Должностной статус как фактор журналистской специализации. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Должностной статус как фактор журналистской специализации.

2017-12-12 253
Должностной статус как фактор журналистской специализации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа в СМИ относится к сфере интеллектуального, то есть умственного труда, и в этом качестве она отличается рядом особенностей. Дополним те характеристики, кото­рые упоминались в связи с профессионально-квалификационными требованиями, предъявляемыми к журналисту. В иерархическом спис­ке особенностей работы в СМИ на первых местах стоят оператив­ность и интенсивность умственной деятельности.

Для сравнения: вполне можно представить себе, например, литератора, у которого случились длительные творческие канику­лы, потому что «не пишется». Применительно к редакционному сотруднику такое допущение почти исключается. Наоборот, слу­жебные и личные обстоятельства подталкивают его к ежедневному напряженному труду, который тем не менее сохраняет свое твор­ческое содержание. Причина заключается главным образом в том, что редакционная работа носит общественно-производственный ха­рактер, а само производство имеет признаки непрерывного кон­вейера: оно настроено на регулярный выпуск продукции опреде­ленного ассортимента и качества. Образно содержание интеллек­туальной деятельности в СМИ выражается формулой «вдохновение по графику».

Рыночная экономика диктует дальнейшее повышение интен­сивности журналистского труда. В российских СМИ в течение по­следних лет наблюдается резкое сокращение редакционных штатов, взамен использования «человеческих» ресурсов внедряют* электронные технологии и соответственно меняются критери1 оценки квалификации сотрудников, возрастает нагрузка на каждого отдельного профессионала. Значительно ужесточилась конкуренция за место работы, образовался необычайно мобильный ры­нок труда. В частности, общей практикой для журналистов стало совмещение рабочих мест в нескольких, иногда разнородных ре­дакциях (так называемая вторичная занятость). Значит, в цене се­годня журналист-универсал, который как бы воплощает в себе богатое многообразие профессиональных функций.

С производственной точки зрения, журналистский труд и в са­мом деле многофункционален. Даже каждый из входящих в него видов деятельности «распадается» на несколько составляющих. Так, творческая работа включает в себя подготовку информационных, аналитических и художественно-публицистических произведений. Служебная практика представлена выполнением административ­ных, организационных и редакторских (обработка текстов других авторов) обязанностей. Газетчик в случае необходимости выступа­ет в роли литературного сотрудника, фотокорреспондента или специалиста по техническому оформлению издания.

Журналистский труд ориентирован на коллективный выпуск продукции. Даже индивидуально написанные произведения про­ходят через несколько рук, прежде чем увидят свет: их редактиру­ют, проверяют на точность данных, подвергают корректуре, офор­мляют на полосе и т.п. Тем более коллективным продуктом явля­ется целое издание или вещательная программа. Следовательно, первостепенную важность имеет рациональное разделение труда в редакции.

Штатный состав СМИ делится на две основные группы со­трудников: журналистов (то есть людей, непосредственно произ­водящих информационную продукцию) и обеспечивающий персо­нал (то есть работников, занятых техническими, финансовыми, организационными сторонами производства). В свою очередь, каж­дая из этих групп представлена двумя уровнями компетенции — Управленческим и исполнительским.

Среди журналистов на управленческом уровне мы, как правило, увидим заведующего отделом, редактора по отделу, заместителя главного редактора, ответственного секретаря (организатора Текущего производственного процесса, своего рода начальника штаба), которые занимаются кадровым менеджментом. К исполнительскому уровню относятся должности корреспондента, старшего корреспондента, обозревателя, комментатора. Последние две должности предполагают главным образом углубленный аналити­ческий подход к освещаемым темам. Кроме функционального раз­деления внутри редакций обычно вводится тематическая специализация сотрудников. В зависимости от задач и строения конкрет-редакции ее корреспонденты могут специализироваться на освещении вопросов политики, экономики, быта, спортивной театральной, школьной жизни, криминальной хроники и т.д.

Некоторые российские редакции, избирающие для себя запад, ные аналоги в организации труда, используют сеть стрингеров или легменов (legman — буквально «человек-нога»), в задачу ко­торых входит сбор «сырой» фактической информации, тогда как текст на этой основе пишут штатные репортеры. Подобную техно­логию с давних времен применяли в нашей прессе специалисты в области журналистских расследований — к примеру, авторы су­дебных очерков, для которых черновую работу с документами вы­полняют разработчики темы. Если разработчиков можно относить к журналистским силам редакции, то платных агентов, источни­ков информации (такое встречается нередко) нет оснований по­мещать в этот ряд.

Новации при распределении полномочий в современных ре­дакциях, заимствования из зарубежной практики могут в корне перекраивать привычное штатное расписание. О них вполне досто­верно рассказывает героиня одного из романов популярного писа­теля Б. Акунина (речевые обороты договоримся считать делом вку­са автора): «У нас журнал нового типа. Бьем конкурентов профес­сионализмом. В других редакциях журналист все делает сам... А наш шеф-редактор взял на вооружение принцип Генри Форда — каж­дый занимает на конвейере свое место. Скаут — это специалист по сбору и проверке информации. Райтер — мастер концепции и сти­ля. Есть хедлайнер — он отвечает только за заголовки. Есть "бол­ван" — то есть натуральный болван... ему платят зарплату, чтобы он весь номер прочитывал и показывал, если где не врубается. Эти места переписывает адаптер, есть у нас и такая ставка».

Собственной двух-, а то и трехслойной структурой обладает и штат обеспечивающего персонала. Финансово-хозяйственный ме­неджмент представлен главным бухгалтером, директором издатель­ства, заведующим рекламным бюро и т.п. В ведении каждого из них находятся исполнители: кассиры, издательские редакторы, опера­торы набора текста, агенты по рекламе и т.п.

На вершине кадрово-должностной пирамиды находится глав­ный редактор, председатель вещательной компании или, как в некоторых издательских домах, генеральный директор. В действую­щем законодательстве этот высший руководитель фигурирует как главный редактор, и границы его компетенции определены очень широко. Под главным редактором понимается лицо, возглавляю­щее редакцию (независимо от наименования должности) и при­нимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации.

В отечественной и мировой прессе наблюдается тенденция к относительному росту обеспечивающей части персонала по сравнению с журналистской. Так, когда в 1989 г. в Польше основыва­лась «Gazeta Wyborcza», она делалась усилиями шести штатных журналистов и множества добровольных сборщиков новостей — стрингеров. Став с годами самый популярной в стране газетой, она числит в своем штате 2000 сотрудников, среди которых жур­налисты составляют только 35%, а остальные обеспечивают про­изводство и продажу информационного товара17.

В связи с разделением должностных обязанностей наше внима­ние опять привлекает специфика труда журналистов и близких им по профилю деятельности специалистов — сотрудников служб по связям с общественностью и рекламных агентств. Внутри редак­ций существуют подразделения такого рода, они тесно взаимо­действуют с корреспондентами, и поэтому бывает полезно точно определить круг полномочий работников и служб. На интуитивном уровне решить эту задачу вряд ли удастся. Добиться четкого разгра­ничения функций можно только в том случае, если у руководства редакции сложилось ясное представление о содержании каждого вида информационной деятельности. Исследователи выполнили эту работу для главных редакторов, сведя общие и различные черты в таблицу, которую мы в сокращении воспроизводим.

Структура обязан­ностей подвижна, она подчиняется производственной необходи­мости и зависит от субъективных наклонностей работников. Это относится не только к специализации на литературно-творческой или, например, рекламной деятельности. Главный редактор не-Редко выступает с собственными публицистическими статьями, не говоря уже о заведующем отделом, а финансовые обязанности в Небольшом коллективе могут быть возложены на ответственного

секретаря. В зависимости от типа СМИ штат пополняется должнос­тями, которых нет в классической газете. Так, в журнале основ­ным исполнителем становится не корреспондент, а редактор, по­является должность консультанта и т.д. На телевидении в творчес­кий ансамбль входят режиссер, звукооператор, музыкальный редактор, гример. Крупные издания вводят ставки специального кор­респондента (сокращенно — спецкора), выполняющего особенно ответственные задания главного редактора, и собственного коррес­пондента (собкора) — представителя редакции в отдельном реги­оне страны или мира. Заметим, что в практике собкора отчетливее всего проявляются общие черты журналистской квалификации. Работая в отрыве от основного аппарата редакции, он вынужден быть универсалом с точки зрения многообразия функций, тема­тики и жанров выступлений, на нем лежит особо ответственная миссия в одиночку принимать решения и проводить политику своего издания, он работает по ненормированному графику и т.п. Специ­фику планирования своей работы журналист А. Мамаладзе, собкор с многолетним стажем, передал следующими словами-лозунгом: «Это твоя газета, это твой регион и это ты сам».

Из всех сотрудников нас более всего интересует корреспон­дент как главная рабочая сила редакции. Его производственные обя­занности складываются из трех компонентов: индивидуальный труд по сбору и подготовке информационных материалов, работа по Плану отдела (сдача материалов согласно норме и графику, взаи-м°Действие с внештатными авторами, участие в организационных Мероприятиях отдела и др.) и работа по общередакционному пла-

(дежурство на выпуске номеров, подготовка обзоров публика-участие в производственных совещаниях и др.).

Нетрудно заметить, что наиболее ценный вклад в общее дело корреспондент вносит тогда, когда добывает и готовит к публика­ции свои материалы. Поэтому в интересах производства его следо. вало бы сколько возможно разгрузить от рутинной «службы». Кста­ти сказать, по неписаным традициям отечественной прессы от­ветственные материалы редко создаются в редакционной суете — чаще дома. Значит, администрация должна беспокоиться о том чтобы сотрудники имели достаточно комфортные условия для про­должения рабочего дня в домашней обстановке. В то же время прин­ципиально неверен взгляд на корреспондента как на творца-ин­дивидуалиста, абстрагировавшегося от коллективного трудового процесса. Эти два начала — индивидуально-творческое и редакци-онно-коллективное — сочетаются в противоречивых и даже при­хотливых комбинациях.

Бывший собственный корреспондент «Комсомольской прав­ды» Н. Олейников, выступая в редакционном бюллетене по обме­ну опытом, назвал свои заметки «Если бы я снова был собко­ром...». В них он, в частности, поделился соображениями о том, как могут увязываться личные интересы и производственные зада­ния. Приведем в сокращении его наблюдения и выводы — они полезны всем творческим сотрудникам редакции.

«Я непременно стал бы писать свой материал. Очерк. Такой, который охотно напечатают, заметят и в редакции, и в регионе... А как же с авторским? — предвижу вопрос. Авторский придет сам, уверяю! Если в регионе замечают ваши выступления, то сами авто­ры найдут вас, позвонят, придут, приедут. И напишут... Возьму за правило чаще посещать областные учреждения. Буду вслушиваться в жалобы начальников на межведомственные распри, неувязки... Полученная в этих учреждениях информация необходима для ори­ентировки повседневной, постоянной. Любопытны всякие книги учета и другие документы... вплоть до журнала телефонограмм...

Газете всегда "хочется чего-нибудь такого"... Собкор нередко в тупике: звонят и звонят из редакции (жена уже боится подходить к телефону) и дают задания, задания, задания... Нету меня! Ушел, уехал, исчез! Почему это, собственно, за меня должны думать на этаже? Кто лучше меня знает мой регион? Так я буду рассуждать, вынув вилку из телефонной розетки. Включу ее лишь тогда, когда выйду на тему, безусловно, интересную...

Когда я стану собкором, всегда буду помнить: в любой конторе есть круг людей, постоянное, пусть и телефонное общение с кото­рыми необходимо, как жалованье дважды в месяц. У нас этот крУг необычайно широк, люди внимательны, щедры. Когда я был соб­кором, почти еженедельно справлялся в отделе писем, у человека читающего письма моей зоны, о характере почты. Как-то мне л казали письмо с Украины — рабочие жаловались, что их

заставляют получать зарплату через сберкассу. На другой день глав­бух одного из ростовских заводов, имеющий опыт в этом деле, по нашей командировке... поехал на этот завод...

Если я снова буду собкором, попрошу местную сеть составить "Памятку собкора". Бумага необходимейшая! Есть тысячи простых вещей, которые не знает (и довольно долго!) новый собкор, и ма­ется — и спросить неловко... А эти вещи, касаемые всяких справок, писем редакции к местным властям, телефона, машины, визиток, работы с почтой и т.д., и т.п. — надо знать сразу.

Все это для того, чтобы спокойно (т.е. без срывов и излишней нервотрепки) писать заметки. Чтобы каждая из них стала творчес­ким свершением».

Ветеран прессы в последнем замечании затронул и в самом деле важнейшую сторону организации труда. Обязанности сотруд­ников, правила поведения и внутренний трудовой распорядок из­лагаются в редакционных регламентных документах. Они многооб­разны по форме и нормативной силе. Центральное место среди них занимают устав редакции и договор с учредителем и издателем, пре­дусмотренные Законом РФ «О средствах массовой информации». Именно в этих документах представлены статус СМИ, порядок фор­мирования штатов и выдвижения главного редактора, распределе­ние финансовых обязательств и т.д. Функциональные требования к сотрудникам излагаются в должностных инструкциях, а с конкрет­ным работником заключается контракт или временный трудовой договор. Регулирование производства во времени осуществляется посредством графиков (сдачи материалов в секретариат, прохожде­ния номера газеты через типографию, дежурств по номеру, рассыл­ки и др.). Директивы по оперативным вопросам содержатся в прика­зах администрации или решениях редколлегии.

Отдельного описания заслуживают плановые документы. Толь­ко очень наивный или ненаблюдательный человек может считать, что в редакции царствует хаотичный беспорядок, у которого есть лишь один регулятор — стихийно происходящие события. На са­мом деле планирование пронизывает всю производственную жизнь коллектива, придавая ей ритмичность и предсказуемость.

Для отдельного корреспондента ориентиром служит его соб­ственный индивидуальный план. Этот своеобычный документ созда­йся по принципу встречного движения. Сначала корреспондент подает заявку (в отдел, ответственному секретарю или в редакто-Рат), в которой излагает свои предложения о тематике, объектах и объемах материалов на предстоящий месяц. Затем, пройдя коррек­тировку и утверждение у руководства, этот документ возвращает­ся к журналисту уже в виде директивы.

Принцип встречного движения проявляется не только в этом механизме утверждения плана, но и в том, что стороны учитыва­ют интересы друг друга. Корреспондент, подавая заявку, конечно же, представляет себе, что именно ждет от него редакция, чем в первую очередь он будет ей полезен. Но и редактор не стремится в корне переиначить предложения сотрудника, если в целом они укла­дываются в стратегию издания или программы. Более того, журна­лист включает в свою заявку такие пункты, которые выходят за рам­ки его нормативных обязанностей, — освещение неожиданной те­матики, превышение стандартного объема работы, проведение собственными силами организационных мероприятий и т.п. Поощ­рение подобных инициатив является одним из лучших способов управ­ления коллективом, стимулирования в нем творческого поиска и создания здоровой обстановки взаимного уважения. Именно благо­даря такой «факультативной» активности отдельных сотрудников на газетных полосах и в эфире появляются свежие рубрики и не­стандартные авторские передачи. Жаль, что в последние годы не­которые редакции отказываются от индивидуального планирова­ния, — на культуре труда это сказывается не лучшим образом.

По объему работы индивидуальный план на месяц соответ­ствует тем нормативам, которые приняты в данной редакции. Ска­жем, в ежедневном общероссийском издании он может включать в себя три—четыре собственных выступления корреспондента по 200—400 строк плюс десяток кратких информационных сообще­ний плюс один—два материала внештатных авторов. И такая нор­ма окажется весьма напряженной, требующей постоянных поис­ковых и творческих усилий. Однако в городской или районной га­зете, где штат невелик, а потребность в материалах огромна, корреспонденту придется каждую неделю готовить тысячи строк. Глубина разработки тем при этом, конечно, пострадает, но ин­тенсивность труда, напротив, возрастет.

В стройной системе планирования нуждается деятельность ре­дакции в целом. Каждое предприятие СМИ выбирает особенную, подходящую для него методику проектирования своего производ­ственного будущего. Поэтому те виды документов, которые мы назовем, не обязательно встретятся в каждом трудовом коллекти­ве. Однако требование именно системного, комплексного подхода к планированию сохраняется в любом случае как условие успеха и в организации труда, и в конкурентной борьбе на рынке.

На глубокую перспективу рассчитан план развития, или стра­тегический план. Как правило, он охватывает период времени про' тяженностью в несколько лет. Редакция предусматривает главные области своей деятельности, развитие материально-технической

базы (например, строительство или модернизацию типографии), те или иные формы взаимоотношений с учредителями и издателя-ми, переход на новую технологию изготовления продукции, реор-ганизацию кадровой структуры и т.п. Естественно, что тематика отдельных публикаций в этом случае не рассматривается, равно как и другие относительно частные вопросы.

Долгосрочное планирование представлено документами, срок действия которых составляет год, полгода, во многих редакциях — квартал. Их принято называть направленческими планами (в отли­чие от тематических), поскольку темы конкретных выступлений опять-таки отражаются в них крайне редко. Исключениями служат разве что программные публикации — например, такие, как статья видного общественного деятеля, открывающая собой длительную дискуссию по принципиальным для издания вопросам. В основном же такие планы показывают ведущие тематические направления дан­ного СМИ, как традиционные для него, так и более или менее необычные, вызванные к жизни особыми событиями — выборами президента страны, проведением на обслуживаемой территории чемпионата мира по хоккею, юбилеем города или региона и т.п.

Долговременное планирование содержит конкретные матери­алы иного рода — так называемые модели СМИ19. Они делятся на две категории. Графическая модель представляет собой комплекс стандартных элементов художнического и полиграфического оформ­ления издания. По строго установленным правилам могут выпол­няться как отдельные фрагменты верстки (формы подачи фотоил­люстраций, шрифтовое оформление заголовков, форматирование авторской подписи под статьей и т.п.), так и макеты целых полос. На таких макетах-стандартах заранее предусмотрены варианты рас­положения публикаций, используемые для их набора шрифты, линейки и т.д. Макеты-стандарты превращают подготовку номера в высокотехнологичный процесс, заметно экономят время и силы секретариата и в силу этого играют незаменимую, хотя и вспомо­гательную роль при планировании.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.