Способы формирования правительства, их виды — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Способы формирования правительства, их виды

2017-12-21 952
Способы формирования правительства, их виды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правительства формируются двумя основными спо­собами: парламентским и внепарламентским. Эти разно­видности определяются формой правления.

Парламентский способ формирования правительства используется в государствах с парламентарной формой правления (парламентарная республика, парламентарная монархия, часто в смешанной республике). Право на фор­мирование правительства в этих странах получает та по­литическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны. Так, в Великобритании (парламентарной монархии) Премьер-Министром назначается (автоматически стано­вится) лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин Парламента. По его рекомендации глава государства (монарх) назначает остальных членов Пра­вительства.

Таким образом, формирование правительства на пар­ламентской основе предполагает, что вначале глава госу­дарства назначает главу правительства, который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав. В случае если предлагаемый состав правительства или его глава не получает доверия боль­шинства парламента (или его нижней палаты), то возмо­жен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент и сформирует правительство.

Решающее значение при применении парламентской процедуры формирования правительства имеет расстанов­ка политических сил в парламенте, так как правительство образуется по результатам парламентских выборов. Парламентский способ формирования правительства применяется в таких странах, как Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Япония, Канада, Австралия, Но­вая Зеландия, Индия, и других.

Внепарламентский способ формирования правитель­ства используется в президентских республиках, респуб­ликах смешанного типа и некоторых формах монархий. Право на формирование правительства в президент­ских республиках имеет не парламент, а президент. Пра­вительство формируется по результатам президентских выборов.

В президентских республиках парламент всё же при­нимает участие в формировании центральной исполни­тельной власти. Президент США возглавляет всю струк­туру органов исполнительной власти. Должность Премьер-Министра в США не предусмотрена. Кабинет состоит из глав департаментов, которые назначаются Президентом «по совету и с согласия».

В республиках смешанного типа, в которых сочетают­ся элементы президентской и парламентарной респуб­лик, порядок формирования правительства сочетает эле­менты парламентского и внепарламентского способов. Так, ст. 8 Конституции Франции 1958 г. закрепляет нормы о том, что Президент Республики назначает Премьер-Министра – главу правительства.

По предложению Премьер-Министра Президент назнача­ет других членов правительства и прекращает их полно­мочия. Однако согласно ст. 20 Конституции Франции, Правительство несет ответственность не только перед Президентом, но и перед Парламентом на условиях ст. 49 и 50 Конституции. Для формирования и нормальной работы Правительство нуждается в доверии Националь­ного собрания (нижней палаты Парламента). Решение Премьер-Министра об отставке Правительства должно быть связано с выражением недоверия Национального собрания Правительству.

В разных странах глава правительства может имено­ваться по-разному: премьер-министр в Великобритании, Канаде, Нидерландах, во Франции, Греции и других стра­нах; председатель Совета министров – в Италии, Испании; государственный министр – в Люксембурге, Норвегии; федеральный канцлер – в ФРГ, Австрии.

Глава правительства в современных государствах являет­ся центральной политической фигурой и обладает широ­кими полномочиями. Он, возглавляя правительство, осу­ществляет назначения и смещения членов правительства. Глава правительства играет главную роль в разработке по­литической линии правительства, персонально отвечает за политику, проводимую правительством, располагает пра­вом единолично принимать решения по важнейшим госу­дарственным вопросам в пределах своей компетенции.

В правовой литературе выделяется институт админист­ративного премьера. Так называется должность премьер-министра в ряде президентских республик. Администра­тивный премьер не определяет политику государства (эту функцию осуществляет президент), он лишь ведает опе­ративной деятельностью правительства и ведет его не­официальные заседания. Учреждение поста администра­тивного премьера позволяет возложить ответственность за деятельность правительства на него, оставляя при этом в неприкосновенности положение фактического руко­водителя правительства – президента.

Члены правительства – это министры, министры без портфеля, государственные министры, государственные секретари, старшие министры, парламентские секретари. Министр (в переводе с латинского «слуга») – это ро­довое название руководителей наиболее важных органов государственного управления, входящих в состав прави­тельства. Иными словами, министр – должностное лицо государства, член правительства, возглавляющий отрас­левое министерство.

Министр без портфеля – наименование министра, включенного в состав правительства, но не назначенно­го руководителем конкретного министерства, а занимающегося определенными вопросами по поручению прави­тельства либо его главы. Такой министр имеет право решающего голоса на заседаниях правительства.

Государственный министр – его статус различен. В Норве­гии, Швеции – это глава правительства. В Японии статус государственного министра идентичен статусу министра без портфеля. Во Франции, Португалии государственный министр возглавляет наиболее важные департаменты и ко­ординирует деятельность некоторых смежных министерств. B Великобритании государственный министр является за­местителем министра соответствующего министерства и ру­ководителем крупных подразделений в структуре министерств (так называемый «старший министр»).

Государственный секретарь – высший государственный чиновник. В США возглавляет внешнеполитическое ве­домство (аналог министра иностранных дел в других стра­нах). В Великобритании так именуются главы ряда ве­домств, таких, как внутренних дел, обороны, по делам Шотландии, и др. В Бельгии государственные секретари являются заместителями министров. А в некоторых стра­нах Латинской Америки так называют всех министров.

Парламентские секретари или младшие министры – секретари, обеспечивающие связь министра с парламентом. Функционируют в основном в странах англосаксонской правовой системы преимущественно с парламентарной фор­мой правления. В настоящее время эта категория минист­ров имеется в составе правительства Великобритании.

К кандидатам на пост мини­стра предъявляется ряд требований:

1) принадлежность к гражданству соответствующей стра­ны по рождению (Финляндия, Мексика, Катар, Парагвай, Эквадор); 2) возрастные требования, например, Конституция Брази­лии (ст. 87) содержит требование достижения 21 года, по Конституции Азербайджана (ч. 2 ст. 135) кандидат на пост министра должен быть не моложе 25 лет, Норвегии, Мексики – не моложе 30 лет, а в Египте – не моложе 35 лет; 3) образовательный ценз (наличие высшего образова­ния требует от кандидата в члены правительства Консти­туция Азербайджана); 4) моральные цензы (например, ч. 1 пар. 60 Конституции Фин­ляндии 1999 г. гласит: «Министрами могут быть граждане Финляндии по рождению, известные своим опытом и честностью»).

Одно из важнейших требований, предъявляемых к членам правительства, связано с осуществлением депу­татского мандата. В конституционном праве существует несколько подходов в вопросе о совместимо­сти или несовместимости поста министра с депутатским мандатом.

В первой группе стран, к которым следует отнести США, Францию, Норвегию, Нидерланды, Болгарию и некоторые другие страны, установлено, что участие в правительстве несовместимо с осуществлением парла­ментского мандата.

В странах, где решающую роль в формировании пра­вительства играет руководство партий, контролирующих большинство мест в парламенте, такое совмещение не­обходимо (Великобритания, Австралия, Ирландия, Ин­дия, Новая Зеландия, Египет и другие).

Правительство может действовать в полном составе либо представлять собой более узкую коллегию (напри­мер, в Великобритании, Австралии, Индии, Новой Зе­ландии этот узкий круг лиц именуется Кабинетом).

По партийному признаку пра­вительства бывают однопартийными, многопартийными (коалиционными) и беспартийными.

Однопартийное правительство возможно в тех государ­ствах, где установлена парламентарная или смешанная форма правления. Правительство образует та из политических пар­тий, которая получила в результате выборов абсолютное большинство (50% +1 мандат) в парламенте или его нижней палате. Подобное положение наблюдается в Великобритании, Ка­наде, Австралии и других странах. Однопартийное правительство соз­дается и в тех странах, где конституция или закон разреша­ют легально действовать лишь одной политической партии. Это страны Африки и Азии (Индонезия, КНДР).

В президентских республиках глава государства также назначает правительство из членов своей партии и лишь в исключительных случаях приглашает представителей других партий или беспартийных специалистов. Однопартийное правительство возможно также в тех государствах, где установлена смешанная форма правления.

Коалиционное (многопартийное) правительство вид партийного прави­тельства, отличающийся количеством входящих в его состав политических партий. Этот вид партийного пра­вительства характерен для стран с парламентарной фор­мой правления (например, в ФРГ, Польше, Италии, Бель­гии, Нидерландах, Венгрии). Образуется по результатам парламентских выборов по соглашению нескольких по­литических партий, вошедших в парламент, о совместном образовании правительства в условиях, когда ни одна из партий (партийных фракций) самостоятельно создать правительство не может, т.к. не обладает абсолютным большинством депутатских мест в парламенте. Количест­во политических партий, входящих в правительственные коалиции, различно: от двух и более. Например, в ФРГ в 2005 г. по результатам парламентских выборов в Бундестаг и на основе достигнутых договоренностей сформирова­но коалиционное правительство ХДС/ХСС и СДПГ.

Беспартийное (служебное) правительство создается в следующих случаях:

1) если в стра­не нет политических партий в силу отсутствия политиче­ских традиций (Кувейт, Саудовская Аравия, Объединен­ные Арабские Эмираты, Оман и др.) либо все политические партии запрещены и находятся на неле­гальном положении;

2) если партиям в парламенте не удалось договорить­ся об образовании правительства и возникает парламент­ский кризис, угроза роспуска парламента. Такое прави­тельство формируется главой государства на внепартийной осно­ве, т. е. его члены (обычно это заместители министров, чи­новники) могут быть беспартийными, могут принадле­жать к политическим партиям, но в своей деятельности не должны руководствоваться решениями политических пар­тий, членами которых они являются. Задача служебного правительства заключается обычно в том, чтобы преодолеть парламентский тупик при формировании правитель­ства, организовать выборы нового состава парламента и нового правительства. Подобные кабинеты формировались в Финляндии, Нидерландах, Португалии и других странах;

3) беспартийные правительства создаются военными режимами (Руанда, Центральноафриканская Республика с 1966 по 1979 гг.).

В кризисных ситуациях может быть сформировано коалиционное правительство особого рода – правитель­ство национального единства (Греция, Израиль, Ливан). В его состав входят представители влиятельных полити­ческих партий, представленных в парламенте, включая оппозиционные. Основная задача правительства нацио­нального единства – объединить все силы для преодоле­ния кризисной ситуации в стране (тяжелый экономиче­ский кризис, отражение внешней угрозы, послевоенный либо послереволюционный периоды и т. п.).

В зависимости от поддержки правительства со сторо­ны парламента различают правительство парламентского большинства и правительство парламентского меньшинства. Последнее обычно формируется партией или коалицией партий, которые, даже вместе не располагая большинст­вом в парламенте, при поддержке одной влиятельной партии или нескольких малочисленных партий получают вотум доверия со стороны парламента.

Правительство, образованное в соответствии с консти­туцией, считается постоянным, несмотря на то, что смена состава парламента или избрание нового главы государства приводит и к смене правительства. Временное правительст­во формируется не в соответствии с нормами конституции. Оно создается обычно в условиях смены режима.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.