Искусство Древнего Египта. Среднее царство — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Искусство Древнего Египта. Среднее царство

2017-12-12 232
Искусство Древнего Египта. Среднее царство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Искусство Среднего царства. Новый тип погребальной архитектуры — скальная гробница. Изобразительное искусство: настенная живопись и рельефы, скульптурные портреты фараонов, малая скульптура — изображения прислуги за выполнением хозяйственных работ. Ювелирное искусство.

 

 

В эпоху Среднего царства (ок. 2050 — ок. 1700 гг. до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. Здесь почитался местный бог солнца Амон, позднее отождествленный с древним богом Ра. В эпоху Среднего царства возросла самостоятельность номов (областей) и их правителей (номархов), что привело к расцвету местных художественных школ. Присвоив себе некоторые привилегии фараонов и добившись почти полной независимости, номархи строили свои усыпальницы в собственных владениях, а не у подножия царской пирамиды. Сами пирамиды утратили свою грандиозность. Теперь они строятся, главным образом, из кирпича, щебня и песка, что приводит к их быстрому разрушению.

Недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы — Фив — способствует развитию нового типа погребального строения — скальной гробницы, вырубленной в склонах гор, вход в которую обычно оформляется в виде портика с несколькими колоннами. Колоннады и портики играют большую роль в архитектуре поминальных храмов этого времени, которые часто отделяются от гробницы и имеют удлинённую осевую композицию (храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри). В эпоху Среднего царства расширяется строительство ирригационных сооружений (каналы, плотины, дамбы, водохранилища в районе Файюма), усиливается рост городов.
В изобразительном искусстве Среднего царства усиливаются реалистические тенденции. В стенных росписях гробниц номархов изображения приобретают большую композиционную свободу, в них появляются попытки передачи объёма, цветовая гамма обогащается. Особой поэтической свежестью и непосредственностью отличаются изображения второстепенных бытовых сцен, а также растений, зверей и птиц. К наиболее известным произведениям этого времени относятся изображения сцен рыбной ловли и охоты в нильских зарослях (росписи гробницы Хнумхотепа, конец XX в. до н.э.). Рыбу ловят острогой, на птиц охотятся с бумерангом и сетью. Дикая кошка прячется на прогнувшемся под ее тяжестью стебле папируса, стая птиц с ярким оперением укрывается в ажурной листве деревьев, среди них выделяется красавец-удод, оранжевый, с черно-белыми крыльями.
Начиная с царствования Сенусерта I преимущественное распространение получает техника углубленного рельефа (гробница Саренпута I). Рельефами начинают украшать саркофаги и другие предметы погребального культа. Одним из самых утонченных образцов углубленного рельефа является рельеф саркофага принцессы и жрицы Кавит (Египетский музей, Каир). На одной из сцен изображен процесс дойки коровы, на соседнем рисунке жрица пробует молоко, в то время как служанка одевает свою госпожу.
Тенденция к индивидуализации изображения наиболее ярко проявляется в скульптурном портрете. Статуи фараонов при сохранении традиционных канонов композиции отчетливо фиксируют индивидуальные возрастные и физические особенности модели, а иногда и особенности характера (статуя фараона Сенусерта III, статуя фараона Аменемхета III). Появляются скульптуры, изображающие различные сцены из жизни фараона, как например, в некоторых статуях Сенусерта III (Египетский музей, Каир). Получают распространение скульптуры, назвываемые «сфинксами» — голова фараона с телом лежащего льва (сфинкс фараона Аменемхета III). Во времена Среднего царства необычайно распространилась так называемая «малая» скульптура — небольшие изваяния из дерева, изображающие прислугу за выполнением различного рода хозяйственных работ: пекари, пивовары, пахари, женщины, несущие корзины либо выполняющие работу по дому.
При Сенусерте III наступил расцвет придворного ювелирного искусства. Его великолепные образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатхор. В прямоугольном ларце для драгоценностей из эбенового дерева, инкрустированном слоновой костью и розовым сердоликом, лежали бронзовое, украшенное золотом зеркало, сосуды для благовоний из обсидиана и золота, блюдечко из серебра. В гробнице были найдены также головной убор царевны в виде золотого обруча с уреем (изображением священной кобры), пояс из золотых раковин и другие украшения. Из множества ювелирных изделий, относящихся к этой эпохе, самым изысканным является так называемая пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх пластины, украшенной полудрагоценными камнями и изображениями различных божеств (часто на пекторали изображался жук-скарабей — символ солнца и воскресения из мертвых). Пектораль была одним из обязательных предметов заупокойного культа, ее клали на грудь умершему. Несомненным шедевром ювелирного искусства является пектораль Сенусерта III, вырезанная из листового золота и украшенная бирюзой, лазуритом и сердоликом.
Около 1700 г. в Египет с северо-востока вторглись племена гиксосов, захвативших большую часть страны почти на 120 лет. Египет переживает второй период распада. Гиксоские цари, обосновавшиеся в Аварисе (северо-восточная часть Дельты), образовали XV и XVI династии. В Фивах удержались местные правители (XVII династия). Принадлежавшие к ним фараоны Секененра и Камос начали освободительную войну, завершенную их преемником, основателем XVIII династии Яхмосом I (Амасисом), который около 1580 г. изгнал гиксосов из Египта.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.