Кафедра мировой литературы и культуры — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кафедра мировой литературы и культуры

2017-12-12 195
Кафедра мировой литературы и культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Минобрнауки России

ФГБОУВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОЛЬНЫЙ ИИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Приобрести навыки: составления рефератов и библиографий по истории национальной культуры, приёмами библиографического поиска источников на бумажных и электронных носителях; владеть навыками культурологической дискуссии по общим и специальным проблемам истории культуры СОИЯ

5. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля, тематический план

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Очно-заочная Заочная
№№ семестров     -
Аудиторные занятия:      
лекции     -
практические и семинарские занятия      
лабораторные работы (лабораторный практикум) -    


Самостоятельная работа      
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ      
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля, №№ семестров)   4_      
Курсовая работа (№семестра) _    
Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров Экзамен - 4    

Тематический план

Темат

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
        Аудиторные занятия, в том числе Самостоя тельная работа    
        лекции Практ. занятия, семинары Лабор. работы
Раздел 1. Введение. Древнейший и античный периоды в истории Испании
Тема 1.Введение. Общая концепция курса. Комментарий понятий «культура», «национальная культура», «национальный характер», «национальная культурная идентичность». Основные географические сведения об Испании. Тема 2. Доисторическая Иберия. Римская Испания. Древнейшие образцы испанского искусства                      
Раздел 2 Культура Испании средних веков
Тема 3. Средневековая культура арабской Испании; Тема 4. Средневековая культура христианской Испании. История реконкисты                                
  Раздел 3. Испанское Возрождение
Тема 5. Испанская культура эпохи Возрождения (конец XV- началоXVII вв.) Творчество М. де Сервантеса          
Раздел 4. Золотой век испанской культуры
Тема 6. Испания XVII: внутренняя и внешняя политика страны. Борьба за европейскую и мировую гегемонию. Колониальная политика. Тема 7. Эстетические искания испанских художников. Новые стили в литературе. (поэзия Л. де Гонгоры, драматургия Тиросо де Молина, П.Кальдерона), живописи и архитектуре.   4,5     11,5     0,5     1,5   -              
Раздел 5.Испанская культура эпохи Просвещения
Тема 8. Своеобразие просветительского движения в Испании. Французская буржуазная революция и Испания. Движение против «офрансеадос». Тема 9. Испанская художественная культура эпохи Просвещения. Творчество Ф.Гойи.   4,5     6,5   0,5     0,5   -              
Раздел 6.Испанская культура XIX века.
Тема 10. XIX век – эпоха буржуазных революций в Испании. Тема 11. Испанская художественная культура XIX века. Романтизм и реализм. Костумбризм в культуре Испании и Латинской Америки   4,5   6,5   0,5   0,5   -        
Раздел 7. Испанская культура ХХ века
Тема 12. Основные события испанской истории I половины ХХ века: испано-американская война 1898 г.; Испания в I мировой войне; гражданская война 1936-1939 гг. Тема 13. «Поколение 1898 года» и модернизм в испанской культуре. Тема 14. Основные события испанской истории II половины ХХ века. Современная Испания и современная латинская Америка. Роль Испании в современном мире. Тема 15 Постмодернизм в испанской художественной культуре: литература, кинематограф.                                       -         -                  
  ИТОГО:         _  
                 

 

 

6. Аннотированное описание содержания разделов и тем дисциплины

Темы практических занятий

 

Тема 1: Средние века в истории культуры Испании (4 ч.)

1) Краткая общая характеристика эпохи (хронологические границы, периодизация, концепция мира, концепция человека);

2) Культура арабской Испании. Культурные памятники цивилизация Аль-Андалус. Кордовская Соборная мечеть (анализ-демонстрация). Последствия арабского владычества в культуре современной Испании;

3) Культура христианской Испании. История и периодизация движения реконкисты. Королевские династии эпохи Средних веков. Испанская готическая архитектура. Кафедральный собор в Барселоне (анализ-демонстрация);

4) Рыцарская идеология и культура в Испании.

5) Терминологический и хронологический контроль.

Рекомендуемая литература:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3-х т. М.;Л., 1948-1955.

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 1: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2003.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

Каптерева Т.П. Искусство Испании. Очерки. М., 1989.

 

 

Тема 2: Возрождение в истории культуры Испании (4 ч.)

1) Краткая общая характеристика эпохи (хронологические границы, периодизация, концепция мира и человека). Основные события испанской истории (открытие Х.Колумбом Америки и др.) эпохи Возрождения;

2) Архитектура эпохи Возрождения. Дворцовый комплекс Эскориал: политическое, эстетическое, культурное значение (анализ-демонстрация);

3) Живопись эпохи Возрождения. Творчество Эль Греко и Х.Пантоха де ла Крус (основные жанры и сюжеты творчества). Анализ-демонстрация конкретных произведений;

4) Терминологический и хронологический контроль.

Рекомендуемая литература:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3-х т. М.;Л., 1948-1955.

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 1: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2003.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

Каптерева Т.П. Искусство Испании. Очерки. М., 1989.

 

 

Тема 3: Золотой век испанской культуры (4 ч.)

1) Основные события испанской истории XVII века;

2) Роман М. де Сервантеса «Дон Кихот» - герой сюжет;

3) М. де Унамуно и Х.Ортега-и-Гассет о Дон Кихоте;

4) Испанское барокко в архитектуре (стиль чурригереско) и живописи (Х.Рибейра, Ф.Сурбаран, Д.Р. де Сильва Веласкес, Б.Э.Мурильо – анализ-демонстрация произведений);

5) Поэтическое творчество Л. де Гонгоры-и-Арготе – жанры, мотивы;

6) Терминологический и хронологический контроль.

Рекомендуемая литература:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3-х т. М.;Л., 1948-1955.

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 1: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2003.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

Каптерева Т.П. Искусство Испании. Очерки. М., 1989.

Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983.

 

Тема 4: Испанское Просвещение (2 ч.)

1) Основные события испанской истории XVIII века;

2) Специфика национального Просвещения. Явление офрансеадо и махаизм. Х.Ортега-и-Гассет ст. «Гойя и народное»;

3) Первый период творчества Ф.Гойи: жанры, сюжеты, мотивы;

Рекомендуемая литература:

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3-х т. М.;Л., 1948-1955.

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 2: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2008.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

 

Тема 5: Испанская культура I половины ХХ века (4 ч.)

1) Основные события испанской истории первой половины ХХ века;

2) Модернизм. Х.Ортега-и-Гассет о дегуманизации искусства;

3) Экзистенциализм в литературе. Повесть М. де Унамуно «Авель Санчес» - сюжет, герой, конфликт;

4) Сюрреализм в живопись и кинематографе. Творчество С.Дали, Л.Бунюэля (анализ-демонстрация произведений/фрагментов произведений.

Авангард в культуре ХХ века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика. Книга 2. М., 2010 (см. нац. раздел)

История мирового искусства. М., 1998

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 2: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2008.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

Тема 6: Испанская культура II половины ХХ века (2 ч.)

1) Основные события испанской истории второй половины ХХ века;

2) Постмодернизм как тип эстетического мировидения. Специфика испанского постмодернизма;

3) Современный испанский кинематограф: эстетика и проблематика (анализ-демонстрация фрагментов произведений по выбору студентов)

4) Роман А.Переса-Реверте «Клуб Дюма, или тень Ришелье» - жанр, герой, сюжет.

 

История мирового искусства. М., 1998.

Испания. Анфас и профиль. М., 2007.

Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов. Часть 2: Учеб. пособие для вузов / Пермь, 2008.

Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

 

Темы для творческих работ, рефератов

1) Памятники арабской архитектуры в Испании. Стилевое своеобразие, функциональное назначение (анализ/демонстрация конкретных памятников, например, Соборная мечеть в Кордове)

2) «Песнь о моем Сиде» – испанский средневековый героический эпос. Герой и исторический прототип, художественный вымысел и историческая правда в поэме

3) Стиль «мудехар» в архитектуре Испании

4) Важнейшие праздники регионов Испании

5) Мовида как культурное явление: идеология, эстетика, основные представители

6) Современный испанский кинематограф: эстетика и проблематика

7) Испанские национальные праздники

8) Коррида как феномен испанской культурной жизни

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней:учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Культурология"/В. А. Луков.-М.:Академия,2008, ISBN 978-5-7695-5073-7,5-e изд., стер..-512.-Библиогр.: с. 490-492. - Имен. указ.: с. 493-507

2. Бочкарева Н.С. Мировая художественная культура для филологов в 2-х чч. Пермь, 2003-2008.

Дополнительная:

1.Алпатов М.В. Всеобщая история искусств: В 3 тт. М.;Л., 1948-1955.

2.Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. М., 2001.

3.История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения: Практикум. М.: Флинта: Наука, 2004.

4. История западно-европейской литературы XIX века. Франция. Италия. Испания. Бельгия: Учебник / Под ред. Т.В.Соколовой. М.; СПб, 2003.

5. Зарубежная литература ХIХ века: Учебное пособие / Под ред. В.М.Толмачева. М.: Academia, 2003.

6. Зарубежная литература ХХ века: Учебник / Под ред. Л.Г.Андреева. М.: Высшая школа, 2004.

7. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учеб. Пособие; Под ред. Л.Г.Андреева. М.: Высшая школа, 2001.

8. Испания. Анфас и профиль / под ред. В.Л.Верникова. М.: Издательство «Весь мир», 2007.

9. Испания в начале XXI века: учеб. пособие. М.: МГИМО (У)МИД России, 2006.

10. Лалагуна Х. Испания. История страны / пер. с англ. М.: Эксмо; СПб. 2009.

Рекомендуемая:

Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1972.

Вейдле В.В. Умирание искусства. СПб., 1996.

Верников В. Коррида, фламенко и… жизнь. М., 2002.

Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. СПб.: Азбука-классика, 2005.

Дубинин Ю.В. Амбахадор! Амбахадор! Записки посла в Испании. М., 1999.

Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

История стран западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов/ Л.М.Брагина, О.И.Варьяш, В.М.Володарский и др. М.: Высшая школа, 2001.

Каптерева Т. П. Искусство Испании: Средние века. эпоха Возрождения. М.: Изобразительное искусство, 1988.

Кольцов М. Испанский дневник. М., 1958.

Культура Латинской Америки. Энциклопедия. М., 2000.

Культура современной Испании: превратности обновления. М, 2006.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений / под ред. В.В.Ванслова и Ю.Д.Колпинского. М.: Искусство, 1980.

Набоков В.В. Лекции о зарубежной литературе. М., 1996.

Называть вещи своими именами, Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. М., 1986.

Пономарева Л.В. Испанский католицизм. М., 1989.

Смирнов А.А. Средневековая литература Испании. Л., 1969.

Хенкин С.М. Хуан Карлос I: политический портрет. М., 2001.

 

 

8. Методические указания и рекомендации

Студентам:

Курс История культуры страны первого иностранного языка (испанский) включает в себя часы аудиторных занятий и часы самостоятельной работы, используемые студентом для закрепления и углубления полученных знаний. В темах аудиторных занятий представлен весь теоретический материал курса, также предполагается необходимый минимум практики. В рамках самостоятельной работы студенты выполняют домашнее задание, контрольные работы, подготавливают доклады и презентации по определённым темам курса. Полноценное усвоение курса возможно при добросовестном и грамотном прочтении культурологических работ, художественных текстов рекомендуемых программой; регулярном посещении лекций, выполнении необходимых самостоятельных заданий.

Самостоятельная работа должна носить систематический характер, её результаты контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (экзамен). При этом проводятся: экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д. Для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы студентам рекомендуется:

- вести конспектирование изучаемого материала по каждой теме курса;

- формировать комплект презентаций (по каждому разделу курса – минимальный теоретический материал, визуальный ряд);

- вести читательский дневник (отдельная тетрадь; в дневнике необходимо указывать: полное имя и годы жизни авторов, полное название произведений и время их создания, имена переводчиков; ключевые цитаты, выражающие идейную, проблемно-тематическую направленность и эстетическое своеобразие произведений);

- самостоятельно просматривать учебную литературу в целях поиска дополнительного материала по изучаемым темам, необходимого для выполнения домашнего задания, для чего обращаться к фондам библиотек ПГНИУ;

- активно использовать ресурс Интернет;

 

Самостоятельная работа учащихся включает в себя четыре основные вида деятельности:

1. чтение художественных произведений и ведение читательского дневника;

2.выполнение домашних заданий по определённым темам курса, создание презентаций;

3. выполнение контрольных работ;

4. подготовка докладов по определённым темам курса.

Результаты самостоятельной работы учитываются следующим образом:

1. выполнение домашнего задания контролируется на каждом занятии, по результатам письменной работы (5-7 мин.), выставляется оценка;

2. за выполнение контрольных работ выставляется оценка;

3.подготовка докладов, демонстрация презентаций: выставляется оценка.

 

Разделы и темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Раздел1. Введение. Доисторическая и античная эпохи в истории культуры Испании  
Тема 1. Тема: Знакомство с концепцией курса. Комментарий понятий «культура», «мировая культура», «национальная культура», «национальный характер», «национальная идентичность», «национальный менталитет» и т.д. Франция сегодня.   - с опорами на справочную, учебную литературу дать определение понятиям: «культура», «национальная культура», «национальный характер», «национальная идентичность», «национальный менталитет»; - прочитать статью Э.В.Соколов «Испанский гений Сальвадора де Мадариаги и проблемы национального характера» // Мадариага С. де Англичане, французы, испанцы. СПб.: Наука, 2003. С.21-239. Законспектировать основные положения
Раздел 2. Средние века в истории испанской культуры  
Тема 3. Культура арабской Испании; Тема 4.Культура христианской Испании. - подготовить контурную карту Пиренейского полуострова; - обозначить маршруты римской экспансии; - обозначить маршруты арабской экспансии; - обозначить христианскую и арабскую зоны до середины 15 в.
Раздел 3. Возрождение в истории испанской культуры.  
Тема - прочитать рекомендуемы фрагменты романа Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»; - с опорами на статью (Затонский, Д. «А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом?», Вопросы литературы. - М., 2000, № 5. - С. 208-234) дать определение понятиям «пантагрюэлизм», «раблезианство»
Раздел 5. XIX век в истории французской культуры  
7.Тема: Революции 1789, 1830, 1848, 1870 гг. Реставрация, июльская монархия, Вторая империя.   - с опорами на справочную и учебную литературу прокомментировать основные формы французскрй государственности в XIX веке, подготовить сообщения; - закончить схему «Французские королевские династии»

 

Перечень учебно-методических и научных изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы.

 

1. Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Культурология"/В. А. Луков.-М.:Академия,2008, ISBN 978-5-7695-5073-7,5-e изд., стер..-512.-Библиогр.: с. 490-492. - Имен. указ.: с. 493-507.

2.История западноевропейской литературы XIX века. Франция. Италия. Испания. Бельгия: Учебник / Под ред. Т.В.Соколовой. М.; СПб, 2003.

 

Преподавателю:

1. Содержание учебной дисциплины необходимо излагать в единстве историко-литературного, типологического подходов к темам, которые заявлены в учебном плане. Необходимо обращать внимание на основные стратегии развития национальной культуры, на преемственность традиции от Средних веков к ХХ вв.

2. Важно предусмотреть разнообразные и эффективные формы самостоятельной работы (конспекты культурологических, исторических, литературоведческих работ, читательский дневник, тесты, переводы и пр.), выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3.Список литературы для чтения и конспектирования, пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной (связанной с качественным прочтением научной и художественнойлитературы) и факультативной частей.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы. Преподаватель может рекомендовать порядок чтения художественных произведений (от XVII к ХХ в.в.), обучать ведению читательского дневника, составлению презентации.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. В виду дефицита аудиторного времени, лекции ориентированы нацелить студента на самостоятельную работу, в них не даётся развёрнутого анализа всех аспектов того или иного периода национальной культуры, но обозначены необходимые для их адекватного освоения моменты.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

7. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки обязательно для преподавателя и студента.

 

 

Билет№1

1. Древнейший и античный периоды истории Испании. Влияние Рима на географию, социальную и культурную жизнь Иберийского полуострова.

2. Поэтическое и драматургическое творчество Г.Лорки. Темы, мотивы, эстетическое своеобразие ивоеобразие. Произведения по выбору.

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

 

Билет№2

1. Испанская культура эпохи Средних веков. История арабского завоевания Иберийского полуострова. Диалог христианской и мусульманской культур. Мусарабы, мудехары. «Золотой век» мавританского владычества. Культура кордовского халифата (анализ-демонстрация архитектурных памятников: Кордовская соборная мечеть, Мадинат аз-Захра).

2. Лопе де Вега – драматург эпохи Возрождения. Сюжет, система образов, комическая ситуация в пьесе «Собака на сене».

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

Билет№3

1.Средневековая культура христианской Испании. Особенности культурного развития Кастилии и Арагона (национальная специфика и активное внешнее влияние). Движение Реконкисты. Испанская/каталонская готика (анализ-демонстрация архитектурных памятников средневековой Барселоны: Кафедральный собор, церковь Санта Мария дель Мар).

2.Гонгоризм – эстетическая школа, концептуальный вариант барокко. Поэтическое творчество Л.де Гонгоры-и-Арготе (анализ 2-3 стихотворений).

 

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

 

Билет№4

1.Испанская культура эпохи Возрождения. Становление испанской колониальной империи. Национальная политика. Восстание морисков. Стиль мудехар в искусстве архитектуры (анализ-демонстрация архитектурных памятников Севильи: церкви Всех Святых, Сан Истебан, дворец Лас Дуэньяс и др.).

2. Каталонский модернизм как явление национальной культуры. Архитектурное творчество А.Гауди (Барселона Гауди. Саграда Фамилиа, Дом Батло, Дворец каталонской музыки).

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

 

Билет№5

1. Король Филиппе II: властная и культурная политика. Философская, политическая и эстетическая (стили мануэлино, исабелино, мудехар и др.) концепции дворцового комплекса Эскориал (анализ-демонстрация).

2. Живопись и музыка испанского барокко (анализ-демонстрация произведений по выбору).

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

Билет№6

 

1. Творчество Эль Греко: темы, сюжеты, мотивы (анализ-демонстрация произведений: «Вознесение Христа», Бичевание Христа» и др.)

2. Культура испанского Просвещения. Политика первых испанских бурбонов. Усиление абсолютизма. Французское влияние (офрансеадо) и движение сопротивления Просвещению.

 

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

 

Билет№7

1. Драматургическое творчество П.Кальдерона. Драма «Жизнь есть сон»: сюжет, конфликт, система образов. Реализация принципов эстетики барокко.

2.Махизм (махо, маха) – культурное движение в контексте испанского Просвещения. Х.Ортега-и-Гассет о движении махизм (ст. «Гойя и народное»).

 

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

 

Билет№8

1.Роман М. де Сервантеса «Дон Кихот»: сюжет, система образов. М.де Унамуно о Дон Кихоте.

2 Творчество Веласкеса: темы, сюжеты, мотивы. Произведения по выбору.

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

 

Билет№9

1. XVII век – «золотой век» испанской культуры. Гуманизм в Испании. Эстетика испанского барокко. Стиль чурригереско в архитектуре. Творения династии зодчих Чурригера (анализ-демонстрация архитектурных памятников).

2. Постмодернизм в архитектуре. Творчество Р.Боффила («социальный утопизм», «игровой бунт», «архитектурная игра», «театрализация», синтез высокой и массовой культур, интерпретация традиций А.Гауди). Анализ 1-2 арт-объектов Р.Боффила (например, «Баррио Гауди», «Уолден-7 и пр.)

 

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

 

Билет№10

1.Драматургическое творчество П.Кальдерона. Драма «Жизнь есть сон»: сюжет, конфликт, система образов. Реализация принципов эстетики барокко.

2.Испанская культура I половины ХХ века. Модернизм как тип мировидения: идеология и эстетика. Х.Ортега-и-Гассет о «дегуманизации искусства». «Поколение 1898 года». Творчество М.де Унамуно (произведение по выбору).

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

Билет№11

1.Драматургическое творчество П.Кальдерона. Драма «Жизнь есть сон»: сюжет, конфликт, система образов. Реализация принципов эстетики барокко.

2.Испанская культура I половины XIX. Социальная, экономическая и культурная политика короны. Карлистские войны. Костумбризм – идеологическое и эстетическое движение в контексте национального Романтизма.

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

 

Билет№12

1. Плутовской роман в испанской культуреXVII века. Система отношений героя и мира в концепции жанра плутовского романа. Плутовство как образ судьбы. Роман Ф.Кеведо-и-..Вильегас «История жизни пройдохи по имнеи дон Паблос».

2. Творчество Ф.Гойи эпохи Романтизма (зрелый и поздний периоды): сюжеты, темы и мотивы. Радикальное изменение творческой манеры. Анализ-демонстрация произведений по выбору.

 

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

 

Билет№13

1. Творчество Ф.Гойи эпохи Просвещения: темы, сюжеты, мотивы (анализ-демонстрация произведений по выбору). Х.Ортега-и-Гассет о Гойе (ст. «Гойя и народное»).

2. Испанская культура II половины XIX века. Внутренняя и внешняя политика Реставрации. Колониальные войны. Регионализм, роман земли в контексте культуры испанского реализма.

 

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

Билет№14

1. Испанская культура I половины ХХ века. Модернизм как тип мировидения: идеология и эстетика. Х.Ортега-и-Гассет о «дегуманизации искусства». «Поколение 1898 года». Творчество М.де Унамуно (произведение по выбору).

2.Каталонский модернизм как явление национальной культуры. Архитектурное творчество А.Гауди (Барселона Гауди. Саграда Фамилиа, Дом Батло, Дворец каталонской музыки).

 

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

Билет№15

 

1.Сюрреализм в живописи. Творчество С.Дали «Постоянство памяти», «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании», «Пылающий жираф», «Открытие Америки Христофором Колумбом»).

2. Постмодернизм в архитектуре. Творчество Р.Боффила («социальный утопизм», «игровой бунт», «архитектурная игра», «театрализация», синтез высокой и массовой культур, интерпретация традиций А.Гауди). Анализ 1-2 арт-объектов Р.Боффила (например, «Баррио Гауди», «Уолден-7 и пр.)

 

Министерство образования и науки РФ

ГОУВПО «Пермский государственный университет»

Кафедра мировой литературы и культуры

Дисциплина «История культуры страны основного изучаемого языка»

 

Билет№16

1.Испанская культура второй половины ХХ века. Постмодернизм как тип мировидения. Идеология и эстетика. Национальное своеобразие испанского постмодернизма.

2. Постмодернистское начало в романе А.Переса-Риверте «Клуб Дюма, или тень Ришелье» (или Г.Торренте-Бальестер «Дон Хуан»).

 

Минобрнауки России

ФГБОУВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОЛЬНЫЙ ИИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра мировой литературы и культуры

Авторы-составители Суслова Инга Валерьевна

Рабочая программа дисциплины

История культуры страны первого иностранного языка

Направление подготовки035700.62 Лингвистика

Профиль: 1. Перевод и переводоведение (Испанский язык)

Согласовано: Рекомендовано кафедрой

Учебно-методическое управление Протокол №

«__»_____________ 20_ г

_______________________

 

_____________________ Зав. кафедрой

 

_______________________

Автор-составитель:

Суслова Инга Валерьевна, доцент

кафедры мировой литературы и культуры

Учебно-методический комплекс по Истории культуры страны основного изучаемого языка составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031 202.65 – «Перевод и переводоведение». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Является дисциплиной по выбору.

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан факультета современных

иностранных языков и литератур__________________ Б.М.Проскурнин

Зав. библиотекой_________________________

(подпись) (ф. и. о.)


1. Аннотация дисциплины

 

Дисциплина «История культуры страны первого изучаемого языка» (ИКСПИЯ) является частью цикла общие гуманитарные и социально-экономических дисциплин» подготовки студентов направления «Перевод и переводоведение». Дисциплина ИКСПИЯ нацелена на формирование общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.

Программа дисциплины системно излагает вопросы истории и культуры Испании. Задачи курса – углубить знания о стране изучаемого языка; сформировать представление о месте и роли испанской культуры в контексте мировой культуры; сформировать навыки работы (конспектирование, реферирование, аннотирование и т.д.) с исследовательскими работами по истории испанской и латиноамериканской культур.

Учебная программа включает в себя теоретический, практический и контрольный разделы. Теоретический (лекционный) раздел предполагает формирование базовых культурологических и страноведческих знаний. Курс построен по хронологическому принципу.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: входной контроль в форме устного опроса, рубежный контроль в форме устного опроса, проверки выполнения домашних заданий, проведения коллоквиумов. Аттестация по усвоению содержания дисциплины проводится в форме курсового экзамена.

 

2. Цели и задачи изучения дисциплины

 

Цель курса «История культуры страны основного изучаемого языка» (СОИЯ) - сформировать у студентов представление об Испании и латиноамериканском регионе, ознакомить с основными этапами становления национальной культуры, сформировать представление о социокультурных особенностях испанского мира. Задачи курса:

углубить знания о стране изучаемого языка;

сформировать представление о месте и роли испанской культуры в контексте мировой культуры;

сформировать навыки работы (конспектирование, реферирование, аннотирование и т.д.) с исследовательскими работами по истории испанской и латиноамериканской культур.

3. Формируемые дисциплиной компетенции ФГОС

 

Общекультурные компетенции:

- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

- умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).

Профессиональные компетенции:

- знание общих закономерностей истории культуры страны основного изучаемого языка (СОИЯ); целостное представление об основных этапах её истории (ПК-1);

- владение методами и приёмами анализа и интер


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.234 с.