Модель современного российского менеджмента. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Модель современного российского менеджмента.

2017-12-21 403
Модель современного российского менеджмента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

По дисциплине «Менеджмент»

Содержание, история развития и школы менеджмента.

 

Менеджмент – в переводе с английского языка, означает управление. Само понятие менеджмент в смысле близком к современному (прежде оно означало «искусство объезжать лошадей») появилось с началом промышленной революции 18-19 века в Англии, а затем распространилось по всему миру.

основными историческими предпосылками менеджмента являются становление рыночного типа хозяйствования, развитие индустриальной организации производства.

В современных условиях конкурентной, изменчивой внешней среды менеджеры являются носителями системы знаний о том, как лучше использовать кадровые ресурсы. Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер).

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».

Термин «менеджмент» имеет несколько значений.

1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления, то есть непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы, то есть способы их осуществления.

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент рассматривается как одна из экономических наук. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления.

6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления.

7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению.

Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.

Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами. в начале 20 века Фредерик Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Ключевые принципы менеджмента: научность в сочетании с элементами искусства; целенаправленность; специализация и универсальность; оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления; единство прав и ответственности в каждом звене управления; состязательность; вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

Эволюция менеджмента как науки насчитывает немногим свыше ста лет. В этот период сложились следующие школы менеджмента:

1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;

2)административная (поведенческая) школа - 1920-1950 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;

3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;

4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;

5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства.

Символический ключ М. «цели: человек-эффективность».

Золотое правило М.: «эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал»

 

 

ОТВЕТЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Менеджмент производства

Производственная система и ее основные элементы

Элементы производственной системы: производственный процесс, ресурсы и продукция.

В зависимости от уровня технологического развития, организации и методов снижения издержек выделяют три типа производственных систем:

1.Мягкая донаучная производственная система (военно-анархическая система).

2. Жесткая научная производственная система (фордизм).

3.Мягкая научная система, основанная на гибких производственных технологиях (тойотизм).

 

 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

По дисциплине «Менеджмент»

Содержание, история развития и школы менеджмента.

 

Менеджмент – в переводе с английского языка, означает управление. Само понятие менеджмент в смысле близком к современному (прежде оно означало «искусство объезжать лошадей») появилось с началом промышленной революции 18-19 века в Англии, а затем распространилось по всему миру.

основными историческими предпосылками менеджмента являются становление рыночного типа хозяйствования, развитие индустриальной организации производства.

В современных условиях конкурентной, изменчивой внешней среды менеджеры являются носителями системы знаний о том, как лучше использовать кадровые ресурсы. Термин «менеджмент» уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер).

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».

Термин «менеджмент» имеет несколько значений.

1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления, то есть непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы, то есть способы их осуществления.

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент рассматривается как одна из экономических наук. Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления.

6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления.

7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению.

Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.

Управленческая деятельность, как и любая другая, осуществляется в соответствии с определенными принципами. в начале 20 века Фредерик Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Ключевые принципы менеджмента: научность в сочетании с элементами искусства; целенаправленность; специализация и универсальность; оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления; единство прав и ответственности в каждом звене управления; состязательность; вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

Эволюция менеджмента как науки насчитывает немногим свыше ста лет. В этот период сложились следующие школы менеджмента:

1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;

2)административная (поведенческая) школа - 1920-1950 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;

3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;

4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;

5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства.

Символический ключ М. «цели: человек-эффективность».

Золотое правило М.: «эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал»

 

 

Модель современного российского менеджмента.

 

Модели управления - это системы положений, которые содержат теоретические и инструктивные утверждения о структуре и функциях управления. Содержание моделей управления определяется поведением лиц, которые занимаются управлением и набором инструментов.

Различают страновые модели управления‚ которые различаются по следующим критериям: внешняя среда; менталитет народа; различия в школах менеджмента.

В настоящее время для предприятий и компаний России характерна конвергенция (слияние) отдельных компонентов национальных моделей менеджмента других стран.

В российской модели менеджмента есть много общего с японской и американской моделями.

Основная характеристика американской модели:

1. Индивидуальный характер принятия решений и индивидуальная ответственность.

2. Строго формализованная структура управления.

3. Основное качество руководителя – профессионализм.

4. Ориентация управления на отдельную личность.

5. Подготовка узкоспециализированных руководителей.

6. Найм руководителя на работу на сравнительно короткий срок.

Японская модель – это самая динамичная модель менеджмента.

Основная характеристика японской модели:

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

2.Гласность и ценности корпорации.

3.Управление, основанное на информации.

4.Управление, ориентированное на качество.

в то же время российская модель имеет свои специфические черты, унаследованные государственными предприятиями из плановой экономики.

Основная характеристика российской модели:

 

Государственные предприятия: 1. Управленческие решения принимаются советом директоров; 2. Индивидуальная ответственность руководителей на местах; 3. Жесткая стандартная структура управления; 4. Процедура контроля имеет лояльный характер; 5. Непосредственный контроль руководителя и его заместителей; 6. Систематическая, но не углубленная оценка работы; 7. Основное качество руководителя - контроль за своевременностью выполнения поставленных задач; 8. Ориентация на вышестоящего руководителя; 9. Оценка по коллективным результатам; 10. Индивидуальные отношения руководителя с подчиненными; 11. Продвижение по службе обуславливается личными качествами и навыками каждого работника; 12. Подготовка руководителей универсального типа; 13. Оплата труда по выслуге лет и личным достижениям работника; 14. Долгосрочная занятость руководителей на производстве.   Коммерческие структуры: 1. Творческий подход к принятию решений; 2. Индивидуальная ответственность; 3. Гибкая структура управления; 4. Строго формальная процедура контроля; 5. Индивидуально-личный контроль руководителя; 6. Быстрая и систематическая оценка работы; 7. Основное качество руководителя - наличие управленческих способностей; 8. Ориентация на взаимоотношения; 9. Оценка по индивидуальным достижениям работника; 10. Индивидуальные отношения руководителя с каждым подчиненным; 11. Продвижение по службе обуславливается личными качествами и навыками каждого работника; 12. Подготовка руководителей универсального типа; 13. Оплата труда по показателям профессионализма и умения быстрого принятия решений; 14. Найм на работу в связи с производственной необходимостью.  

 

Российскую модель менеджмента можно назвать сырьевой.

Преобладающий метод управления. В США и Зап. Европе - экономический, дополнен командным и социально-психологическим. В России - командный, дополнен экономическим и немного социально-психологическим.

Преобладающий стиль руководства. В США и Зап. Европе – консультативно - демократический или благосклонно-авторитарный. В России - эксплуататорско-авторитарный или авторитарно-пассивный. Япония - основанный на участии или консультативно-демократический.

Преобладающий тип управленческих решений. В США и Зап. Европе - единолично-консультативный или компромисс. В России - сугубо единоличный или единолично-консультативный. В Японии - конценсуум или компромисс.

Структура управленческих решений. США и Зап. Европа - короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения. В России - очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения. В Японии - длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения.

Планирование. США и Зап. Европа - упор на долгосрочное стратегическое планирование. Россия - работа на основе краткосрочных планов или бесплановая. Япония - тщательное стратегическое и тактическое планирование.

Демократизация производства. В США и Зап. Европе - умеренное привлечение работников к управлению. Россия - очень слабое привлечение к управлению. Япония - активное привлечение работников к управлению.

Организационная культура. США и Зап. Европа - высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - высокая.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.