Основные средства, их группировка и оценка в бухгалтерском учете. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Основные средства, их группировка и оценка в бухгалтерском учете.

2017-12-21 571
Основные средства, их группировка и оценка в бухгалтерском учете. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При принятия к бухгалтерскому учёту активов в качестве основных средств (ОС) необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1)объекты предназначены для использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд либо для предоставление во временное пользование (владение) за плату

2)использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев

3)организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов

4)способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся здания, передаточные устройства, оборудование, вычислительная техника, транспортные средства и т.п.

Кроме того, к основным средствам относятся

- земельные участки

- объекты природопользования (вода, недра, другие природные ресурсы)

- капитальные вложения на коренное улучшение земель (мелиоративные работы, осушение и т.п.)

- капитальные вложения в арендованные объекты ОС, если эти капитальные вложения, в соответствии с условиями договора аренды, являются собственностью арендатора.

Основные средства, предназначенные исключительно для предоставления за плату во временное владение или пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности в составе доходных вложений в материальные ценности.

Активы, в отношении которых выполняются названные условия, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учётной политике организации, но не более 20 тыс. рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учёте в составе материально-производственных запасов. С 1.01.2008 г. законом 216-ФЗ от 24.07.2007 г. внесены изменения в главу 25 НК РФ, и в налоговом учёте к амортизируемому имуществу относятся объекты, стоимость которых более 20 тыс. рублей. С целью сближения бухгалтерского и налогового учёта целесообразно установить в бухгалтерском учёте лимит в размере 20 тыс. рублей. При этом в учётной политике должен быть установлен порядок учёта (стоимостного и количественного) таких объектов, обеспечивающий их сохранность. Установление лимита позволит уменьшить налоговую базу по налогу наимуществу, так как объекты, учитываемые в составе материально-производственных запасов включаться в неё не будут.

Единицей бухгалтерского учёта является инвентарный объект. Инвентарным объектом признаётся объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочленённых предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определённой работы.

В случае наличия у объекта ОС нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Разъяснения о том, что признаётся существенным различием сроков полезного использования отсутствует, и с 2006 года это вопрос учётной политики организации. Вопрос проблемный, так как имеет налоговые последствия по налогу на имущество. Если каждую часть объекта признать самостоятельным инвентарным объектом, то может оказаться, что стоимость такого объекта окажется меньше лимита, установленного организацией и такой объект можно учитывать в составе материально-производственных запасов – стоимость будет списана на себестоимость единовременно на дату передачи в производство. Если объект рассматривать как комплекс, то стоимость его будет переноситься на себестоимость постепенно путём начисления амортизации. В последнем случае налоговая база по налогу на имущество будет больше. Министерство финансов РФ даёт некоторые разъяснения по данному вопросу. Например, конвейерная линия состоит из нескольких частей. Если отдельные части имеют общие приспособления, общий фундамент, то конвейерная линия должна учитываться как единый объект (письмо Минфина РФ от 1.03.2006 г. №03-03-04\1\151). Все принадлежности ПК – монитор, системный блок, блок питания, клавиатура – комплекс конструктивно сочленённых предметов, и не могут выполнять самостоятельно функции (письмо Минфина РФ от 4.09.2007 г. №03-03-06\1\639). Сканер, принтер учитываются как самостоятельные объекты (ФАС Уральского округа от 7.06.06 №Ф09-4680\06-С7). Для обоснования своей позиции организации к учётной политике прилагают список взаимозаменяемых объектов.

Каждому объекту ОС присваивается инвентарный номер. Если объект выбывает, то в течение 5 лет не рекомендуется присваивать его инвентарный номер другому объекту.

По степени использования ОС средства подразделяются на объекты

1) в эксплуатации

2) в запасе (резерве)

3) в ремонте

4) в стадии дооборудования, достройки, реконструкции, частичной ликвидации, модернизации

5) на консервации.

В зависимости от имеющихся у организации прав различают объекты:

1) принадлежащие на праве собственности

2) находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении

3) полученные в аренду

4) полученные в безвозмездное пользование

5) полученные в доверительное управление.

Оценка основных средств

 

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учёту по первоначальной стоимости. Оценка первоначальной стоимости зависит от способа поступления объекта в организацию.

Первоначальной стоимостью ОС, приобретённых за плату, признаётся сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление объекта за исключением НДС и других возмещаемых налогов (кроме случаев, установленных законодательством):

- сумма по договору поставщику;

- суммы по договору строительного подряда;

- информационные, консультационные услуги;

- вознаграждения посредникам;

- иные затраты.

Несколько проблемных вопросов, связанных с формированием первоначальной стоимости:

1)НДС включается в первоначальную стоимость объекта, если он предназначен для использования в операциях, не облагаемых НДС – организация получила налоговое освобождение по НДС в соответствии со статьёй 145 НК РФ, организация имеет льготу по НДС в соответствии со статьёй 149 НК РФ, местом реализации продукции не является территория РФ (статьи 147, 148 НК РФ), организация работает по специальному налоговому режиму (УСН, ЕНВД). Если объект используется в операциях, облагаемых и не облагаемых НДС, то сумма НДС, подлежащая включению в первоначальную стоимость объекта определяется пропорционально доле выручки от реализации облагаемой НДС продукции, в общем объёме выручки, полученной за налоговый период;

2)если стоимость объекта по договору определена в иностранной валюте то она пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату признания затрат, формирующих стоимость внеоборотных активов. Если стоимость объекта по договору определена в условных единицах, то оно пересчитываются в рубли по согласованному сторонами договора курсу на дату признания затрат, формирующих стоимость внеоборотных активов;

3)к иным затратам по приобретению основных средств относятся проценты по кредитам и займа, если объект относится к инвестиционным активам. Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестицинным активам относятся объекты незавершённого производства и незавершённого строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учёту заёмщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.

Проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу, включаются в стоимость инвестиционного актива при наличии следующих условий:

-расходы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива подлежат признанию в бухгалтерском учёте;

-расходы по займам, связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива, подлежат признанию в бухгалтерском учёте;

-начаты работы по приобретению, сооружению и (или) изготовлению инвестиционного актива.

При приостановке приобретения инвестиционного актива на длительный период времени (более трёх месяцев) проценты прекращают включаться в стоимость актива с первого числа месяца, следующего за месяцем приостановления.

При возобновлении приобретения инвестиционного актива проценты включаются в стоимость актива с первого числа месяц, следующего за месяцем возобновления.

Проценты, причитающиеся к оплате, прекращают включаться в стоимость инвестиционного актива с первого числа месяца. Следующего за месяцем прекращения приобретения актива. В случае, если организация начала использовать инвестиционный актив для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг несмотря на незавершённость работ по приобретению актива, то проценты прекращают включаться в стоимость актива.

В случае, если на приобретение инвестиционного актива израсходованы средства займов (кредитов), полученных на цели, не связанные с приобретением актива, то проценты, причитающиеся к оплате, включаются в стоимость актива пропорционально доле средств, израсходованных на указанные цели, в общей сумме.

 

Если объекты изготовлены самой организацией, то в первоначальную стоимость включаются фактические затраты, связанные с производством этих ОС.

 

Первоначальной стоимостью ОС, внесённых в качестве вклада в УК, признаётся их денежная оценка, согласованная учредителями, за исключением случаев, установленных законодательством. В соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона 14-ФЗ «Об ООО» установлено, что если доля больше 200 МРОТ, то вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость не может превышать сумму оценки, определённую независимым оценщиком (письмо Минфина РФ от 24.10.2007 г. №03-05-06-01\124). Президиум ВАС указал (п.3 Информационного письма от 30.05.2005.г. №92), что если в соответствии с законом должна быть проведена оценка, то в случае совершения сделки по цене, не соответствующей приведенной в отчёте независимого оценщика, такая сделка должна признаваться судами недействительной, так как решение органа юридического лица не имеет юридической силы. Последствия: недостоверность бухгалтерской отчётности, ошибка при формировании налоговой базы по налогу на имущество, будет признано, что не сформирован уставный капитал организации (нельзя выплачивать дивиденды).

 

Если объект получен безвозмездно, то он принимается к бухгалтерскому учёту по рыночной цене. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учёту. При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.

 

Объекты, полученные по сделкам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, принимаются к бухгалтерскому учёту по стоимости имущества, переданного в обмен. Стоимость имущества.переданного в обмен, определяется исходя из цен, по которым обычно оно реализуется, а при их отсутствии - исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные основные средства.

 

В первоначальную стоимость объекта включаются расходы по транспортировке и доведению объекта до состояния, пригодного к эксплуатации.

 

Первоначальная стоимость ОС складывается из нескольких элементов, поэтому в бухгалтерском учёте все эти затраты необходимо собрать. Кроме того, процесс приобретения, сооружения, изготовления объекта может продолжаться в течение длительного периода времени. Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учёту в качестве ОС, предназначен счёт 08 «Вложения во внеоборотные активы», к которому открываются субсчета:

-08-3 «Строительство объектов ОС», на котором учитываются затраты по возведению зданий, монтажу оборудования, стоимость оборудования, переданного в монтаж, и другие расходы, предусмотренные сметами;

-08-4 «Приобретение объектов ОС», на котором учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструментов и других объектов ОС, не требующих монтажа.

После того как все работы завершены и объект ОС готов к использованию при производстве товаров, работ, услуг оформляется ввод объекта в эксплуатацию и объект ОС принимается к бухгалтерскому учёту, т.е. переводится на счёт 01 «Основные средства», что в бухгалтерском учёте отражается проводкой Д01 К08-3,08-4. Счёт 01 «Основные средства» предназначен для обобщения информации о наличии и движении ОС организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Следует отметить, что если организация приобретает объект ОС, который не требует монтажа, выполнения работ по доведению его до состояния, пригодного к эксплуатации, то нет оснований расходы на приобретение такого объекта длительное время учитывать на счёте 08 – такой объект должен быть принят к бухгалтерскому учёту и переведён на счёт 01 (при этом не имеет значения, что объект не будет фактически эксплуатироваться) – письмо Минфина РФ от 18.04.2007 г. №03-05-06-01\33. По такой операции имеются налоговые последствия – остатки по счёту 08 не включаются в налоговую базу по налогу на имущество, а по счёту 01 включаются, поэтому налоговые органы проверяют обоснованность учёта расходов на счёте 08.

Особенности по объектам недвижимости – объект недвижимости переводится на счёт 01 при наличии свидетельства о регистрации права собственности. В случае, когда по объекту недвижимости закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие документы по приёмке- передаче, объект эксплуатируется и документы переданы на государственную регистрацию, то такой объект может быть принят к бухгалтерскому учёту как объект ОС и учитываться на счёте 01 (на отдельном субсчёте). Отражение объектов ОС в бухгалтерском учёте имеет также налоговые последствия и по НДС – вычет на сумму НДС, предъявленного поставщиком, предоставляется только после принятия объекта к учёту, т.е. перевода его на счёт 01.

ОС могут учитываться на счёте 03 «Доходные вложения в материальные ценности», если они приобретены исключительно для предоставления за плату во временное владение или пользование.

С 1 января 2006 года остатки по счёту 03 включаются в налоговую базу по налогу на имущество, что безусловно будет оказывать влияние на выбор условий договора лизинга. Как правило, на счёте 03 учитывают объекты лизинговые компании. Возможны два варианта заключения договора

- объект учитывается на балансе лизингодателя

- объект учитывается на балансе лизингополучателя.

Так как остатки по счёту 03 теперь включаются в налоговую базу по налогу наимуществу, то в зависимости от выбранного варианта налог может уплачивать либо лизингодатель, либо лизингополучатель

Счёт 07 «Оборудование к установке» предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся или реконструируемых объектах. На счёте 07 не учитывается оборудование, не требующее монтажа: транспортные средства, свободно стоящие станки и т.п. Это важно в целях НДС – с 1 января 2006 года по объектам, учитываемым на счёте 07 предоставляется налоговый вычет по НДС при соблюдении прочих условий.

Операции по поступлению объектов должны отражаться на основании первичных документов. Организации могут утверждать формы применяемых первичных документов или могут применять унифицированные первичные документы по учёту основных средств, утверждённые Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03 г. №7. Если объект ОС приобретён у изготовителя или приобретён объект, бывший в употреблении, то оформляется акт приёмки – передачи объекта (ОС-1), который подписывает передающая и принимающая сторона. В том случае, если объект приобретён в организации торговли, то оформляется товарно-транспортная накладная или накладная по форме ТОРГ-12. Акт приёмки-передачи оформляет и подписывает организация, которая приобрела объект. Учёт основных средств ведётся бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек ОС-6, ОС-6а (групповой учёт). Организации, имеющие небольшое количество объектов, может осуществлять пообъектный учёт в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объектах основных средств по видам и местам нахождения. Рекомендуется заводить инвентарную карточку и на объект, полученный в аренду. Данные инвентарных карточек ежемесячно сверяются с данными синтетического учёта.

 

Первоначальная стоимость объекта изменяется в случае модернизации, реконструкции, технического перевооружения, достройки, дооборудования, частичной ликвидации объекта, также в случае его переоценки. С целью определения реальной стоимости объекта организация может проводить переоценку стоимости ОС. Производится переоценка по решению руководителя (добровольная) не чаще одного раза в год на 1 января. Переоценивается первоначальная стоимость объекта и сумма амортизации. В результате переоценки формируется восстановительная стоимость объекта – сумма, которая должна быть уплачена в случае замены объекта. Если принимается решение о переоценке, то в последующие годы объекты должны обязательно переоцениваться. При проведении переоценки используется метод прямого счёта, т.е. по каждому объекту должна быть подтверждена рыночная цена на момент переоценки. Проведение переоценки, безусловно, повышает достоверность данных об имуществе организации. Но проведение её связано с дополнительными расходами организации. Кроме того, результаты переоценки стоимости ОС не изменяют первоначальную стоимость объекта в налоговом учёте, т.е. проведение переоценки приведёт к разделению бухгалтерского и налогового учёта.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчётного периода переоценки объектов ОС подлежат отражению в бухгалтерском учёте обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчётности предыдущего отчётного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчётного года.

Сумма дооценки объекта ОС в результате переоценки отражается по дебету счёта учёта ОС в корреспонденции с кредитом счёта учёта добавочного капитала. Сумма дооценки объекта ОС, равная сумме уценки его, проведённой в предыдущие отчётные периоды и отнесённой на счёт учёта нераспределённой прибыли (убытка), относится в кредит счёта учёта нераспределённой прибыли (убытка) в корреспонденции с дебетом счёта учёта основных средств.

Сумма уценки объекта ОС в результате переоценки отражается по дебету счёта учёта нераспределённой прибыли в корреспонденции с кредитом счёта учёта ОС. Сумма уценки объекта ОС относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счёт дооценки этого объекта, проведённой в предыдущие отчётные периоды, и отражается в бухгалтерском учёте по дебету счёта учёта добавочного капитала и кредиту счёта учёта ОС. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведённой в предыдущие отчётные периоды, отражается по дебету счёта учёта нераспределённой прибыли (убытка) в корреспонденции кредитом счёта учёта ОС.

При выбытии объекта ОС сумма его дооценки списывается с дебета счёта учёта добавочного капитала в корреспонденции с кредитом счёта учёта нераспрелённой прибыли организации.

 

3.Амортизация основных средств

Стоимость ОС погашается посредством начисления амортизации. Остаточная стоимость ОС = Первоначальная стоимость объекта - Сумма накопленной амортизации.

Установлено четыре способа начисления амортизации:

1) Линейный способ, при котором устанавливается срок полезного использования объекта (СПИ). Определение СПИ производится, исходя из

-ожидаемого срока использования

-режима эксплуатации

-нормативно-правовых ограничений и т.п.

Организация при определении СПИ может использовать постановление правительства РФ от 1.01.2002 г. №1 «О классификационных группах ОС». В данном постановлении выделено 10 амортизационных групп, по каждой из которых установлен СПИ. В том случае, если объект в перечне отсутствует, то организация самостоятельно устанавливает срок полезного использования с учётом рекомендаций изготовителя.

Если приобретается объект ОС, который находился в эксплуатации, то СПИ устанавливается с учётом срока эксплуатации у предыдущего собственника.

Пример: Первоначальная стоимость объекта 36000 рублей. СПИ = 5 лет.

Годовая норма для начисления амортизации – 20%.

Сумма амортизации за год 36000 х 20% = 7200 рублей.

Начисление амортизации производится ежемесячно в размере 1\12 от годовой суммы.

Сумма амортизации за месяц 7200:12=600 рублей.

 

2)Способ уменьшаемого остатка. При использовании данного способа организации имеют право применять повышающие коэффициент, но не более 3. Например, в соответствии с учётной политикой организация установила повышающий коэффициент, равный двум.

Первоначальная стоимость объекта – 36000 рублей; СПИ – 5 лет

1-й год. Годовая норма – 40%

Сумма амортизации за год 36000 х 40% = 14400 рублей

Сумма амортизации за месяц 14400: 12 = 1200 руб.

2-й год. Определяем остаточную стоимость на 1 января (при условии, что амортизация начислялась за все месяцы) 36000 – 14400 = 21600 руб.

Сумма амортизации за год 21600 х 40% = 8640 руб.

Сумма амортизации за месяц 8640: 12 = 720 руб. и т.д.

 

3)Способ начисления амортизации по сумме чисел лет полезного использования объекта

Первоначальная стоимость объекта – 36000 рублей; СПИ – 5 лет

Норматив для начисления амортизации за 1-й год

__________ х 100 = 33,3%

1+2+3+4+5

Сумма амортизации за год 36000 х 33,3% = 12000 руб.

Сумма амортизации за месяц 12000: 12 = 1000 руб.

Норматив для начисления амортизации за 2-й год

__________ х 100 = 26,6%

1+2+3+4+5

Сумма амортизации за год 36000 х 26,6% = 9600 руб.

Сумма амортизации за месяц 9600: 12 = 800 руб. и т.д.

 

4)Способ списания пропорционально объёму продукции (работ).

При начислении амортизации пропорционально объёму продукции годовая сумма амортизации определяется исходя из натурального показателя объёма продукции в отчётном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объёма продукции.

Первоначальная стоимость объекта – 36000 рублей.

Предполагается, что с использованием объекта будет выпущено 10000 единиц изделий. За отчётный месяц было выпущено 150 изделий.

Сумма амортизации 36000: 10000 х 150 = 540 руб.

 

Организация сама выбирает способ начисления амортизации по конкретным объектам, что должно быть закреплено в учётной политике. Выбранный способ начисления амортизации применяется в течение всего срока полезного использования объекта. От выбранного способа начисления амортизации зависит сумма начисленной амортизации и, соответственно, остаточная стоимость объекта, которая, как известно, включается в налоговую базу при расчёте налога на имущество. Следовательно, через учётную политику можно оптимизировать налоговые платежи по налогу на имущество.

Начисление амортизации начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был принят к учёту; прекращается с 1 числа месяца, в котором объект был полностью самортизирован либо выбыл по какой-либо причине.

Начисление амортизации производится независимо от результатов деятельности организации и отражается в бухгалтерском учёте в том периоде, к которому относится. Начисление амортизации приостанавливается на период консервации объекта (на срок свыше 3-х месяцев) и на период восстановления (на срок свыше 12 месяцев).

При линейном способе начисления амортизации расчёт суммы амортизации за месяц производится по следующей формуле:

 

Сумма амортизации + Сумма амортизации - Сумма амортизации

За предшествующий по объектам, введённым по объектам, выбывшим

Месяц в эксплуатацию в или полностью

Предшествующем самортизированным

Месяце в предшествующем

месяце

 

Не подлежат амортизации объекты, потребительские свойства которых в течение времени не изменяются:

-земельные участки;

-объекты природопользования;

-музейные предметы и музейные коллекции.

По объектам ОС некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счёте производится обобщение информации о суммах износа, начисленного линейным способом, исходя из срока полезного использования объекта. Износ начисляется в конце отчётного периода и учитывается на забалансовом счёте 010.

Начисление амортизации приостанавливается

-если объект по решению руководителя переведён на консервацию на срок более трёх месяцев;

-в период восстановления объекта, продолжительность которого более 12 месяцев.

Для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов, предназначен счёт 02 «Амортизация основных средств». Это пассивный счёт. Сальдо по счёту отражает сумму накопленной амортизации на начало (конец) отчётного периода. Начисление амортизации отражается по кредиту счёта 02 в корреспонденции с дебетом разных счетов – в зависимости от целевого использования объекта ОС. Если объект используется в управленческой деятельности, то начисление амортизации отражается проводкой

Д26 «Общехозяйственные расходы» К02.

Если объект используется при производстве продукции, то начисление амортизации отражается проводкой Д20 «Основное производство» К02.

При выбытии объектов ОС сумма начисленной по ним амортизации списывается с дебета счёта 02 в кредит счёта 01 «Основные средства». Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью самортизированным ОС.

Аналитический учёт по счёту 02 «Амортизация ОС» ведётся по отдельным инвентарным объектам ОС. При этом построение аналитического учёта должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации ОС, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчётности.

Счёт 02 «Амортизация ОС» относится к регулирующим счетам и в бухгалтерском балансе «нетто» остатки по данному счёту отсутствуют, т.к. ОС отражаются в балансе по остаточной стоимости, т.е. в разделе 1 баланса по строке ОС показывается разность между сальдо по счёту 01 и счёту 02.

 

4.Ремонт и модернизация ОС

Восстановление объекта ОС может осуществляться посредством ремонта, реконструкции или модернизации. Остаётся актуальной проблема разделения ремонта и модернизации. Проблема состоит в том, что расходы на ремонт относятся к текущим затратам и списываются на себестоимость продукции, а расходы на модернизацию относятся к расходам капитального характера и увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС. Ошибочное решение, принятое при отнесении расходов к той или иной группе, приводит к искажению бухгалтерской отчётности, имеет налоговые последствия как по налогу на имущество так и по налогу на прибыль. В нормативных документах по бухгалтерскому учёту не даётся определения ремонта. Позиция Министерства финансов – государственный орган не должен давать определение ремонта. Это должна делать сама организация (письмо Минфин от 14.01.04 г. №16 -00-14\10). Тем не менее, Минфин РФ, в своём письме от1.12.2004 г. №03-03-01-04\1\166, даёт следующие разъяснения: если замена деталей ПК производится по причине их выхода из строя, то операция по замене может рассматриваться как ремонт объекта; если замена связана с моральным износом деталей, то операция по их замене рассматривается как реконструкция объекта. Письмо Минфина РФ от 23.11.2006 г. №03-03-04\1\794 «О расходах по капитальному ремонту и реконструкции ОС» содержит перечень документов, в которых раскрывается значение терминов капитальный ремонт и реконструкция. В п.69 методических указаний по учёту ОС можно найти примерный перечень документов, подтверждающих ремонт

- дефектная ведомость;

- смета, из которой можно сделать, что осуществлялся ремонт ОС.

П.68 методических указаний по учёту ОС установлено, что организация должна делать отметку в инвентарной карточке при проведении ремонта объекта.

В платёжных поручениях должно быть указано в поле «Назначение платежа», что оплата производится за ремонт ОС.

Понятие модернизации и реконструкции раскрывается в статье 257 Налогового кодекса РФ. Так к работам по модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания и т.д, повышенными нагрузками и (или) иными новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов ОС, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции ОС в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

В бухгалтерском учёте ремонт ОС может отражаться одним из следующих способов (например, расходы на ремонт составили 360000 руб. + НДС\):

1)расходы на ремонт включаются в себестоимость в том отчётном периоде, когда были произведены. На основании акта должна быть сделана проводка

Д20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» К60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» 360000=

В современных условиях ремонт – дорогостоящая операция и организации заинтересованы включать затраты ремонт не единовременно, а распределить их равномерно между несколькими отчётными периодами. Для этого в учётной политике могут быть предусмотрены иные варианты учёта расходов на ремонт

2)в организации создаётся резерв на проведение ремонта. Например, предполагаемые расходы на ремонт 360000 + НДС. В течение года создаётся резерв

Д20, 26 К96 «Резервы предстоящих расходов» 30000= - ежемесячно.

После окончания ремонта на основании акта делается проводка Д96 К60 360000=

3)расходы на ремонт на основании акта относятся на расходы будущих периодов с последующим равномерным списанием затрат на себестоимость продукции в сроки, установленные учётной политикой. Следующие проводки

Д97 «Расходы будущих периодов» К60 360000= - на основании акта

Ежемесячно Д20,26 К97 30000=, если в учётной политике установлено, что расходы будут списываться в течение года.

Затраты на модернизацию, реконструкцию учитываются на счёте «Вложения во внеоборотные активы». После окончания реконструкции или модернизации они списываются на увеличение первоначальной стоимости объекта. Например, первоначальная стоимость объекта – 100000 руб, СПИ – 4 года. Через 2 года организация проводит реконструкцию объекта. Остаточная стоимость объекта на начало реконструкции – 50000 руб. Затраты на реконструкцию – 40000 руб.

 

Первоначальная стоимость объекта после реконструкции – 140000 руб.

Остаточная стоимость объекта после реконструкции – 90000 руб.

Увеличиваем СПИ и устанавливаем его в размере 5 лет.

Оставшийся СПИ – 3 года.

Сумма амортизации за месяц – 2500 руб. (90000: 36 месяцев).

Таким образом, в результате модернизации и реконструкции увеличивается первоначальная стоимость объекта.

 

13. Документальное оформление, учет поступления основных средств.

Поступающие ОС оформляются актом приемки-передачи объекта ОС (ф. № ОС-1) в 1 экз. В бухгалтерии на основании акта оформляется инвентарная карточка ОС (ф. № ОС-6). Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС (ф. № ОС-3).

Внутреннее перемещение ОС оформляется накладной на внутреннее перемещение объекта ОС (ф. № ОС-2).

Операции по ликвидации всех ОС оформляют актом на списание объекта ОС (ф. № ОС-4).

Синтетический учет наличия и движения ОС ведут на активном, сальдовом счете 01 по первоначальной стоимости. Сальдо дебетовое - отражает сумму первоначальной стоимости действующих и находящихся в запасе и на консервации собственных ОС предприятия. Оборот по дебету отражает поступление, оборот по кредиту – выбытие объектов по разным причинам.

 

Поступление основных средств на предприятие может происходить различными путями:

- созданы на самом предприятии при осуществлении долгосрочных инвестиций;

- приобретены заплату у других организаций;

- получены безвозмездно от юридических и физических лиц;

- получены от учредителей в виде вклада в уставный капитал;

- поступили для осуществления совместной деятельности.

Все затраты, связанные с поступлением и вводом в эксплуатацию оформляются следующими проводками:

1. строительство, дооборудование, реконструкция:

- в сумме фактических затрат Дт 08 Кт 02, 10, 70, 69, 60, 76

- на первоначальную стоимость Дт 01 Кт 08.

2. приобретение у поставщика:

- на покупную стоимость Дт 08 Кт 60;

- на сумму НДС Дт 19 Кт 60;

- на первоначальную стоимость при принятии к учету Дт 01 Кт 08.

3. внесение учредителями в счет в уставный капитал предприятия:

- на согласованную стоимость Дт 08 Кт 75.1;

- на первоначальную стоимость при принятии к учету Дт 01 Кт 08.

4. безвозмездное получение от других организаций и физических лиц:

- Дт 08 Кт 98.2 по текущей рыночной стоимости;

- Дт 01 Кт 08 на первоначальную стоимость;

- Дт 20,25, 26, 44 Кт 02 на сумму ежемесячно начисленной амортизации в течение срока полезного использования списывают доходы будущих периодов со счета 98.2 на счет 91. «Прочие доходы».

5. Поступление для осуществления совместной деятельности:

Дт 01 Кт 08 – на согласованную стоимость;

6. Получение основных средств в доверительное управление Дт 01 Кт 79.

Синтетический учет по счету 01 ведут в журнале-ордере № 13 по кредиту счета 01 на основании актов на списание объекта основных средств и актов приемки-передачи основных средств.

Малоценные основные средства стоимостью до 20000 руб. за единицу включительно могут отражаться в качестве материально-производственных запасов на счете 10.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.148 с.