Психодиагностические возможности методики предельных смыслов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Психодиагностические возможности методики предельных смыслов

2017-12-22 778
Психодиагностические возможности методики предельных смыслов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методики, выборка и организация исследования.

Конструктная валидность МПС определялась по отношению к следующим методикам.

Методика исследования смысла жизни П. Иберсола (Ebersole, De Vogler, 1981) представляет собой прямой вопрос: "Что является главным смыслом Вашей жизни в настоящее время? Если Вы чувствуете, что настоящий момент Ваша жизнь не имеет смысла, то напишите, как Bы утратили этот смысл и почему Вам кажется, что его нет. Приведите пример из Вашей жизни, который позволил бы лучше понять Ваш смысл жизни (или отсутствие смысла)". Категории, использованные при классификации2 полученных данных: Саморазвитие ("Реализовать максимально свои возможности, способности, себя как личность, согласно своим ценностям"); Польза ("Принести максимум полезного себе, близким и обществу"); Семья ("Я живу ради своей дочери"); Движение к Богу ("Обрести полноту общения с Богом"); Понимание ("Уяснить для себя, в чем смысл"); Достижение ("Занять определенное место в обществе"); Любимая работа ("У меня нет времени рассуждать о смысле жизни, так как все время уходит на то, чтобы писать музыку"); Процесс жизни ("Жить самой и дать самостоятельно жить другим"). Другое ("Сдать экзамены и курсовые вовремя и без проблем").

Тест смысложизненных ориентации (СЖО) — адаптированная вересия теста "Цель в жизни" Дж. Крамбо и Л. Махолика, разработанного на основе концепции В. Франкла (Леонтьев, 1992). Наряду с общим показателем осмысленности жизни методика включает пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля: цели в жизни; процесс жизни (или интерес и эмоциональная насыщенность жизни); результативность жизни (или удовлетворенность самореализацией); локус контроля — Я (Я -— хозяин жизни); локус контроля — жизнь (или управляемость жизни).

Метод мотивационной индукции (МИМ) Ж. Нюттена направлен на диагностику основных мотивационных стремлений и представляет собой перечень из 40 незаконченных предложений, касающихся предполагаемых целей и желаний. Испытуемому предлагается закончить предложени стараясь писать первое, что приходит в голову.

Обработка протоколов позволяет отнести ответы испытуемых к одному из 10 основных категорий, отражающих содержание мотивации:

S — некоторый аспект личности самого субъекта, всякая активность субъекта по отношению к самому себе, саморазвитие ("Я работаю над своими недостатками", "Я принял решение жить самостоятельно");

 

Мы опирались на классификацию П. Иберсола, однако некоторые категории пришлось уточнить и заменить.

С. 56

 

 

R — всякая активность, направленная на выполнение чего-либо: активность в целом, профессиональная деятельность, обучение ("Я готов­люсь к экзамену по английскому", "Я хочу найти любимую работу");

С — все, что включает социальные контакты ("Когда-нибудь я выйду замуж и рожу детей"), в том числе С1 — мотивация, сформулированная для третьего лица ("Я мечтаю о том, что мои ученики станут выдающимися математиками", "Мне очень понравилось бы, если бы мои друзья устроили мне шумный праздник");

Е — активность в связи с получением информации, знания, исследова­нием ("Мое большое желание — это посмотреть, какая жизнь будет в дальнейшем будущем");

Т — мотивация, связанная с религиозными и трансцендентальными ценностями ("Я надеюсь на Бога", "У меня сильное стремление к жизни");

Р — все, что связано с желанием обладать чем-то ("Я определенно хочу завести собаку");

L — активность, связанная с отдыхом, досугом ("Я мечтаю о том, что поеду на море и буду лежать на пустынном песчаном пляже", "Я ужасно хочу спать");

Tt — все ответы, касающиеся проводимого теста ("Я ужасно хочу поскорее закончить этот тест");

U — неклассифицируемые и некстати данные ответы ("Я ожидаю неизвестного", "Я ничего не хочу любой ценой").

Закодированные таким образом ответы испытуемых суммируются. Анализ полученных данных позволяет судить о сфере потребностей, ценностных ориентациях, идеалах испытуемых.

Полученный в ходе работы с этой методикой материал позволяет выявить также временную перспективу устремлений испытуемых. С этой целью использовался упрощенный (по сравнению с более подробной сеткой исходной методики) "ключ" для оценки ответов с точки зрения локализации целей во времени. Для формализации ответов использовались следующие категории:

П — прошлое ("Я сожалею о допущенных ошибках");

Н — настоящее (включает в себя настоящий момент, а также то, чем испытуемый занимается в настоящее время и будет делать это в течение какого-то конечного периода времени: "Я работаю над статьей по вопросу совершенствования управления предприятием");

Б — будущее ("Я желаю как можно скорее пойти в отпуск", "Я сделаю все возможное, чтобы реализовать свои планы");

Ж — жизнь (испытуемый называет какие-то умения, навыки или ценности, которые могут быть свойственны человеку в течение всей жизни или являются объектом его мечтаний также на протяжении жизни: "Я ужасно хочу уметь петь", "Я желаю благополучия и здоровья моим близким").

В исследовании половозрастных различий по МПС приняли участие 40 человек со средним, неоконченным высшим или высшим образованием: 10 женщин 22—27 лет, 10 женщин 50—60 лет, 10 мужчин 21 —26 лет и 10 мужчин 50—62 лет.

 

С. 57

 

 

В исследовании, направленном на проверку индивидуальной ycтойчивости смысловой структуры мировоззрения по данным MПС приняли участие 30 мужчин и женщин из состава первой выборки возрасте 22-62 лет.

В исследовании связей особенностей смысловой структуры мировоззрения с осмысленностью жизни, типом жизненных смыслов содержанием мотивации с использованием всех четырех методик участвовало 27 мужчин и женщин из состава первой выборки в возрасте 22—60 лет.

Исследование ретестовой надежности МПС с интервалом между тестированиями в 2-3 недели проводилось на другой выборке из 25 мужчин и женщин 18—70 лет с разными уровнями образования. В первой серии (февраль — май 1996 г.) испытуемые отвечали н вопросы МПС (ответы-протоколировались); во второй серии (февраль — апрель 1997 г.) те же испытуемые вновь отвечали на вопросв МПС, а затем письменно заполняли бланки методик Иберсола МИМ и СЖО. Ретестовое исследование с интервалом в 2-3 недели проводилось в январе — марте 1998 г. на второй выборке.

Все вычисления производились на компьютере с использованием статистической программы "Stadia", составленной А. Кулаичевым. Для выявления корреляций количественных индикаторов МПС с показателями МИМ и СЖО использовался коэффициент Спирмена. Сравнение количественных показателей МПС по разным группа испытуемых, а также ретестовые сравнения проводились одновременно по критерию ранговых сумм Уилкоксона для парных данных и по критерию знаков.

Результаты

1. Ретестовая надежность (интервал 2—3 недели). Как видно из табл. 1, показатели СДЦ, Пр., ИР и ИН проявили стабильность во времени. Относительно стабильны также УК, Св. и ИД, так как различия по этим показателям выявляет только критерий Уилкоксона. Наиболее подверженным изменению оказался только показатель

Таблица 1.

С. 60

 

вать планы, отвечать не только за собственную жизнь, но и за жизнь других людей. Структурные показатели МПС не обнаруживают ка­ких-либо значимых корреляций со шкалами СЖО.

На основании приведенных данных мы делаем вывод, что МПС выдержала проверку на конструктную валидность и ретестовую на­дежность.

Таблица 4

С. 64

 

 

щим смысл своей жизни в семейных ценностях, в заботе о другом человеке. Значение ИН у них намного превышает значение этого показателя у испытуемых, ориентирующихся на саморазвитие или принесение пользы окружающим.

Индекс децентрации соответствует тому, в какой степени челове­ку свойственно рассматривать свою жизнь в контексте жизни других людей. Человеку с высоким ИД свойственно соотносить свои намере­ния и действия с интересами других людей (С+; С1+), ему присуще представление о себе как о сильной личности, несущей ответствен­ность за свою жизнь, обладающей свободой выбора (ЛК—Я+), а также убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь (ЛК—Ж+). В качестве осознаваемого смысла жизни такие испытуемые чаще всего называют смысловые ориентации, которые можно объединить категорией "саморазвитие", что соответствует их представлению о себе как о человеке, способном достигать намеченных целей, влиять на ход своей жизни, а значит, преобразовывать и собственную личность. Обращает на себя внимание тот факт, что структура мировоззренческих представлений отличается у этих ис­пытуемых большей связностью и продуктивностью по сравнению с двумя другими группами испытуемых, выделенными на основе мето­да Иберсола. Это означает, что действия этих испытуемых подчиня­ются наиболее сложной иерархии смысловых образований, носят полимотивированный характер. У этих испытуемых в значительной степени выражена потребность в познании, о чем свидетельствует наличие значимой корреляции между Пр. (МПС) и категорией "по­знавательная мотивация" (МИМ). При этом количество осознавае­мых смыслов действий, вербализуемых испытуемыми, никак, оче­видно, не связано со степенью осмысленности жизни, так как пока­затели Пр. и СДЦ не коррелируют ни с одной из шкал теста СЖО.

Сравнительный анализ по показателям МПС трех групп испыту­емых, выделенных при помощи метода Иберсола, позволяет дать им следующую характеристику. В целом мировоззрение испытуемых, ориентирующихся в своих смысложизнениых устремлениях на само­развитие, отличается наибольшей структурированностью и связно­стью (ПК+; УК+; Св.+), такие испытуемые более продуктивны в нахождении промежуточных смыслов своих действий (Пр.+; СДЦ+), им свойственна активная (ИН-) и просоциальная (ИД+) мировоз­зренческая позиция. Ориентация на семейные ценности сочетается с гомеостатической моделью поведения: с боязнью перемен (ИН+) и преобладанием рефлексивных процессов над практической деятельностью (ИР+). У таких испытуемых ограничен перечень предельных смыслов, которым подчиняется жизнедеятельность (ПК-), а также узловых смыслов (УК-). Наглядно это проявляется в том, что структура мировоззрения представляет собой весьма ограниченное количество связанных друг с другом смысловых цепочек. Ориентация

 

 

С. 65

 

на принесение пользы наиболее связана с практическим осуществлением целей (ИР-). Наблюдается рассогласование между заявляема испытуемыми группы "польза" ориентацией на других людей (все их высказывания касаются принесения пользы окружающим, а не себе) и результатами МПС, свидетельствующими об эгоцентрической позиции (ИД-). На первый взгляд это может показаться парадоксальным, однако известно, что на уровне зрелой, развитой личности дихотомия эгоизма и альтруизма преодолевается и снимается, направленность на свое развитие не противоречит, а, напротив положительно коррелирует с учетом интересов других людей (Маслоу, 1998).

Что касается результатов исследования половозрастных различий индивидуальной устойчивости смысловой структуры мировоззрения, то мы решили делать выводы о тех или иных различиях только в том случае, если эти различия выявлены по двум критери одновременно. Таким образом, можно утверждать следующее:

— прослеживается тенденция к большей связности мировоззренческих представлений у женщин;

— в среднем женщины называют больше предельных категорий в сочетании с хорошей связностью. Это позволяет сделать вывод, что женщины более успешны в нахождении предельных оснований человеческих (в том числе своих собственных) действий;

— женщинам в большей мере, чем мужчинам, свойственно рассматривать свою жизнь в контексте жизни других людей и взаимосвязи с ними, т.е. соотносить свои намерения и действия с интересами других людей;

— люди 50—60-летнего возраста находят больше предельных оснований для своих действий, а более молодые — больше npoмежуточных смыслов. Структура мировоззренческих представлений у молодых людей более связна;

— люди 50—60-летнего возраста проявляют большую степень центрации, чем молодые, что закономерно. Специфика жизненной ситуации состоит в том, что, во-первых, у многих уже есть не только дети, но и внуки, во-вторых, в этом возрасте люди выходят или готовятся в выходу на пенсию. Психологи, занимающиеся проблемой осмысленности жизни на поздних этапах, отмечают у многих лиц, достигших пенсионного возраста, утрату общественно или личностно значимых целей, приводит к интеграции "своей личной жизненной перспективы с жизнью детей" (Панина, 1987).

Результаты нашего исследования подтверждают также сделанный ранее вывод о том, что удельный вес рефлексивных и негативных категорий в норме обычно колеблется около 10% (Леонтьев, Бузин, 1992). Можно с уверенностью утверждать, что доля рефлексивных и негативных категорий, присутствующих в смысловой структуре ми-

 

С. 66

 

ровоззрения, инвариантна для всех взрослых психически здоровых дюдей.

Выводы

1. МПС обладает удовлетворительными показателями ретестовой надежности и хорошей валидностью. Конвергентная валидность под­тверждается корреляциями содержательных индикаторов МПС с ка-гегориями МИМ, отражающими содержание мотивационных устремлений личности. Конструктная валидность индикаторов МПС демонстрируется их связями с различными составляющими смысла жизни, а также с категориями, характеризующими временную перспективу устремлений испытуемых. В результате анализа этих связей подтверждено, что интерпретации индикаторов МПС, предложенные автором методики, имеют реальные основания. Вместе с тем МПС обладает и хорошей дискриминантной валидностью. Показатели, выявляемые при помощи МПС, отличаются от показателей других психодиагностических методик. МПС способна к выявлению тех аспектов смысловой сферы личности, которые не могут быть измерены при помощи МИМ: степени выраженности сознательной регуляции деятельности и особенностей структурной организации мировоззренческих представлений личности.

2. Имеются основания для вывода об устойчивости индивидуальной смысловой структуры мировоззрения во времени. Вместе с тем в той части исследования остались неясности. Непонятен, в частности, тот факт, что проверку временем не выдержал индекс рефлек­сивности, что противоречит другим результатам нашего исследования. Также отмечена тенденция к снижению многих других показателей. Однако нельзя с достаточной степенью достоверности опрсделить, чем это вызвано, так как некоторые показатели проявили аналогичную тенденцию в краткосрочном ретестовом исследовании, что позволяет выдвинуть предположение, что на некоторые индексы МПС влияют какие-то ситуативные факторы, над устранением кото­рых предстоит поработать.

3. У испытуемых разного пола и возраста наблюдаются достовер­ные различия в смысловой организации мировоззрения.

В ходе исследования был получен дополнительный результат, а именно выявлены различия смысловой структуры мировоззрения у людей с разным вербально формулируемым смыслом жизни. На основании данных, полученных по всем четырем методикам, нами были составлены своеобразные психологические портреты испытуе­мых, различающихся по тем или иным показателям МПС.

Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать, что МПС не только оправдывает себя как самостоятельный психодиагностический инструмент, но и может рекомендоваться в качестве ценного дополнительного источника информации в сочета­нии с другими методами.

С. 67

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения //Психол. журн. 1997. Т. 18. № 2.

2. Леонтьев Д.А. Метод исследования смысловых связей в структуре образа мира //Экспериментальные методы исследования личности в коллективе: Тезисы Всес. научно-методической конференции /Под ред. А. Петровского, В. А. Петровского. Ч. 1. Даугавпилс, 1985.

3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М., 1992.

4. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (методическое руководство). М., 1998.

5. Леонтьев Д.А., Бузин В.Н. Особенности смысловой структуры мировозрения при хроническом алкоголизме //Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1992. № 3.

6. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1998.

7. Панина А.Н. Особенности отношения кжизни на поздних этап, жизненного пути //Жизненный путь личности. Киев, 1987.

8. Попогребский А.П. Влияние инфаркта миокарда на смысловую сферу человека //Психол. журн. 1998. Т. 19. № 5.

9. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

10. Ebersole P., De Vogler K.L Meaning in life: category self-ratings //J. of Psychol. 1981. Vol. 107.

 

Поступила в редакцию 25. 08. 98

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕДЕЛЬНЫХ СМЫСЛОВ

В методике предельных смыслов (МПС — автор Д. А. Леонтьев) реализован сравнительно новый методический прием изучения динамических смысловых систем сознания через их отражение в индивидуальном мировоззрении (Леонтьев, 1985; Леонтьев, Бузин, 1992).

Процедура МПС имеет вид структурированного диалога с испытуемым, где каждый вопрос, задаваемый экспериментатором, начи­нается со слова "зачем". Ответ испытуемого должен соответствовать вопросу, т.е. начинаться с "чтобы", но не с "потому что". Первый вопрос обычно имеет отношение к каким-либо повседневным заняти­ям (например: "Зачем люди смотрят телевизор?"). Испытуемый может дать несколько ответов: "Чтобы отдохнуть", "Чтобы знать, что происходит вокруг", "Чтобы не думать". Записав все ответы, экспериментатор спрашивает: "А зачем людям отдыхать?" — "Что­бы восстановить силы". — "А зачем восстанавливать силы?" — "Чтобы успешнее трудиться". — "А зачем успешнее трудиться?" и т.д. Словесные формулировки, данные в ответ на вопрос "зачем?", мы называем смысловыми категориями (например, в вышеприведен­ном диалоге это: "отдыхать", "не думать", "знать, что происходит", "восстанавливать силы" и т.д.). В каждом последующем вопросе фигурирует категория, данная испытуемым в ответ на предыдущий вопрос. Цепь кончается при выявлении категории, смысл которой испытуемый уже не в состоянии раскрыть иначе как с помощью тавтологии ("Жить чтобы жить") или ссылки на природу человека, устройство мира и т.п. (Подробнее о методической процедуре см.: Леонтьев, 1998.) По результатам беседы строится граф (древо) смысловых категорий, в вершине которого находятся предельные смыслы. Обработка ведется посредством структурного, содержательного и проективного анализа.

Структура индивидуального смыслового древа описывается с помощью следующих количественных индикаторов:

1. Количество предельных категорий (ПК).

2. Количество узловых категорий (УК), т.е. категорий, фигурирующих как ответы на два или более вопросов "зачем", что на графе

 

С. 53

 

 

выгладит как разветвление смысловых связей от данной категорииЯ вниз на несколько цепочек,

3. Индекс связности (Св.) полученной структуры — отношение УК к ПК. Очевидно, что минимальное значение этого индекса (0); будет соответствовать отсутствию УК, т.е. наличию нескольких изолированных друг от друга линейных цепей; большие значения — обильно ветвящейся древовидной структуре.

4. Средняя длина цепей (СДЦ) — среднее арифметическое длинны всех цепей (с учетом всех разветвлений) от исходных к предельным категориям.

5. Продуктивность (Пр.) — отношение количества неповторяющихся категорий к количеству исходных категорий.

Структурные индикаторы в совокупности отражают степень зрелости и развитости индивидуального мировоззрения. Сформированное мировоззрение отличается, в частности, большим количеством узловых категорий и соответственно большей связностью, большей средней длиной цепей и более высокой продуктивностью.

С помощью содержательного анализа в протоколе выявляется сравнительная частота встречаемости тех или иных типов категориий. Выделены (Леонтьев, Бузин, 1992) три специфических типа категорий и три соответствующих им контент-аналитических индикатора.

А. Индекс децентрации (ИД) — удельный вес категорий, субъектом действия в которых выступают другие люди ("Чтобы потомка помнили", "Чтобы дети жили лучше", "Чтобы близкие не страдал и т. п.). Наличие категорий такого рода интерпретируется как свидетельство того, что испытуемый рассматривает свою жизнь в контсг сте жизни других людей и во взаимосвязи с ними.

Б. Индекс рефлексивности (ИР) — удельный вес категорий, описывающих не практическое действие, а те или иные психический акты в широком смысле слова — как собственно интеллектуально рефлексивные (знать, понимать, сознавать), так и непосредственнд чувственные (чувствовать, ощущать, помнить, не забывать). Например: "Чтобы ощущать себя в безопасности", "Чтобы знать, что происходит вокруг", "Чтобы начальство ценило" и т.п. Наличие категорий такого типа интерпретируется как развитость внутренне мира, осознанность собственного ментального функционирования, отсутствие — как симптом нарушения регуляторных функций сознания по отношению к практической деятельности.

В. Индекс негативности (ИН) — удельный вес категорий, выражающих прямое отрицание ("Чтобы не опасаться будущего", "Что бы близкие не страдали", "Чтобы не остаться одному"). При этом мы не относим к негативным категории, в которых отрицание выражено грамматически, хотя по смыслу оно может и присутствовать: "Чтобы избежать трудностей", "Чтобы минимизировать актив-

 

C. 54

 

 

ность". ИН отражает, на наш взгляд, гомеостатическую ориентацию личности.

Проективный анализ позволяет содержательно интерпретировать полученные дендрограммы с точки зрения отражения в них глубинных личностных особенностей смысловой сферы испытуемых. Насколько можно судить по прямым оценкам и косвенно выраженному отношению испытуемых к методике, эта информация действительно характеризует некоторые основополагающие паттерны мировоззрения и личности.

Исследовательская ценность МПС была выявлена при сравнении результатов различных групп испытуемых, среди которых: олигофрены, хронические алкоголики, лица, перенесшие инфаркт миокарда, несовершеннолетние правонарушители, находящиеся под следствием, а также контрольные здоровые респонденты (Леонтьев, Бузин, 1992; Васильева, 1997; Попогребский, 1998). Вместе с тем, несмотря на хорошую внешнюю валидность и результативность МПС, неподтвержденными оставались ее основные формальные характеристики как психодиагностического инструмента. Конечно, стандартные психометрические требования надежности, валидности и репрезентативности применимы к МПС весьма условно, с большими оговорками и ограничениями. Понятие репрезентативности практически неприменимо, ибо методика построена не на статистической, а на феноменологической основе. Не имеет смысла и критерий надежности-согласованности, поскольку МПС не делится на элементарные задания или пункты. Из критериев валидности применим, по-видимому, только критерий конструктной валидности, на который и опирались авторы упомянутых эмпирических исследований. Попытка выявить корреляции МПС с рядом традиционных по структуре опросниковых методов диагностики вершинных качеств личности (Калашников, 1991)1 практически не дала результатов, по-видимому, в силу принципиально разной природы переменных, улавливаемых этими опросниковыми методами, с одной стороны, и МПС — с другой.

Тем не менее мы предприняли попытку максимально полно выявить психодиагностические возможности МПС, имея при этом в виду, что о надежности и валидности правомерно говорить не столько по отношению к методике в целом, сколько по отношению к каждому из используемых диагностических показателей по отдельности.

Задачи исследования: 1) определить надежность-устойчивость МПС на временных интервалах 2—3 недели и 1 год; 2) определить

Калашников М.0. Мировоззрение и смысл жизни. Дипл. раб., МГУ, ф-т психологии, 1991.

С. 55

 

 

конструктную валидность МПС по отношению к ряду методик вершинной диагностики личности; 3) выявить половые различия по данным МПС; 4) выявить различия по данным МПС между возрастными группами 20—30 и 50—60 лет.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.