Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-12-09 | 232 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В настоящее время «интеллект» понимается как психофизиологическая система приема (внимание, восприятие), хранения (память), переработки (мышление) и использования информации (знания, умения, навыки).
Психическое развитие человека представляет собой процесс биологического созревания, главным образом, головного мозга ребенка в социальной ситуации воспитания. Благодаря воспитанию, получению образования в обучении, включению человека в бытовую, игровую, учебную и трудовую деятельность происходит его социализация, культуризация личности. Происходит ин-териоризация внешних воздействий в собственные внутренние свойства человека, при этом присущая ему функциональная система природных задатков трансформируется в способности и операциональную систему индивидуального поведения, деятельности (знания, умения, навыки).
Л.С. Выготский в этой связи выделял актуальную и ближайшую зоны психического развития: то, что ребенок может сделать самостоятельно (актуальная зона), и сверх того, что он способен сделать с помощью взрослого (зона ближайшего развития). В каждый период возрастного созревания переходу из ближайшей зоны развития во все более расширяющуюся актуальную зону способствует освоение ребенком ведущей на данный период деятельности (Д.Б. Эльконин). До года ведущей деятельностью
является эмоциональное общение с матерью; в раннем возрасте (до 3 лет) — предметно-манипулятивная деятельность; в дошкольном (3-7 лет) - ролевая игра; в школьном возрасте - учебная и общественная деятельность.
В связи с социально-биологической природой развития интеллекта в нем различают биологическую (свободный интеллект) и социальную (связанный интеллект) подсистемы.
|
Биологический интеллект основан на индивидуальных задатках развитости анатомических структур мозга, определяющих качество психических процессов внимания, восприятия, памяти, наглядно-действенного и образного мышления. Выраженность именно этих свойств измеряется в психодиагностике биологического (в традициях Ф. Гальтона) и невербального интеллекта (по Векслеру).
Входными воротами, определяющими пропускную способность системы интеллекта, служат анатомические структуры, которые обеспечивают тонус мозга, активацию организма, энергетические возможности деятельности, непроизвольное внимание, умственную и физическую (мышечную) работоспособность, силу мотивации -<• ретикулярная формация и лимбическая система головного мозга, а также моторные зоны нервной системы, передающие и поддерживающие циркуляцию возбуждения за счет работающих мышц. Объем поступающей информации, который становится строительным материалом актуальной зоны развития социального интеллекта, интенсивность такого процесса определяются здесь. Эта функция биологического интеллекта получила название его аттенционного (англ. attention — «внимание») компонента. Аттенционный компонент интеллекта играет первостепенную роль на ранних этапах онтогенеза в развитии наглядно-действенного мышления.
Построение зрительных, слуховых, двигательных образов (восприятие), их сохранение и воспроизведение (память), оперирование ими (образное мышление) происходит в затылочных, височных, теменных отделах коры головного мозга, взаимодействующих в так называемых «зонах перекрытия анализаторов» (третичные зоны анализаторов, по А.Р. Лурия). Целостную деятельность невербального интеллекта обеспечивает правое полушарие головного мозга (первая сигнальная система, по И.П. Павлову).
Развитие речи от звукоподрожательного лепета до абстрактных понятий, заключенных в форму знаков, слов, приводит к формированию, как правило, в левом полушарии головного мозга анатомо-функциональных центров речи, вербального интеллекта. Созревание лобных долей, продолжающееся наиболее долго (более двадцати лет), позволяет программировать и анализировать деятельность, контролировать ошибки. Словесно-логическое мышление, завершая развитие наглядно-действенного и образного видов мышления, на основе эрудиции, накопленного запаса знаний, умений и навыков придает мышлению качество обратимости — гибкости перехода от одного вида к другому. Деятельность становится обеспеченной смыслами жизни, целями, логической и волевой регуляцией. Ближайшая зона развития репродуктивных способностей к воспроизведению с помощью чужого опыта трансформируется в зону саморазвития творческих способностей самостоятельного производства, в том числе новых продуктов культуры.
|
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!