Тема 1. Специальная психология как отрасль психологической науки. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тема 1. Специальная психология как отрасль психологической науки.

2017-12-12 282
Тема 1. Специальная психология как отрасль психологической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие ключевые понятия:

Дефектология. Специальная (коррекционная) пелагогика. Тифлопсихология. Сурдопсихология. Патология и норма.

Методические рекомендации по теме:

При рассмотрении данной темы необходимо подчеркнуть особую роль специальной психологии в научном исследовании психического развития, а также роль специальной психологии в практике психологической помощи лицам с ограниченными возможностями.

При рассмотрении вопроса об истории специальной психологи необходимо осветить историческую динамику теоретических воззрений и практической помощи лицам с ограниченными возможностями.

В вопросе о специфике отдельных направлений специальной психологии следует показать вклад отечественных ученых в развитие каждого направления этой науки.

Литература по теме

1. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.

2. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Тема 2. Понятие психического дизонтогенеза

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие ключевые понятия:

Недоразвитие. Задержка развития. Поврежденное развитие. Искаженное развитие. Первичный дефект. Вторичный дефект. Психический дизонтогенез.

Методические рекомендации по теме:

Рассмотрение вопроса о видах психического дизонтогенеза следует начинать с дифференцировки понятий недоразвитие, задержки развития, поврежденное развитие, искаженное развитие.

В вопросе о дефекте и его уровнях необходимо опираться на конкретные примеры, иллюстрирующие различные аспекты данного явления.

Особое внимание должно быть уделено вопросу о механизмах развития психического дизонтогенеза.

Литература по теме

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.

2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.

3. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.

4. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

 

 

Тема 3. Принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении.

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие ключевые понятия:

Компенсация. Умственная отсталость. Деменция. Задержка психического развития. Ранний детский аутизм.

Методические рекомендации по теме

При рассмотрении данной темы необходимо обратить особое внимание на вопрос о видах компенсации и их связи с установкми личности, а также условиями воспитания. Надо подчеркнуть, что уровень дефекта может снижать возможности развития личности, но не противоречит этому развитию.

Литература по теме

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.

2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.

3. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

 

Тема 4. Профилактика и коррекция отклонений психического развития у детей

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие ключевые понятия:

Профилактика. Коррекция. Реабилитация. Стимуляция компенсаторных механизмов поведения.

Методические рекомендации по теме:

При рассмотрении вопроса о роли профилактики и коррекции в развитии психики необходимо опираться на теорию высших психических функций Л.С.Выготского.

При изучении вопроса о стимуляции компенсаторных механизмов поведения следует рассмотреть исторический путь изменения методов подобной стимуляции.

Особое внимание должно быть уделено методам ранней помощи детям с врожденными недостатками и их семьям.

Литература по теме

1. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. – СПб.,: Питер, 2008. – 256 с.

2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь. - 2001.

3. Сорокин В.М. Специальная психология, учебное пособие, СПб.: Речь. - 2003.

4. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.