Тема 20. Правовое сознание и правовая культура — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема 20. Правовое сознание и правовая культура

2017-12-12 261
Тема 20. Правовое сознание и правовая культура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма занятия: информационная лекция (трудоемкость по учебному плану 2),

семинар -эвристическая беседа (трудоемкость по учебному плану 2),

самостоятельная работа (трудоемкость по учебному плану 8 ч.).

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1.Понятие правосознания, его элементы и структура: правовая идеология и правовая психология. Виды и функции правосознания.

2.Понятие правовой культуры, аксиологическое и позитивное определения. Правовая культура личности и общества. Структура индивидуальной и общественной правовой культуры.

3.Особенности российской правовой культуры, ее связь с нравственностью и духовностью. Правовой нигилизм как форма негативного правосознания, его причины и формы проявления в Российском государстве. Антиюридический морализм. Пути преодоления правового нигилизма.

 

Дополнительная литература

Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.

Болдырева М.Г. Правовая культура. М., 1998.

Ветютнев Ю.Ю., Шириков А.С., Трифонов А.С. Правовая культура в России на рубеже столетий. Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции // Государство и право. 2001. № 10. С. 106-109.

Дорская А.А. Честнов И.Л. Эволюция системы права в России. СПб., 2010.

Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993.

Ильин И.А. Путь духовного обновления. Глава 8. «О правосознании» // Путь к очевидности. М., 1993. С. 247-256.

Карташов В. Н. Теория правовой системы общества. в 2-х томах. Ярославский государственный университет. 2006.

Кейзеров П.М. Политическая и правовая культура. М., 1983.

Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1991. С.122-149.

Семитко А.Л. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург, 1996.

Синюков В.М. Российская правовая система: Введение в общую теорию. М., 1994. Глава 4.

Толстой Л.Н. Письмо студенту о праве // Полн. Собр. Соч. Т. 38. С. 54-61.

Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-правовом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8. С. 52-58.

Подготовку к семинарскому занятию по теме " ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА " как и в предыдущих случаях, предлагается начинать с повторения материалов информационной лекции по данной теме. При воспроизведении основных ее положений, а также материала аналогичных разделов основной литературы акцент сделан на контроль над усвоением понятий и категорий, при помощи которых в современном научном знании (философии, социологии, политологии) описывается те факторы, которые непосредственно правовыми не являются, но которые обуславливают возникновение, развитие и функционирование таких социальных институтов как государство и право.

Формой проведения семинарского занятия по данной теме избрана эвристическая беседа, которая предполагает подготовку и выступление студена по каждому вопросу плана с единым для всех перечнем вопросов и основной и дополнительной литературы. Предшествует проведению эвристической беседы контроль за тем, как студенты освоили понятия и категории, при помощи которых описываются данная тема в курсе теории государства и права. К их числу относятся: правовое сознание, структура правового сознания, правовая психология, правовая идеология, содержание правового сознания, функции правового сознания и их виды, формы правового сознания, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой фетишизм, правовой релятивизм, правовой субъективизм, правовая культура, уровни правовой культуры, показатели правовой культуры общества и индивидуальной правовой культуры. С целью вывить уровень усвоения терминов на первом этапе семинара студентам предлагается терминологическая проверочная работа.

На втором этапе семинарского занятия в ходе заслушивания выступлений студентов по вопросам плана целесообразным представляется в ходе эвристической беседы обсудить, решить следующие задания и ответить на уточняющие вопросы.

 

1.Известный русский философ и юрист И.А. Ильин писал: «Право нуждается в правосознании для того, чтобы стать творческой жизненной силой; а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность». (Ильин И.А.О сущности правосознания. М., 1993. С.40). Какую связь между правом и правосознанием подметил И.В. Ильин? Раскройте ее содержание.

2.В статье 29 закона «О Конституционном суде РФ» говорится: «Решения и другие акты Конституционного суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий». Как вы понимаете выражение «правовая позиция судьи»? Какое значение для формирования правовой позиции имеет правосознание судьи?

3.Что означают понятия: «правовой нигилизм», «правовой идеализм», «правовой инфантилизм», «правовая демагогия», «антиобщественное (преступное) правосознание»?

4.В 1993г. было проведено совместное русско-французское исследование правосознания школьников в возрасте от 11 до 18 лет. На один из тестовых вопросов «Что такое закон?» французские школьники ответили, что это «правило, которому нужно следовать», а русские – что это «правило, которое не нужно нарушать». Какие выводы о правосознания двух народов можно сделать на этом основании?

5.Проведите минисоциологическое исследование правосознания своего ближайшего окружения (по возрастным группам), задайте респондентам какие-либо вопросы по юридической тематике. Полученные данные обобщите и сделайте выводы в части характеристики правового сознания населения нашей страны.

На завершающем этапе семинарского занятия студентам презентуются. комплексное проблемно-аналитическое задание по теме: "Православие и Российской государство (теоретические и практические аспекты проблемы) "

В рамках самостоятельной работы и осуществления самоконтроля студентам предлагается решить тест по теме "Правовое сознание и правовая культура" в системе "Прометей". Кроме этого в рамках дополнительного модуля технологической карты учебной дисциплины бакалаврам предлагается подготовить комплексное проблемно-аналитическое задание по теме : "Православие и Российской государство (теоретические и практические аспекты проблемы) "

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.