Глава 1. Предпосылки активизации деятельности тайных обществ и их типология — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 1. Предпосылки активизации деятельности тайных обществ и их типология

2017-12-21 580
Глава 1. Предпосылки активизации деятельности тайных обществ и их типология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Изучение тайных обществ (хуэйдан), возникших в Китае в период правления династии Цин, давно стало важной составляющей синологии по ряду причин. Китайские исследователи видят в хуэйдан фактор, значительно влиявший на политическую обстановку в стране с середины XVIII по начало XX века. Более того, наследники этих обществ, так называемые триады, действуют и поныне практически везде, где есть китайская диаспора. Потому хуэйданы представляют интерес и для западных ученых, ставших первопроходцами в этом направлении исторических исследований после столкновения с этими организациями.

Объект – Китай в эпоху правления династии Цин

Предмет – тайные общества и их эволюция в указанный период.

Цель – определить степень влияния тайных обществ на политическую жизнь Китая на рубеже XIX-XX веков.

Задачи – изучить историю становления и развития тайных обществ в Китае, выяснить причины появления тайных союзов, выделить их основные черты и типы, проанализировать результаты деятельности тайных обществ.

Хронологические рамки – 1796 (антиманьчжурское восстание секты Белого лотоса) – 1912 год (падение династии Цин).

В данной работе использовались следующие исторические источники:

Цин ши гао «Черновик истории [династии] Цин». Сводная история династии Цин, выполненная в традиционном жанре в 1914—1927 гг. авторским коллективом под руководством известного политика Чжао Эрсюня. Создавалась по указу Бэйянского правительства Китайской республики, из-за разногласий с новым гоминьдановским правительством по поводу трактовки событий Синьхайской революции не получила статуса официальной. Традиционно разделена на четыре части: «Анналы»: 25 глав; «Трактаты» (в том числе по народному хозяйству и астрономии): 142 главы; «Таблицы» (в том числе списки людей, занимавших высшие должности в государстве): 53 главы; «Биографии»: 316 глав. Содержание «Цин ши гао» охватывает период от 1616 года (официальная коронация Нурхаци) до 1911 года.[1]

«Маньчжоу шилу» и «Цин шилу» (Подлинные записи о маньчжурах и подлинные записи о династии Цин) - официальная история народа маньчжуров, а затем и правящей династии Цин. Состояла из 4400 свитков, в которые были включены хроники повседневной жизни императоров и их приближенных, эдикты и дневники. Выполнена была в трех версиях – на маньчжурском, монгольском и китайском. Включает в себя не только собственно исторические сведения, но и маньчжурскую мифологию. Однако, этот источник не дает всей полноты сведений о цинском дворе из-за чрезмерного сосредоточения внимания на персоне императора.[2]

«Цзю маньчжоу дан» (Первоначальный маньчжурский архив). Текст представляет собой регистрацию основных событий в истории раннего маньчжурского государства, записи административного характера, постановления императора, назначения на должности, события внутренней жизни императорских дворов. [3]

Цинь-дин Сюй Вэнь-сянь тун-као (Высочайше утвержденное Продолжение «Исследования всех главных разделов китайской истории») – исследование китайской истории в историческом разрезе, где рассмотрены 24 проблемы: землевладение и налоги, денежная система, повинности, население, торговля, отбор чиновников, школы и образование, государственные органы, жертвоприношения, музыка, армия, наказания, география и ряд других.[4]

 

 

Степень изученности проблемы

Данная проблема освещалась в работах таких авторов как Васильев Л.С., Новиков Б.М., Захаров Е.А., Костяева А.С., Калюжная Н.М., Поршнева Е.Б., в том числе и зарубежных: Д. Оуэнби, Д. Мюррей, Ф. Дэвис, К. Болтон.

Проблемы тайных обществ рассматривались как в литературе об общих проблемах истории Китая, так и в специальных исследованиях. Васильевым Л.С. и его коллегами Меликсетовым А.С., Лапиной З.Г. и Писаревым А.А. в объемном труде «История Китая» были рассмотрены проблемы упадка империи и западной интервенции в периоды Цин.

Большую ценность представляют работы китайских историков, принадлежащих к школе архивов. Школа архивов – научная школа, возникшая в Китае конце 1970-х – начале 1980-х годов после открытия для широкого круга исследователей архивов Китайской Народной Республики и Китайской Республики (Тайваня). Наиболее известные работы представителей Школы архивов принадлежат учёным-историкам Цай Шаоцин, Цинь Баоци, Чжуан Цзифа.

В отечественной историографии тема тайных обществ достаточно глубоко исследована такими учеными как Е.Б. Поршнева, Б.М. Новиков, А.С. Костяева и Н.М. Калюжной. Работа «Религиозные движения позднесредневекового Китая (проблемы идеологии)» Е. Б. Поршневой рассматриваются тайные религиозные секты и проблемы их идеологии, которая выходила из дозволенного круга, выходя за пределы традиционных для Китая идеологических учений – конфуцианства, буддизма и даосизма. Проблемы цельности и внутренней динамики такого исторического феномена автор выводит на первый план – как происходило оформление идеологического ядра? Как небольшие религиозные объединения превращались в огромные армии и чего люди ожидали, вступая в новую общность? [5] Е.А. Захаров, в свою очередь, рассматривает религиозную доктрину тайного общества «Тяньдихуэй», указывая на неполноту других исследований этого общества, в которых идея антицинской борьбы объявляется однозначно ведущей. Также, Е.А. Захаровым поднимается вопрос о правомерности жесткого разделения хуэйданов и религиозных объединений, указывая на то, что в традиционном Китае всякое социальное образование неизбежно скреплялось какой-либо религиозно-этической доктриной[6]. В работах одного из крупнейших специалистов по восстанию ихэтуаней Н.М. Калюжной рассматривается широкий спектр проблем, таких как: идеологии повстанцев, их социальному составу и взаимоотношениям традиционного бунта и цинской власти. [7] Исследования А.С. Костяевой по данной теме разделены на несколько работ - «Крестьянские союзы в Китае. 20-е годы XX века»[8], «Тайные общества Китая в первой четверти XX века»[9] и «Народные движения в Китае в 1901-1911 гг.»[10]. Оригинальная концепция А.С. Костяевой дифференциации объединений по степени политизированности хоть и была подвергнута критике, но также имеет право на существование, поскольку не все тайные или публичные союзы ставили перед собой целью свержение династии Цин.

 

 


 

Типология тайных обществ

 

Хуэйданы – тайные общества первоначально вызывали наибольший интерес у западных чиновников и миссионеров, которые собрали богатый фактологический материал, в настоящее время объединенный в сборнике «Общества «Триады»: западные исследования истории, социологии и лингвистики китайских тайных обществ»[18]. Однако их теории о возникновении и деятельности тайных обществ признаны несостоятельными.

Представители школы архивов, такие как Цай Шаоцин, Цинь Баоци и Чжуан Цзифа, в отличие от своих предшественников не сводят причины появления тайных обществ к одной лишь борьбе с династией Цин. Не отрицая антиманьчжурскую направленность хуэйданов, они считают главной причиной возникновения тайных обществ развитие братств взаимопомощи. В основном, выводы историков школы архивов представлены следующими тезисами:

1) Первоначально, тайные общества не имели антицинской направленности и не были нацелены на восстановление династии Мин

2) Основная причина появления тайных обществ - активные миграционные процессы в Юго-Восточном Китае XVIII в., когда группы переселенцев были вынуждены оказывать друг другу взаимопомощь;

3) Первые тайные общества возникают в период Цяньлун (1736–1795 гг.) и приобретают антицинскую направленность в более поздний период Цзяцин (1796–1820 гг.), при этом антицинская борьба также фактически является сопротивлением членов общества внешнему насилию, но в более широком смысле, нежели на начальном этапе их существования.[19] Западный историк Диан Мюррей в своей монографии утверждает, что борьба против маньчжурской династии была провозглашена хуэйданами после восстания тайпинов ради привлечения на свою сторону симпатий народа и сторонников.[20]

Отечественный специалист по истории китайских тайных обществ Новиков Б.М. в своей работе подразделяет конспиративные объединения на собственно тайные общества (хуэйдан) и подпольные религиозные секты (цзяомэнь)[21], тогда как А.С. Костяева предлагает разделять тайные общества по степени их политизированности, что в данном контексте означает по выраженности антицинской деятельности. Е.А. Захаров же в своей работе «Религиозная доктрина тайного общества «Тяньдихуэй» в работах современных отечественных и западных исследователей» говорит о неправомерности строгого разделения хуэйданов и религиозных сект, так как в имперском Китае практически любая социальная общность скреплялась религиозно-этической доктриной.[22]

В отличие от сект, тайные общества при вступлении в них требовали клятву и соблюдения кодекса братства и полагали целью немедленную выгоду, состояли из беглых крестьян или бродяг и активны были в основном на юге Китая и по течению реки Янцзы. Цай Шаоцин также приводит статистику – из 215 тайных обществ, о которых есть сведения в архивах, только 16 появились до правления императора Цяньлуна. Из чего ученый делает вывод - тайные общества появились не столько в силу антицинских и проминских настроений в обществе, сколько из-за противоречий маньчжуров и китайцев, которые обнаруживаются в правление Канси.[23]


 

Доцинские тайные союзы

 

Общество Белого лотоса

Специфика тайных обществ накладывает сильный отпечаток на резуль­таты исследований этих организаций. Конспирация тайных обществ и криво­толки вокруг их деятельности могут создать серьезную помеху подробному исследованию. Общество Бе­лого лотоса (Байляньцзяо) – общее название нескольких тайных обществ или сект, которые действовали в разные исторические периоды и единство им при­писывают лишь слухи. Различаются несколько групп сект, которые относят к Байляньцзяо. Первые - секты буддийского толка, основывавшие свою религиозную практику на многократном повторении имени будды Амитабхи, что должно было обеспечить адептам перерождение в Чистой земле на западе, среди озера с белыми лотосами. Белые лотосы в китайской культурной традиции еще до буддизма означали чистоту и совершенство. Вторая группа – образованные люди, изучавшие мистические небуддийские тексты. Третья и наиболее распространенная - сообщества, представлявшие светскую неэлитарную традицию секуляризации доктрины Белого лотоса.

Секты были синкретическими, то есть сочетали в себе элементы других религий и их мировоззрений. Наиболее известно общество Белого лотоса, буддийско-даосская секта, которая активно боролась с монгольским вторжением в Китай и их династией Юань. Именно это общество, основанное при династии Сун (1127-1279) сыграло значительную роль в поднятии антимонгольского восстания, известного как восстание Красных Повязок. Члены общества использовали фольклор - распространенную в Китае песенку «Каменный одноглазый возмутит Хуанхэ и Поднебесная восстанет». В 1351 году с помощью Байляньцзяо был «найден» каменный одноглазый идол с надписью на спине «Это и есть каменный одноглазый. Когда его найдут, Поднебесная восстанет», что сильно впечатлило суеверных крестьян и облегчило вербовку повстанческих отрядов.[24] В восстание оказались вовлечены различные группировки, впоследствии ставшие бороться за власть. Небесный мандат силой захватил Чжу Юаньчжан, который провозгласил себя императором новой династии – Мин. И хотя общество Белого лотоса и другие религиозные секты помогли осуществить свержение власти монголов, новый император, прежде всего, разгромил бывших союзников. Но даже под запретом и гонениями общество Белого лотоса и его ответвления просуществовали в подполье значительное время, и вышли снова на историческую арену уже против нового захватчика – маньчжуров. [25]

Хотя считается, что общество Белого лотоса было предтечей всех остальных тайных обществ, это не вполне соответствует истине, так как название «Белый лотос» в цинской документации огульно применялось практически ко всем проявлениям ереси, которые представляли собой политическую опасность.[26]

 

Традиционалистские союзы

Традиционалистские союзы представляли собой специфическое для Китая общественное явление, имевшее давнюю историю и глубокие корни в китайской истории и психологии и занимавшее особое место в социальной жизни Китая. Как и другие неформальные объединения, действовавшие в деревне, эти союзы играли важную роль в поддержания равновесия и гармонии. Часто в Китае случался упадок государственности, который вел за собой социальные взрывы и угрожал безопасности местных социумов, которые таким образом реагировали на внешние посягательства.

Так, жители одной или нескольких деревень собирались в отряды под началом и при финансовой поддержке представителей местной элиты. Целями были решение конфликтов на местах и защита от бандитов. Союзы назывались так, чтобы подчеркнуть их воинственность и зависели от местных традиций, как то – духи ближайших гор или рек, почитаемые божества.

Союзы ополчений и наемная милиция имели несколько принципиальных отличий – прежде всего, члены традиционалистских союзов использовали различные ритуальные практики, например магию амулетов, тренировки кун-фу, самоистязание для понижения болевого порога. Так же, характерной особенностью было разделение власти на военную и гражданскую ветви, подобно Спарте – гражданский лидер занимался разработкой тактики ведения боя, тогда как военный лидер обеспечивал физическую подготовку и проведение ритуалов.

Традиционалистские союзы отличаются от тайных обществ, вроде Тяньдихуэй или Хунбан и религиозных сект, поскольку были созданы в иных целях, в других условиях и на иных принципах и прежде всего, являются плодом местного общества, с его обширной и давней культурой и общинной психологией. Тайные общества основаны на традиции побратимства, фиктивного родства, скрепленного кровной клятвой и поэтому выходят за рамки местного социума. Такие связи были схожи с клановыми и неудивительно, что такие общества объединяли людей, которым не хватало защиты традиционных структур или тех, кто по каким-то причинам выбрал криминальную деятельность. В свою очередь, синкретические религии и созданные на их основе религиозные общины представляют иную традицию, поскольку имеют свои мифологические комплексы – пантеоны богов, обряды и ритуалы и поскольку объединяли последователей не по географическому признаку, а вокруг определенной религиозной идеи.

Провинции Шаньдун и Хэнань, а точнее, так называемый район Хуайбэй - часть Северо-Китайской равнины между реками Хуанхэ и Хуайхэ являются местом зарождения и наиболее активной деятельности традиционалистских союзов. В силу ряда экономических, экологических и геополитических факторов Хуайбэй представлял собой достаточно нестабильный в социальном отношении регион, население которого испытывало значительную потребность в защитных механизмах. Появление здесь традиционалистских союзов в конце XIX века было обусловлено необходимостью решения междеревенских конфликтов и защиты от нарастающей угрозы бандитизма. Постепенно, такие союзы распространяются по всей стране.

Кроме основной цели – защиты своих односельчан, традиционалистские союзы вступали в социальные протесты против тривиальных вещей – повышений налогов, политики властей. Самоорганизация деревни и желание дать отпор попыткам каких-либо политических сил установить свой жесткий контроль были закономерным следствием падения династий, центробежными процессами в стране и падением авторитета местной власти.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, появление тайных обществ в Китае было практически неизбежным. Первоначально объединяя людей для взаимопомощи и защиты от государственного произвола, тайные общества стали мощной и грозной силой во всем мире. Уход в подполье и многовековые преследования со стороны государства заставили улучшить конспирацию обществ, стать сплоченными и живучими. Ни одно общество не обходилось без какой-либо религиозно-философской основы под собой, и многие секты и общества имели под собой основу общества Белого лотоса – майтреизм, схожий с мессианскими религиями Запада. Пройдя очень долгий путь от общин до антигосударственных революционных ячеек, большинство обществ распались и стали криминальными объединениями. Эмигранты-китайцы, хуацяо, стали проводниками этих объединений – триад. В настоящее время триады ведут криминальную деятельность в огромных масштабах, по всему миру. Среди нелегальной торговли, контрабанды, букмекерства, мошенничества и рэкета самым крупным направлением триад остается изготовление, перевоз и сбыт наркотиков как натурального, так и синтетического происхождения в астрономических масштабах - месть за национальное унижение, опиумные войны и интервенцию.

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение тайных обществ (хуэйдан), возникших в Китае в период правления династии Цин, давно стало важной составляющей синологии по ряду причин. Китайские исследователи видят в хуэйдан фактор, значительно влиявший на политическую обстановку в стране с середины XVIII по начало XX века. Более того, наследники этих обществ, так называемые триады, действуют и поныне практически везде, где есть китайская диаспора. Потому хуэйданы представляют интерес и для западных ученых, ставших первопроходцами в этом направлении исторических исследований после столкновения с этими организациями.

Объект – Китай в эпоху правления династии Цин

Предмет – тайные общества и их эволюция в указанный период.

Цель – определить степень влияния тайных обществ на политическую жизнь Китая на рубеже XIX-XX веков.

Задачи – изучить историю становления и развития тайных обществ в Китае, выяснить причины появления тайных союзов, выделить их основные черты и типы, проанализировать результаты деятельности тайных обществ.

Хронологические рамки – 1796 (антиманьчжурское восстание секты Белого лотоса) – 1912 год (падение династии Цин).

В данной работе использовались следующие исторические источники:

Цин ши гао «Черновик истории [династии] Цин». Сводная история династии Цин, выполненная в традиционном жанре в 1914—1927 гг. авторским коллективом под руководством известного политика Чжао Эрсюня. Создавалась по указу Бэйянского правительства Китайской республики, из-за разногласий с новым гоминьдановским правительством по поводу трактовки событий Синьхайской революции не получила статуса официальной. Традиционно разделена на четыре части: «Анналы»: 25 глав; «Трактаты» (в том числе по народному хозяйству и астрономии): 142 главы; «Таблицы» (в том числе списки людей, занимавших высшие должности в государстве): 53 главы; «Биографии»: 316 глав. Содержание «Цин ши гао» охватывает период от 1616 года (официальная коронация Нурхаци) до 1911 года.[1]

«Маньчжоу шилу» и «Цин шилу» (Подлинные записи о маньчжурах и подлинные записи о династии Цин) - официальная история народа маньчжуров, а затем и правящей династии Цин. Состояла из 4400 свитков, в которые были включены хроники повседневной жизни императоров и их приближенных, эдикты и дневники. Выполнена была в трех версиях – на маньчжурском, монгольском и китайском. Включает в себя не только собственно исторические сведения, но и маньчжурскую мифологию. Однако, этот источник не дает всей полноты сведений о цинском дворе из-за чрезмерного сосредоточения внимания на персоне императора.[2]

«Цзю маньчжоу дан» (Первоначальный маньчжурский архив). Текст представляет собой регистрацию основных событий в истории раннего маньчжурского государства, записи административного характера, постановления императора, назначения на должности, события внутренней жизни императорских дворов. [3]

Цинь-дин Сюй Вэнь-сянь тун-као (Высочайше утвержденное Продолжение «Исследования всех главных разделов китайской истории») – исследование китайской истории в историческом разрезе, где рассмотрены 24 проблемы: землевладение и налоги, денежная система, повинности, население, торговля, отбор чиновников, школы и образование, государственные органы, жертвоприношения, музыка, армия, наказания, география и ряд других.[4]

 

 

Степень изученности проблемы

Данная проблема освещалась в работах таких авторов как Васильев Л.С., Новиков Б.М., Захаров Е.А., Костяева А.С., Калюжная Н.М., Поршнева Е.Б., в том числе и зарубежных: Д. Оуэнби, Д. Мюррей, Ф. Дэвис, К. Болтон.

Проблемы тайных обществ рассматривались как в литературе об общих проблемах истории Китая, так и в специальных исследованиях. Васильевым Л.С. и его коллегами Меликсетовым А.С., Лапиной З.Г. и Писаревым А.А. в объемном труде «История Китая» были рассмотрены проблемы упадка империи и западной интервенции в периоды Цин.

Большую ценность представляют работы китайских историков, принадлежащих к школе архивов. Школа архивов – научная школа, возникшая в Китае конце 1970-х – начале 1980-х годов после открытия для широкого круга исследователей архивов Китайской Народной Республики и Китайской Республики (Тайваня). Наиболее известные работы представителей Школы архивов принадлежат учёным-историкам Цай Шаоцин, Цинь Баоци, Чжуан Цзифа.

В отечественной историографии тема тайных обществ достаточно глубоко исследована такими учеными как Е.Б. Поршнева, Б.М. Новиков, А.С. Костяева и Н.М. Калюжной. Работа «Религиозные движения позднесредневекового Китая (проблемы идеологии)» Е. Б. Поршневой рассматриваются тайные религиозные секты и проблемы их идеологии, которая выходила из дозволенного круга, выходя за пределы традиционных для Китая идеологических учений – конфуцианства, буддизма и даосизма. Проблемы цельности и внутренней динамики такого исторического феномена автор выводит на первый план – как происходило оформление идеологического ядра? Как небольшие религиозные объединения превращались в огромные армии и чего люди ожидали, вступая в новую общность? [5] Е.А. Захаров, в свою очередь, рассматривает религиозную доктрину тайного общества «Тяньдихуэй», указывая на неполноту других исследований этого общества, в которых идея антицинской борьбы объявляется однозначно ведущей. Также, Е.А. Захаровым поднимается вопрос о правомерности жесткого разделения хуэйданов и религиозных объединений, указывая на то, что в традиционном Китае всякое социальное образование неизбежно скреплялось какой-либо религиозно-этической доктриной[6]. В работах одного из крупнейших специалистов по восстанию ихэтуаней Н.М. Калюжной рассматривается широкий спектр проблем, таких как: идеологии повстанцев, их социальному составу и взаимоотношениям традиционного бунта и цинской власти. [7] Исследования А.С. Костяевой по данной теме разделены на несколько работ - «Крестьянские союзы в Китае. 20-е годы XX века»[8], «Тайные общества Китая в первой четверти XX века»[9] и «Народные движения в Китае в 1901-1911 гг.»[10]. Оригинальная концепция А.С. Костяевой дифференциации объединений по степени политизированности хоть и была подвергнута критике, но также имеет право на существование, поскольку не все тайные или публичные союзы ставили перед собой целью свержение династии Цин.

 

 


 

Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ И ИХ ТИПОЛОГИЯ

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.