Методики, выборка и организация исследования . — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Методики, выборка и организация исследования .

2017-12-22 250
Методики, выборка и организация исследования . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конструктная валидность МПС определялась по отношению к следующим методикам.

Методика исследования смысла жизни П. Иберсола (Ebersole, De Vogler, 1981) представляет собой прямой вопрос: "Что является главным смыслом Вашей жизни в настоящее время? Если Вы чувствуете, что настоящий момент Ваша жизнь не имеет смысла, то напишите, как Bы утратили этот смысл и почему Вам кажется, что его нет. Приведите пример из Вашей жизни, который позволил бы лучше понять Ваш смысл жизни (или отсутствие смысла)". Категории, использованные при классификации2 полученных данных: Саморазвитие ("Реализовать максимально свои возможности, способности, себя как личность, согласно своим ценностям"); Польза ("Принести максимум полезного себе, близким и обществу"); Семья ("Я живу ради своей дочери"); Движение к Богу ("Обрести полноту общения с Богом"); Понимание ("Уяснить для себя, в чем смысл"); Достижение ("Занять определенное место в обществе"); Любимая работа ("У меня нет времени рассуждать о смысле жизни, так как все время уходит на то, чтобы писать музыку"); Процесс жизни ("Жить самой и дать самостоятельно жить другим"). Другое ("Сдать экзамены и курсовые вовремя и без проблем").

Тест смысложизненных ориентации (СЖО) — адаптированная вересия теста "Цель в жизни" Дж. Крамбо и Л. Махолика, разработанного на основе концепции В. Франкла (Леонтьев, 1992). Наряду с общим показателем осмысленности жизни методика включает пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля: цели в жизни; процесс жизни (или интерес и эмоциональная насыщенность жизни); результативность жизни (или удовлетворенность самореализацией); локус контроля — Я (Я -— хозяин жизни); локус контроля — жизнь (или управляемость жизни).

Метод мотивационной индукции (МИМ) Ж. Нюттена направлен на диагностику основных мотивационных стремлений и представляет собой перечень из 40 незаконченных предложений, касающихся предполагаемых целей и желаний. Испытуемому предлагается закончить предложени стараясь писать первое, что приходит в голову.

Обработка протоколов позволяет отнести ответы испытуемых к одному из 10 основных категорий, отражающих содержание мотивации:

S — некоторый аспект личности самого субъекта, всякая активность субъекта по отношению к самому себе, саморазвитие ("Я работаю над своими недостатками", "Я принял решение жить самостоятельно");

 

Мы опирались на классификацию П. Иберсола, однако некоторые категории пришлось уточнить и заменить.

С. 56

 

 

R — всякая активность, направленная на выполнение чего-либо: активность в целом, профессиональная деятельность, обучение ("Я готов­люсь к экзамену по английскому", "Я хочу найти любимую работу");

С — все, что включает социальные контакты ("Когда-нибудь я выйду замуж и рожу детей"), в том числе С1 — мотивация, сформулированная для третьего лица ("Я мечтаю о том, что мои ученики станут выдающимися математиками", "Мне очень понравилось бы, если бы мои друзья устроили мне шумный праздник");

Е — активность в связи с получением информации, знания, исследова­нием ("Мое большое желание — это посмотреть, какая жизнь будет в дальнейшем будущем");

Т — мотивация, связанная с религиозными и трансцендентальными ценностями ("Я надеюсь на Бога", "У меня сильное стремление к жизни");

Р — все, что связано с желанием обладать чем-то ("Я определенно хочу завести собаку");

L — активность, связанная с отдыхом, досугом ("Я мечтаю о том, что поеду на море и буду лежать на пустынном песчаном пляже", "Я ужасно хочу спать");

Tt — все ответы, касающиеся проводимого теста ("Я ужасно хочу поскорее закончить этот тест");

U — неклассифицируемые и некстати данные ответы ("Я ожидаю неизвестного", "Я ничего не хочу любой ценой").

Закодированные таким образом ответы испытуемых суммируются. Анализ полученных данных позволяет судить о сфере потребностей, ценностных ориентациях, идеалах испытуемых.

Полученный в ходе работы с этой методикой материал позволяет выявить также временную перспективу устремлений испытуемых. С этой целью использовался упрощенный (по сравнению с более подробной сеткой исходной методики) "ключ" для оценки ответов с точки зрения локализации целей во времени. Для формализации ответов использовались следующие категории:

П — прошлое ("Я сожалею о допущенных ошибках");

Н — настоящее (включает в себя настоящий момент, а также то, чем испытуемый занимается в настоящее время и будет делать это в течение какого-то конечного периода времени: "Я работаю над статьей по вопросу совершенствования управления предприятием");

Б — будущее ("Я желаю как можно скорее пойти в отпуск", "Я сделаю все возможное, чтобы реализовать свои планы");

Ж — жизнь (испытуемый называет какие-то умения, навыки или ценности, которые могут быть свойственны человеку в течение всей жизни или являются объектом его мечтаний также на протяжении жизни: "Я ужасно хочу уметь петь", "Я желаю благополучия и здоровья моим близким").

В исследовании половозрастных различий по МПС приняли участие 40 человек со средним, неоконченным высшим или высшим образованием: 10 женщин 22—27 лет, 10 женщин 50—60 лет, 10 мужчин 21 —26 лет и 10 мужчин 50—62 лет.

 

С. 57

 

 

В исследовании, направленном на проверку индивидуальной ycтойчивости смысловой структуры мировоззрения по данным MПС приняли участие 30 мужчин и женщин из состава первой выборки возрасте 22-62 лет.

В исследовании связей особенностей смысловой структуры мировоззрения с осмысленностью жизни, типом жизненных смыслов содержанием мотивации с использованием всех четырех методик участвовало 27 мужчин и женщин из состава первой выборки в возрасте 22—60 лет.

Исследование ретестовой надежности МПС с интервалом между тестированиями в 2-3 недели проводилось на другой выборке из 25 мужчин и женщин 18—70 лет с разными уровнями образования. В первой серии (февраль — май 1996 г.) испытуемые отвечали н вопросы МПС (ответы-протоколировались); во второй серии (февраль — апрель 1997 г.) те же испытуемые вновь отвечали на вопросв МПС, а затем письменно заполняли бланки методик Иберсола МИМ и СЖО. Ретестовое исследование с интервалом в 2-3 недели проводилось в январе — марте 1998 г. на второй выборке.

Все вычисления производились на компьютере с использованием статистической программы "Stadia", составленной А. Кулаичевым. Для выявления корреляций количественных индикаторов МПС с показателями МИМ и СЖО использовался коэффициент Спирмена. Сравнение количественных показателей МПС по разным группа испытуемых, а также ретестовые сравнения проводились одновременно по критерию ранговых сумм Уилкоксона для парных данных и по критерию знаков.

Результаты

1. Ретестовая надежность (интервал 2—3 недели). Как видно из табл. 1, показатели СДЦ, Пр., ИР и ИН проявили стабильность во времени. Относительно стабильны также УК, Св. и ИД, так как различия по этим показателям выявляет только критерий Уилкоксона. Наиболее подверженным изменению оказался только показатель

Таблица 1.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.