История мировой философской традиции — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История мировой философской традиции

2017-12-21 193
История мировой философской традиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие положения и рекомендации по использованию материалов

Введение

История мировой философской традиции

Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в социокультурном опыте человечества. Особенности и структура философского знания.

Тема 2. Философия Древнего Востока.

Тема 3. Античная философия и философская мысль средневековья

Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Тема 5. Философия эпохи Просвещения. Немецкая классическая философия.

Тема 6. Философские учения современности

Тема 7. Русская философская традиция: история и современность.

Теоретические и прикладные основы философского знания

Тема 8. Учение о бытии и философская картина мира

Тема 9. Гносеология

Тема 10. Социальная философия

Тема 11. Философская антропология

Тема 12. Философское учение о ценностях

Тема 13. Философия науки и теоретическая методология

Тема 14. Методология гуманитарного знания

Тема 15. Философские основания права и управления

Заключение

Перечень вопросов по курсу

Общие положения и рекомендации по использованию материалов

Слово «философия» взято из древнегреческого языка. Оно образовано из двух слов phileo – люблю и sophia – мудрость, то есть люблю мудрость или, иначе, любомудрие, люблю мудрствовать. Этот термин известен с VII века до н.э. Но это не просто обозначение любви к мудрости. Философия – это сама мудрость. Всякое ли знание является мудростью? Нет. Мудрость – это знания, соотнесенные с ценностями, позволяющие верно ценить мир, человека, правильно строить отношение человека к миру, осознавать и выделять систему ценностей, на основе чего осуществляется выбор и предпочтение в повседневной и профессиональной деятельности.

Специфика философских знаний определяет и характер функций философии, ее место и роль в духовной жизни общества. К числу важнейших общественных функций относится мировоззренческая функция философии. Кроме того, философия играет важную воспитательную роль, значительно способствуя духовному развитию личности. Она приобщает ее к общей человеческой культуре; формирует и развивает основы, навыки и культуру теоретического мышления, теоретического осмысления действительности.

Основной целью изучения курса «Философия» является формирование у студентов научного мировоззрения, методологической культуры, духовного мира личности будущего специалиста в области юриспруденции и менеджмента на основе достижений мировой философской мысли, отечественных ценностей и традиций.

В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:

- сущность и содержание основных исторических типов философского знания, их развитие;

- основные философские школы, их основных представителей, внутреннюю логику развития философского знания;

- основные принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества и человека;

- закономерности, особенности, принципы познавательной деятельности, логику развития познавательных парадигм;

 

Данное пособие рекомендуется использовать в качестве рабочей тетради по философии.

Тема 1. Предмет философии. Место и роль философии в социокультурном опыте человечества. Особенности и структура философского знания

Вопросы:

1. Предмет философии. Структура философского знания.

2. Мировоззрение и философия. Исторические типы мировоззрения.

3.Основ­ные направления философии: материализм и идеализм. Функции философии.

 

Тема 2. Философия Древнего Востока.

Вопросы:

1. Особенности развития древневосточной философской традиции

2. Философия древней Индии

3. Философия древнего Китая

 

Философия древней Индии

Индийская философия берет свое начало от священных книг древних индийцев, называемых Ведами (приблизительно середина II тыс. до н.э.) Веды укоренены в культуре народа и берут там свое начало. Означающие в переводе с санскрита "видение" или "знание".

Самой ранней по времени и главной по значению Ведой является "Ригведа", состоящая из десяти книг - гимнов. Гимны Ригведы - своеобразные обращения к богам, их восхваление, просьбы, описание жертв, приносимых богам. "Ригведа" включает в себя концепцию структуры Космоса, модель мира, в которой боги не вечны, они меняются в зависимости от человека.

Можно сказать, что главной целью индийской философии является достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это блаженство означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо.

Для джайнизма, как и брахманизма, характерна направленность на индивида, личность. Однако в джайнизме больше элементов рационализма. Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Джайнизм отрицает святость Вед, решающее влияние богов на судьбы людей и т.д. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Сущность личности двояка: она одновременно материальна и духовна.

Все эти идеи нашли своеобразное отражение в буддизме – религиозно-философской концепции, которая возникла в VI-V вв. до н.э. Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге.

Философия древнего Китая

В Китае формирование предфилософско-мифологических представлений прослеживается вплоть до XVIII в. до н.э. и проходит несколько этапов, пока не возникают философские системы Конфуция, Лао-цзы и других мыслителей. Собственно философская традиция восходит к VI в. до н.э., когда появляется учение Кун Фуцзы, известного в Европе как Конфуций.

Центральной, системообразующей идеей учения Конфуция выступает "жэнь", или гуманность, человеколюбие. Для Конфуция "жэнь" - это показатель истинно человеческого в человеке, естественное, инстинктивное чувство, обогащенное культурой. " Конфуций придавал большое значение поведенческим нормам, через которые должны быть реализованы эти отношения. Стратегическая цель учения Конфуция - не только воспитание совершенной личности, но и совершенствование управления государством.

Согласно концепции другого выдающегося китайского философа Лао-цзы, основополагающей категорией выступает дао. Эта концепция лежит в основе философии даосизма. Дао, согласно Лао-цзы, "пусто, но в применении неисчерпаемо". Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос о причинах появления дао не ставится. Оно невыразимо словами. В нем начало неба и земли. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Идеи Лао-цзы некоторые последующие авторы противопоставляли идеям Конфуция, доказывая, что принятие обществом жестко определенной системы этических норм конфуцианства свидетельствует о наличии в этой этической системе проблем, которых она не может разрешить.

Китайская философия даже не ставила вопрос о познании первосущего самого по себе, вне и независимо от познающего субъекта. Задача сводилась к единобытию с миром, достижению гармонии с Космосом, проникновению в подлинную реальность небытия через бытие.

В целом, для китайского типа философствования важны образность, метафоричность и интуитивность, вызванные указанными выше особенностями, поскольку целое, единство бытия и небытия нельзя постичь наблюдениями или с помощью науки.

Для заметок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Основные идеи Возрождения

1. Христианское вероучение дополняется философскими идеями античности.

2. Сформирован основной принцип антропоцентризма - человек всесторонне развитый, деятельный, в определенном смысле равновеликий Богу становится центром мира и нравственным идеалом.

3. Мыслители сосредоточены на решении моральных и социальных проблем.

4. Набирает силу антиклерикализм.

Данте Алигьери (1265 - 1320) - поэт, вдохновитель гуманистического движения, автор «Божественной комедии»:

во-первых, пытается по-новому переосмыслить характер отношений Бога и человека:

а) божественное и человеческое существуют в единстве;

б) Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека;

в) существование человека обусловлено с одной стороны Богом, с другой - природой.

Во-вторых, человек есть продукт реализации возможностей собственного разума;

В-третьих, человеческое существование подчинено его разуму.

Николай Кребс (Кузанский) выступает за изучение естественных наук, отстаивает рациональное знание и невмешательство религии в эту сферу деятельности человека. Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма.

Мыслитель утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован - абсолютный максимум, а мир - ограниченный максимум.

а) Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога;

б) Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного;

в) сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует об единстве мира.

Мишель де Монтень (1533-1592) часто прибегает к авторитету античных мыслителей, свободно и часто их цитирует, но характер ссылок говорит, что слепого преклонения Монтень не испытывает ни перед античными мудрецами, ни перед современными мыслителями. Главный авторитет для него - разум человека. Все, что относится к природе, — дело разума, все, что относится к религии,–дело веры. Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума.

Эмпиризм Нового времени

В центре внимания философии Нового времени - теория познания (гносеология). Философии Нового времени был присущ ряд особенностей.

Во-первых, выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно наука способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (крупные философы являются одновременно крупными учеными).

Во вторых, полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры с разумом - невозможен.

При исследовании различных путей познания оформились два основных течения - эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) - направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего, научно организованный эксперимент.

Френсис Бэкон (1561 - 1626) он считал что цель научного знания - принесение пользы человеку.

Вклад Бэкона в развитие философии:

1. Впервые теоретически обосновал идеал нового типа знания - экспериментально-теоретического естествознания, назначение которого приносить пользу человеку, подчинить ему природу.

2. Стал основоположником сциентизма (лат. scientia- наука) - взгляда на науку как на высшую ценность, способную решить все проблемы человека.

Томас Гоббс (1588-1679) - крупнейший английский философ. Он считал, что:

1.Мир - это единая материальная субстанция: совокупность тел, подчиненных механическому движению.

2. Никакой другой самостоятельно существующей духовной субстанции нет. Следовательно, души нет.

3. Материя вечна, неуничтожима; каждое тело обладает протяженностью и формой, имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Все есть движущая материя. Однако, первопричиной движения Гоббс объявляет Бога.

Джон Локк (1632 - 1704) английский философ - последователь Ф. Бэкона и Т. Гоббса. Суть учения.

1. При появлении на свет душа человека есть «чистая доска» (tabula rasa).

2.Знания человек получает из опыта, который складывается из двух источников:

а) ощущений;

б) рефлексии (лат. refleksio - мысль, обращенная на самое себя). Ощущения есть внешний опыт. Рефлексия - внутренний опыт, который формируется из идей, появляющихся в душе от наблюдений за действиями нашего ума.

Рационализм (от греч. Ratio - разум) - направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Рене Декарт (1596-1650) - выдающийся французский философ и крупнейший математик своего времени - основоположник рационализма.

Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика (метафизикой с древности и во времена Декарта называли философскую дисциплину о первых началах всего существующего).

По словам Декарта его философия сводилась к следующим положениям:

а) в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни книгам, ни чувствам;

б) поэтому надо отвергнуть все прежние знания и умения, на их место поставить вновь добытые или старые, но проверенные разумом;

в) отыскать истину можно, только правильно применяя разум, т.е. располагая эффективным методом.

Бенедикт Спиноза Основу философской системы составляет учение о субстанции (лат. substantia- сущность, то, что лежит в основе). Субстанцией является единая, вечная и бесконечная природа. Двух субстанций быть не может.

Субстанция – природа - Бог находится в постоянном действии. Способ действия субстанции Спиноза называет атрибутом (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - неотъемлемым ее свойством она бесконечна, поэтому атрибутов у нее бесконечное множество. Человек может познать только два: протяженность и мышление.

Познание человека состоит из трех ступеней:

первая - чувственное познание, которое часто искажает предметы, хотя содержит зерно истины.

вторая - понимание основывается на рассудке и разуме. Эта ступень -единственный источник достоверных истин.

третья - интуиция - фундамент достоверного знания; полученные истины наиболее ясны и достоверны.

Для заметок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логическая семантика

Дальнейшая эволюция неопозитивизма связана с логической семантикой. Если Р. Карнап до середины 30-х гг. считал, что логика науки исчерпывается логическим синтаксисом языка, то А. Тарский доказал необходимость также и семантического анализа, т. е. анализа смысла, значения слов и предложений, анализа отношений языковых знаков и выражений к тому, что они обозначают.

I этап - XI - XVII вв.

II этап - XVIII - XIX вв.

III этап - XIX - XX вв.

Это деление условно, так как каждый этап неоднороден, имеет свои особенности и свои внутренние течения. Можно дать и такую периодизацию: В истории русской философии можно выделить два относительно самостоятельных периода: предфилософии и философии.[1]

Отличительная особенность древнерусской философии:

во-первых, отсутствие самостоятельного статуса; невычлененность из общекультурного фона, прежде всего, из религиозной литературы;

во-вторых, ярко выраженная религиозная направленность, т.к. центрами духовной жизни в то время являлись монастыри. Отсюда то главное внимание, которое уделялось на Руси «внутренней философии», нацеленной на богопознание и спасение человеческой души и восходящей к учениям восточных отцов церкви.

Выдающимся представителем Кирилло-мефодиевской традиции является Иларион — первый киевский митрополит из русских. До него на эту должность назначались греки. Иларион написал произведения, дошедшие до наших дней: «Слово о законе и благодати», «Молитва» и «Исповедание веры». Крупным мыслителем был также митрополит Никифор Большой интерес представляет его сочинение «Послание Мономаху о посте и о воздержании чувств». Наряду с важными для христианского благочестия поучениями о пользе поста, смиряющего низменные, плотские устремления и возвышающего дух человека, здесь содержатся и более общие рассуждения философско-психологического характера. В них нашло отражение учение Платона о душе.

Развитие русского национального сознания нашло свое отражение и в религиозно-философских идеях того времени. Обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром — Москвой содержится в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея (ок. 1465 — ок. 1542) к разным лицам: Василию III, Ивану IV (Грозному). Суть принадлежащей Филофею идеи «Москва — Третий Рим» формулируется следующим образом: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

Господство церкви в средневековой русской культуре не исключало наличия противоречий и разногласий среди духовенства. В конце XV — начале XVI вв. возник конфликт между нестяжателями и иосифлянами. Богословскую партию нестяжателей возглавлял Нил Сорский (1433—1508), а идейным руководителем иосифлян был Иосиф Волоцкий (1439/1440— 1515).

 

Семён Людвигович Франк.

Если главным философским ориентиром для Бердяева является персонализм, то для Франка таковым оказывается онтологизм. В центре философии Франка – проблема осмысления бытия и через бытие – осмысление человека. Человек у Франка оказывается существом трагически раздвоенным, обреченным на то, что русский философ называет неискоренимым дуализмом. Ведь наряду с истинно духовным существом как личностью в человеке наличествует «мнимое самочинное Я» и существует вечный раздор между «духовным началом» в человеке и «слепотой мирских сил» в нем.

Для заметок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 9. Гносеология

Вопросы:

1. Теория познания как раздел философского знания.

2. Особенности познавательных способностей человека.

3. Состав и структура знания.

Состав и структура знания

Знание - результат познавательной деятельности людей, на основе которой возникают цели и мотивы человеческих действий. По характеру познавательных способностей человека, участвующих в познании:

а) перцептивные;

б) рациональные;

в) предметно-практические. Перцептивные знания (лат. perceptio - восприятие органами чувств)- знания человека основанные на информации, полученной от органов чувств человека при их непосредственном контакте с предметами природы, знаковыми системами различных языков и т.д. Рациональные знания - опосредованные, отвлеченные, обобщенные знания. Они опираются на перцептивное и практическое знание, отвлекаясь от конкретного многообразия явлений выражаются в понятиях, суждениях и умозаключениях

Предметно-практические знания связаны с жизнеобеспечением человека.. Они содержат информацию о приемах трудовой деятельности, решении бытовых вопросов, знании обрядов, ориентация в пространстве и во времени и т.д.

Наука - это сфера исследовательской деятельности человека, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке.

Основные особенности научного познания.

1. Задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности.

2. Цель - достижение объективной истины.

3. Наука ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике.

4. Научному познанию присущи доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, с одной стороны, и наличие гипотез, предположений, вероятных суждений - с другой.

Для заметок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Проблема биологического и социального.

В философии сформировались по этому вопросу две позиции:

1) природа человека всецело социальна;

2) природа человека в первую очередь биологическая. Сторонники первого подхода утверждают, что:

а) человек при рождении есть «чистая доска», на которой общество пишет свою историю;

Сторонники второго — обращают внимание на то, что человек дитя природы. Биологическое в человеке — это генотип, совокупность задатков, зафиксированных в генах.

В) Проблема сущности и существования.

Постижение сущности любого предмета, явления является важнейшей задачей науки и любого исследования. Поэтому проблема сущности человека находится в центре философской антропологии. Многие ученые утверждают, что сущность человека является трудовая деятельность. Другие обращают внимания, что:

1) человек одновременно является существом и производящим, и разумным, и культурным, и нравственным, и политическим и т.д.;

2) человек — это дитя человеческой истории. Он есть результат развития общественно-исторического процесса, то есть наблюдается единство человека и человеческого рода;

3) человек — не только результат общества и общественных отношений, но и творец, созидатель их.

Таким образом, целесообразнее говорить о том, что сущность человека социалыю-деятельностная.

 

Эстетические ценности

Эстетическая теория имеет свой категориальный аппарат. Центральное понятие здесь - "эстетическое". Иногда его отождествляют с понятием "прекрасное ". Эстетическое - как чувственно воспринимаемое и приносящее удовольствие и наслаждение - присуще различным сферам человеческого бытия. Носителями эстетического потенциала являются природа, человек, процесс и результат человеческой деятельности. "Возвышенное" и "героическое" - понятия, охватывающие собой разнообразные явления реальности. Возвышенными могут быть мысли, чувства, стремления, мотивы действий, характер отношений.

Героическое - свойство человеческих мыслей, порывов и поступков - в жизни встречается чаще, чем принято считать. Но человеку не свойственно замечать не бросающийся в глаза героизм повседневности, ежедневный подвиг людей, спасающих чужие жизни, иногда ценою своих собственных. Трагическое и комическое - категории-антиподы: восприятие первого вызывает чувство потрясения, эмоционального напряжения, страха, отчаяния; второе порождает положительные эмоции, удовольствие, смех.

Эффект комического обычно связан с несоответствием между явлением и сутью, между сущим и кажущимся, между формой и содержанием.

Вопросы для повторения к экзамену по курсу «Философия»

Для всех форм обучения.

 

 

1. Философия, ее предмет и функции.

2. Мировоззрение и философия. Типы мировоззрений.

3. Традиционная трактовка основных направлений в философии.

4. Роль философии в жизни человека и общества.

5. Философская методология и метод.

6. Характерные черты древнегреческой философии.

7. Средневековая философия: патристика и схоластика.

8. Особенности философии XVII в. Развитие рационализма и эмпиризма.

9. Общая характеристика немецкой классической философии.

10. Основные этапы в развитии русской философии.

11. Характерные черты и направления русской философии XIX в.

12. Общая характеристика философии русского зарубежья XX в.

13. Особенности древнеиндийской философии.

14. Основные черты современной западной философии.

15. Марксистская философия: ее особенности и основные этапы.

16. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

17. Философская традиция древнего Востока.

18. Экзистенциализм как одно из основных направлений современной западной философии.

19. Общая характеристика прагматизма.

20. Познание как предмет философского анализа. Основные принципы познания.

21. Проблема познаваемости мира.

22. Чувственное и рациональное познание, их формы.

23. Понятие истины. Роль практики в познании.

24. Основные принципы диалектики.

25. Основные методы философии: диалектика и метафизика.

26.Философское учение о противоречиях. Закон единства и борьбы противоположностей.

27.Количество и качество как философские категории. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

28. Философский принцип отрицания отрицания.

29. Основные философские категории и их специфика.

30. Философская категория бытия. Основные формы бытия.

31. Картины мира и их специфика.

32. Диалектика природного и социального бытия.

33. Категории «материальное» и «идеальное» в философии.

34. Формы материального бытия и их характеристика.

35. Понятие материи.

36. Движение как способ существования материи.

37. Пространство и время как формы существования материи.

38. Проблема бытия человека в философском измерении.

40. Проблема сознания в философии.

41. Предпосылки и структура сознания.

42. Специфика философского взгляда на культуру.

43. Традиционная трактовка основного вопроса философии.

44. Особенности познания социальной действительности.

45. Социальная философия, ее предмет и метод.

46. Человек как феномен общественной жизни.

47. Философское понимание исторического процесса.

48. Духовная жизнь общества.

49. Общественное сознание и его структура.

50. Формы общественного сознания и их характеристика.

51. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, человек, личность.

52. Основания ценностного сознания в парадигмах классической философии.

53. Ценность и благо.

54. Оценка как аксиологическая категория и социокультурное явление.

55. Проблема смысла жизни.

56. Ценностные характеристики современной цивилизации.

57. Свобода воли и социальная ответственность личности.

58. Общество как подсистема объективного мира. Уровни и аспекты системного рассмотрения общества.

59. Исторические типы социально-философских воззрений на общество.

60. Общественные отношения и их структура.

61. Социальная деятельность (общая характеристика).

62. Общество как развивающаяся система.

63. Сущность и критерии исторического прогресса.

64. Система движущих сил исторического процесса.

65. Противоречивость общественного прогресса.

66. Развитие общества как естественноисторический процесс.

67. Предпосылки и направленность исторического процесса.

68. Формационный подход к описанию исторического процесса.

69. Понятие цивилизации. Теория цивилизаций об историческом процессе.

70. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

71. Сущность философского подхода к правовым явлениям.

72. Основные черты философско-правового мировоззрения.

73. Методологические принципы понимания права.

74. Право как продукт исторического развития общества. Происхождение права.

75. Сущность правового сознания.

76. Основные философско-правовые идеи.

77. Мораль и право, их соотношение.

78. Проблема человека в истории философии.

79. Социальное государство и социальные нормы.

80. Философское осмысление правового государства.

81. Роль правосознания в российском государстве.

82. Учение Аристотеля о разграничении общества и государства.

83. Эволюция учения о гражданском обществе.

84. Сущность гражданского общества и его структура.

85. Особенности и противоречия современного гражданского общества.

86. Роль философии в формировании правосознания гражданина.

 


[1] См.: Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X- XVII веков. М., 1990. С. 24.

[2] Васин Г.Н. Сущность и функции правовой культуры.// Социально-гуманитарные знания. – 2007.– №4. – С.334.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие положения и рекомендации по использованию материалов

Введение

История мировой философской традиции


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.