Часть седьмая. Дизонтогении при асинхрониях — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Часть седьмая. Дизонтогении при асинхрониях

2017-12-09 515
Часть седьмая. Дизонтогении при асинхрониях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

7.1. Дисгармоничная личность.

7.2. Ранний детский аутизм.

Асинхронии как явления дизонтогенеза и дезадаптации подра­зумевают формирование дисгармоничной личности, когда при нор­мальном становлении познавательной предметной деятельности нарушается общение, социальное поведение человека; причины этого лежат в области психической травмы, мотивации и харак­тера (реактивные состояния после стрессов, вредные привычки и патологические влечения, особенно наркомания, патологичес­кие реакции подросткового возраста, акцентуации) и приводят в крайнем случае к психическим болезням и преступности. Вмес­те с тем в этом разделе принято рассматривать и ранний детский аутизм (РДА), этиопатогенез которого до сих пор неясен, а про­гноз неблагоприятен с точки зрения прогредиентности течения с переходом в деменцию или шизофрению.

7.1. Дисгармоничная личность

Личность, в наиболее обобщенном понимании, представляет собой систему отношений, сложившихся в процессе ее социали­зации (приспособления к правилам и нормам жизни в данном об­ществе) и культуризации (освоения исторического богатства про­дуктов человеческой деятельности).

Отношения человека к различным сторонам окружающей дейст­вительности (симпатии и антипатии, идеалы и антиидеалы, вле­чения и страхи, обиды и чувство вины, иерархия ценностей) фор­мируются в процессе жизни в целостную динамичную психологи­ческую структуру соотношения собственных прав и обязанностей перед другими, субъективной оценки себя (самооценка, уровень притязаний, идеальное Я), представлений о себе (Я-концепция)


и мире (мировоззрение), особо выделяемых (значимых) объектов и явлений в нем (ценностные ориентации).

В структуре коммуникативных отношений к Другому рассмат­риваются субъективно оценочный (эмоциональный), объективно оценочный (когнитивный) компоненты восприятия Другого и вы­разительно-поведенческий компонент (волевой).

Эмоциональный компонент. Мы еще не общались с челове­ком, а уже априори испытываем к нему чувство симпатии или антипатии (привлекательность внешнего вида, манер или той ин­формации, которая нам известна о нем от других). В общении, апостериори, по эмоциональному механизму зеркального отра­жения возникают чувства доверчивости, обиды, враждебности в ответ на то или иное проявленное к нам отношение. Вместе с тем в структуре нашего характера уже может быть заложено преобла­дание черт агрессивности, обидчивости, доброты. Неадекватная эмоционально-субъективная оценка Другого связана с ошибоч­ной самооценкой (комплексом неполноценности, зависимости), преобладанием психологической защиты над волей, эгоцентриз­ма над эмпатией, идеального Я над реальным (желаемого над воз­можным), несформированностью невербального языка мимики, жестов.

Когнитивный компонент. Формируется на основе интеллекта и опыта, позволяет адекватно, объективно, непредвзято оцени­вать человека.

Выразительно-поведенческий компонент. Не всегда наше по­ведение способно выразить, адекватно передать все оттенки пе­реживания и особенности отношений к Другому (недостаток эмоционально-коммуникативных средств, робость), отстоять, реализовать собственную позицию, не всегда имеет такую цель, не всегда отражает даже свойства характера, намеренно скры­вая их.

В конечном счете, речь идет о единстве мотивов, чувств и воли к их воплощению в действительность. В этом единстве, с точки зрения гуманистической психологии, раскрывается гармонично развиваемая — самоактуализируемая — личность.

Воля определяется, в широком значении этого слова, степе­нью независимости внутренних побуждений от обстоятельств, препятствующих им. Существует парадокс воли, связанный с оп-


 




ределением ее как независимости, свободы. Чем меньше у чело­века потребностей, удовлетворение которых зависит не от него самого, а от внешней среды, тем больше воля ситуативной неза­висимости от обстоятельств жизни, от диктата внешних условий, но, вместе с тем, прямо пропорционально возрастает и неволя, фанатичная зависимость (вплоть до абсолютной) от оставшихся стимулов и смыслов жизни (вплоть до единственного).

В основе воли лежит побудительная, направляющая, поддер­живающая психическую активность сила мотивации. Однако в панике, например, сила мотива избежать смерть максимальна, а воля минимальна. Следовательно, вторым компонентом воли являются регулятивные способности преодоления внутренних (интропунитивная воля самоконтроля, терпения и т.д.) и вне­шних препятствий на пути к цели (экстрапунитивная воля по­давляющего воздействия на других, организаторские способ­ности и инициатива), которые, развиваясь, переходят в воле­вые черты характера (самообладание, смелость, решительность и др.).

Помимо ранее упомянутой саоактуализации, в гармоничном складе личности необходимо и разнообразие адаптивных спосо­бов поведения (черт характера).

Когда поведение человека в разнообразных ситуациях сводит­ся к ответу только несколькими способами поведения, говорят об акцентуированном характере, существенно ограниченном в на­боре приспособительных черт. Если сравнить характер челове­ка с портретом, то акцентуированный характер будет похож на шарж, на карикатуру.

Акцентуированный характер - граница между нормой и па­тологией (психопатией). Акцентуированный характер, во-пер­вых, целиком (тотально) характеризующий личность; во-вторых, имеющий асоциальную направленность; в-третьих, не поддаю­щийся коррекции (триада Ганнушкина), определяется психопа­тическим. Психопатия формируется в хронически неблагопри­ятных для нормального развития индивида биологических (на­пример, органические дефекты, плохая наследственность) и со­циальных условиях. Для наглядности изобразим сказанное схе­матично.


 

НОРМА
АКЦЕНТ

ПАТОЛОГИЯ

На рисунке характер изображен в виде фигуры, заполненной чертами характера. В норме существует множество адаптивных черт, каждая из которых используется в адекватной для ее про­явления ситуации. В нормальном характере также присутству­ет главная доминирующая акцентуированная черта (во всех фи­гурах — верхняя) или несколько таких акцентуированных черт. Именно поэтому и нормальные люди отличаются друг от друга своими характерами. Но в таком случае речь идет не об акцен­туированном характере в целом как акцентуированной системе свойств, подавляющей или замещающей все остальные, а толь­ко о тех, которые имеют яркую выраженность, однако не меша­ют проявлению, по обстоятельствам, и других. Например, если человек слывет добрым, это не значит, что он не прибегает к аг­рессивному поведению в случае необходимости.

Акцентуированный характер обеднен набором приспособи­тельных черт. При психопатии, в отличие от акцентуированного характера, только один комплекс черт всецело характеризует лич­ность, не способную разнообразить свое поведение, каким-либо образом злиять на него.

Следует четко понимать, что доминирующая (акцентуирован­ная) черта характера — следствие акцентуации определенного от­ношения человека. И только неадекватное углубление этого отно­шения приводит к более частому использованию одного свойства по сравнению с другими, тем самым тормозя формирование сте­реотипов другого поведения.

В акцентуированном характере преобладают первичные и вто­ричные (бессознательные) механизмы формирования черт. При этом структуру акцентуированных характеров определяют неосоз­нанные отношения, а поведение — способы психологической за­щиты, связанные с такими отношениями.


 




сихологическая защита— неосознанные способы защиты психики человека от дистресса (стресса отрицательных эмоций, в отличие от эвстресса положительных эмоций). Согласно психо­аналитической доктрине, в недрах которой зародилось это поня­тие, слабое Я (неразвитое сознание и самосознание) не способно регулировать эмоциональный стресс адекватно требованию ре­альных обстоятельств. Психологическая бессознательная защита охраняет Я от оскорбления и унижения, но не выполняет при­способительной и развивающей психику функции.

В норме развитие характера осуществляется осознанием от­ношений, значительной пропорцией в них когнитивного, интел­лектуального компонента по сравнению с бессознательно-эмо­циональным (самоанализ мотивации, чувств, установок), заме­ной психологической защиты волевым поведением, обогащени­ем характера третичными чертами в освоении новых значимых социальных ролей и в профессиональной деятельности. Помимо эволюционного пути изменения характера возможен революци­онный переворот — перемена идеологии, мировоззрения (напри­мер, с атеистического на религиозное).

Согласно А.Е. Личко, акцентуированные характеры детей и подростков могут изменяться радикально. Они либо компенсиру­ются в благоприятных условиях развития их личности, переходят в латентную стадию — либо, в неблагоприятно складывающихся условиях, на их основе формируется психопатия. В возрастной динамике тип акцентуации может также трансформироваться в смешанную форму промежуточного типа (в силу эндогенных при­чин биологического развития) или в амальгамную форму наслое­ния акцентуированных черт другого типа в процессе социальной дезадаптации в тот или иной сенситивный (для формирования определенных черт) период развития.

Подростковый период развития отличается пересмотром от­ношений личности, ломкой характера, сформированного в дет­ском возрасте, протестными асоциальными формами поведения. В этой связи А.Е. Личко обращает внимание, что критерии психо­патии (тотальность, асоциальность, стабильность черт характера) не могут быть прямым образом применимы к подростку. Крите­рием акцентуации подросткового характера А.Е. Личко считает наличие «слабого места», психической травмы, обусловливающей


тип поведенческой реакции. Он определяет акцентуированный характер подростка как крайний вариант нормы, при котором от­дельные черты характера чрезмерно усилены, что обнаруживает избирательную уязвимость в отношении определенного рода пси­хогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устой­чивости к другим.

А.Е. Личко выделяет типы поведенческих реакций, специфи­ческих для подросткового возраста, и с этих позиций анализи­рует акцентуированные характеры. Это реакции эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения (хобби), сексуаль­ного влечения. Также рассматриваются острые аффективные ре­акции, пубертатные поведенческие кризисы (делинквентность, токсикомания, бродяжничество, сексуальная девиация), перехо­ды явных акцентуаций в скрытые, трансформация акцентуаций, развитие на фоне акцентуаций неврозов и реактивных состояний, формирование психопатий при сочетании ряда неблагоприятных факторов развития.

Особую область генеза акцентуированных характеров состав­ляют невротические расстройства. Невроз — психогенное нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нару­шения условий реализации значимых для личности потребнос­тей и проявляется в специфических клинических симптомах при отсутствии психотических явлений болезненно измененного со­знания. Неразрешимый конфликт потребностей и возможности их удовлетворения (в результате так называемой «преморбидной личности», предрасположенной к тем или иным нарушениям, в сочетании с трудной ситуацией жизни) может выражаться как в форме излечимого невроза или психосоматического заболевания, так и в форме невротического развития характера.

Невротический путь развития характера, в свою очередь, мо­жет ограничиться формированием акцентуированного невроти­ческого характера (при достаточной компенсации другими свойс­твами личности и условиями жизни), но в особо неблагоприятных обстоятельствах может привести к психопатии и психозу.

Выделяют три основных конфликта значимых отношений (В.Н. Мясищев) и три невроза, соответствующих их специфике: истерический, неврастенический, психастенический (невроз на­вязчивых состояний, обсессивно-фобический).


 




Один и тот же радикал личности можно обнаружить в невро­зе, психопатии, психозе. Проиллюстрируем это положение ти­пичными примерами,

При истерическом неврозе конфликт между личностью и соци­альным окружением возникает, когда «хочу» или «не хочу» чело­века встречает ответы «нельзя» или «надо». В результате (в случае тяжелых форм течения истерии), как реакция протеста, возника­ют припадки, могут наступить слепота, глухота, параличи вследс­твие крайне выраженного механизма самовнушения. Например, не хочу видеть эти мерзкие мне лица - и слепну; не хочу слышать гадости, которые обо мне говорят, — и глохну; не хочу выходить в этот противный мне мир — и тело обездвиживается.

Для большинства внутренний конфликт преодолим с помощью уступок, компромиссов, развития способностей, воли и т.д. Одна­ко если формируется эгоцентричная личность ребенка в условиях гиперопеки со стороны взрослых («ты лучше, талантливее, кра­сивее, достойнее или несчастнее, больнее всех остальных») или, напротив, если детям не уделяется внимания и страдает их само­оценка, то потребность всегда и везде ставить свои интересы пре­выше всего, привлекать к ним внимание окружающих всеми до­ступными способами становится главенствующей. При этом со­циальные запреты, требования, истинное положение вещей иг­норируются, вытесняются в бессознательное. С биологической стороны органической почвой истерии становится значительное преобладание первой сигнальной системы (правополушарной до­минанты эмоций и чувств, активности подкорковых структур моз­га) над второсигнальной системой (левополушарнои доминантой рационального мышления, управляющих влияний коры головно­го мозга). Шаг за шагом формируется истерический характер.

Значительное превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе — суть развития на основе способ­ности к самовнушению и сильной психологической защиты (по механизму вытеснения в бессознательное всей нелицеприятной правды о себе) истерического акцентуированного («демонстра­тивного», по К. Леонгарду), а в крайнем варианте — истеричес­кого психопатического характера. Придумывать яркие образы Я, верить в них, привлекать к ним внимание окружающих — такова линия жизни истероида.


Истерический характер, в свою очередь, становится диспози­цией развития истерического психоза (наиболее частой формы среди реактивных психозов) или психопатопластическим фак­тором течения шизофрении, маниакально-депрессивного пси­хоза.

Психастенический (обсессивно-фобический) невроз протекает в виде навязчивых страхов к конкретным предметам и ситуаци­ям, а также в навязчивых магических действиях по преодолению этого страха. Психастенический конфликт закладывается проти­воречиями между желаниями и долгом, между моральными прин­ципами и личными привязанностями, влечениями.

Воспитание в обстановке запугивания, лишения собственной инициативы, внушение строгих запретов, опасностей, подстере­гающих человека на каждом шагу, закладывают в психику мощ­ные догматы в том аспекте, на который указывал 3. Фрейд, го­воря о Сверх-Я как о психически интериоризованных челове­ком социальных табу, ослушание которых вызовет неизбежное и постыдное наказание со стороны общества или высших сил. В результате формируется характер гипертрофированных качеств ответственности, склонности к порядку, детальному планиро­ванию деятельности, которые компенсируют качества постоян­ных сомнений, нерешительности, боязливости (педантичные личности, по К Леонгарду, и ананкастические психопаты). Де­тальное планирование поведения и деятельности во избежание ошибок и случайностей приводит, в свою очередь, к тому, что психастеник непременно анализирует и учитывает прошлое (и в этом плане он реалист), а живет наполненным страхами буду­щим (точнее, остро переживает его во всевозможных, главным образом маловероятных вариантах). В настоящем же времени он автоматически и хладнокровно, словно робот, выполняет на­меченную программу. Поэтому его характеризуют как человека аналитического ума, но с «блеклой чувственностью». Психасте­ник компенсирует бесчувственность в отношении к реальному течению событий сентиментальностью, когда эти события ос­таются в прошлом, а также в отношении к событиям, которые разворачиваются в безопасном для него мире искусства (в кни­гах, фильмах, на подмостках театра — «над вымыслом слезами обольюсь»).


Психастенический характер сочетается с навязчивыми страха­ми, ритуально-защитными действиями, свойственными психас­теническому неврозу.

Психастенические конфликты, например, между долгом и нелюбовью, могут служить почвой для развития психотических состояний при мучительных амбивалентных (между обожанием и ненавистью) отношениях к близким и родным, а также реак­тивных психозов раскаяния при их потере (смерти).

Неврастения представляет собой невротический конфликт меж­ду ограниченными возможностями человека и завышенными, по сравнению с дефицитом возможностей, претензиями на успех. Неврастения проявляется повышенной импульсивностью, фрус-трируемостью, раздражительностью, усталостью, расстройствами сна, аппетита, сексуальной жизни.

Сверхнапряжение, стресс, вследствие недостатка возможнос­тей, с одной стороны, и гипермотивация, с другой, формируют в онтогенезе неврастенический характер «раздражительной сла­бости» (И.П. Павлов), сочетающий прямолинейный напор и ка­питуляцию при сопротивлении, резкие перепады от самомнения к неуверенности, оборонительную (дефензивную) склонность к обидчивости и мнительности, упрямство, которое только крепнет в процессе переживания неудач. Такого рода характер приводит к серьезному утомлению, психосоматическим расстройствам. Ас­тенические состояния, в свою очередь, способствуют развитию психотических депресссивных синдромов.

Понятие «акцентуированная личность» ввел К. Леонгард, раз­вивая идею и наблюдения П.Б. Ганнушкина о пограничных пси­хических состояниях и характерологических свойствах большинс­тва людей. Однако словосочетание «акцентуированная личность» терминологически ошибочно, поскольку если вся личность ак­центуирована, то это и есть тотальный захват личности характе­ром, т.е. психопатия, а не акцент. Следует говорить о «личности с акцентуированным характером или темпераментом».

К. Леонгард рассматривал гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, тревожный, эмотивный и аффективно-экзальтированный акцентуированные темпераменты, а также де­монстративный, педантичный, застревающий, возбудимый акцен­туированные характеры.


Высочайшая сила возбуждения и подвижность нервных про­цессов (своеобразный тип гиперсангвиника) приводят к устойчи­во жизнерадостному настроению, к чрезвычайно бурной деятель­ности, к поведению, близкому к маниакальному. Это - гиперти-мцческий темперамент. «Тимия» в переводе на русский язык — на­строение. Напротив, дезадаптивного свойства слабость процессов возбуждения и ригидность психических процессов (тип гиперме­ланхолика) определяют дистимический темперамент, угнетенное психическое состояние, близкое к депрессии.

Гипертимический и дистимический акцентуированные темпе­раменты занимают пограничное между нормой и патологией по­ложение в континууме динамики настроения человека.

 

Патология Акцент Норма Акцент Патология
Маниакальный Гипертимичес- Адекватное Дистимичес- Депрессивный
психоз кий темпера- обстоятель- кий темпера- психоз
мент ствам устойчи­вое настроение мент  

Эндогенное (обусловленное органической почвой, биологи­ческими причинами) нарушение функционирования мозга, свя­занное с периодическими, не зависимыми от внешних (экзоген­ных).причин колебаниями настроения между положительным и отрицательным эмоциональными полюсами, известно под назва­нием циклоидного темперамента (Э. Кречмер).

Повышенная, эмоциональная чувствительность к внешним раздражителям создает предпосылки чрезмерной неустойчивос­ти настроения. Темперамент такого рода называется «лабильный» (А.Е. Личко). К. Леонгард объединил внешние и внутренние при­чины колебания настроения в типе «аффективно-лабильный».

В отмеченном ранее континууме настроения акцентуирован­ные аффективно-лабильные темпераменты (циклоидный и ла­бильный) занимают пограничное между нормой и патологией по­ложение в отношении быстроты и выраженности сдвигов настро­ения от положительных эмоций к отрицательным — и наоборот.

Патология Акцент Норма

Маниакально-депрессив- Аффективно-лабильный Адекватное обстоятель­
ный психоз темперамент ствам изменчивое настроение


Травмы, воспалительные процессы головного мозга, затраги-
вающие подкорковые образования, связанные с функциями эмо-
ций, или нарушающие их регуляцию со стороны коры, вызывают
эмоциональные расстройства, вносящие определенные особен-|
ности в тип темперамента. Чаще всего наблюдаются расстройства'
вегетативной нервной системы в сочетании с повышенной эмо-
циональной импульсивностью, фрустрируемостью, расторможен-
ностью агрессивных инстинктов, половых влечений (возбудимый '
темперамент, по К. Леонгарду). Эпилепсия способствует фор­
мированию своеобразного сочетания высочайшего возбуждения
эксплозивного свойства (разрушительно-взрывного, агрессивно-
го), инертности нервных и ригидности психических процессов,,
что проявляется эпилептоидной разновидностью возбудимого тем-
перамента, преобразующего отношения, характер, личность че-
ловека в целом.

Органические нарушения структур мозга, функционально оп­
ределяющих его активацию, приводят к слабости возбуждения,
инертности нервных процессов, астеническим состояниям быс-
трои утомляемости, формируют тормозимый тип темперамента
(астено-невротический, по А.Е. Личко).

Возбудимый и тормозимый акцентуированные темперамен-
ты занимают пограничное положение между нормой (социально
адаптивная функция темперамента) и патологией в континууме '
темпераментов по параметрам силы и уравновешенности процес-
сов возбуждения и торможения.

 

Патология Акцент Норма
Эпилепсия Возбудимый тип Холерик
Резидуально-церебральный Тормозимый тип Меланхолик
дефект развития    

Расстройства эмоциональности, характеризующиеся аутизмом (крайней степенью неадаптивной интроверсии, неспособностью адекватно выражать свои эмоции и чувства, а также понимать, разделять эмоции и чувства других), Э. Кречмер назвал шизоид­ным темпераментом, различая в нем оттенки от мимозоподобной ранимости или патетической гневливости до аффективной холод­ности или тупости.


Тревожность как свойство темперамента отличают от тревоги как устойчивого свойства личности или эпизодического психи­ческого состояния. Состояние тревожности характеризуется не­приятными ощущениями беспокойства, напряженности, неясной опасности, которые сопровождаются активацией вегетативной не­рвной системы. Тревожность как свойство темперамента состоит в биологически обусловленной (в том числе врожденной) склоннос­ти к состоянию тревоги в различных ситуациях, которые воспри­нимаются, как правило, опасными. Органические повреждения головного мозга, затрагивающие центры вегетативной нервной системы или центры быстрого сна (сновидений), могут быть пос­тоянной причиной предрасположенности к состоянию тревожнос­ти, т.е. свойством темперамента. «Тревожные (боязливые) личности» (К. ЛеОнгард) проявляют себя уже в детском возрасте.

Нейротизм, по мысли Г. Айзенка, должен служить своеобраз­ной мерой дезадаптивных свойств темперамента. Лица с высоки­ми значениями нейротизма отличают эмоциональная неуравно-вешеность и тревожность с последствиями переживаний в виде головных болей; расстройства сна, аппетита, работоспособнос­ти. Влияние личности на состояние тревожности главным обра­зом заключается в том, что от ее смыслов жизни, убеждений и наличия способов регуляции опасных состояний зависит, будет ли восприниматься ситуация как угрожающая, в которой чело­век чувствует себя беспомощным, или нет.

Перейдем к рассмотрению акцентуированных характеров.

Застревающим характерам в крайнем варианте психопатии со­ответствуют типы, известные в психиатрии как паранойяльные. Паранойя — разновидность шизофрении, которая характеризуется системным бредом изобретательства, величия, ревности, сутяж­ничества, манией преследования и другими сверхценными идея­ми, целиком поглощающими личность. Всякая сверхценная идея окружена врагами, требует предельной собранности, чтобы дать достойный отпор. Акцентуация застревающего характера опреде­ляется в этой связи выраженностью агрессивных черт недоверчи­вости, подозрительности, злопамятности, мстительности.

Эмотивные и экзальтированные личности К. Леонгард харак­теризует (по формальным признакам эмоциональности) с точки зрения темперамента.


 




Из текста К. Леонгарда, особенно исходя из примеров клини­ческой практики, которые он приводит как классические образцы эмотивности, следует, что ее основной характеристикой является эмпатия. Эмпатию- способность к эмоциональному отклику —(можно рассматривать как особенность, обусловленную генети­ческой программой инстинктов человека (и не только человека, а любого стадного животного). Однако в эмотивности определя­ющим моментом являются не эмоции, а чувства сопереживания страданию и радости другого человека (живого существа, одушев­ленной природы, в конечном счете). Это уже не динамические ха­рактеристики энергетики поведения, а его содержание, личност­ный смысл, отношение — следовательно, не только темперамент, но главным образом характер, К. Леонгард и сам объясняет эмо-тивность (и экзальтированность, о которой позже) гуманностью духовных чувств.

Особенно интересен тот факт, что все приведенные К. Ле-онгардом примеры эмотивных личностей свидетельствуют о том, что они ранимы чужим страданием, но способны только глу­боко переживать несправедливость, однако деятельно вмешать­ся в ситуацию, стать на защиту, оказать помощь не способны вследствие слабости нервной системы, которая не выдерживает сильных напряжений, упорной борьбы. Здесь мы видим прин­ципиальное отличие понятий эмпатии и альтруизма (деятельно­го добра).

Помимо эгоистических чувств, которые связаны с пережива­нием биологического и материального благополучия, выделяют высшие духовные чувства красоты (эстетические), любознатель­ности (гностические), справедливости (нравственные). Реальные или идеальные (по книгам, фильмам, устным преданиям) объ­екты, события становятся эталонами (образцами совершенства), которые стимулируют эти чувства, создают кумиров, формируют идеалы. Таковы личности с экзальтированным характером, остро переживающие очарование, восторг влюбленности в свой идеал и последующее глубокое разочарование в нем, отчаяние, поскольку в действительности идеал скорее исключение, чем правило. Тем не менее люди с экзальтированным характером не видят смысл жизни вне идеальных отношений и продолжают искать, находить идеалы в окружающем их мире и разочаровываться вновь.


Помимо рассмотренных К. Леонгардом, А.Е. Личко выделил следующие типы акцентуированных характеров: сензитивный, неустойчивый, конформный.

Сензитивный тип — разновидность «тревожной (боязливой) личности» (по К. Леонгарду). На основе боязливой личности мо­жет развиться в дальнейшем и психастенический, и сензитивный тип. Таких людей в детстве отличают робость, необщительность, тихие игры, привязанность к родителям, послушание, старатель­ность в обучении. Сенситивный период развития сензитивного типа — 16—19 лет. Именно в этом возрасте чаще всего пробужда­ется интерес к собственной персоне, активизируется рефлексия самосознания - самоанализа, самоконтроля, самовоспитания и других самопроцессов. Основные признаки: выраженный комп­лекс неполноценности и стремление его преодолеть (гиперком­пенсация).

Неустойчивый тип характеризуется безволием в обязанностях (учебе, труде), отсутствием чувства долга, ответственности, ини­циативы, собственных интересов и склонностей. В этой связи не­устойчивые личности не знают, чем занять время, пассивны, под­вержены влиянию других лиц, особенно лидеров. Как правило, это дети в семье алкоголиков, с плохой наследственностью.

Конформный тип отличает внушаемость, склонность следовать мнению значимых, авторитетных лиц, а также стремление думать, поступать «как все» в их непосредственном окружении. В отли­чие от неустойчивого типа это хорошо обучаемые и трудолюби­вые люди с повышенным чувством долга.

Диагностика лиц с акцентуированными темпераментами и ха­рактерами, дифференциальная диагностика с психопатией прово­дится психиатрами, педагогами, психологами как методами сбо­ра анамнеза, наблюдением за игровой и учебной деятельностью, в беседах с детьми и их родителями, так и психодиагностичес­кими тестами, среди которых наиболее применяемы детский ва­риант 16-факторного опросника личности Кеттелла, Миннесот-ский многопрофильный опросник личности (MMPI), Стандар­тизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), Патохарактерологический диагностический опросник Личко (ПДО), методика исследования акцентуированной личнос­ти Леонгарда-Шмищека, а также проективные тесты.


 




Существуют многообразные педагогические и психотерапевти-1еские методы помощи детям с дисгармоническим складом лич-

10СТИ.

Литература

1. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динами­ка, систематика. М., 1998.

2. Леонгард К. Акцентуированная личность. — Ростов, 1997.

3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подрост­ков. - Л., 1983.

7.2. Ранний детский аутизм

Клиническую картину раннего детского аутизма (РДА) впер­вые описал Л.Каннер (1943) как синдром экстремального одино­чества детей в возрасте до трех лет. Годом позже Г. Аспергер обога­тил представление об РДА случаями «аутистической психопатии» после нормального развития ребенка в течение трех лет.

Отечественными специалистами (К.С. Лебединская, В.В. Ле­бединский, О. Никольская) выделено четыре группы детей, раз­личающихся по степени отсутствия интереса к окружающему миру и неспособности к эмоциональному контакту с людьми. Дети первой группы испытывают общий дискомфорт от жизни, от присутствия в этом мире, активно избегают общения. Во вто­рой группе устанавливаются узко избирательные отношения во всем (в том числе, к одежде, еде, обстановке), что проявляется в образовании жестких стереотипов поведения (ритуалов); мир за пределами стереотипов вызывает страх и агрессию. Для третьей группы детей характерна аутисшичностъ — захваченность внут­реннего мира ребенка каким-либо интересом, на тему которо­го он фантазирует, — при полном игнорировании остальных вне­шних стимулов, в том числе интересов других людей. Четвертую группу проявления нарушения эмоционального общения собс­твенно аутизмом назвать нельзя. Скорее, это аутичность, т.е. вне­шнее впечатление отсутствия интереса и возможности к обще­нию. Это дети меланхололического темперамента, сенситивно­го и психастенического характера, сентиментальные, ранимые и робкие. Существуют также болезни (ряд наследственных синд-


ромов слабоумия, ЗПР, ДЦП, слепоглухота), симптоматика ко­торых сопровождается невыраженными признаками нарушения эмоциональной и речевой коммуникабельности. В таких случаях говорят о параутизме.

Основные симптомы РДА.

Внимание. Люди, предметы, явления внешнего мира не при­влекают, за редчайшим исключением, внимания (избиратель­ность внимания принимает черты патологической суженности интересов).

Сенсомоторика. Отмечается пониженный порог ощущений к раздражителям любой модальности (гиперстезия), характерны реакции испуга на новизну и внезапность, понижена чувстви­тельность к боли. Дети испытывают повышенную потребность в проприоцептивных ощущениях (от движений тела). В результа­те образуются стереотипы нецелевых процессуальных ритмичных действий (раскачивание, кружение, прыжки, хлопки, разрывание бумаг, переливание воды, верчение и трясение предметов, листа­ние страниц), а позднее - однообразно повторяющиеся рисунки и разговор на одну и ту же тему. Отмечается влечение к ритмике музыки, стихов.

Эмоции. Характерны, помимо типично детских страхов темно­ты, злых сказочных персонажей, страхи шума, чужих людей, не­известных мест, а также страх, вызванный богатым воображени­ем, персонажами и событиями собственных фантазий. Дети избе­гают смотреть в глаза и на лицо человека. Мимика, жесты, инто­нации используются в крайне ограниченном объеме или совсем отсутствуют как средства эмоциональной коммуникации.

Речь. Реакция на говорящего человека резко снижена, поэто­му часто запаздывает стадия образования лепета. Вместе с тем первые слова и фразовая речь появляются, как правило, вовре­мя, а эгоцентрическая речь ребенка (наедине с собой) даже бога­та разнообразием слов. Однако речь не носит коммуникативной направленности. Ребенок не отвечает на вопросы и не задает их взрослым. В связи с избеганием речевого взаимодействия возни­кает мутизм (отмалчивание, мычание, не направленное на обще­ние использование речи).

Мышление отмечено в группе аутистичных детей оригиналь­ностью и воображением.


 




Дифференциальную диагностику проводят с явлениями пара-утизма, при которых отсутствуют специфические признаки удов­летворенности одиночеством и крайним однообразием распоряд­ка жизни, чрезвычайного неприятия общения, особенно с помо­щью взгляда в лицо, в глаза, и странных стереотипов бессмыс­ленных действий. Что касается шизофрении, то при этом забо­левании, помимо аутизма, появляются психотические синдромы бреда: паранойя (интерпретационный системный бред на тему сверхценной идеи), параноид (бред преследования, психические автоматизмы и псевдогаллюцинации насильственного управле­ния мозгом и телом извне), парафрения (бред величия).

Помощь детям с РДА, прежде всего, направлена на преодоле­ние отчуждения младенца от матери (метод удержания в объяти­ях, несмотря на сопротивление ребенка, — холдингтерапия), на подбор индивидуально адекватного способа вовлечения ребенка в невербальное и речевое общение, на десенсибилизацию страха к конкретным предметам и явлениям.

Литература

1. Детский аутизм: Хрестоматия/Сост. Л.М. Шипицина.-СПб., 2001.

2. Коган В.Е. Аутизм у детей. М., 1981.

3. Лебединская К.С., Никольская О.Н. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1997.

*


Часть восьмая.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.