Политическое и социально-экономическое положение Китая в XIX – начале XX века — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Политическое и социально-экономическое положение Китая в XIX – начале XX века

2017-12-21 679
Политическое и социально-экономическое положение Китая в XIX – начале XX века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Отправной точкой хронологии работы является 1796 год, что вовсе не случайно, поскольку этот год ознаменовался сразу двумя важными событиями. Император Хунли, так рьяно боровшийся с инакомыслием, в том числе и тайными обществами, отрекся от власти, считая себя недостойным править дольше своего прославленного деда Сюанье. Престол он передал своему пятнадцатому сыну Юнъяню, вместе со своим фаворитом Хэшэнем, который управлял всеми делами Китая вплоть до смерти своего престарелого покровителя в 1799 году – Юнъянь терпел Хэшэня, чтобы не расстраивать своего отца. Передача власти совпала с крупным восстанием секты Байляньцзяо, которое распространилось на провинции Хубэй, Сычуань и Шэньси и стало поворотной точкой в истории Цинской империи. Даже избавившись от Хэшэня и его ставленников и призвав к управлению войсками новых, талантливых военачальников, Юнъянь смог подавить восстание Байляньцзяо лишь в 1804 году, что потребовало огромного напряжения сил. Но после подавления восстания вспыхнули новые беспорядки – добровольцы и ополчение подняли бунт после объявления демобилизации. Набранные из деревенской бедноты и маргиналов, они не захотели возвращаться к труду, бунт пришлось умиротворить с помощью раздачи земель. Однако спокойствие в Китае не наступило – восставала народность мяо, бунты разжигали такие тайные общества как Общество Земли и Неба, секта Белого Лотоса. Самым близким к успеху стало восстание Восьми Триграмм секты Небесного разума – восставшие при поддержке евнухов даже ворвались в императорский дворец, но нападение было отражено при активном участии будущего императора Даогуана.[11]

Правление Даогуана тоже было отмечено восстаниями. Солдаты и младшие офицеры нищали, в то время как расходы на армию и ее численность росли вместе со штатом чиновников и расходами на их содержание, что негативно отразилось на финансах страны и повлекло за собой рост социальной напряженности. Эпидемии и гражданские войны отступили, из Америки были ввезены картофель и арахис - численность населения увеличилась со 100 до 300 миллионов человек, что повлекло за собой малоземелье и связанные с ним конфликты. Тайваньское отделение Тяньдихуэй возглавило восстание против чиновников, незаконно распределявших земли, длившееся более двух лет. Большое количество переселенцев-китайцев вызвало восстания неханьских народностей на юго-западе Китая, руководимые тайным союзом Лунхуа – отделением секты Белого Лотоса. В 1843 году была создана псевдохристианская секта «Общество поклонения Небесному Владыке» - сельским учителем Хун Сюцюанем, который станет главой восстания тайпинов. Кроме того, Цинскую империю и ее госаппарат подтачивал опиум, с которым император Даогуан безуспешно пытался бороться. Поражение Китая в Опиумных войнах открыло доступ в него западным державам, которые заключали неравноправные договоры, пользуясь слабостью Цин. Сыну Даогуана, Сяньфэну, не удалось исправить положение – все свое правление он боролся с восстанием тайпинов, которое поставило Цинскую империю на грань катастрофы. Однако тайпины в своем религиозном фанатизме дошли до нетерпимости по отношению к традиционным вероучениям Китая – даосизму, буддизму и конфуцианству, что оттолкнуло от них потенциальных союзников и сплотило их противников под лозунгом защиты китайской культуры от посягательств.[12] Восстание было подавлено с помощью сил западных держав, что вместе с новыми договорами после Второй Опиумной войны еще больше упрочило их позиции в Китае.

22 августа 1861 года император Сяньфэн скончался. Трон унаследовал его пятилетний сын Тунчжи с регентским советом из шести придворных и двух князей. В ноябре 1861 Великий князь Гун вошёл в сговор с Драгоценной наложницей И, и в результате дворцового переворота ключевые фигуры двора были казнены, а регентский совет и другие претенденты на власть были отстранены от двора. После смерти малолетнего сына Драгоценной наложницы И (Объявившей себя Вдовствующей императрицей Цыси), ее племянник Гуансюй был возведен на трон в нарушение династических порядков. Но возразить ей никто не посмел, императрица внушала своим подданным такой ужас, что заговоры против нее раскрывались ей самими заговорщиками, ее шпионская сеть была обширной, с конкурентами и врагами она расправлялась беспощадно с самой юности, проведенной в интригах в гареме императора Цяньлуна. Цыси и ее личность сильно повлияли на судьбу Китая, во многом она ускорила падение империи своим расточительством и нежеланием менять сложившееся положение вещей. Ко всему новому она относилась недоверчиво, это не исключало и иностранцев, соответственно общему консервативному, зацикленному на себе, духу Китая.[13]

При всей своей ненависти к иностранцам правительница считала возможным кое-что — очень немногое — заимствовать у них. Так, пришедшие с Запада «идеи „самоусиления“ и „обогащения“ не встречали большого противодействия со стороны Цыси; она даже отнеслась благосклонно к предложению о посылке за границу для обучения техническим наукам группы китайской молодежи» — именно потому, что речь шла о технических, а не о гуманитарных науках, опасных для династии. Позднее вдовствующая императрица весьма охотно пользовалась в личных целях европейскими изобретениями: фотографией, электричеством, миниатюрным поездом, автомобилем, даже трехколесным велосипедом. Но выглядело все это в высшей степени комично — и из-за преклонного возраста Цыси, и из-за ее консерватизма, и из-за пресловутых китайских церемоний. Электричество было проведено только во дворец, причем тайно, чтобы окружающие не знали, что государыня наслаждается услугами «заморских дьяволов»[14]. Также, Цыси была единственным императором Китая, не оставившим никакого литературного наследия – лишь критика чужих произведений, зато достигла высот в каллиграфии и живописи.

Восстание тайпинов, вдохновленное сельским учителем Хун Сюцюанем, потрясло здание Цинской монархии, но маньчжурское владычество не было свергнуто. Небесное царство всеобщего благоденствия потерпело поражение от Цинской армии и армий англичан и французов. Жертвами восстания стали от 20 до 30 миллионов человек.[15] Опиумные войны за рынок сбыта опиума Британией в Китае окончились унизительными поражениями Цин и вскрыли ужасное состояние вооруженных сил Китая и других сфер государства. Невозможность дальнейшей самоизоляции Китая была очевидна. Позиции сторонников старины был особенно сильны в Центральном Китае, где провинция Хунань понесла наибольший ущерб от перемещения торговых путей и центра внешней торговли из Гуанчжоу в Шанхай.[16]

Маньчжурское владычество давило на Китай дискриминацией по национальному признаку, что вкупе с позором поражения было тяжким грузом. Знаком унижения и подчинения китайцев была особая прическа – выбритая спереди голова, волосы на задней ее части сплетали в косу. Маньчжуры занимали все руководящие посты, их культура и язык тщательно оберегались, дабы не допустить культурной ассимиляции. Демографическая ассимиляция была сведена к минимуму – так, маньчжурские девушки не перебинтовывали ноги и хотя брак знатной маньчжурки и богатого китайца допускался, последний на это бы никогда не пошел, жениться на девушке «с большими ногами» было моветоном.

Улучшение продовольственного положения (ввоз арахиса и картофеля из Америки) и более мирная внешняя политика стали причинами трехкратного роста населения Китая – со 100 до 300 миллионов человек, что неизбежно привело к малоземелью и связанному с ним росту социального напряжения в стране.[17] Вместе с национальным гнетом эти факторы составляли взрывоопасную смесь, которая грозила династии Цин свержением, если последняя лишится милости Неба и его мандата на правление.

 

Типология тайных обществ

 

Хуэйданы – тайные общества первоначально вызывали наибольший интерес у западных чиновников и миссионеров, которые собрали богатый фактологический материал, в настоящее время объединенный в сборнике «Общества «Триады»: западные исследования истории, социологии и лингвистики китайских тайных обществ»[18]. Однако их теории о возникновении и деятельности тайных обществ признаны несостоятельными.

Представители школы архивов, такие как Цай Шаоцин, Цинь Баоци и Чжуан Цзифа, в отличие от своих предшественников не сводят причины появления тайных обществ к одной лишь борьбе с династией Цин. Не отрицая антиманьчжурскую направленность хуэйданов, они считают главной причиной возникновения тайных обществ развитие братств взаимопомощи. В основном, выводы историков школы архивов представлены следующими тезисами:

1) Первоначально, тайные общества не имели антицинской направленности и не были нацелены на восстановление династии Мин

2) Основная причина появления тайных обществ - активные миграционные процессы в Юго-Восточном Китае XVIII в., когда группы переселенцев были вынуждены оказывать друг другу взаимопомощь;

3) Первые тайные общества возникают в период Цяньлун (1736–1795 гг.) и приобретают антицинскую направленность в более поздний период Цзяцин (1796–1820 гг.), при этом антицинская борьба также фактически является сопротивлением членов общества внешнему насилию, но в более широком смысле, нежели на начальном этапе их существования.[19] Западный историк Диан Мюррей в своей монографии утверждает, что борьба против маньчжурской династии была провозглашена хуэйданами после восстания тайпинов ради привлечения на свою сторону симпатий народа и сторонников.[20]

Отечественный специалист по истории китайских тайных обществ Новиков Б.М. в своей работе подразделяет конспиративные объединения на собственно тайные общества (хуэйдан) и подпольные религиозные секты (цзяомэнь)[21], тогда как А.С. Костяева предлагает разделять тайные общества по степени их политизированности, что в данном контексте означает по выраженности антицинской деятельности. Е.А. Захаров же в своей работе «Религиозная доктрина тайного общества «Тяньдихуэй» в работах современных отечественных и западных исследователей» говорит о неправомерности строгого разделения хуэйданов и религиозных сект, так как в имперском Китае практически любая социальная общность скреплялась религиозно-этической доктриной.[22]

В отличие от сект, тайные общества при вступлении в них требовали клятву и соблюдения кодекса братства и полагали целью немедленную выгоду, состояли из беглых крестьян или бродяг и активны были в основном на юге Китая и по течению реки Янцзы. Цай Шаоцин также приводит статистику – из 215 тайных обществ, о которых есть сведения в архивах, только 16 появились до правления императора Цяньлуна. Из чего ученый делает вывод - тайные общества появились не столько в силу антицинских и проминских настроений в обществе, сколько из-за противоречий маньчжуров и китайцев, которые обнаруживаются в правление Канси.[23]


 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.