Лекция 3. Составляющие успеха менеджера. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Лекция 3. Составляющие успеха менеджера.

2017-12-21 216
Лекция 3. Составляющие успеха менеджера. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Успех – это достижение цели.

Составляющие успеха:

· выживание

· результативность (лучше со знаком +). Показатели результативности: 1) эффективность = результаты: затраты; 2) производительность = продукция: единицу времени; 3) трудоемкость (трудоемкое производство – где в стоимости продукции преобладают затраты на труд); 4) энерговооруженность

· практическая реализация целей и задач

· постоянный анализ и обобщение результатов (диаграммы, графики)

· необходимость ситуационного подхода. Ситуация определяется как внешними, так и внутренними факторами, которые могут влиять друг на друга. Необходимо выбрать соответствующую ситуацию.

Развитие теории и практики менеджмента.

Управление до 20-го века.

Образец древнего управления – Древнеримские Легионы, поделенные на дивизии и возглавляемые офицерами. Основные принципы: жесткая дисциплина и планирование. Уже тогда понималась важность для управления системы связи: дорог (в современности еще и телефон, телеграф…). Древняя организация – это театр одного актера.

Характеристики древних организаций:

· занятие руководящих постов по праву рождения или по захвату власти

· малое количество людей, способных принимать важнейшие управленческие решения

· упор на приказ и интуицию.

Древние организации были еще у шумер.

Следующий этап – 1792 – 1750гг. до н.э. – во время правления вавилонского царя Хамурани. Был издан свод законов (кодексов): семьи, труда, контрактов, ссуды, товарищества и долговых расписок.

Самая древняя из ныне существующих организаций – Римская Католическая церковь. До наших дней сохранилась и ее иерархия: Папа Римский – кардинал – архиепископ – епископ – приходской священник.

До 20 века не было теории управления. Но Р.Оуэн (социалист-утопист) в начале 19 века предпринял попытку осмысления научности планирования. Первый взрыв интереса к управлению произошел в конце 19-нач.20века из-за перехода от пара к электричеству, т.е. появилась необходимость согласовывать работу машин.

Фредерик Тейлор (американский инженер) в 1911 году опубликовал книгу «Принципы научного управления». Это произошло в США неслучайно, т.к. именно там на данное время существовали принципы демократичности взглядов и не было государственного регулирования экономики. Экономической основой стало возникновение монополий, то есть крупных предприятий, нуждающихся в управлении. Дальнейшее развитие менеджмента связано с целым комплексом наук: математикой, психологией, статистикой, социологией… На рубеже веков все очень быстро обновлялось, появлялись технические нововведения, что служило еще большим толчком для развития теории управления.

Этапы возникновения школ управления:

1. Школа научного управления. Работать над этой теорией Ф.Тейлор начал в!885 г. Она была популярна на Западе до 60-х годов 20 века.

2. Административная школа управления. Возникла в конце 19 века и была популярна до конца 70-х, но в чем-то применима и до сих пор, так как считается классической школой.

3. Школа человеческих отношений. Возникла и популярна в 40-е годы, с 50-х годов трансформировалась в школу поведенческих наук.

4. Школа науки управления. Возникла во время 2МВ, стала особенно популярна с развитием компьютерных технологий.

Все школы пересекаются в вопросах теории и практики, и в рамках одной организации можно использовать различные школы и подходы.

Подходы к управлению: процессный, системный и ситуационный.

Процессный подход – рассматривает управление как череду взаимосвязанных управленческих функций.

Системный подход – рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение цели организации в условиях изменяющейся внешней среды.

Ситуационный подход – исходит из того, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Школа научного управления.

Связана с Ф. Тейлором, Г. Ганттом и Ф. Гилберты. Задача: приспособить человека к машине. Человек – придаток машины, а машина – Бог. Полагалось, что, используя логику, наблюдения, анализ, можно усовершенствовать многие трудовые операции. Работа разделялась на компоненты, создавались специальные календари рабочих операций. Гилберты наблюдали движения работников во время операций, устранили лишние движения и создали стандартные процедуры работы (4 движения вместо 18). Человеческим фактором не пренебрегали: ввели систему материального стимулирования. Социальное значение этой школы – во введении поощрения работников (за основу принимался умелый работник).

Важнейшие принципы школы научного управления:

· рациональная организация труда

· отбор работников для выполнения задач и обеспечение их обучения

· обеспечение работников необходимыми ресурсами для выполнения задач

· использование материального поощрения для повышения производительности труда

· разработка формальной структуры организации

· разграничение исполнительских и управленческих функций

Административная школа.

Эту школу создали уже топ-менеджеры: А.Файоль (руководитель французской угольной компании), Дж. Муни, А.Слоан, М.Вебер, Г.Эмерсон и Л.Урвик. Задача: создание универсальных принципов управления и описание функций управления.

Генри Эмерсон в 1911 году выпустил книгу «12 принципов производительности», где формулируются принципы управления предприятием, направленные на повышение эффективности работы. Эффективность, по Эмерсону, это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. В его работах обоснована необходимость системного подхода к решению задач организации.

Принципы Эмерсона:

· точно поставленные цели, к достижению которых стремится каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления

· здравый смысл, т.е. подход к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей

· компетентные консультации: необходимы специальные знания и компетентные советы, связанные с управлением. И компетентный совет должен быть коллегиальный

· дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку

· справедливое отношение к персоналу

· быстрый, надежный, полный, точный, постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимой информацией

· диспетчирование обеспечивает четкое оперативное управление деятельности коллектива

· нормы и расписания позволяют точно измерять все недостатки организации и сокращать вызванные ими потери

· нормализация условий обеспечивает такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты

· нормирование операций предполагает установление времени и последовательности выполнения каждой операции

· письменные стандартные инструкции обеспечивают четкое закрепление всех правил выполнения работ

· вознаграждение за производительность, направленное на поощрение работника

Анри Файоль разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал это.

Классические принципы управления:

· разделение труда с целью повышения количества и качества продукции при тех же затратах труда

· полномочия и ответственность. Полномочие – это право отдавать приказы, ответственность – санкции и награды

· дисциплина – повиновение, усердие, выполнение договора с организацией

· единоначалие – приказы работнику дает один непосредственный начальник

· единство направления: каждое подразделение действует в рамках своей цели, но объединяется с другими подразделениями общей целью организации и общим директором

· подчиненность частных интересов общим

· вознаграждение персонала – оплата работы должна удовлетворять и персонал, и предпринимателя

· централизация – ее степень варьируется в зависимости от конкретных условий

· скалярная цель (иерархия) – ряд руководящих должностей сверху донизу

· порядок – «место для всего», это облегчает контроль

· справедливость – сочетание доброты и правосудия

· стабильность персонала – т.к. высокая текучесть кадров снижает производительность труда

· инициатива – участие работников в разработке планов и их реализации

· корпоративный дух – сила, основанная на гармонии персонала

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.