна объективно оценивать качество выполнения каждым из музеев его базовых функций, но наряду с этим учитывать их реальные возможности (особенно «малых» музеев), то есть опираться на дифференцированный подход к музеям. Повышающие или понижающие коэффициенты будут помогать оценке качества работы музея с учетом его расположения (в селе, поселке или городе/мегаполисе); величины территории, количества музейных предметов и состава музейных коллекций, наличия кадров специалистов, емкости музея (как фактора, лимитирующего уровень посещаемости) и др.

Такая система позволит решить задачу дифференцированного подхода к музеям, в частности, облегчить существование «малых» музеев, мотивировать включение в состав Музейного фонда Российской Федерации имеющих особую значимость музейных предметов из общественных, корпоративных, частных и иных музеев; способствовать улучшению доступа населения к культурным ценностям.

В связи с поэтапным внедрением новой модели предполагается выработка стандартов в музейном деле, которые будут определять набор требований к основным видам музейной деятельности.

Разработка стандартов музейной деятельности – важный этап и условие развития музейной сферы. Стандарты необходимы для повышения качества предоставляемых музейных услуг, обеспечения эффективности использования бюджетных средств и предоставления обществу музейного продукта.

Деятельность музеев как объектов и субъектов культурного процесса трудно поддается измерению и оценке, так как выходит за рамки экономической рациональности и эффективности. Дополняя понятие «эффективность» понятием «успешность», мы подчеркиваем неэкономическую ценность музея как производителя общественных благ, не имеющих адекватной цены продажи. Оценка успешности музея должна учитывать систему стандартных критериев, отражающих специфику музея. К ним относятся требования к основным видам музейной деятельности, к безбарьерной среде в музеях, к музейной инфраструктуре и др. Такой стандарт должен быть разработан при участии прикладных научно-исследовательских институтов в сфере культуры, всего музейного сообщества и профильных общественных организаций.

Пакет музейных стандартов должен включать все основные направления музейной деятельности. Так, стандарт музейно-образовательной деятельности должен предусматривать наличие музейно-педагогических и просветительских программ не только вводящих в пространство культуры и искусства, но и обеспечивающих познавательный интерес к культуре и творческое развитие личности, и вследствие этого ориентированных на различные целевые группы посетителей.

Внедрение нормативов, регламентирующих выставочную деятельность, предусматривает:

· определение минимальных требований к дополнительным программам и услугам, предоставляемым посетителям во время реализации выставочных проектов (в зависимости от масштабов выставки и прогнозируемого числа посетителей);

· увеличение продолжительности выставочных проектов с целью оптимизации бюджета проектов при одновременном расширении образовательного компонента с целью привлечения дополнительных посетителей;

· обеспечение стандартов качества в области музейно-выставочного оборудования;

· разработку и определение стандартов качества в области экспозиционно-выставочного дизайна и выставочных технологий,

· создание паспортов безопасности выставочных помещений: стабильность музейного климата, контроль температурно-влажностного режима, системы безопасности (сигнализации) и пожаротушения.

В рекомендованный состав выставочного продукта, кроме основных составляющих – собственно выставки и ее каталога, будут включены:

· программы для публики (конкурсы, викторины, музейные занятия с детьми и другими целевыми группами посетителей);

· программы для местных сообществ (публичные лекции, дискуссии, мастер-классы, фестивали и др.);

· программы для специалистов (научно-практические конференции, круглые столы, выступления ученых, занимающихся проблемами, связанными с выставочным проектом);

· медиа-программы, предусматривающие широкое освещение выставочного проекта в СМИ, Интернете, включая социальные сети, создание ряда информационных поводов, направленных как на продвижение конкретной выставки, так и на привлечение общественного внимания к музею в целом, к его коллекциям, программам и др.

Новая модель музея «музей – культурно-образовательный универсум» в полном объеме уже представлена в крупнейших федеральных музеях (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей), а также в ведущих государственных музеях регионов. В дальнейшем она будет обогащаться и распространяться.Уже сейчас крупные музеи выполняют роль локомотивов в развитии музейного дела.Для них характерно не только выполнение всего спектра современных видов музейной деятельности, но и функционирование в качестве региональных (или профильных) научно-методических, реставрационных и консервационных центров. На базе этих музеев при оптимальном сценарии развития музейного дела в регионах будут создаваться модельные выставочные и депозитарно-реставрационные центры.

Музеи нового типа отличает коммуникативная активность, они являются участниками международных общественных организаций и межкультурных проектов, при их деятельном участии активно работают общественные организации, среди которых клубы друзей музеев. При внедрении программно-целевого метода управления музейным делом следует предусмотреть всестороннюю – организационную, финансовую и кадровую поддержку – деятельности федеральных и государственных региональных музеев по укреплению региональных музейных сетей, созданию и апробации образовательных музейных программ, подготовке выставочных и фестивальных проектов регионального и общероссийского значения.

В ряде групп музеев в силу их специфики внедрение новой модели прогнозируется в ограниченном формате.

Неполное внедрение новой модели ожидается в музеях с ограниченным доступом посетителей. К ним относятся музеи-квартиры, мемориальные кабинеты, музеи, расположенные на территории предприятий с ограниченным режимом посещения и в учебных заведениях. Такие музеи существенно ограничены в развитии всего спектра музейной деятельности, однако могут вносить значимый вклад в формировании общего музейного пространства, в том числе путем активного участия в выставочной деятельности и в информационном пространстве.

Развитие музеев данного типа следует поддерживать в тех направлениях, которые отражают их позиционирование в культурном пространстве, их специфику, а также их вклад в культурное разнообразие региона. Среди них публикация уникальных музейных предметов и коллекций, в том числе путем участия в межмузейных выставках, создания образовательных программ, мультимедийных выставок и виртуальных музеев.

Неполное внедрение новой модели характерно для многих муниципальных музеев, развитию которых препятствуют нехватка площадей и недостаточное количество сотрудников. Нередко для выхода из этой ситуации муниципальные музеи идут на выполнение дополнительных функций библиотек, клубов или даже кинотеатров. Вместе с этим появляется опасность того, что второстепенные функции вытесняют основные, и музеи «исчезают», становясь структурным подразделением библиотеки или дома культуры. Данная тенденция должна быть переломлена, а статус музея – сохранен.

Еще одной моделью «музея будущего» являются музеи-заповедники России. Это не только перспективная модель, но и важный стратегический ресурс динамичного развития музейного дела. Развитие музеев-заповедников (в т. ч. музеев-усадеб и музеев под открытым небом) является одной из «реперных» точек модернизации отрасли. В музеях-заповедниках реализуется комплексный подход к сохранению наследия в его целостности – историко-культурного и природного, материального и нематериального, движимого и недвижимого с сохранением взаимосвязей между объектами, что порождает уникальную ситуацию погружения в иную историческую эпоху и иную культуру. Благодаря деятельности музеев-заповедников возникают новые перспективы социокультурного и экономического развития регионов. При этом малые города и исторические территории в сельской местности приобретают специализацию, связанную с развитием культуры и туризма, чем обеспечивают занятость населения и увеличение поступлений в местный бюджет. Музеи-заповедники становятся градообразующими организациями, а также выполняют значимую рекреационную функцию.

В настоящее время в 56 субъектах Российской Федерации действуют около 160 музеев-заповедников и музеев-усадеб. Традиционно высокая посещаемость музеев-заповедников свидетельствует об их высочайшей востребованности. Музей-заповедник предоставляет посетителю возможности для отдыха и игровой деятельности, для занятия разными видами научной и творческой работы, участия в образовательных и культурно-просветительных программах. Действующие музеи-заповедники как прообраз «музея будущего» должны находить поддержку своей деятельности на местном, региональном и федеральном уровнях.

В период до 2030 года должна быть решена задача по укреплению и расширению отечественной системы музеев-заповедников, которая с включением исторических городов и разнообразных достопримечательных мест станет основой культурного каркаса России. Для этого необходима реализация стратегии формирования сети новых музеев-заповедников, которая будет опираться на научно-проработанное культурно-ландшафтное районирование территории России. В каждом регионе должна быть сформирована своя система перспективных охраняемых территорий с наиболее ценными объектами культурного наследия, раскрывающая особенности историко-культурного развития региона и его этнокультуру, региональное нематериальное наследие. Разветвленная система музеев-заповедников на базе исторических территорий разных типов (исторические города, сельские поселения, усадьбы, поля битв, исторические пути и дороги, исторические производственные, этно-экологические, археологические территории и пр.) обеспечит эффективное использование историко-культурных и природных ресурсов.

В современной ситуации актуально создание нормативно-правовых и организационных условий для укрепления и динамичного развития сети музеев-заповедников и системы ее мониторинга в общероссийском масштабе.

В регионах со значительной концентрацией объектов историко-культурного наследия экономически выгодным становится развитие музеев-заповедников кластерного типа, представляющих систему достопримечательных мест.

Теоретически обоснованная необходимость комплексного подхода к использованию культурных и природных ресурсов должна перейти в практическое русло. Создание развитой музейной инфраструктуры в наиболее востребованных музеях-заповедниках (навигация, обустроенные маршруты, триада – питание-рекреация-размещение, а также сувенирная продукция) позволит не только увеличить посещаемость, но и осуществлять регулирование антропогенных нагрузок на культурные и природные комплексы.

Музеи-заповедники в настоящее время наиболее подготовлены к апробации модельных проектов по применению в музейном деле технологий государственно-частного партнерства (ГЧП), социального маркетинга и культурных индустрий.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.