Усвоение ребенком родного языка. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Усвоение ребенком родного языка.

2017-12-12 319
Усвоение ребенком родного языка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детская речь как ключ к пониманию когнитивных и языковых процессов. Общие закономерности в речевом развитии ребенка: от содержания к форме (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже), от системы языка к речи и норме (Д.Слобин, С.Н.Цейтлин), от общего к частному (от глубинного к поверхностному)

Основные периоды в речевом развитии ребенка: доречевой и речевой (доморфологический и морфологический).

Доречевой период (первый год жизни). Формирование предпосылок усвоения речи в младенчестве. Гуканье и гуление. Аутоэхолалия и эхолалия. Возникновение и становление лепетной речи. «Вырастание» слоговой и ритмической структур из лепетной цепи. Становление перцептивной базы ребенка. Интонация.

Речевой период. Однословные высказывания. Свехгенерализация. Голофразис. Первичный лексикон. Освоение системы вокализма и консонантной системы русского языка. Освоение фонетической стороны слова: субституция, упрощение групп согласных, ассимиляция, диссимиляция. Освоение слоговой структуры слова: элизия. Метатеза. Протезы.

Двусловные высказывания как развитие предикативной функции речи. Начальные этапы процесса развертывания синтагматической цепи. Многословные высказывания. Освоение морфологической структуры слова: имени существительного и глагола. Имя прилагательное. Словообразовательные инновации.

Метаязыковые способности ребенка.

 

 

5.Темы семинарских занятий и их содержание

Раздел 1. Введение.

Тема: Экспериментальные психолингвистические методики.

1. Эксперимент и его роль в психолингвистических исследованиях.

2. Экспеpиментальное изучение значения слова и гpупп слов. Ассоциативный эксперимент (свободный, цепочечный, направленный). Методика свободного ассоциативного экспеpимента. Словаpи ассоциативных ноpм. Типология веpбальных ассоциаций: паpадигматические, синтагматические, тематические. Ассоциативное поле. Отpажение в стpуктуpе ассоциативного поля культуpно-истоpических тpадиций наpода, особенностей социальной, теppитоpиальной, пpофессиональной гpуппы. Методика изучения семантической стpуктуpы слова с помощью толкований.

3. Психолингвистические методики с использованием субъективного шкалирования и их надежность. Методика семантического диффеpенциала Ч.Осгуда. Методика градуального шкалирования (В.Я.Шабес).

4.Методика измеpения смысловой близости слов на основе сосудистых pефлексов (А.Р.Луpия и О.С.Виногpадова).

7. Экспеpиментальное изучение пpедложения. Методика дополнения (clos –test). Методика заканчивания предложений.

9. Экспеpиментальное изучение pазвеpнутого текста. Методика индексиpования текста с помощью ключевых слов (А.С.Штерн, С.Сиротко-Сибирский).

Раздел 2. Междисциплинарные связи психолингвистики и психологии.

Тема: Взаимосвязь языка и мышления.

1.Мышление. Виды мышления и усвоение языка ребенком (Дж. Брунер).

 

2.Роль языка в процессах структурирования знаний о мире и их оформления в языковой форме. Номинация и предикация.

 

3. Л.С. Выготский о развитии значения слова у ребенка.

 

4. Сравнение, сходство и генерализация. Роль однословных высказываний в процессах генерализации.

 

5. Категоризация. Категория как идеальная структура. Роль лексикона в формировании категории.

6. Методика изучения когнитивных стpуктуp с помощью методики классификаций (Дж. Брунер, Дж.Миллеp, А.Р. Лурия, Р.М.Фрумкина).

Раздел 3. Язык, речь, речевая деятельность

Тема 1. Язык.

1.Речевая деятельность, языковая система, индивидуально-речевые системы, языковой материал в концепции Л.В.Щербы.

2.Язык как системно-структурное образование.

  • основные уровни и иерархические отношения;
  • лингвистические единицы (фонема, морфема, слово, словоформа, предложение);
  • языковые отношения между однородными единицами: парадигматические и синтагматические.

3.Проблема психологической реальности языковых единиц:

· система фонем языка и психологическое пространство фонем. Проблема «фонологического слуха».

  • психологическая реальность морфем. Психолингвистические аспекты словообразования..
  • слово как единица языкового сознания: лексема и словоформа.
  • объективное и субъективное значение слова. Семантическое и ассоциативное поле.
  • Ментальный лексикон и его строение (А.А. Залевская).

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.