Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-12-21 | 549 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Правительства
Различают превентивный и последующий контроль. Превентивный контроль осуществляется в ходе образования правительства и выражается в обсуждении парламентом основных направлений деятельности правительства, его программы. Последующий контроль осуществляется в ходе деятельности правительства.
В парламентской практике выработаны различные формы последующего контроля. Наиболее распространенной формой являются вопросы депутатов к правительству (премьер – министру, министрам и другим членам правительства). Для этого регламентами многих парламентов на сессиях отводится специальное время – час вопросов. Например, в Германии депутат Бундестага может задавать правительству не более двух вопросов в неделю. При этом обсуждение ответов не предусматривается, но ответ должен быть дан в установленное время.
Другой формой контроля выступает запрос депутата. Это обращение депутата парламента к члену правительства с требованием о предоставлении информации и даче разъяснений по конкретным вопросам деятельности. Как правило, запрос подается в письменном виде, ответ на него может выноситься на обсуждение.
Еще одной формой контроля является интерпелляция. Онапредставляет собой обращение палаты или группы парламентариев к правительству или отдельному министру по важному вопросу государственной и общественной жизни, которое включается в повестку сессии и по результатам обсуждения принимается соответствующее решение. Неудовлетворительная оценка деятельности правительства может повлечь его отставку. Эта форма контроля применяется в парламентарных и смешанных республиках.
Контроль за деятельностью правительства может также осуществляться через парламентские комиссии и комитеты, которые вправе вызвать любого члена правительства на свои заседания, потребовать предоставления соответствующей информации.
|
Среди форм контрольной деятельности парламента следует назвать парламентские расследования. Для этих целей обычно создаются специальные комиссии, которые наделяются полномочиями по сбору доказательств, вызову свидетелей (явка которых обязательна). О результатах своей деятельности комиссии докладывают парламенту, который в свою очередь может направить материалы в суд или применить парламентские формы ответственности: выразить вотум недоверия правительству, осуществить процедуру импичмента.
Важной формой контроля за деятельностью правительства является постановка вопроса о доверии или недоверии правительству. Вотум недоверия (резолюция порицания) – это выражение недоверия парламентом или его нижней палатой деятельности правительства или отдельного министра. Он считается выраженным, если в его поддержку проголосовало абсолютное большинство членов палаты. Правовым последствием выражения вотума недоверия является обычно уход в отставку данного правительства и формирование нового. Вотум недоверия может быть деструктивным (обычным) и конструктивным. Последний предполагает выражение недоверия правительству в сочетании с процедурой избрания нового главы правительства. Такой порядок, в частности, устанавливает Основной закон ФРГ 1949 г. (ст. 67) (немецкая модель позднее была воспринята в Испании, Польше, Венгрии и других странах). В отличие от вотума недоверия, вотум доверия инициируется самим правительством в связи с критикой его курса или в связи с принятием какого-либо закона, предложенного правительством. В ряде случаев вотум доверия может использоваться как средство давления на депутатов, под угрозой возможного роспуска парламента.
Распространенной формой контроля за деятельностью правительства являются доклады и отчеты правительства на пленарных заседаниях палат, содержащие информацию о своей деятельности. Данная форма контроля характерна для парламентарной формы правления, в президентских республиках она не применяется.
|
Правовой статус депутата
Правовой статус депутата – это его правовое положение, включающее в себя совокупность прав и обязанностей, закрепленных конституцией и законами. Статус депутата в парламентах различных государств может быть различен, однако его основные черты являются общими для большинства государств. Должность депутата является одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых. Например, зарплата члена Конгресса США составляет примерно 150 тыс. дол. в год.
Для правового статуса депутатов характерными являются такие понятия, как «иммунитет» и «индемнитет».
Иммунитет (депутатская неприкосновенность) означает, что член парламента не может быть подвергнут уголовному преследованию, аресту, задержанию и (или) обыску без согласия парламента или его руководящих органов (спикера, бюро), за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. Депутатский иммунитет служит гарантией независимости депутатов, защищает их от вмешательства в их деятельность должностных лиц государства.
Законодательство многих государств содержит ряд существенных дополнений в отношении иммунитета депутатов. Например, в Японии указанные меры принуждения не могут применяться к депутату в течение сессии. В США иммунитет не распространяется на случаи государственной измены, совершения тяжких преступлений и нарушения общественного порядка. Бундестаг ФРГ в начале работы парламента принимает решение, в соответствии с которым полиции в случае обоснованных подозрений предоставляется право вести против депутатов следствие без специального решения палаты.
В настоящее время наметилась тенденция постепенного отказа от иммунитета, поскольку он нарушает принцип равенства всех перед законом.
Понятие «индемнитет» обозначает ряд депутатских привилегий материального плана, необходимых для выполнения депутатских функций. В частности, понятие индемнитет включает в себя:
1) право депутата не нести ответственность за свои высказывания и голосования в парламенте; 2) право на денежное вознаграждение за депутатскую деятельность, размер которого не подлежит изменению в течение всего срока полномочий депутата; 3) право на пользование услугами консультантов, помощников и оплату их работы за счет бюджета; 4) право на транспортные расходы и расходы за пользование средствами связи; 5) право пользования авиатранспортом для общения с избирателями в своем округе; 6) право пользования услугами внутрипарламентских служб – библиотекой, компьютерной базой данных (Финляндия), столовой (Япония) и пр.; 7) право на оплату расходов, связанных с проведением встреч с избирателями, и другие права |
Вместе с тем конституционное законодательство предусматривает внутрипарламентскую ответственность депутатов, выражающуюся в определенных санкциях ( например, лишение слова или выдворение из парламента на какой-то срок (Великобритания), лишение вознаграждения за время отсутствия в парламенте (Франция), исключение из парламента (Южная Корея).
|
В парламентах большинства развитых государствдепутаты работают на профессиональной основе. Для создания благоприятных условий деятельности им предоставляется свободный мандат. Это значит, что депутат представляет весь народ, а не только выбравших его избирателей. По общему правилу, досрочный отзыв депутата не допускается.
В странах с недемократическими режимами депутаты парламентов работают, как правило, на непостоянной основе, т.е. совмещают депутатские функции с основной работой. Кроме того, они имеют императивный мандат. Это означает, что они представляют интересы конкретных избирателей; обязаны выполнять их наказы; могут быть досрочно отозваны избирателями.
Выделяют 2 вида мандата – свободный и императивный, характеризующиеся следующим:
свободный мандат | императивный мандат |
• депутат представляет весь народ, а не только выбравших его избирателей; • депутат не связан волей своих избирателей; • невозможен досрочный отзыв депутата | • депутаты представляют интересы своих конкретных избирателей; • в своих решениях депутаты подчинены избирателям и ответственны перед ними; • обязаны выполнять наказы избирателей; •могут быть досрочно отозваны избирателями |
|
Вспомогательные органы, учреждения и должностные лица
При парламентах
К числу таких органов, учреждений и должностных лиц относятся:
1) счетные палаты, которые контролируют исполнение государственного бюджета, следят за финансово-хозяйственной деятельностью органов государства и др. Они формируются парламентом и отчитываются перед ним о своей деятельности. Нахождение этих органов при парламенте гарантирует их независимость от исполнительной власти;
2) омбудсмены – должностные лица, избираемые парламентом, в обязанности которых входит наблюдение за состоянием прав человека в стране;
3) квесторы – лица, которые поддерживают порядок в зале заседаний парламента.
К вспомогательным службам парламента относятся также: библиотека, секретариат, консультанты парламента, помощники депутатов, референты.
Важную роль в структуре парламента и его палат занимают постоянные комитеты и комиссии, количество которых зависит от парламента конкретного государства и часто меняется. Обычно создается от 10 до 25 комиссий и комитетов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие парламентаризма и определите его сущность.
2. Назовите и охарактеризуйте структуру зарубежных парламентов.
3. Охарактеризуйте внутреннюю организацию парламентов и их палат.
4. Охарактеризуйте компетенцию парламентов.
5. Дайте понятие законодательного процесса и охарактеризуйте его составляющие.
Тема 8. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!