Эпидемиология как общемедицинская наука и наука об эпидемическом процессе. История эпидемиологии. Роль отечественных ученых в ее развитии. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эпидемиология как общемедицинская наука и наука об эпидемическом процессе. История эпидемиологии. Роль отечественных ученых в ее развитии.

2017-12-20 447
Эпидемиология как общемедицинская наука и наука об эпидемическом процессе. История эпидемиологии. Роль отечественных ученых в ее развитии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эпидемиология как общемедицинская наука и наука об эпидемическом процессе. История эпидемиологии. Роль отечественных ученых в ее развитии.

Общая эпидемиология – о принципах профилактики:

- Предмет и метод эпидемиологии;

- Учение об эпидемическом процессе;

- Эпидемическая диагностика;

- Противоэпидемические мероприятия;

- Организация противоэпидемической работы;

- Частная эпидемиология – знание о частной борьбе.

- Военная эпидемиология – организация профилактики и устранения инфекции в войсках.

Период Характерные признаки
Добактериологический период (до последней четвери Х1Х в.) 1. Концепция эпидемической конституции мест и лет Гиппократа 2. Миазматическая гипотеза Гиппократа и Сайденгема 3. Контагиозная гипотеза, зародившаяся в древнем мире и развитая Фракастро и Самойловичем 4.Изучение эпидемий ряда неинфекционных заболеваний (б-ни нед-ти питания, др.) 5. "Игра в цифры", хар-щие инфекц. и неинфекц. Заболеваемость (количественная Э земской медицины)
Первые десятилетия бактериологич периода (конец ХIХ –нач ХХ в.) Спад Э. Формирование и развитие микробиологии.
Период возрождения и развития Э на новой научной основе (нач второй ХХ в. до настоящего времени) 1. Теоретическое обоснование Э как науки об эпид пр-се (Заболотный – основоположник сов Э) 2. Открытие в 20-30 гг. первых кафедр Э в СССР (Заболотный, Громашевский, Соловьев) 3. Эпидемиологические школы Громашевского, Башенина, Павловского
Современный период 1. Возрождение Э как общемедицинской науки (изучение и решение мед проблем на популяционном уровне) 2. Дальнейшее развитие Э как науки об эпид пр-се (на основе раскрытия мех-мов саморегуляции) 3. Открытие кафедр Э в мед ин-тах

Кафедра эпидемиологии в ПГМА

Организована в 1941 году. Основатель Борис Осипович Райхель. 60-70 гг заведующая кафедрой – профессор Анна Тимофеевна Вайдыш. С 1978 г – 20 лет заведовала профессор Коза Наталья Михайловна.

 

 

Эпидемиологический метод: понятие, структура (типы эпидемиологических исследований).

ЭИ – популяц иссл-ния, позв-щие кол-но оценить пок-ли здоровья населения (забол-ть, смертность, др) в конечном итоге с выходом на причинно-следств связи.

Объекты: инфекц, неифекц б-ни, здоров население (фон для формир патол: вр привычки, питание).

Цели: 1. Описание явления, события на попул ур-не. 2. Выявление причины. 3. Прогнозирование. 4. Разработка мер проф-ки. В соотв с целями сущ-т след типы исследований:

1. Описательные.

2. Аналитические (цель: оценка гипотез о ф-рах риска, определение направлений проф-ки в соотв с террит, группами, временем и ф-рами риска)

случай-контроль (сопоставление информации о подвержености действию изучаемого ф-ра больных и небольных данной болезнью). Полетные.

когортное (определение интенсивных показателей забол-ти в когортах, подверженных и не подверженных воздействию ф-ра риска). Окончат. В рез-те выявл- ся непоср риск (разность пок-лей забол-ти у лиц, подверж-х и не подв-х действию ф-ра риска) и относит риск (отношение показателей забол-ти в группе лиц, подвергающихся действию ф-ра риска, к показателям лиц, не подверг-ся действию этого ф-ра)

3. Математич моделирование (формально-математическое, качественное).

4. Экспериментальные.

• контролируемый эпид эксперимент (когортн эпид исслед)

• некотролир эпид эксперимент (вмеш-во в естеств ход ЭП проведением мероприятий с послед оценкой в когортн исследов)

- «естественный эксп-т» (напр, связь между облуч и лейкозом в Хиросиме и Нагасаки)

- «физич» моделиров ЭП (замещение в-ля, реже людей, в естеств условиях развития ЭП)

• эксперимент эпизоотия

Этапы. Формулировка цели – выбор вида ЭИ – выбор единицы наблюд и созд определения случая – выявление всех случаев, подходящих под определение – первичная сводка – группировка материала – сравн анализ, статистич обраб – превращ статистич гипотезы в логич – проведение противоэпид меропр – оценк кач-ва и эф-ти меропр.

Хар-ки ЭИ: 1) описательные, аналитич; 2) наблюдение, эксперимент; 3) ретро- и проспективн; 4) поперечные (скрининг), продольные (мониторинг); 5) клинические, полевые; 6) рутинные, спец; 7) полетные (предположительные), окончательные.

 

 

Критерии, определяющие приоритетные направления профилактики. Исходные материалы и методические, подходы к выявлению приоритетных направлений профилактики на основе эпидемиологического критерия.

1. Определение неинф заб-ти – число всех случаев соматич заб-ти, с которым население впервые обратилось за данный год. Ед.наблюдения – каждый случай заб-я впервые зарегистрированный

2. Опред инф заб-ти – совукупность всех случаев инф заб-й на соотв территории. Ед.наблюд. – каждый случай ОИЗ.

Показатели – 1.собств заб-ть 2. Болезненность 3. Патол.пораженность Осн.учетные документы:

Неинф. – стат.талон

Инф. – экстрен.извещение

Метод.подходы:1. Определение доли патологии в общей сумме заб-й (экстенсивный пок-ль) 2. Опред.уровня и частоты встреч-ти (интенсивн. Пок-ль) 3. Изучение уровня и стр-ры в динамике.

Выявляется по совок-ти пок-лей макс удел.веса интенсив.пок-ля и темпа прироста.

Критерии, определяющие приоритетные направления профилактики. Исходные материалы и методические, подходы к выявлению приоритетных направлений профилактики на основе социального и экономического критериев.

Определение неинф заб-ти – число всех случаев соматич заб-ти, с которым население впервые обратилось за данный год. Ед.наблюдения – каждый случай заб-я впервые зарегистрированный

Опред инф заб-ти – совукупность всех случаев инф заб-й на соотв территории. Ед.наблюд. – каждый случай ОИЗ.

Показатели – 1.собств заб-ть 2. Болезненность 3. Патол.пораженность

Метод.подходы:1. Определение доли патологии в общей сумме заб-й (экстенсивный пок-ль) 2. Опред.уровня и частоты встреч-ти (интенсивн. Пок-ль) 3. Изучение уровня и стр-ры в динамике.

Соц.значимость: складывается из!смертности (общ.пок-ль, млад.смертн.,материнская, повозрастная)

Учетный документ – св-во о смерти.

Для опред приорит.направлений проф-ки использ-ся:

1. Опред.стр-ры причин смертности 2. Ранжирование интенсив.пок-лей по полу,возрасту и отдел.заб-м 3. Изменений пок-лей в динамике

! инвалидность (пок-ли частота первичного выхода на инв, частота и стр-ра групп инв-ти, стр-ра по контингентам, стр-ра по формам б-ни, среди городского и сельского населения)

Уч.док-т – акт освидетельствования МСЭК.

Эконом.значимость. – выраженный в руб. положительный вклад от ПЭМ. Оценивается величиной предотвращ.экономич.ущерба в связи со снижением заб-ти и улучш состояния здор.населения.

 

См.вопрос 15

Учение об эпидемическом процессе. Содержание раздела «Проявления эпидемического процесса».

См.вопрос 15 1. Интенсивность – уровень заб-ти (1.спорадическая 2.эпидемия 3.пандемия) 3. Динамика – многолетняя и внутригодовая

4Структ.признак – распредел. Заб-ти по отделным территориям

5Структура эпид.процесса – распред.заб-ти среди групп населения(по полу,возрасту,профессии)

А. Направленные на источник

1. Выявление:

- пассивное – по обращаемости, зависит от выраженности симптомов, уровня общей и санитарной-гигиенической культуры, этнических особенностей, доступности мед помощи, профессионализма врачей.

- активное – профилактические осмотры (скрининг), диспансерное наблюдение (переболевшие с хронизацией и носительством), по контакту, подворные обходы.

Диагностические на основании клинических критериев, лабораторных исследований, эпиданамнеза (контакт с больным, была ли уже такая инфекция, прививки, где питается, поездки, профессия).

Лечебные (пенициллин при стрептококковой инфекции)

Изоляционные (на дому или в стационаре). Показания:

- ООИ;

- по нозоформе (сибирская язва, сыпной тиф, экзотические тяжелые лихорадки, др.);

- тяжелое течение;

- по эпидемическим показаниям (условия закрытого коллектива, антисанитарные условия проживания, декретированные контингенты, иногда по возрасту – коклюш до 1 года летальность 70%, индивид факторы);

- носители при некоторых нозоформах (токсигенные штаммы дифтерии).

Режимно-ограничит мероприятия:

- в отношении переболевших (пищевик после брюшного тифа в течение 1 мес после выписки не работает, обследуется);

- в отношении контактных (на дому – max инкубационный период, карантин в школе, ДДУ, стационаре);

Сан-вете надзор (только в антропургических очагах, обязаны сообщить о случаях заболеваний среди животных), дератизация (специальные дезбригады).

Б. Направленные на МП:

1. Санитарно-гигиенические мероприятия (обеспечение населения доброкачественной водой, продуктами, централизованная и локальная уборка помещений, личная гигиена);

2. Дезинфекция (в РФ есть дезинфекционная служба, занимаются все медики, обеззараживание всех предметов внешней среды), дезинсекция (специальные дезбригады).

В. Направленные на восприимчивость:

1. Вакцинопрофилактика.

2. Экстренная профилактика:

- Ig и сыворотки;

- вакцина (корь);

- антибиотики ШСД;

- интерферон;

- дибазол (грипп, гепатит А);

- химиопрепараты (малярия);

- бактериофаги (при ВБИ).

Г. Общие:

1. Лабораторные исследования;

2. Санитарно-просветительная работа.

 

 

А. Направленные на источник

1. Выявление:

- пассивное – по обращаемости, зависит от выраженности симптомов, уровня общей и санитарной-гигиенической культуры, этнических особенностей, доступности мед помощи, профессионализма врачей.

- активное – профилактические осмотры (скрининг), диспансерное наблюдение (переболевшие с хронизацией и носительством), по контакту, подворные обходы.

Диагностические на основании клинических критериев, лабораторных исследований, эпиданамнеза (контакт с больным, была ли уже такая инфекция, прививки, где питается, поездки, профессия).

Лечебные (пенициллин при стрептококковой инфекции)

Изоляционные (на дому или в стационаре). Показания:

- ООИ;

- по нозоформе (сибирская язва, сыпной тиф, экзотические тяжелые лихорадки, др.);

- тяжелое течение;

- по эпидемическим показаниям (условия закрытого коллектива, антисанитарные условия проживания, декретированные контингенты, иногда по возрасту – коклюш до 1 года летальность 70%, индивид факторы);

- носители при некоторых нозоформах (токсигенные штаммы дифтерии).

Режимно-ограничит мероприятия:

- в отношении переболевших (пищевик после брюшного тифа в течение 1 мес после выписки не работает, обследуется);

- в отношении контактных (на дому – max инкубационный период, карантин в школе, ДДУ, стационаре);

Сан-вете надзор (только в антропургических очагах, обязаны сообщить о случаях заболеваний среди животных), дератизация (специальные дезбригады).

Б. Направленные на МП:

3. Санитарно-гигиенические мероприятия (обеспечение населения доброкачественной водой, продуктами, централизованная и локальная уборка помещений, личная гигиена);

4. Дезинфекция (в РФ есть дезинфекционная служба, занимаются все медики, обеззараживание всех предметов внешней среды), дезинсекция (специальные дезбригады).

В. Направленные на восприимчивость:

1. Вакцинопрофилактика.

2. Экстренная профилактика:

- Ig и сыворотки;

- вакцина (корь);

- антибиотики ШСД;

- интерферон;

- дибазол (грипп, гепатит А);

- химиопрепараты (малярия);

- бактериофаги (при ВБИ).

Г. Общие:

1. Лабораторные исследования;

2. Санитарно-просветительная работа.

Значимость различных ПЭМ при разных инфекциях (управляемые и неуправляемые инфекции).

ПЭМ в отношении отдельных инфекций проводятся комплексно с выделением главного ПЭМ.

Направленные на источник

1. Выявление:

- пассивное – по обращаемости, зависит от выраженности симптомов, уровня общей и санитарной-гигиенической культуры, этнических особенностей, доступности мед помощи, профессионализма врачей.

- активное – профилактические осмотры (скрининг), диспансерное наблюдение (переболевшие с хронизацией и носительством), по контакту, подворные обходы.

Диагностические на основании клинических критериев, лабораторных исследований, эпиданамнеза (контакт с больным, была ли уже такая инфекция, прививки, где питается, поездки, профессия).

Лечебные (пенициллин при стрептококковой инфекции)

Изоляционные (на дому или в стационаре). Показания:

- ООИ;

- по нозоформе (сибирская язва, сыпной тиф, экзотические тяжелые лихорадки, др.);

- тяжелое течение;

- по эпидемическим показаниям (условия закрытого коллектива, антисанитарные условия проживания, декретированные контингенты, иногда по возрасту – коклюш до 1 года летальность 70%, индивид факторы);

- носители при некоторых нозоформах (токсигенные штаммы дифтерии).

Режимно-ограничит мероприятия:

- в отношении переболевших (пищевик после брюшного тифа в течение 1 мес после выписки не работает, обследуется);

- в отношении контактных (на дому – max инкубационный период, карантин в школе, ДДУ, стационаре);

Сан-вете надзор (только в антропургических очагах, обязаны сообщить о случаях заболеваний среди животных), дератизация (специальные дезбригады).

См.вопрос 27

Требования к иммунобиологическим препаратам, условия их хранения и транспортировки.

Качество препарата:

1. Потенциальная эффективность – сколько детей после вакцинации защищено от болезни, реальная эффективность в идеале д.б. = потенциальной. Для каждой вакцины существует эталон (референс-препарат).

2. Соответствие тех условиям: стерильность (контроль - посев на специальные среды), иммуногенность (контроль – проверка на лабораторных животных, на добровольцах, контролируем эпидемиологическое исследование с плацебо), безвредность (контроль - число и выраженность общих и местных реакций у привитых).

3. Условия хранения: температурный режим (большинство вакцин +4-+60С, холодовая цепь – температура от изготовления вакцины до ее введения, должна строго соблюдаться в течение всего этого времени), сроки хранения (по окончании препарат уничтожается).

Поствакцинарные осложнения

1. Патология ЦНС (чаще проявляются судорогами, у детей до 1 г. – продолжит крик). При полио - вакциноассоциированный полио (на 4-30 день, не позже; вялые парезы без нарушения чувствительности; не прогрессируют; 4-х кратное нарастание специфических АТ), чаще всего развивается у непривитых детей, контактных по привитым (выделяют штамм в теч 2 мес) контактно-бытовой ПП.

2. Общая интоксикация (t>38,5).

3. Аллергические реакции.

Профилактика

1. Качество препарата;

2. Техника прививок:

- необходимая доза;

- необходимый способ введения;

- соответствующая обработка прививочного поля;

- подготовка персонала (уметь оказать помощь при аллергической реакции);

3. После открытия ампул может храниться в среднем в течение 2 ч.

 

 

Содержание и организация работы кабинета инфекционных заболеваний.

(КИЗ) — структ подразд поликл по оказанию специализ помощи инф.б-м. Работа КИЗ регламентирована рядом официальных документов — приказ Минздрава Российской Федерации № 220 от 17.09.93 г. (приложение № 6 «Положение о кабинете инфекционных заболеваний»), приказ МЗМП РФ № 100 от 18.04.95 г. и др. Организация основных разделов работы врача КИЗ подробно изложена в методических рекомендациях «Организация работы кабинетов инфекционных заболеваний» (МЗ РСФСР, 1983), где также представлены общие вопросы работы КИЗ, учетные и отчетные медицинские документы по инфекционным болезням, табель оснащения КИЗ, обязанности должностных лиц поликлиники по борьбе с инфекционными болезнями на участке, примерный план работы врача КИЗ на год.

Штаты кабинета инфекционных заболеваний устанавливаются в зависимости от объема работы в соответствии с числом врачей, среднего и младшего медицинского персонала, положенным учреждению по штатному расписанию, из расчета 0,2 должности врача-инфекциониста, медицинской сестры и санитарки на 10 тыс. взрослого городского населения.

В поликлинике в составе КИЗ может функционировать дневной гельминтологический стационар. В этих случаях должности КИЗ могут быть увеличены администрацией поликлиники на величину мощности штатов дневных гельминтологических стационаров.

Допускается дифференцированный подход к определению врачебных должностей в КИЗ в зависимости от дислокации последних. В этих случаях определение расчетной величины врачебных должностей КИЗ в той или иной поликлинике производится по следующей методике. Соответствующий дислокации КИЗ показатель (табл. 22) умножают на численность обслуживаемого населения и делят на 10000.

Полученный таким образом результат и есть искомая численность врачебных должностей. При этом итоговые цифры 0,113—0,37 округляют до 0,25; цифры от 0,38 до 0,62 округляют до 0,5; цифры от 0,63 до 0,87 округляют до 0,75; свыше 0,86 округляются до 1,0.

Врач КИЗ непосредственно подчиняется главному врачу поликлиники и является фактически его заместителем по вопросам организации оказания медицинской помощи инфекционным больным. Методическое руководство работой КИЗ осуществляется главным инфекционистом и оргметодотделом территориальной инфекционной больницы (либо центра по профилактике и борьбе с инфекционными болезнями в крупных городах). На должность врача КИЗ назначается врач-инфекционист, получивший специальную подготовку (усовершенствование, ординатура и др.).

КИЗ должен иметь помещения и оборудование, обеспечивающие его деятельность. В частности, должен размещаться не менее, чем в двух комнатах (обязательно наличие туалета) с раздельным изолированным выходом, необходимость которого обусловлена правилами противоэпидемического режима. Основными задачами КИЗ являются:

» обеспечение раннего активного выявления инфекционных больных, оказание им неотложной помощи и их своевременная госпитализация в инфекционный стационар;

» квалифицированная диагностика, обследование и лечение в амбулаторно-поликлинических условиях больных инфекционными и паразитарными заболеваниями, не требующими обязательной госпитализации;

» реабилитация и диспансеризация переболевших инфекционными болезнями в условиях поликлиники;

» проведение организационно-методической работы (анализ инфекционной заболеваемости, уровня диагностики, качества лечения, разбор ошибок диагностики, летальных исходов);

» участие в профилактической работе (мероприятия в очагах, контроль за осуществлением плана прививок, санитарно-просветительная работа).

Для врача КИЗ работа с больными должна составлять не менее 65% рабочего времени (нагрузка 3 человека на 1 час приема), организационно-методическая работа — не более 25%, прочие виды работ — не более 10% рабочего времени. Для консультации на дому на одного больного выделяется до 1 часа.

Целесообразно рабочий день поделить по видам работ, выделяя для каждого из них фиксированные часы. В графике работы необходимо предусмотреть чередование утренних и вечерних часов приема посетителей, что позволяет полнее удовлетворять потребность населения в данном виде медицинской помощи. В часы, отведенные для работы с больными, целесообразно также выделять время для приема пациентов с острыми инфекциями (консультативно-диагностический прием), а также для приема реконвалесцентов и диспансерного контингента. Несмотря на условность такого деления, желательно указывать время приема последних категорий, ориентируя их на конец приема.

Врач КИЗ проводит свою работу по плану, составляемому с учетом эпидемиологической обстановки и выводов, вытекающих из анализа деятельности врача кабинета за предыдущий год. В плане, как правило, предусматриваются следующие разделы: организационно-методическая работа, лечебно-диагностическая работа, диспансерная работа, санитарно-просветительная работа.

КИЗ проводит свою работу не только в тесной взаимосвязи с инфекционной больницей, но и с территориальным центром санитарно-эпидемиологического надзора. В этой связи врач КИЗ принимает участие в разработке комплексных планов мероприятий по борьбе с инфекционными болезнями и контроле за их выполнением.

Кроме того, врач КИЗ обязан проводить экспертизу временной нетрудоспособности в соответствии с положением об экспертизе, а также качественно и своевременно вести медицинскую документацию, утвержденные учетно-отчетные формы и составлять отчет о своей деятельности.

Большая, многообразная, сложная и ответственная работа врача КИЗ по диагностике, лечению, диспансеризации и профилактике инфекционных болезней требует постоянного повышения квалификации путем участия в научно-практических конференциях, работе научного медицинского общества, а также на курсах усовершенствования 1 раз в 3—5 лет.

В рамках педиатрической службы Приказом МЗ РФ № 220 (приложение № 7) предусматрено положение о кабинете профилактики инфекционных заболеваний детской городской поликлиники (центральной районной больницы). На должность врача кабинета профилактики инфекционных заболеваний назначают педиатра, имеющего специальную подготовку по вопросам инфекционной патологии и иммунопрофилактики.

В ряде крупных городов и регионов Российской Федерации, неблагополучных по инфекционной заболеваемости, где продолжается рост заболеваемости дифтерией во всех возрастных группах на фоне недостаточного охвата профилактическими прививками, а также увеличивается заболеваемость и летальность от шигеллеза и других инфекций, в целях улучшения медицинской помощи инфекционным больным решением Комитетов по здравоохранению возможно введение вместо КИЗ отделений инфекционно-паразитарных заболеваний и иммунопрофилактики в поликлиниках для взрослых (ОИПЗ). В этом случае в штат отделения включаются: врач-инфекционист — заведующий отделением; врач-инфекционист с подготовкой по клинической (инфекционной) иммунологии, три медсестры (одна из них патронажная), одна санитарка. На должность заведующего отделением назначается врач-инфекционист, получивший специальную подготовку не ниже 1-й квалификационной категории. Он назначается заместителем главного врача поликлиники по вопросам инфекционной патологии. Кроме того, усиление профилактической направленности работы достигается введением в штат лечебно-профилактических учреждений врача-эпидемиолога (в стационаре), а также врача-иммунолога, врача-эпидемиолога и помощника эпидемиолога (в амбулаторно-поликлинических учреждениях). По результатам вакцинопрофилактики в ОИПЗ производится выдача сертификатов о профилактических прививках по установленной форме.

 

56. Санитарно-противоэпидемический режим амбулаторно-поликлинических учреждений. Цель, задачи, мероприятия.

1) предотвращение заноса

2)предотвращение распространения

3)предотвращение выноса

57. Военная эпидемиология, ее предмет, задачи. Общая характеристика санитарно-эпидемиологических учреждений в войсках.

ВЭ – система научных знаний, обосновывающая предупреждение заноса инфекции в войска и возникновение инфекционных болезней среди личного состава, а в случае их появления – ликвидация эпид очагов, снижение общего уровня инфекционной заболеваемости и предупреждение выноса инфекции из войск.

ПЭО – силы и средства, обеспечивающие профилактику инфекционных болезней в условиях военного коллектива.

Организационная структура ПЭО:

А. Мед С и С:

1. С и С войск мед службы (мед служба подразделений, частей, соединений). Возглавляет начальник мед службы;

2. дивизии (в дивизии) или полка (в полку);

3. Сан-эпид учреждения (СЭУ) – различные специалисты (эпидемиологи, микробиологи, паразитологи, гигиенисты, др). Основные СЭУ:

- сан-эпид лаборатория (СЭЛ) – функциональное подразделение, в состав которого входят специалисты по микробиологии и токсикорадиологическим исследованиям. Начальник СЭЛ – дивизионный эпидемиолог. Имеется войсковая мед лаборатория (ВМЛ), ДДА и др.

- санитарно-противоэпидемические отряды (СПЭО) могут иметь различную организационную структуру. Всегда есть бактериальное, вирусное и серологическое лабораторное, изоляторно-карантинное, дезинфекционно-дератизационное и др. подразделения. Функции: управленческие (эпидемические, санитарно-гигиениеческие подразделения), санитарно-эпидемическая и бактериальная разведка, организация ПЭМ в войсках, санитарная обработка в войсках по эпидемическим показаниям (обмывочно-дезинфицирующие подразделение), санитарно-эпидемический контроль на путях подвоза и эвакуации (санитарно-контрольные пункты, СКП).

- ВПИГ – место окончат лечения инфекционных больных, подвижное, на 200 коек (приемно-диагносическое отделение с санпропускником, 2 лечебных), ВПИГ ООИ (отличия – все палаты боксированы, охрана, работает на 1 инфекцию, 2 отделения: с ясным и неясным DS).

1. ЛПУ, прежде всего клиницисты-инфекционисты.

Б. Немедицинские С и С:

1. Различные службы: химическая служба, службы тыла (продовольственная, вещевая, санитарно-ветеринарная);

2. Личный состав.

Принципы организации работы СЭУ:

1. Эшелонированированное построение с возрастанием квалификации и мощности С и С в дивизии, армии, фронте.

2. Рациональное приближение к обеспечиваемым войскам с учетом боевой обстановки.

3. Постоянная готовность к оказанию помощи нижестоящему звену.

4. Непрерывное проведение лабораторных исследований, др. ПЭМ в соответствии с обстановкой.

5. Постоянная готовность к выдвижению в бактериальные и эпидемические очаги.

6. Проведение ПЭМ в интересах населения всей территории, занимаемой войсками.

7. Выделение функциональных групп для решения текущих задач.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. 1Эпидемиология как общемедицинская наука и наука об эпидемическом процессе. История эпидемиологии. Роль отечественных ученых в ее развитии…………………………………………………………………… стр.1-2

2. Эпидемиологический метод: понятие, структура (типы эпидемиологических исследований). ………………………………………………………… стр.3-4

3. Скрининговые исследования: понятие, цель и виды скрининговых исследований. ………………………………………………………… стр.5

4. Аналитические исследования. Понятие об исследованиях типа «случай-контроль» и когортных исследованиях. ………………………… стр.6

5. Экспериментальные эпидемиологические исследования: понятие, цель и виды экспериментальных исследований. ………………………… стр.7

6. Рандомизированные клинические исследования: понятие и уровни организации «слепого метода» при клинических испытаниях. …………………………………………………………………………..… стр.7

7. Эпидемиологическая диагностика: понятие, виды, задачи, разделы, этапы. ………………………………………………………… стр.8

8. Эпидемиологическое обследование очага инфекционных заболеваний врачом-клиницистом. Цели, задачи, приемы. …………… стр.8

9. Ретроспективный эпидемиологический анализ: понятие, цель, задачи, разделы. ………………………………………………………… стр.8

10.Многолетняя и внутригодовая динамика заболеваемости. Измерение, изображение и описание. Диагностическая ценность признаков (на примере анализа заболеваемости ГСИ в травматологическом стационаре).

……………….………………………………………………………… стр.9-10

11.Структура эпидемического процесса. Измерение, изображение и описание. Диагностическая ценность признака (на примере анализа заболеваемости ГСИ в травматологическом стационаре). ………………… стр.10

12.Критерии, определяющие приоритетные направления профилактики. Исходные материалы и методические, подходы к выявлению приоритетных направлений профилактики на основе эпидемиологического критерия.

……………….………………………………………………………… стр.10

13. Критерии, определяющие приоритетные направления профилактики. Исходные материалы и методические, подходы к выявлению приоритетных направлений профилактики на основе социального и экономического критериев…….………………………………………………………… стр.11

14.Понятие о клинической эпидемиологии: цели, задачи, основные положения.

……………….………………………………………………………… стр.11

15.Понятие об эпидемическом процессе. Разделы учения об эпидемическом процессе. ……………….…………………………………………… стр.12

16.Учение об эпидемическом процессе. Содержание раздела «Факторы развития эпидемического процесса (причины и условия развития эпидемического процесса)». ………………… стр.12

17.Учение об эпидемическом процессе. Содержание раздела «Проявления эпидемического процесса». ………………… стр.12

 

18.Теория механизма передачи Л.В. Громашевского. Понятие о 3-х звеньях эпидемического процесса. Фазы механизма передачи инфекции. Теория природной очаговости инфекционных болезней Е.Н. Павловского.

………………………………………….………………… стр.13

19.Теория саморегуляции паразитарных систем В.Д. Белякова: Основные положения теории, фазы развития эпидемического процесса, ее практическое применение. ………………… стр.14

20. Эпидемический очаг: понятия, пространственные и временные границы очага. Организация противоэпидемических мероприятий врачом лечебно-профилактического учреждения в домашнем очаге…………… стр.15-16

21. Резервуар и источник возбудителя инфекции: понятие, основные категории источников возбудителя инфекции и их эпидемиологическая значимость. Понятие об антропонозах, зоонозах и сапронозах………… стр.17

22. Источник возбудителя инфекции: определение, категории источника возбудителя инфекции при антропонозах и их эпидемиологическая значимость. ………………… стр.18

23.Основной принцип организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий. Мероприятия в отношении лиц, контактировавших с источником возбудителя инфекции.……… стр.18-19

24. Мероприятия по нейтрализации источника возбудителя инфекции.

…………………………………..………………… стр.20-

25. Механизм передачи возбудителя инфекции: определение, типы механизмов передачи инфекции, пути и факторы передачи инфекции.

…………………………………………………..…… стр.21-22

26. Понятие о дезинфектологии. Собственно дезинфекция, дезинсекция, дератизация, стерилизация. Их место в системе проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий. ………………… стр.23-24

27. Собственно дезинфекция: определение, виды дезинфекции. Роль участкового врача-терапевта в организации дезинфекции в домашних очагах инфекционных заболеваний. ………………… стр.25-26

28. Собственно дезинфекция: определение, методы и способы дезинфекции.

……………………………………………………… стр.25-26

29. Химический метод дезинфекции. Основные группы дезинфектантов. Контроль качества дезинфекции. ………………… стр.27-

30. Дезинфекционный режим в лечебно-профилактических учреждениях. ………………… стр.28

31.Стерилизация: определение, методы, контроль качества стерилизации. ………………… стр.29

32.Предстерилизационная очистка и стерилизация медицинского инструментария. Понятие о лабораторном контроле качества предстерилизационной очистки и стерилизации медицинского инструментария. ………………… стр.30

33. Дезинсекция, ее виды и методы. Понятие о специфических и неспецифических переносчиках возбудителя инфекции……… стр.30

34. Профилактическая и очаговая дезинсекция при педикулезе. Основные педикулоциды. ………………… стр.31

35. Типы медицинских иммунобиологических препаратов для создания искусственного активного иммунитета. Периоды формирования иммунного ответа. ………………… стр.32

36.Медицинские иммунобиологические препараты для создания искусственного пассивного иммунитета. Показания к применению. Правила введения гетерологичных препаратов. ………………… стр.33-34

37.Требования к иммунобиологическим препаратам, условия их хранения и транспортировки. ………………… стр.35-

38. Вакцинопрофилактика. Виды профилактических прививок. Национальный календарь профилактических прививок. ………………… стр.36-38

39.Организационно-методические основы прививочной работы. Критерии оценки эффективности вакцинопрофилактики. ………………… стр.38-39

40.Организация проведения профилактических прививок среди взрослого населения. Правовые основы вакцинопрофилактики. ………………… стр.40

41. Понятие о поствакцинальных реакциях и осложнениях. Мониторинг событий поствакцинального периода. ………………… стр.40-41

42. Группа аэрозольных антропонозов. Общая характеристика. Стратегия и тактика борьбы с приоритетными инфекциями в современных условиях. ………………… стр.41-42

43. Общая характеристика острых кишечных инфекций (ОКИ). Проблемы лабораторной диагностики. ………………… стр.43-44

44. Дизентерия. Эпидемиология и профилактика. Мероприятия в эпидемических очагах. ………………… стр45-46.

45. Вирусный гепатит А. Эпидемиология и профилактика. Мероприятия в эпидемических очагах. ………………… стр.47

46. Брюшной тиф. Эпидемиология и профилактика. Мероприятия в эпидемических очагах. ………………… стр.48-49

47. Дифтерия. Эпидемиология и профилактика. Мероприятия в эпидемических очагах. ………………… стр.50

48. Менингококковая инфекция. Эпидемиология и профилактика. Мероприятия в эпидемических очагах. ………………… стр.51

49. Корь. Эпидемиология и профилактика. Мероприятия в эпидемических очагах. ………………… стр.52

50.Вирусные гепатиты В и С. Эпидемиология и профилактика. Мероприятия в эпидемических очагах. ………………… стр.53-54

51.ВИЧ-инфекция. Эпидемиология и профилактика. Мероприятия в эпидемических очагах. ………………… стр.55-56

52. Понятие о внутрибольничных инфекциях. Актуальность проблемы. Механизм развития и проявления эпидемического процесса. ………………… стр.57

53.Система эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями на учрежденческом уровне. Профилактические и противоэпидемические мероприятия при ВБИ. ………………… стр.57

54.Понятие о карантинных инфекциях. Организация и содержание первичных противоэпидемических мероприятий в очаге особо опасных инфекций - ООН (на примере домашнего очага холеры). ………………… стр.58

55.Содержание и организация работы кабинета инфекционных заболеваний. ………………… стр.59-62

56. Санитарно-противоэпидемический режим амбулаторно-поликлинических учреждений. Цель, задачи, мероприятия. ………………… стр.62

57. Военная эпидемиология, ее предмет, задачи. Общая характеристика санитарно-эпидемиологических учреждений в войсках……… стр.. 63-64

58. Противоэпидемическое обеспечение войск. Противоэпидемические барьеры, их роль в предупреждении заноса инфекции. Мероприятия по предупреждению распространения инфекционных заболеваний в войсках………………… стр.. 65-

59. Порядок выявления, изоляции и эвакуации инфекционных больных во ВПИГ и ВПИГООИ, их предна


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.