Тема 7. Советский период Отечественной истории — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема 7. Советский период Отечественной истории

2017-12-12 238
Тема 7. Советский период Отечественной истории 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные проблемы:

1. Альтернативы развития России в 1917 г. Становление советской государственности.

2. Гражданская война в России и ее итоги.

3. СССР накануне войны. Периодизация Великой Отечественный войны.

4. Победа Красной Армии в 1944―45 гг. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.

5. Послевоенное развитие СССР (1946-1953 гг.). Геополитические изменения и «Холодная война».

6. Социально-экономические преобразования сер.1950 - сер.60-х гг. «Оттепель» Н.С. Хрущева.

7. Попытки реформ «сверху» и стагнация в обществе 1965 – 1985 гг. Эпоха «застоя».

8. Реформы М.С. Горбачева: попытка эволюционного преобразования советского общества. Распад СССР.

Темы докладов и рефератов:

1.Октябрь 1917 г.: была ли альтернатива?

2.Гражданская война: причины поражения белого движения.

3.История возникновения и сущность термина «тоталитаризм».

4.Индустриализация и коллективизация: «за» и «против».

5.СССР накануне войны. Периодизация Великой Отечественной войны.

6.Начало Великой Отечественной войны: причины военной катастрофы в начальный период войны.

7.Коренной перелом в войне. Победа под Сталинградом.

8.Освоение космоса: победы и поражения.

9.Правление Л. И. Брежнева: «золотой век» или подготовка катастрофы?

10.«Почему распался Советский Союз?».

11.Реформы Ю. В. Андропова и В. В. Путина: общее и особенное.

Определите и выпишите в глоссарий понятия: автономия, «военный коммунизм», новая экономическая политика (НЭП), коллективизация c/х, индустриализация, aдминистративно-командная система, тоталитаризм, репрессии, ГУЛАГ,блицкриг, фронт, тыл, национал-социализм, фашизм, мобилизация, культ личности,диссидент, права человека, перестройка, гласность, ускорение, социалистический лагерь.

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: A.Ф. Керенский, Л. Г. Корнилов, А. И. Деникин, А. В. Колчак, П. Н. Врангель, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Ф. Э. Дзержинский, Я. М. Свердлов, Л. Д. Троцкий, С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов,В. М. Молотов, Г. М. Маленков, Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И.С. Конев, З.А. Космодемьянская, А. М. Матросов, Н. Гастелло,Н.С. Хрущев, Л. П. Берия, Е.А. Фурцева, М. А. Суслов, Л. И. Брежнев, Н. А. Косыгин, Ю. В. Андропов, К. У. Черненко, М. С. Горбачев, М.А. Шолохов, А.М. Горький, Ю.А. Гагарин, С.П. Королев, А.Д. Сахаров, В.С. Высоцкий.

Литература: [6.1.1], [6.1.2], [6.1.3], [6.2.1], [6.2.2], [6.2.4], [6.2.5] [6.2.6], [6.2.7], [6.4.1].

Приступая к изучению первого необходимо вспомнить что такое «альтернативы истории». Русская революция 1917 г. явилась следствием переплетения двух кризисов – общемирового и российского. Обратите внимание на те политические события, которые определили содержание и ход революционного процесса от февраля к октябрю. Самыми важными событиями были: отречение Николая IIот престола 2 марта 1917 г., образование двоевластия в стране, раскол общества на сторонников буржуазного пути развития и приверженцев радикально-революционных действий. Альтернативы, стоявшие перед Россией в 1917 г.: эволюционное буржуазное развитие (сторонники кадеты, эсеры, меньшевики), военная диктатура (попытка Корнилова Л.Г. совершить государственный переворот), диктатура пролетариата (большевики).

При изучении второго вопроса необходимо сосредоточить внимание на уяснении термина «гражданская война». Затем необходимо выяснить ее периодизацию, учитывая то, что на этот счет у исследователей нет единого мнения, и существуют разные точки зрения. Затем необходимо понять причины, проанализировать основные военные действия, и уяснить итоги и последствия для дальнейшего развития страны.

При изучении третьего и четвертого вопросов следует учитывать, что одной из проблем, связанных с изучением история Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, требующих научно обоснованного решения, является создание правильной периодизации войны:

1. Начало Великой Отечественной войны и расширение масштабов Второй мировой войны (лето 1941 — осень 1942 г.): нападение Германии на СССР и Японии на США, образование Антигитлеровской коалиции.

2.Коренной перелом в ходе войны (конец 1942—1943 г.): крушение наступательной стратегии Германии и ее сателлитов, укрепление Антигитлеровской коалиции, усиление движения Сопротивления на оккупированных территориях. Разгром немецких войск под Сталинградом (19 ноября – 2 февраля 1943 г.); Курская битва (5 июля – 23 августа 1943 г.); битва за Днепр (сентябрь – ноябрь 1943 г.), освобождение Кавказа (январь – февраль 1943 г.). начало ознаменовано контрнаступлением Красной Армии под Сталинградом. Битва на Волге явилась решающим этапом в достижении коренного перелома в войне. Летом 1943 г. немецкое командование предприняло крупное наступление в районе Курского выступа. Разгром немецких войск в Курском сражении завершил коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

3.Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войны (1944—1945 гг.): освобождение Европы и Юго-Восточной Азии от захватчиков, их окончательный разгром. Этот период характеризовался упрочением положения СССР и США на мировой арене, их борьбой за обеспечение своих позиций в послевоенном мире. Период включает изгнание немецких войск за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах Германии и ее безоговорочную капитуляцию, которая была подписана 8 мая 1945 г.

Изучать пятый вопрос темы необходимо в соответствии со следующим планом:

Социально-экономическое развитие.

А) переход к мирному строительству,

Б) восстановление и развитие промышленности,

В) трудности развития сельского хозяйства,

Г) социально-экономическое положение в начале 1950-х годов.

2. Общественно-политическая жизнь страны.

А) укрепление административно-командной системы управления,

Б) репрессии.

3. Внешняя политика.

А) изменения на международной арене после Второй мировой войны,

Б) начало «холодной войны»,

В) СССР и страны Восточной Европы.

Приступая к изучению шестого вопроса темы необходимо определиться с понятием «оттепель». Затем следует рассмотреть борьбу за власть после смерти Сталина. ЦК КПСС возглавил Н. С. Хрущёв. Основное внимание необходимо сосредоточить на XX съезде КПСС, где прозвучал доклад Хрущёва о культе личности Сталина. В 1961 г. XXII съезд КПСС объявил курс на построение коммунизма к концу XX в.

Приступая к изучению седьмого вопроса необходимо разобраться с понятием «застой». После смещения Н. С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в 1982-1984 гг. — Ю. В. Андропов, 1984-1985 гг. — К. У. Черненко. Это время позже стали называть периодом «застоя» В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС (партия по 6-й статье считалась руководящей и направляющей силой общества) при формальной демократии. Критика сталинизма была свернута. В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий). Основным источником доходов СССР стал экспорт сырья (рост жизненного уровня в 1960-1970-х гг. был обусловлен во многом мировым ростом цен на нефть). Уровень жизни населения (особенно городского) вырос. К концу 1970-х гг. проявилось отставание в экономике. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.

Приступая к изучению восьмого вопроса необходимо определиться с понятием «перестройка». К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы. В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале «перестройки и ускорения». Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе, которая без нее не работала, и в таких условиях промедление с созданием рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики.Появилась гласность, т.е. свобода слова. Возобновилась реабилитация жертв сталинского режима. Пробуждение надежд и гласность породили новый подъём культуры, стали издаваться прежде запрещенные произведения.

В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член «Демократической России» Б. Н. Ельцин). Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и др.) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 г. в Москву войска и объявили чрезвычайное положение, но уже 21 августа потерпели провал и были арестованы.

В 1991 г. лидеры ряда союзных республик добились от Горбачёва согласия на новый союзный договор, расширявший их власть. Переговоры прервал августовский путч 1991 г. В декабре 1991 г. руководители РСФСР (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич), заключили Беловежские соглашения, прекратившие существование СССР.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.