Уроки 55—56. Сложные предложения с различными видами связи и пунктуация в них — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Уроки 55—56. Сложные предложения с различными видами связи и пунктуация в них

2017-12-12 594
Уроки 55—56. Сложные предложения с различными видами связи и пунктуация в них 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель уроков: формировать умения определять структуру сложных синтаксических конструкций и правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры.

 

Ход уроков

I. Повторение.

1. Объясните постановку знаков препинания в предложениях:

 

1) Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит. (М. Лермонтов.)

(Простое предложение с однородными членами — сказуемыми, запятая перед союзом и не ставится.)

2) Ты хочешь быть правым, и будь прав. (Л. Толстой.)

(Сложносочиненное предложение: сказуемые выражены разными наклонениями глагола.)

3) Пусть бор бушует под дождем,

Пусть мрачны и ненастны ночи

И на поляне волчьи очи

Зеленым светятся огнем. (И. Бунин.)

(В предложениях с сочинительной связью общий элемент — частица пусть.)

4) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды. (А. Чехов.)

(Однородное подчинение придаточных предложений.)

5) Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев.)

2. Проверьте свои знания. (Правописание не с различными частями речи.)

 

Не мог не заметить, непоздоровиться, несоизмеримые величины, не смотря по сторонам, несмотря на жару, не щадя сил, идти не спеша, беседовать не торопясь, неслышно подобрался, не слышно ни звука, незасеянные поля, не засеянные из-за непогоды участки, недописанное сочинение, не выученный вчера урок, невосполнимые потери, не справившийся с заданием, никем не замеченный, отнюдь не освоенная область, не замечен, не освоена.

 

3. Составьте предложения по схемам:

 

[ ],(о чём...) и (что...).

(Когда...), [...], (чтобы...).

[ ], (что, (если...),...).

 

II. Новый материал.

Работа с учебником.

Материал для наблюдения — упражнение 159(244), схемы на стр. 67 (109).

Формирование умений анализа сложной синтаксической конструкции: учащиеся сопоставляют предложения с их графическим изображением, учатся «читать» схемы. Главный вывод: для правильной постановки знаковпрепинания необходимо, во-первых, определить количество частей в синтаксической конструкции, во-вторых, число связанных по смыслу предложений в каждой части, в-третьих, — способы связи самих частей.

Образец рассуждения:перваясхемасоответствует предложению, которое состоит из двух частей:первая часть — простое предложение, вторая — сложноподчинённое, в нём можно выделить главное и два придаточных с последовательным подчинением. Первая и вторая части соединяются сочинительным союзом и.

 

2. Чтение теоретического материала — § 13 (18) стр. 68 (109).

Учащимся известно правило постановки запятой при сочетании подчинительных союзов в предложении с последовательным подчинением придаточных.

Делается вывод о сходстве этого правила с изучаемым —- о постановке запятой на стыке сочинительного и подчинительного союзов в сложной синтаксической конструкции.

Учитель сообщает, что сложные синтаксические конструкции используются в научной и художественной литературе, так как представляют собой емкую форму для выражения сложных мыслей.

 

III. Закрепление.

Тренировочные упражнения.

Упражнение 160(245) (в примерах 3, 4 между частями сложного предложения с бессоюзной связью ставится точка с запятой, в предложении 9(8) — двоеточие).

Упражнение 163 (248) (предложения 1, 2 с общим элементом для частей с сочинительной связью).

При выполнении упражнений учащиеся составляют схемы указанных предложений.

 

2. Работа с публицистическими — упражнения164 (249), 167 (253) — и художественными текстами — упражнения 165, 166 (251, 252) (по выбору учителя).

 

Наблюдение за синтаксическим строем текстов.

Задача публицистического произведения — воздействие на эмоции и чувства. Она решается не только лексическими средствами (использованием слов в их прямом значении, речевых штампов и т. п.), но и синтаксическими.

В статье известного лётчика М. Громова — упражнение 164 (249) — преобладают простые предложения, используются элементы разговорной речи: Возьмем простой пример. Каждый может пройти..., выразительность которых усиливают восклицательные предложения, риторические вопросы.

В отрывке из статьи В. А. Обручева — упражнение 167 (253) — синтаксис в основном книжный. Однако установка на доходчивость ограничивает использование развёрнутых синтаксических конструкций. В тексте преобладают простые осложнённые предложения, сложные состоят из двух частей, что не затрудняет восприятия. Элементы разговорной речи (как говорят, как говорится) должны внушить читателю определённое отношение к высказыванию.

 

Домашнее задание. Проработать § 14(18), составить к нему сложный план, выписать необходимые для ответа цитаты, тезисы.

 

Индивидуальное задание. Подготовить сообщения: «От праславянского до русского», «Русский национальный язык», «А. С. Пушкин — основоположник современного русского литературного языка».

 

Библиография

Русский язык: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Т. М. Воителева, К. А. Войлова, Н. А. Герасименко и др. — 4-е изд., стереотип. —М.: Дрофа, 2002.

Энциклопедия для детей. — т. 10. — Языкознание. Русский язык. — 3-е изд., перераб. и доп. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2002.

Русский язык в кругу славянских языков. (Теоретические сведения учебника на с. 73—74 (II); Шанский Н. М. Русский язык в кругу славянских языков // РЯШ. — 2001. — № 4. — С. 130; Русский язык в кругу индоевропейских языков // РЯШ. — 2001. — № 5. — С. 130.)

Русский язык как исторически развивающееся явление. (Теоретические сведения учебника на с. 74—75; Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984; Янченко В. Д. Лингвистический вечер для учащихся V—VI классов «Праздник славянской письменности и культуры» // РЯШ. —1998. — № 2; Боброва Т. А. Седьмой падёж // РЯШ. — 2001. — № 4. — С. 132; другие материалы из журнала «Русский язык в школе» (рубрики «Обращаясь к истории языка», «Из истории школьных терминов», «В мире слов», «В двух словах» и др.).

Русский литературный язык. (Теоретические сведения учебника на с. 77; Шанский Н. М. Что такое современный русский литературный язык // РЯШ. — 2001. — № 6.—С. 130.)

Стили литературного русского языка. (Теоретические сведения учебника на с. 77—80, упр. 179, 180, 181; Справочные материалы — с. 267—277.)

 

Урок 57. Контрольный диктант [14]

 

ЖУРЧЕЕК.

 

Если вас когда-нибудь осчастливит судьба и вы в летнюю пору спуститесь к болотцу, а потом по узенькому мостку перейдёте заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.

Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днём, когда вода, разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом — ручеек затихает, затаивается, словно прислушивается и разгадывает, куда он, озорной, полетел и когда вернётся сызнова. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она божественна в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчании слышатся и грустные мелодия расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.

Журчит на радость всем ручеек. И, может быть, поэтому у него такое красивое имя — Журчеек.

Сказочная песня природы в неповторимом исполнении прибежавшего в Конопляночку ручейка вам запомнится на всю жизнь как самое дорогое, от чего на душе бывает по-особенному светло и радостно.

(По П. Дудочкину.)

Дополнительные задания.

1. Выделите грамматические основы в первом предложении

(I в а р и а н т); в предложении Проносится ветер... (II в а р и а н т). Составьте схему сложного предложения, объясните постановку знаков препинания.

2. Найдите причастия с зависимыми словами, объясните, в каких случаях причастный оборот обособляется я почему.

3. Найдите в 2—3 простых предложениях, входящих в состав сложных, составное именное сказуемое; укажите, чем оно выражено.

4. Найдите в тексте 2—3 слова с разными орфограммами, назовите виды орфограмм.

5. Обозначьте морфемы в словах: осчастливит, услышите, неповторимом (I в а р и а н т); проносится, затихает, прибежавшего (II в а р и а н т).

Раздел программы «Общие сведения о языке» содержит обобщающие уроки, на которых систематизируется изученное в 5—8 классах. Каждый девятиклассник должен овладеть общими сведениями о языке, поэтому учитель предлагает различные задания: составление плана,тезисовстатьи, конспектирование, подготовку рефератов, докладов, сообщений. Формы уроков: семинар, конференция, смотр знаний и др.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.