Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-12-21 | 355 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Спрос - потребность, ограниченная деньгами или платежеспособная потребность.
Цена спроса - максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за товар. Объем (величина) спроса характеризуется количеством продукта, который потребители хотят и могут купить при данной цене в определенное время.
Объем купленных товаров зависит от их цен. Чем выше цена, тем меньшее количество единиц товара потребители захотят купить и наоборот. Низкая цена обеспечивает массовость потребления отдельного товара. Таким образом, в определенный период времени существует определенное отношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называют законом спроса.
Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях на любом рынке существует отрицательная или обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на него Qd. Т.е. величина спроса возрастает при снижении цены и наоборот.
Табл. 1. Спрос индивидуального покупателя на товар Х.
Цена за единицу товара в денеж. ед. | Величина спроса за неделю (шт) |
Если эту обратную связь изобразить в виде двухмерного графика, то полученная таким образом кривая называется кривой спроса и обозначается «Д». Каждая точка этой кривой представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене. Кривая спроса идет вниз и вправо, т.к. изображаемая ею связь отрицательная или обратная.
! Отрицательный наклон (падающий характер) кривой спроса обусловлен следующими факторами (они лежат в основе закона спроса):
1. Закон убывающей предельной полезности, в соответствии с которым каждая последующая единица потребляемого блага приносит все меньшую полезность, денежным выражением которой выступает цена продукта, следовательно, потребители покупают дополнительные единицы продукта при условии, что цена на него снижается.
|
2. Эффект дохода, согласно которому снижении цены товара повышает покупательную способность денежного дохода потребителя (он может позволить себе купить больше данного продукта не отказывая себе в приобретении других товаров), что вызывает увеличение объёмов спроса.
3. Эффект замещения, который выражается в том, что при снижении цены у потребителя появляется стимул увеличить объём покупок данного товара вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.
Если проблема спроса рассматривается с позиции единственного потребителя, то экономисты говорят об индивидуальном спросе. Однако на рынке выступает много покупателей. Суммирование величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах позволяет перейти к анализу рыночного спроса.
! Факторы, влияющие на покупке потребителей делятся на ценовые и неценовые. В зависимости от того, какие факторы влияют на величину покупок, экономисты различают изменение спроса (в спросе) и изменение количества спроса (объема)!
Изменение количества (объема) спроса происходит тогда, когда покупатель приобретает большее количество товара только потому, что цена на него снижается. В этом случае происходит движение точек вдоль фиксированной кривой спроса (переход от одной комбинации P-Qd к другой, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса). Изменения спроса (в спросе) выражается в смещении всей кривой спроса на новую позицию вправо или влево под влиянием неценовых факторов.
Рис. 2.
Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, очевидно, что произошло увеличение спроса, что находит выражение в смещении всей кривой спроса вправо от Д к Д1 и наоборот, покупатели приобретают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, следовательно, уменьшение спроса, следовательно, смещение кривой Д влево к Д2.
|
Основными неценовыми факторами изменения спроса являются:
1. Число потребителей на рынке. Поскольку рыночный спрос равен сумме спросов отдельных индивидуальных потребителей, увеличение их числа ведет к росту спроса, следовательно, сдвиг кривой спроса Д вправо к Д1.
2. Вкусы и предпочтения потребителей, вызванные модой или рекламой, благоприятные для данного продукта увеличивают спрос по каждой цене, следовательно, сдвиг кривой Д вправо к Д1. К изменению потребительских вкусов, способные привести технологические изменения в виде появления нового продукта.
3. Денежные доходы потребителей. В отношении большинства товаров спрос изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода
Рис.4
Такие товары называются товарами высшей категории или нормальными товарами (планшеты).
Рис. 5.
Товары спрос на которые изменяется в противоположном направлении, т.е. возрастает при снижении доходов, сокращается при их повышении, называются товарами низшей категории. Например, ношеная одежда, поддержанные автомобили, маргарин, общественный транспорт
4. Цены на сопряженные товары, т.е. товары - субституты (взаимозаменяемы) и товары комплементы (взаимодополняющие).
Товары-субституты - товары, удовлетворяющие аналогичную потребность и конкурирующие за потребителя. Увеличение цены на один из них ведет к увеличению спроса на другой (прямая связь между Px и Qy).
Товары-комплементы - товары, спрос на которые предъявляются одновременно (является сопряженным) поскольку они "сопутствуют" друг другу (идут в комплекте). Рост цен на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой товар (обратная зависимость между Px и Qy)
Товары, не являющиеся взаимосвязанными, называются независимыми, самостоятельными. Ежду изменением цены одного из них и спроса на другой не цудет никакого влияния
5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, наличия товаров или будущего дохода.
Если потребители ожидают дефицита, кривая Д сдвигается вправо к Д1. Если потребители ожидают повышения з.п, кривая сдвигается вправо. Инфляционные ожидания приводят к росту спроса, сдвига кривой вправо.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!