Принятие решений в силовых ведомствах — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Принятие решений в силовых ведомствах

2017-12-21 304
Принятие решений в силовых ведомствах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Принятие решений в силовых ведомствах основано на рациональном подходе, который подсказывает руководителю, к чему он должен стремиться, принимая решение. Рациональный подход требует систематического анализа проблемы, выбора одного из вариантов решения и осуществления его в логической последовательности, шаг за шагом.

Методология принятия решения на спасательную операцию, в первую очередь, обуславливается содержанием самого решения и полнотой информации, характеризующей обстановку, силы РСЧС и ГО, их состав, состояние, возможности и характер действий, работоспособность и готовность, наличие времени. Кроме того, на принятие решения самым существенным образом влияет уровень обученности и личные качества, харизма самого руководителя и слаженность штабов.

При принятии решения руководитель производит распределение усилий подчиненных сил РСЧС и ГО не только в пространстве в какой-то один важный период работ, но и во времени, последовательно по этапам и задачам, решаемыми силами РСЧС и ГО в спасательной операции. Это и есть основа (идея) решения. Она пронизывает всю иерархическую систему сил РСЧС и ГО сверху вниз путем последовательного деления группировки при выполнении задач.

Когда руководителю ясно, какие вопросы ему нужно решить, в каком виде должны быть получены ответы на вопросы и какими исходными данными он располагает, он легко выбирает конкретные методы своей работы. Собственно, такова логика решения любой задачи: способ решения зависит от того, что дано, и что требуется получить.

В общем виде, решение руководителя состоит из замысла, задач силам РСЧС и ГО, основ взаимодействия, управления и кроме того (при необходимости) задач по основным видам обеспечения действий. Основой решения (ядром) является замысел, то есть основная идея выполнения подчиненными силами РСЧС и ГО задачи, поставленной старшим начальником. Значимость подчиненных сил РСЧС и ГО различна, поэтому выбор порядка и способов спасательных работ должен делать сам руководитель, реализуя принцип личной ответственности за принятые решения и результаты их выполнения.

Иными словами, он должен умело распределить усилия подчиненных сил РСЧС и ГО по отдельным объектам (районам). Это составляет главный и обязательный элемент решения. Важность такого распределения определяется известным принципом сосредоточения основных усилий на важнейших направлениях (районах) в решающий момент для выполнения главной задачи. Поэтому руководителю необходимо установить как бы полосы ответственности с учетом возможностей подчиненных сил РСЧС и ГО.

Распределение усилий в спасательных операциях проводится по промежуточным задачам и по дням, а также по времени их решения. При этом крайне важно предвидеть, какой вид спасательных действий предстоит вести силам РСЧС и ГО на разных направлениях при выполнении этих задач.

Основываясь на принятом распределении усилий, руководитель определяет в замысле порядок действий подчиненных сил РСЧС и ГО, то есть устанавливает место каждой подчиненной структуры относительно других к началу спасательных действий. Силы РСЧС и ГО распределяются по направлениям, участкам или зонам действий, по эшелонам, по группировкам различного назначения в зависимости от того, где располагается район ЧС, сколько требуется сил и средств для его локализации и ликвидации последствий.

Задача ставится силам РСЧС и ГО на определенный срок. Руководитель должен предусмотреть в решении не только построение сил РСЧС и ГО в исходном положении, но и их перестроение в ходе действий, решить вопрос о маневре силами и средствами, о времени и месте ввода их для выполнения спасательных работ.

Таким образом, основное содержание решения на ведение спасательных действий составляет выбор направления или района сосредоточения главных усилий, распределение сил и средств по направлениям и районам действий, определение построения подчиненных сил РСЧС и ГО, организация применения технических средств, выделение сил и средств для маневра и порядок его проведения, особенно о вводе в действие резервов. Это и есть тот минимальный круг вопросов, которые решает руководитель. В них выражается замысел предстоящей спасательной операции.

В настоящее время при принятии решения повысилась роль предвидения динамики спасательных действий, требующая использования методов анализа и прогнозирования последствий ЧС. Принимая решение, руководитель должен быть озабочен тем, как бы упредить стихию, провести маневр с таким расчетом, чтобы все время прочно удерживать инициативу в своих руках. А для этого необходимо объективно ответить на следующие вопросы:

– какими источниками ЧС могут быть реализованы те или иные поражающие факторы;

какие конкретные действия необходимо предпринять на том или ином направлении;

где, когда и какими образом может быть нанесен удар стихией (в ходе спасательных действий) и возникнуть новые риски;

как могут развиваться спасательные действия при использовании имеющихся сил и средств;

какова вероятность выполнения задач в сложившихся условиях.

Чтобы руководитель при принятии решения мог одновременно охватить такое огромное количество данных, они должны быть предварительно проанализированы и обобщены штабом. Более того, штаб обязан сделать все возможные сопоставления имеющихся фактов, все логические выводы из их первичного анализа. Простое перечисление данных обстановки, даже доклад вновь полученных сведений нельзя назвать анализом. Анализ обязательно предусматривает выделение наиболее важных характеристик события или объекта с точки зрения успеха предстоящих спасательных действий сил РСЧС и ГО, выявление ближайших последствий того или иного события, сравнение различных сообщений об одном и том же факте и т.п.

Штаб при проведении анализа оперативной обстановки с целью обоснования возможных вариантов, особенно по распределению средств, организации маневра и т.д., должен использовать расчетные задачи и модели. Так как, любые варианты и соображения по решению, которые докладывает руководителю начальник штаба или начальники служб, являются не более как предложениями, если они не обоснованы. Обосновать их можно умелым применением всей совокупности методов анализа и прогнозирования спасательных действий. Руководитель вправе согласиться с ними и включить в свое решение. Только тогда они приобретут новое качество – станут элементами решения на спасательные действия.

Принятие обоснованного и целесообразного решения всегда предусматривает выбор между несколькими вариантами. Штаб предлагает руководителю в соответствии с определенным им замыслом уже готовые блоки решения, но при разработке их руководитель, просматривая несколько вариантов, оставляет лучшие из них. Этот выбор и есть главный акт решения, главное умозаключение, – которое остается исключительным правом руководителя.

Сущность принятия решения заключается в реализации процесса анализа, прогнозирования и оценки проблемы, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Принятие решения на спасательную операцию – есть процесс целенаправленной работы руководителя и штаба, предусматривающий выбор наиболее обоснованного и целесообразного способа применения подчиненных ему сил РСЧС и ГО для выполнения поставленной задачи.

Исходным пунктом принятия решения обычно является установление общей последовательности действий, концептуальной схемы принятия решения, кратчайшим путем приводящей к достижению цели. В практике подготовки штабов такая последовательность действий определена требованиями уставов, наставлений, она отражается в графиках, алгоритмах работы соответствующих органов управления которые, как правило, разрабатываются заранее. В общем виде, модель принятия решения включает следующие блоки:

– уяснение задачи;

– оценка обстановки;

– выработка вариантов решения;

– оценка эффективности каждого варианта решения;

– выбор оптимального варианта.

Прежде чем принять решение руководитель должен уяснить полученную задачу, содержание которой определяется не только директивой, приказом или распоряжением, но и распоряжениями по применению различных сил и средств и по видам обеспечения.

В понятие «уяснение задачи» обычно вкладывают ее анализ, проводимый для выяснения цели предстоящей спасательной операции, места и роли своих сил РСЧС и ГО и условий взаимодействия с другими силами в выполнении замысла старшего начальника, а также для получения четкого представления, какие средства применит старший начальник и какие результаты можно ожидать от их работы. Эти моменты важны как исходные пункты для принятия решения. Но традиционный подход для их анализа (т.е. озвучивание содержания полученной задачи) не позволит начальнику понять физический смысл предстоящих спасательных действий.

Согласно логике познания явления оно должно быть расчленено при анализе на составляющие части. Таким образом, полученную задачу целесообразно подразделять на рядпромежуточных (частных), которые нужно выполнять для достижения цели спасательных действий. Кроме того, нужно учитывать и другие задачи, выполняемые силами РСЧС и ГО по плану старшего руководителя. При анализе каждой из них мысленно прогнозировать вероятный характер действия стихии и действий сил РСЧС и ГО. Иными словами, уясняя полученную задачу, руководитель мысленно должен сформировать (представить) пространственно-временную модель развития спасательных действий.

В этом процессе происходит не только аналитическая деятельность руководителя, но и присутствует предвидение динамики спасательных действий при решении каждой из частных задач. Оно должно основываться на всесторонней оценке возможных действий стихии.

В общем виде промежуточные задачи сил РСЧС и ГО, например, могут включать ввод первого эшелона группировки, второго эшелона, резервов и ряд других.

Судя даже по этому перечню, руководитель уже на первом этапе вынужден пользоваться укрупненными, общими данными об обстановке. Далее руководителю необходимо выяснить, какой вклад могут внести в выполнение той или иной промежуточной задачи каждые подчиненные ему силы РСЧС и ГО. Иными словами, уже на этом этапе начинается распределение усилий сил РСЧС и ГО. Задачи защиты объектов распределяются между подчиненными силами и средствами.

Руководитель, пользуясь укрупненными оценками возможностей своих сил РСЧС и ГО, определяет их последовательное участие в спасательных действиях. Основным критерием возможностей сил РСЧС и ГО служит объем работ.

На этом этапе принятия решения руководитель еще не учитывает конкретных особенностей расположения на местности своих сил и средств, точных данных разведки о масштабах стихии.

Одновременно руководитель предусматривает, какие усилия необходимо приложить подчиненными ему силам РСЧС и ГО при выполнении этой задачи. Продолжая начатые рассуждения, руководитель может прийти к выводу, что для ввода первого эшелона сил РСЧС и ГО необходимо привлечь соответствующую группировку.

Так у руководителя появляются первые выводы для будущего решения. По два-три выгодных варианта решения могут оказаться при анализе задач на выполнение работ. Каждый вариант требует выполнения конкретных задач подчиненными силами РСЧС и ГО. Соответственно обрисовывается, в общем виде, круг задач каждого подразделения. Если для какого-либо из них набирается слишком много задач, то это может послужить критерием, чтобы отбросить те варианты элементов решения, которые требуют выполнения второстепенных задач, отвлекая возможности сил РСЧС и ГО от первоочередных и наиболее важных.

Итогом уяснения полученной задачи при подобном методологическом подходе должны быть не только некоторые выводы по замыслу ведения спасательных действий, как это требуется сейчас, но и несколько вариантов принципиального решения, включая замысел и задачи подчиненным силам РСЧС и ГО.

Анализ полученных вариантов решения, которые представляют собой пока еще довольно абстрактные мысленные модели предстоящих спасательных действий и специально созданы в уме руководителем, продолжается при оценке обстановки.

Под «оценкой обстановки» принято понимать всестороннее изучение условий, в которых будут протекать спасательные действия и которые могут помочь или затруднить силам РСЧС и ГО выполнение их задач, и извлечение соответствующих выводов, влияющих на решение. Обстановка оценивается по элементам обычно в такой последовательности: источники ЧС, свои силы, соседи, район спасательной операции, местность, время года и суток, а также другие факторы и условия, влияющие на выполнение поставленной задачи. Оценку каждого элемента обстановки целесообразно проводить под углом зрения важнейших элементов решения.

При этом необходимо четко представлять, что всестороннее изучение условий развития обстановки не может проводиться, пока не будет воссоздан сам процесс мысленно, в мозгу руководителя. Эвристический подход к процессу принятия решения как раз подчеркивает, что условия обстановки оцениваются руководителем на мысленно сконструированных им нескольких моделях предстоящих спасательных действий, которые можно образно назвать «возможными вариантами (заготовками) решения».

Конкретная методика работы руководителя при оценке обстановки должна определяться его навыками, опытом, временем, которым он располагает и даже психологическим настроем. Здесь возможны два подхода. Один заключается в том, что руководитель путем последовательного наложения одного из перечисленных элементов обстановки на каждый из сконструированных на предыдущем этапе вариантов решения оценивает ее. Второй и наиболее целесообразный, это когда руководитель не перебирает в уме каждый элемент в отдельности, а одновременно охватывает весь комплекс условий обстановки, влияющий на выполнение данной задачи.

Оценка обстановки руководителем должна проводиться с привлечением соответствующих должностных лиц Управления сил РСЧС и ГО. Кроме того, он должен использовать весь потенциал штаба, особенно по оценке возможностей сил РСЧС и ГО и т.п.

В итоге оценки обстановки руководитель уже может прийти к однозначному решению, т.е. выбрать наиболее целесообразный способ использования подчиненных сил РСЧС и ГО для выполнения поставленной задачи, ответив на основные вопросы, составляющие содержание решения, и отразив в виде задачи каждому подчиненному подразделению. Но может случиться, что у него не будет достаточных оснований для окончательного выбора между несколькими вариантами. Следовательно, в этом процессе необходима оценка каждого варианта решения, и затем выбор оптимального из них.

В практике подготовки штабов и сил РСЧС и ГО для оценки вариантов решения и затем выбора наиболее приемлемого из них в основном применяют метод математического моделирования. Сущность данного метода заключается в том, что с помощью программно-математического алгоритма, определяются количественные характеристики будущей спасательной операции. Схема реализации метода математического моделирования показана на рисунке 5.4.:

 

Рис 5.4. Схема реализации метода математического моделирования

 

Этот метод позволяет математически определить ряд параметров, характеризующих спасательные действия, силы РСЧС и ГО и рассчитать лучший вариант решения, выбрать оптимальный его вариант.

Под оптимизацией решения понимается процесс перебора множества факторов, влияющих на результат спасательных действий, и выбор наилучшего решения для конкретной обстановки.

Для правильности выбранного решения и окончательного его выбора, руководителю в процессе работы необходимо уяснить и определить показатели, которым должно удовлетворять решение.

На этапе принятия решения руководитель пользуется теми показателями, которые определены директивой (приказом) и распоряжениями. К ним относится: пространственные показатели; временные; показатели, определяющие условия проведения спасательной операции, состав, запасы материальных средств, выделенных на спасательную операцию. Они характеризуют цель и условия спасательной операции, средства ее достижения и будут являться определяющими.

В процессе оценки обстановки необходимо определить и ряд других частных показателей, влияющих на достижение цели.

1. Оптимальное распределение сил и средств с учетом их возможностей.

Например: руководитель стремится к достижению максимального сосредоточения основных усилий, и максимальной мощи сил и средств, что зачастую противоречит отпущенным ему на спасательную операцию ограниченным силам и средствам. Можно вложить максимальную силу в начале спасательной операции, и оказаться слабым к концу операции, что может самым существенным образом повлиять на достижение цели спасательной операции, а иногда и к утрате уже достигнутого положения. Следовательно, для последовательного выполнения всех промежуточных задач необходимо обоснованно и экономно распределить силы и средства, при этом учесть и их возможности.

2. Силы и средства и объем работ.

Недооценка своих сил РСЧС и ГО в ходе спасательной операции явно противоречит необходимости выполнить задачу и без пауз перейти к выполнению последующей. Чтобы избежать этого, нужно не допускать чрезмерной концентрации сил РСЧС и ГО, использовать все возможности для их укрытия от воздействия стихии и т.д. Руководитель отвечает за необоснованные потери подчиненных сил РСЧС и ГО. Излишние потери – свидетельство неумения руководителя найти целесообразное решение.

3. Характер местности.

Это важный параметр, влияющий на реализацию принятого решения в ходе спасательных действий. Он напрямую взаимосвязан с временными параметрами, возможностями сил вести спасательные действия на том или ином направлении.

Владея достоверной информацией о действительности, руководитель сможет принять соответствующее решение. К успеху приводит оптимальное сочетание опыта и знаний специалистов и искусство руководителя правильно понять и оценить ситуацию и принять, подчас, единственно верное решение.

Существует подход к оценке принятого решения, как оценка его на оригинальность. Некоторые руководители часто задают вопрос: «В чем заключается оригинальность решения?» Каких-либо количественных параметров оригинальности решения не существует.

Процесс принятия решения является сложным, затрагивающим деятельность всего коллектива. При этом качество и обоснованность его зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать. Но все эти факторы ничто, по сравнению, с профессионализмом, волей, талантом, способностями руководителя.

Поэтому руководителю необходимо полностью овладеть методологией принятия решения. Это обеспечит ему сплочение коллектива вокруг возникшей проблемы, позволит быть уверенным в принятии обоснованного решения в самых сложных условиях обстановки.

 

Контрольные вопросы

1. Какое место занимает решение в системе управления организацией?

2. Как классифицируются решения по признаку «степень структуризации задач»?

3. Как классифицируются решения по степени определенности ситуации?

4. В чем отличие условий неопределенности от условий риска?

5. В чем отличие «рационального решения» от решения, принятого на основе суждений?

6. Что понимается под «методологией процесса разработки и реализации решений»?

7. Какие аналитические и графические методы используются для определения причин возникновения проблем?

8. В чем заключается основной смысл построения диаграммы Исикавы и карты мнений? В чем их различие?

9. Какие внешние и внутренние ограничения сужают возможности принятия решения?

10. В чем состоят особенности использования ранговой шкалы оценки?

11. В чем различия между чистыми и спекулятивными рисками?

12. Чем обусловлена методология принятия решений на спасательную операцию?

13. Какие частные показатели, влияющие на достижение цели, используются в процессе оценки обстановки?

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.