Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-12-21 | 621 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Педагогические ситуации помогают развить у детей навык исследовательской деятельности. Поэтому в процессе занятий целесообразно использовать такие ситуации, в которых ребёнок должен защищать своё мнение, приводить в его защиту доказательства, факты, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие его задавать вопросы учителю (воспитателю), выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.
Работа по формированию исследовательских способностей начинается с постановки вопросов потому, что развитие навыка постановки вопроса и восприятие ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения исследований.
С этой целью используют разнообразные задания, стимулирующие постановку вопроса, например:
Задание 1. "Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете?"
Показывают мячик, куклу, яблоко или что-то другое. Предлагают при помощи карточек с символами вопросов "Что, кто, где, когда, для чего, зачем?" задать различные вопросы к этим предметам. Ребёнок берёт эти карточки по порядку и задаёт свой вопрос.
Задание 2. "Угадай, о чём спросили".
У ребёнка несколько карточек с написанными вопросами, которые он прочитывает про себя, отвечает вслух. Например: дети получили ответ: "Я люблю конфеты". Они должны догадаться, о чём вопрос и сформулировать его. Если ребёнок не умеет читать, вопрос задаётся педагогом на ухо ребёнку, который отвечает на него вслух.
Варианты вопросов:
- Какой вкус имеют ириски?
- Почему от конфет болят зубы?
- Существует ли конфеты, которые считают полезными для здоровья? и т.д.
Задание 3. "Вопросы домашних животных".
Детей ставят в следующую ситуацию: Как ты думаешь, если бы животные (твоя кошка, собака, черепашка) говорили бы, какие вопросы они хотели бы тебе задать.
|
Начиная с подготовительной группы детского сада, ребёнку на различных занятиях предлагают задания на классификацию по разнымоснованиям:
1. Категориальное объединение: яблоко, банан, апельсин – фрукты.
2. Функциональное объединение: яблоко, банан, апельсин, самолет, платье, хлеб - предметы потребления.
3. Пространственное объединение: яблоко, банан, апельсин, волк, ромашка - "живут" в дикой природе.
4. По собственному основанию: черные автомобили, большие и маленькие, тяжёлые и лёгкие предметы и т.д.
Такой приём в работе учит детей анализировать и делать выводы.
Для развития умения видеть проблему используют следующее задание «Изменение точки зрения на объект». (Второй год обучения)
Задание 1. Представь, что ты ребёнок и гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению дождя? (Дети высказывают свои предположения несколькими предложениями).
В ходе выполнения задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. Следует воздержаться от критики, чаще поощрять и отмечать наиболее яркие, интересные ответы (Приложение № 3). У части детей они будут неизбежно однотипны, но в дальнейшем эти упражнения позволят развить у детей способности мысленного перемещения.
Для детских исследований могут подойти следующие проблемы:
· "Почему светит солнце?"
· "Почему играют котята?"
· "Почему попугаи и вороны могут разговаривать?"
· "Почему желтеют листья?"
· Почему крокодил зеленый?
· Зачем детей приводят в детский сад?
Метод наблюдения можно использовать как способ выявления проблем. Богатый информационный материал получают дети, наблюдая за питомцами уголка природы (попугаи):
- Все ли они одинакового размера?
- Все ли они имеют одинаковую окраску?
- Все ли они имеют одинаковое оперение?
- Все ли они одинаково кричат?
|
- Все ли они миролюбивые или среди них есть драчливые?
- Все ли они едят одно и то же?
- Какие ещё вопросы помогут вам узнать что-то новое о попугаях?
Один из приёмов развития наблюдательности является рисование с натуры.
Рассматривание неживых и живых объектов также способствует развитию наблюдательности: "Кто больше заметит изменений на школьном участке? В своём дворе? В саду?"
Для будущих исследователей очень важно уметь выдвигать и конструировать гипотезу.
Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, не доказанное логически, не подтверждённое опытом. С выдвижения гипотез начинается исследовательский поиск, поэтому построение гипотезы - основное умение исследователя. На данном этапе учащимся можно дать для работы таблицу пошаговых действий.
№ | Этапы | Содержание |
Автор работы, руководитель | ||
Выбор темы исследования | ||
Цель исследования | (Описание, с какой целью. Для чего была выбрана именно эта тема) | |
План исследования | ||
Гипотезы исследования | · Предположим, · Допустим, · Возможно, · А что если, · Существует ли, · Сохранились ли, · Влияет ли, · Можно ли, | |
Методы исследования | 1. Опрос одноклассников 2. Беседа с родителями, учителями 3. Интервью со специалистами 4. Изучение различных публикаций 5. Эксперимент | |
Наблюдения | (за кем и как вы наблюдали) | |
Эксперименты | ||
Обобщение полученных знаний | (игра, мероприятие, урок, защита проекта) | |
Выводы по исследованию | ||
Использованная литература | ||
Текст работы (выступления) | Рассказ с опорой на иллюстративный материал |
В 3-4 классах для выработки умения конструировать гипотезу используются следующие задания:
Задание 1. "А почему?":
Перед детьми ставится проблема: "Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?". Дети высказывают свои предположения.
В данном случае гипотезами могут быть:
- "возможно, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам".
- "может, птицы сверху видят растения, по которым они определяют направление полёта";
- "вероятно, впереди летят птицы, которые уже знают дорогу".
Особое внимание уделяется выработке умения формулировать проблему, т.к. дети чаще не высказывают предположение, а дают уже готовый ответ, который воспринимается как правильный. Поэтому важно, чтобы гипотезы начинались со слов, выражающих предположение, таких как: "возможно", "вероятно" "допустим", "а может быть:…", "а что, если…".
|
Гипотезы можно выдвигать по следующим проблемам:
- на улицах звучит музыка,
- дети пошли в лес,
- мама долго не возвращается домой,
- человек споткнулся т.д.
Дети предполагают причину данного события.
Задание 2. "Самое логичное (правильное) и самое нелогичное объяснение".
Детям предлагают задание придумать два логичных и два нелогичных объяснения по следующим ситуациям:
Ситуация: "На столе лежит открытая книга".
Возможно, такое самое логичное объяснение: "Девочка сидела за столом, делала уроки. Она захотела попить и вышла на кухню, а книгу не стала закрывать."
Возможно, такое самое нелогичное объяснение: "Девочка сидела за столом и читала книгу. Вдруг налетел вихрь, захватил девочку и унёс в дальние страны. А книга осталась лежать открытой".
Детям можно предложить следующие ситуации:
- "На улицах начал таять снег",
- "Мама сердится".
Задание станет интереснее, если придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения. Представьте себе, что мухи стали размером со слонов? Люди во много раз меньше или больше, чем сейчас, летающие деревья, поющую реку, холодное солнце и дождь из конфет и т.д.
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!