Сформированyость мотивов обучения учащихся 5 классов — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Сформированyость мотивов обучения учащихся 5 классов

2017-12-12 1506
Сформированyость мотивов обучения учащихся 5 классов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таблица 1

Виды мотивов   5А   5Б   5В
Учебный мотив   %   %   %  
Социальный мотив %   %   %  
Позиционный мотив   %   %   %  
Оценочный мотив %   %   %  
Игровой мотив %   %   %  
Внешний мотив 2 %   %   %  

 

 

В результате психологического диагностирования было установлено, что у учащихся 5 классов значительно выражен позиционный мотив (5А – %, 5Б- %, 5В- %). Это означает, что учащиеся желают получить, одобрение учителя, выделиться среди товарищей, занять определенное место в классе. Им характерна завышенная самооценка и лидерские наклонности. Возможно постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Низкие возможности творческих поисков. Завышенный уровень притязаний со средними способностями приводит к аффективным реакциям (таблица 1).

Было выявлено, что учащиеся 5А класса считают, что они заслуживают более высокой оценки (оценочный мотив %). Также в данном классе отсутствует произвольность в регуляции поведения. Они не готовы принять роль школьника. Не замечают своих ошибок, повторяют их после замечаний учителя (внешний мотив %) (таблица 1).

Результаты диагностики показали, что в 5Б и 5В выражен учебный мотив (5Б- %, 5В – %). Это говорит о том, что интерес к процессу учения зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми пришел ребенок в школу. Дети проявляют достаточную активность на уроке, проявляют интеллектуальную активность, стремятся преодолеть трудности. Характерна ситуативность, носит внешний, формальный характер (таблица 1).

 

Уровень мотивации учения учащихся 5 классов

Таблица 2

Уровни мотивации учения   5А   5Б   5В
Очень высокий уровень мотивации % % %
Высокий уровень мотивации учения % % %
Нормальный уровень мотивации учения % % %  
Сниженный уровень мотивации учения % % %
Низкий уровень мотивации учения % % %

Рекомендации педагогам по повышению мотивации обучения у учащихся

Учебно-познавательный мотив

Зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми пришел ребенок в школу, и интереса к процессу учения. Дети проявляют достаточную активность на уроке, проявляют интеллектуальную активность, стремятся преодолеть трудности. Характерна ситуативность, носит внешний, формальный характер. Часто бывает неустойчив.

Общие рекомендации - формирование внутренней мотивации познавательных интересов. Необходимо определенное содержание и организация учебного процесса, чтобы возникло желание у ребенка думать, рассуждать, придумывать новые задачи, задания. Чтобы ребенок испытывал удовлетворение от процесса анализа вещей и их происхождения. Через конкурсы, викторины, олимпиады.

Социальный мотив

Определяет положительное отношение к учебной деятельности и создает благоприятные условия для начала обучения. Происходит осознание значимости учения (быть умным, культурным, развитым). После школы продолжить учебу, хорошо работать. На формирование оказывают влияние родители и детский сад. Происходит соответствие мотива учения ценностным ориентациям взрослых. Но младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем. Первоначально мотивы долга и ответственности не осознаются, но требования и задания учителя все выполняются. Низкий уровень личной ответственности. В своих ошибках и неудачах ученик винит других. Это результат некритичного отношения к себе, завышенная самооценка.

Общие рекомендации - необходимо формировать ответственное отношение к учению. Учить ребенка подчинять свои действия более важным целям и задачам. Анализ условий ее достижения (давать поручения, распределять обязанности).

Позиционный мотив

Представлен желанием ребенка получить одобрение учителя, выделиться среди товарищей, занять определенное место в классе. Характерна завышенная самооценка и лидерские наклонности. Возможно постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным. Низкие возможности творческих поисков. Завышенный уровень притязаний со средними способностями приводит к аффективным реакциям.

Общие рекомендации – групповые формы работы. Сплоченность коллектива – мероприятия. Коллективные творческие дела.

Оценочная мотивация

Отметка – как мотивация учения (жетонная система):

1. Повышает тревожность.

2.Большинство детей считают, что они заслуживают более высокой оценки, учителя их занижают.

Понижается уровень учебной мотивации.

Общие рекомендации - использовать содержательную оценку, т.е. разработать критерии той или иной оценки, замечания, похвалы. Использовать самооценивание, взаимооценивание. Оценка необходима как обратная связь.

 

 

Игровой и внешний мотивы

Отсутствие произвольности в регуляции поведения. Не готов принять роль школьника. Не замечает своих ошибок, повторяет их после замечаний учителя.

Общие рекомендации - посмотреть уровень развития познавательной сферы (нет ли задержки развития). Возможен возрастной аспект. Для поддержания интереса к происходящему в классе использовать нравственные методы обучения, большое количество наглядности, больше эмоциональности при объяснении.

 

Рекомендации родителям по повышению мотивации обучения у подростка.

1. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.

2. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я это исправлю, выучу).

3. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).

4. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).

5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …).

6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за дело – стимулируйте мотивацию.

7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.

8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает.

а) выучишься- поступишь в ВУЗ;

б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;

в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;

г) «ты способен» (сдать, выучить, написать).

9. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.

10. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.

 

Результаты диагностики могут быть доведены до сведения родителей в индивидуальной форме и по их желанию. Родителям могут сообщаться результаты их ребенка и класса в цело (сведения о других детях позитивные или негативные не сообщаются.)

 

Феодорова Э.З., педагог - психолог

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.