Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

ИТ (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске

2017-12-12 424
ИТ (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

ИТ (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске

Факультет Технологии и менеджмент

Кафедра Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины

 

дисциплина

ИСТОРИЯ

Практические занятия

студентов очной и заочной форм обучения

по направлению подготовки

09.03.02 Информационные системы и технологии

 

 

Волгодонск

Составитель

В.И. Кузнецов, д. социол. н., профессор кафедры «СКС и ГД»

Институт Технологий (филиала) ДГТУ в г. Волгодонске

 

 

Методические рекомендации определяют примерную тематику практических занятий, перечень вопросов для семинарских занятий по дисциплине «История» и предназначены для оказания методической помощи студентам, обучающимся по направлению 09.03.02 Информационные системы и технологии

УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Практические занятия являются одним из видов занятий при изучении курса дисциплины «История» и включают самостоятельную подготовку студентов по заранее предложенному плану темы, конспектирование предложенной литературы, составление схем, таблиц, работу со словарями, учебными пособиями, первоисточниками, написание эссе, подготовку докладов, решение задач и проблемных ситуаций.

Целью практических занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.

Задачей практического занятия является формирование у студентов навыков самостоятельного мышления и публичного выступления при изучении темы, умения обобщать и анализировать фактический материал, сравнивать различные точки зрения, определять и аргументировать собственную позицию. Основой этого вида занятий является изучение первоисточников, повторение теоретического материала, решение проблемно-поисковых вопросов.

Готовность к практическому занятию подразумевает умение оперировать базовыми понятиями, иметь теоретические представления об эпохе и фактах соответствующей темы занятия. По каждому вопросу темы студент должен подготовить логично выстроенный устный ответ, который может быть сведен к следующей схеме:

1. Хронология, время исторических событий или процессов.

2. Историография (обзор публикаций и научных точек зрения по данному вопросу).

3. Определение базового понятия вопроса.

4. Объяснение причин исторических событий или процессов (для этого необходимо рассмотреть основные тенденции внутреннего социально-экономического, политического и духовного развития накануне или охарактеризовать международную обстановку).

5. Ход исторического события или процесса (необходимо выделить основные этапы, описать их).

6. Значение (историческая роль события, процесса, оценка, последствия).

При подготовке к практическим занятиям необходимо большое внимание уделять усвоению базовых понятий, формирующихкомпетенции обучающихся:

Ø владением культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятиюинформации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);

Ø пониманием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4).

Для этого рекомендуется стараться не заучивать понятие, а вырабатывать умение самостоятельно его объяснять. Например, одно из определений просвещенного абсолютизма - «это политика, основанная на идеях философов Просвещения и направленная на укрепление основ абсолютной монархии с помощью реформ по ликвидации устаревших форм зависимости государства от церкви и по распространению образования и культуры» можно изложить так: «Просвещенный абсолютизм – это абсолютизм, прикрывавшийся идеями Просвещения, и выразившийся в реформе образования и секуляризации».

Основное место в структуре практических занятий отводится докладам студентов. При подготовке доклада необходимо понять и творчески проработать текст учебника, научных статей и исторических источников. Для доклада можно использовать схему ответа, предложенную выше.

 

Темы практических занятий и методические рекомендации к ним

Тема 1. История как наука

Основные проблемы:

1. Сущность всемирно-исторического процесса и его изучение в системе гуманитарных наук.

2. Особенности изучения истории: предмет, источники, методы, концепции, функции исторических знаний.

3. Специфика изучения истории России:

а) в русской историографии XVIII – начала XX в.;

б) в советскую эпоху (проблемы идеологического влияния на науку);

в) в современной российской науке.

Темы докладов и рефератов:

1. Исторические представления и школы Античности, Средневековья и Нового времени.

2. Современные западные исторические школы и концепции.

3. Советская историческая наука: противоречие партийности и объективности.

4. Вспомогательные исторические дисциплины: историография, источниковедение, археология, геральдика, нумизматика и др.

Литература [6.1.1], [6.1.2], [6.1.3].

Определите и выпишите в глоссарий понятия: история, исторический процесс, историзм, объективность, принцип альтернативности в истории, формация, цивилизация.

Приступая к изучению первого вопроса необходимо понимать, что всемирно-исторический процесс охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов наших обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами цивилизации нач.XXI в. Поэтому необходимо ответить на вопросы: что собой представляет история человечества? Происходит ли развитие человеческого общества хаотично или же по определенным законам? Развивается ли каждая страна (народ) независимо, изолированно от других стран, народов или у них существует и нечто общее?

Следует учитывать, что история как процесс и история как наука – не одно и то же. Исторический процесс объективен, он включает в себя гигантское разнообразие самых разнородных явлений, которые происходят с людьми (войны и мирное строительство, географические открытия и изобретения, реформы и революции и т.д.). Единый всемирно-исторический процесс начинается с момента возникновения человеческого общества.

Приступая к изучению второго вопроса необходимо определить понятия: предмет науки, исторические источники, научный метод, концепции. Исто́рия (др.-греч. ἱστορία -расспрашивание, исследование) - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история - это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Основная задача истории - сформировать историческое сознание, т.е. совокупность представлений человека и общества в целом о своём прошлом, прошлом своей страны и всего человечества.

Историческое сознание – это часть общественного сознания, без которого человек не может существовать как сознательный индивид. В той или иной степени историческим сознанием обладает каждый. Различны только его уровни:

1 уровень - обыденное сознание, основанное на накоплении жизненного опыта,

2 уровень - формируется художественной литературой, радио, кино, театром, живописью, отличается яркостью, эмоциональностью, в то жe время, отрывочностью, часто недостоверностью,

3 уровень - формируется на основе собственно исторических знаний, изучения истории на любительском уровне или на уровне школьных уроков,

4 уровень - высший.

История как наука имеет свой предмет изучения - это исторический процесс, то есть общественное развитие - в его конкретно-историческом проявлении.

Приступая к изучению третьего вопроса, необходимо определит термин «историография». Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности. В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков.

 

Учебно-методическое и программно-информационное обеспечение

Ссылка   Автор Название Изда-тельство Вид издания Год изда-ния Кол-во в биб-лио-теке Адрес электронного ресурса Вид ресурса
                 
  6.1 Основная литература
6.1.1 Зуев, М. Н. История России   М.: Юрайт учеб. пособие для бакалавров     - Текст
6.1.2. Кириллов, В. В. История России М: Юрайт, учеб. пособие     - Текст
6.1.3. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история   М.: ЮНИТИ учебник для вузов 2009   - Текст  
  6.2 Дополнительная литература
6.2.1 Мунчаев Ш.М. История России М.: Норма Учебн.для студентов вузов     - Текст
6.2.2. Орлов А.С. История России М.: Проспект Учебн. для студентов вузов     - Текст
6.2.3. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времён до 1618г М: Владос В 2-х книгах     - Текст
6.2.4. Карамзин Н.М. История государства Российского М: Эксмо В 12 томах     - Текст
6.2.5. Полторак С.Н., История России XIX – XXвв М.: Гардарики книга     - Текст
6.2.6. Морозов С.Д. История России - XX в Ростов н-Д: Феникс книга     - Текст
6.2.7. Хохлова, Е. Л. Словарь исторических терминов, понятий и реалий: Флинта; Наука книга     - Текст
  6.3 Периодические издания
                 
  6.4 Программно-информационное обеспечение, ЭБС (в том числе электронные ресурсы)
6.4.1. Павленко Н. И. История России М.: Абрис учебник   - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117500 Эл. ресурс
6.4.2 Введенский, Р. М. История России XVII—XVIII вв. М: ВЛАДОС учебник   - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/55837/. Эл. ресурс
                   

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

ИТ (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске

Факультет Технологии и менеджмент

Кафедра Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины

 

дисциплина

ИСТОРИЯ

Практические занятия

студентов очной и заочной форм обучения

по направлению подготовки

09.03.02 Информационные системы и технологии

 

 

Волгодонск

Составитель

В.И. Кузнецов, д. социол. н., профессор кафедры «СКС и ГД»

Институт Технологий (филиала) ДГТУ в г. Волгодонске

 

 

Методические рекомендации определяют примерную тематику практических занятий, перечень вопросов для семинарских занятий по дисциплине «История» и предназначены для оказания методической помощи студентам, обучающимся по направлению 09.03.02 Информационные системы и технологии

УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Практические занятия являются одним из видов занятий при изучении курса дисциплины «История» и включают самостоятельную подготовку студентов по заранее предложенному плану темы, конспектирование предложенной литературы, составление схем, таблиц, работу со словарями, учебными пособиями, первоисточниками, написание эссе, подготовку докладов, решение задач и проблемных ситуаций.

Целью практических занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.

Задачей практического занятия является формирование у студентов навыков самостоятельного мышления и публичного выступления при изучении темы, умения обобщать и анализировать фактический материал, сравнивать различные точки зрения, определять и аргументировать собственную позицию. Основой этого вида занятий является изучение первоисточников, повторение теоретического материала, решение проблемно-поисковых вопросов.

Готовность к практическому занятию подразумевает умение оперировать базовыми понятиями, иметь теоретические представления об эпохе и фактах соответствующей темы занятия. По каждому вопросу темы студент должен подготовить логично выстроенный устный ответ, который может быть сведен к следующей схеме:

1. Хронология, время исторических событий или процессов.

2. Историография (обзор публикаций и научных точек зрения по данному вопросу).

3. Определение базового понятия вопроса.

4. Объяснение причин исторических событий или процессов (для этого необходимо рассмотреть основные тенденции внутреннего социально-экономического, политического и духовного развития накануне или охарактеризовать международную обстановку).

5. Ход исторического события или процесса (необходимо выделить основные этапы, описать их).

6. Значение (историческая роль события, процесса, оценка, последствия).

При подготовке к практическим занятиям необходимо большое внимание уделять усвоению базовых понятий, формирующихкомпетенции обучающихся:

Ø владением культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятиюинформации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-1);

Ø пониманием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4).

Для этого рекомендуется стараться не заучивать понятие, а вырабатывать умение самостоятельно его объяснять. Например, одно из определений просвещенного абсолютизма - «это политика, основанная на идеях философов Просвещения и направленная на укрепление основ абсолютной монархии с помощью реформ по ликвидации устаревших форм зависимости государства от церкви и по распространению образования и культуры» можно изложить так: «Просвещенный абсолютизм – это абсолютизм, прикрывавшийся идеями Просвещения, и выразившийся в реформе образования и секуляризации».

Основное место в структуре практических занятий отводится докладам студентов. При подготовке доклада необходимо понять и творчески проработать текст учебника, научных статей и исторических источников. Для доклада можно использовать схему ответа, предложенную выше.

 

Темы практических занятий и методические рекомендации к ним

Тема 1. История как наука

Основные проблемы:

1. Сущность всемирно-исторического процесса и его изучение в системе гуманитарных наук.

2. Особенности изучения истории: предмет, источники, методы, концепции, функции исторических знаний.

3. Специфика изучения истории России:

а) в русской историографии XVIII – начала XX в.;

б) в советскую эпоху (проблемы идеологического влияния на науку);

в) в современной российской науке.

Темы докладов и рефератов:

1. Исторические представления и школы Античности, Средневековья и Нового времени.

2. Современные западные исторические школы и концепции.

3. Советская историческая наука: противоречие партийности и объективности.

4. Вспомогательные исторические дисциплины: историография, источниковедение, археология, геральдика, нумизматика и др.

Литература [6.1.1], [6.1.2], [6.1.3].

Определите и выпишите в глоссарий понятия: история, исторический процесс, историзм, объективность, принцип альтернативности в истории, формация, цивилизация.

Приступая к изучению первого вопроса необходимо понимать, что всемирно-исторический процесс охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов наших обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами цивилизации нач.XXI в. Поэтому необходимо ответить на вопросы: что собой представляет история человечества? Происходит ли развитие человеческого общества хаотично или же по определенным законам? Развивается ли каждая страна (народ) независимо, изолированно от других стран, народов или у них существует и нечто общее?

Следует учитывать, что история как процесс и история как наука – не одно и то же. Исторический процесс объективен, он включает в себя гигантское разнообразие самых разнородных явлений, которые происходят с людьми (войны и мирное строительство, географические открытия и изобретения, реформы и революции и т.д.). Единый всемирно-исторический процесс начинается с момента возникновения человеческого общества.

Приступая к изучению второго вопроса необходимо определить понятия: предмет науки, исторические источники, научный метод, концепции. Исто́рия (др.-греч. ἱστορία -расспрашивание, исследование) - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история - это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Основная задача истории - сформировать историческое сознание, т.е. совокупность представлений человека и общества в целом о своём прошлом, прошлом своей страны и всего человечества.

Историческое сознание – это часть общественного сознания, без которого человек не может существовать как сознательный индивид. В той или иной степени историческим сознанием обладает каждый. Различны только его уровни:

1 уровень - обыденное сознание, основанное на накоплении жизненного опыта,

2 уровень - формируется художественной литературой, радио, кино, театром, живописью, отличается яркостью, эмоциональностью, в то жe время, отрывочностью, часто недостоверностью,

3 уровень - формируется на основе собственно исторических знаний, изучения истории на любительском уровне или на уровне школьных уроков,

4 уровень - высший.

История как наука имеет свой предмет изучения - это исторический процесс, то есть общественное развитие - в его конкретно-историческом проявлении.

Приступая к изучению третьего вопроса, необходимо определит термин «историография». Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности. В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.