История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-12-11 | 273 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
История Греции в 4 в. до н. в.— это история кризиса античного полиса, завершившаяся потерей политической самостоятельности. Из Пелопоннесской воины многие полисы Греции вышли обескровленными, с разоренным сельским хозяйством и ремеслом, нарушенными торговыми связями.
После битвы при Херонее в 338 г. до н. э. Греция покорилась македонскому царю Филиппу II.
Архитектура. Несмотря на политический я экономический кризис в 4 в. до н. в., Афины еще долго продолжают оставаться центром культурной и художественной жизни, хотя государство уже не могло предпринимать строительство в таких масштабах, как в 5 в. до н. э.
Теперь все большее значение приобретают частные заказы: посвятительные статуи и рельефы, скульптурные надгробия, хорегические монументы, станковые картины. Но вне Аттики, во многих центрах Греции и Малой Азии, идет довольно значительное строительство. Воздвигаются новые храмы и общественные сооружения в Фивах, Тегее, Эпидавре; в Эфесе строился после пожара огромный храм Артемиды; в столице Карии Галикарнасе для правителя Мавсола сооружается грандиозная гробница, одно из семи чудес света.
Греческая архитектура 4 в. до в. э. обладала рядом характерных особенностей. В ней, в частности, приобретают большее, чем ранее, значение декоративные начала. Сравнительно часто теперь встречается самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей — коринфский. Применяются новые композиционные приемы: появляется, например, целый ряд сооружений круглой формы. Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных сооружений — театров, которые строились теперь из прочного материала — камня.
В середине 4 в. до н. э. в Эпидавре архитектором Поликлетом Младшим были построены два крупных сооружения — здание для исполнения культовой музыки, известное под названием Фимела (или Толос), и театр, рассчитанный на 25 тысяч человек, хорошо сохранившийся до нашего времени. Фимела представляла собой так называемый круглый периптер, окруженный дорическими колоннами. Внутри целлы находилось кольцо коринфских колонн. Коринфский стиль заменил здесь ионический, использовавшийся до этого в дорических постройках исключительно внутри здания.
|
Театр в Эпидавре, так же как и другие современные ему театры, включал три составные части — «скену», «орхестру» и «театрон», круто поднимавшийся по склону холма. На «скене» играли актеры. «Орхестра» служили для выступлений хора, игравшего ведущую роль в трагедиях и комедиях древних авторов. «Театрон» — это места для зрителей. В Эпидавре «орхестра» имела круглую форму, в других случаях ей придавались полукруглые в плане очертания. Театр Эпидавра характеризуется теснейшим, органическим включением его беломраморной, необычно лаконичной архитектуры в естественное природное окружение.
Построенный в середине 4 в. до н. э, мавзолей в Галикарнасе (архитекторы Сатир и Пифей) был замечателен не только большими размерами (35,6 – 26,8 м в плане; высота достигала 50 м), но прежде всего новизной и смелостью своего композиционного решения, а также синтетическим взаимодействием архитектуры с богатым скульптурным убранством. В композиции мавзолея сочетались черты восточной и греческой архитектуры. Сама идея подобного монумента и композиционный строй возникли в результате усиления в это время влияния восточной культуры, но архитектурно-пластические формы были взяты из греческого зодчества. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической колоннады, оформлявшей второй ярус, находилось, погребение, выше, над ним,— заупокойный храм. Пирамидальное покрытие, вероятно, обеспечивалось применением системы, основанной на принципе ложного свода.
|
Круглая форма построек применялась неоднократно. Этот композиционный прием был использован, в частности, в известном хорегическом памятнике Лисикрата в Афинах (335—334 гг. до н. э.). Дошедший до нашего времени памятник представляет собой архитектурно оформленный пьедестал, на котором был установлен бронзовый треножник, полученный в качестве символа победы на олимпийских празднествах хором мальчиков, подготовленным на средства богатого афинянина Лисикрата. Основной элемент композиции — круглый в плане объем, оформленный коринфскими полуколоннами со своеобразной капителью, покоится на призматическом подиуме. Монумент завершается монолитной мраморной плитой пологой конической формы, увенчанной объемной картушью, на которой и был в свое время установлен треножник. В памятнике Лисикрата коринфский стиль, до того времени применявшийся лишь в интерьерах, впервые был применен в наружном оформлении.
Изобразительное искусство. В искусстве 4 в. до н. в. идеи гражданственности, идеи величия полиса, воплощенные и в образах богов и в образах смертных, не являются господствующими, как в предыдущий период. Теперь выступает и частный заказ, требующий создания памятников, прославляющих отдельную личность.
В искусстве развиваются разные художественные направления, отражающие сложную социальную и политическую обстановку Греции. Одни мастера продолжали традиции классического искусства 5 в. до н. э., другие искали новых путей для выражения новых мыслей и настроений. Главной проблемой стала передача внутреннего мира человека, его эмоций во всем многообразии их проявлений.
Величайшими скульпторами второй четверти и середины 4 в. до н. э., новаторами искусства, определившими характер пластики этого периода, были Скопас и Пракситель.
Мастеров, столь разных по темпераменту, характеру творчества, выбору сюжета, индивидуальных в образах и композиционных решениях, объединяет стремление раскрыть внутренний мир человека. Скопас показывает глубокие патетические чувства, энергичные действия, драматические ситуации. Пракситель изображает эмоции легкие, приятные человеку, тонкие лирические настроения, мечтательность, воспевает красоту человеческого тела. Оба мастера оказали огромное влияние на своих современников; в их стиле работали отдельные мастера и целые школы в течение нескольких столетий.
|
Скопас был родом с острова Парос, но работал в 380—350 гг. до н. э. в разных местах Греции. Среди его творений известны и отдельные статуи, и скульптурные группы богов и героев, и фронтонные композиции, и рельефы на мифологические темы. Подлинные его работы сохранились только в Тегее и Галикарнасе, о некоторых его произведениях можно судить лишь по римским копиям.
Ставя перед собой задачу раскрыть духовный мир человека, Скопас искал новые художественные средства. Героев его творений отличает иной тип лица: широкий овал, довольно низкий, перерезанный горизонтальной складкой лоб, выступающие надбровные дуги, опущенные к наружному краю глаза. Своеобразный рисунок глубоко лежащих глаз создает впечатление направленного вверх взгляда. Напряженные лобные мышцы, складки около рта, придающие скорбность выражению лица, усиливают экспрессию. Эта приемы трактовки позволяли разнообразить выражение лиц и показывать чувства большой силы, то открыто страстные, то глубоко затаенные.
Каждое произведение Скопаса решено композиционно своеобразно. Ставя фигуру в смелых и сложных поворотах, подчеркивая ее объемность, художник придает ей особую подвижность и выразительность. Он запечатлел многие стороны человеческих переживаний, отдавая преимущество глубоким эмоциям, таким, как страсть, экстаз, ярость, печаль. Мастерство передачи патетических эмоций особенно явно выступает в скульптурах Тегейского храма Афины. От фронтонных групп работы самого Скопаса уцелело очень немного, лишь несколько голов и фрагментов фигур. На восточном фронтоне была изображена Калидонская охота, на западном — борьба Ахилла и Телефа. Сохранившийся головы трех воинов в шлемах, Геракла и героя с кудрявыми волосами дают наиболее полное представление о стиле Скопаса. Все лица, несмотря на общность построения, показывают разные оттенки патетических чувств. Особенно сильно выражено страдание в лице молодого героя, а лицо Геракла полно огромного внутреннего напряжения.
|
Самым замечательным произведением в круглой пластике может считаться статуя Менады, или вакханки. Экстаз, охвативший вакханку в бурном танце, скульптор выразил в быстром сложном движении. Все тело молодой стройной девушки натянуто, как тетива, и в то же время изогнуто по спирали. Развевающийся хитон обнажил молодое, сильное, упругое тело. Стремительный шаг вперед сочетается с откинутым назад корпусом. Изображение вакханок в подобном танце известно на греческих вазах в конце 5 в. до н. э., но только гений Скопаса воплотил такое сильное и сложное движение в круглой мраморной скульптуре.
В 355—350 гг. до н. э. Скопас работал в Малой Азии. Велика была его роль в создании скульптурных украшений Галикарнасского мавзолея, где со Скопасом сотрудничали Тимофей, Леохар и Бриаксис.
От многочисленных статуй и трех фризов, украшавших мавзолеи, дошла лишь незначительная часть. Лучше других сохранился фриз с амазономахией, где различаются плиты работы четырех вышеназванных мастеров. На синем фоне в низком рельефеизображена битва, находящаяся в самом разгаре. Действие разворачивается в бурном темпе, динамичность подчеркнута ракурсом фигур, экспрессией жестов, мимикой лиц, развевающимися одеждами. В трех плитах, приписываемых Скопасу, выделяются фигуры пешей амазонки в коротком распахнутом хитоне и конной, сидящей верхом спиной к голове коня и обстреливающей врагов из лука. Фигуры ясно читаются, всюду чувствуется глубина пространства. Сцены на плитах, выполненных другими мастерами также экспрессивны, но они лишены ясности и лаконичности работ Скопаса.
Второй великий художник 4 в. до н. э.— афинский скульптор Пракситель, сын Кефисодота Старшего, работал между 370—340 гг. до н. э. Древние источники называют сорок его произведений, из которых сохранилась одна только статуя — Гермес из Олимпии, часть же его остальных работ известна нам по римским копиям.
Пракситель многое перенял у своего отца Кефисодота — представителя аттической, художественной традиции, но творчество молодого скульптора в 370—360 гг. до н. э. носит печать значительного влияния и Пелопоннесской школы, что особенно проявилось в построении мужской фигуры.
Свой, присущий только ему стиль, Пракситель выработал в зрелую пору своего творчества. Мастер становится самобытен в композиционном решении, пластических приемах и эмоциональной характеристике созданных им образов. Изображения богов, воплощающих идеальную красоту молодости, Пракситель насыщает чисто человеческими лирическими настроениями самых различных оттенков.
|
Скульптор не показывает фигур в движении, но изображает их всегда спокойно стоящими или отдыхающими, погруженными в собственные мысли и чувства. Таковы его знаменитые «Отдыхающий сатир», «Аполлон, убивающий ящерицу», так называемый «Caуроктон», Афродита Книдская, Гермес с младенцем Дионисом. Образы различны, но решены композиционно почти по одинаковой схеме. Все фигуры опираются на подпорку в виде дерева, пня, вазы, отчего корпус получает плавный изгиб. Пракситель использует подпорку не как техническую деталь, поддерживающую тяжелую мраморную фигуру, как это всегда бывает на римских копиях с бронзового оригинала, а как неотъемлемую часть композиции, входящую в сюжетный замысел мастера. В пределах такой схемы Пракситель находит много вариации, и каждое его произведение получает глубоко индивидуальный характер.
«Отдыхающий сатир» и Аполлон Сауроктон изображены в виде прекрасных юношей, полных сил, грации, внутренней удовлетворенности, пребывающих в спокойствии и беспечной лени. Аполлон, опираясь левой поднятой рукой о дерево, в правой держит наготове камень, чтобы убить бегущую по ствола ящерицу, но видно, что юный бог как бы забыл о своем намерении и скорее рассеянно наблюдает, чем охотится, не желая утруждать себя лишним движением. Сатир, улыбаясь своим легким приятным мыслям, бросил игру на флейте, облокотился на пень и насаждается отдыхом. Лица сатира и Аполлона ярко характерны: здоровое округлое лукавое лицо сатира с пышно всклокоченными волосами и козлиными ушами отличается от классически прекрасного женственного лица Аполлона с мечтательно рассеянным выражением.
Особую славу Праксителя составили его статуи Афродиты. Наиболее знаменитой является Афродита Книдская, стоявшая в открытом святилище.
Когда жители острова Коса решили приобрести статую для своего храма, художник предложил им две готовые статуи на выбор: одну в одежде, другую обнаженную. Покупатели выбрали одетую, как более строгую, обнаженную же приобрел город Книд. Книдское святилище со статуей работы Праксителя сделалось местом паломничества на многие столетия.
Образ, созданный Праксителем, не лишен величавости олимпийского божества, но, вместе с тем, он глубоко человечен. Художник показал богиню в тот момент, когда она приготовилась к купанию, сбросила одежду и касается рукой стоящей рядом вазы. Ни лицо ее, ни поза не выряжают опасения, что ее может кто-то увидеть, она в безмятежном спокойствии предвкушает прелесть освежающего купания.
Постановка фигуры проста, но не в сложности композиционного построения нашел Пракситель выразительные средства, а в совершенстве пропорций, в тончайшей моделировке, передающей мягкую женственность форм богини, в красоте общего контура и плавных округлых его линиях. Состояние ленивой истомы раскрыто художником в легком непринужденном наклоне корпуса, в мягком движении рук, в линии изгиба бедер и особенно в ее тонко очерченном нежном лице с выразительным взглядом, «влажным и блестящим», по определению древних. Статуя Афродиты Книдской сделалась образцом для множества скульптурных решений и переработок почти в течение шестисот лет.
Единственное оригинальное произведение Праксителя, известное нам. Это статуя Гермеса с младенцем Дионисом, найденная в 1877 году в храме Геры в Олимпии. По воле Зевса Гермес должен отнести малютку на воспитание к нимфам. Вестник богов, покровитель палестры, Гермес остановился на короткий отдых, он облокотился на пень и развлекает Диониса виноградной гроздью, которую держит высоко поднятой правой рукой. Группа «Гермес и Дионис» похожа по расположению фигур на «Эйрену с Плутосом» Кефисодота, но образ главного героя — Гермеса решен глубже, психологическое его состояние более сложно. Гермес добросовестно исполняет поручение — заботливо оберегает и с лаской забавляет младшего брата, но чувство Гермеса не относится к малютке, рассеянный взгляд скользит мимо Диониса. Гермес находится во власти своих мечтаний, и легкая улыбка отвечает его собственным мыслям.
Скульптор с огромным мастерством изобразил сильное тренированное тело молодого атлета, его непринужденную позу, плавный изгиб его корпуса, создал одно из самых совершенных воплощений атлетической красоты в греческом искусстве. Особенно замечательна голова Гермеса. Волосы, трактованные обобщенно, но реально, были некогда раскрашены в красновато-коричневый цвет, контрастировавший с белым мрамором лица, поверхность которого была очень тонко проработана. Ни одной резкой черты или линии здесь нет: все плоскости лица необычно мягко переходят одна в другую, образуя живую игру света и тени. Рисунок лба и надбровных дуг напоминает головы работ Скопаса, влияние которого не избежал даже мастер такой яркой индивидуальности, как Пракситель.
Как в статуе Афродиты, так и в группе Гермеса следует отметить мастерство драпировок и новое их значение в композиции - одежда помещена рядом с обнаженной фигурой и, будучи окрашена в яркий тон (синий или красный), играет роль цветового пятна, оттеняя белизну обнаженного тела.
Почти все скульптуры Праксителя стояли в храмах или открытых святилищах и имели значение культовых статуй, как и произведения Фидия, но работы Праксителя не символизировали больше силу, мощь полиса, доблесть его граждан. И если художник в своей работе утратил идеи высокой гражданственности, то он пошел дальше, чем мастера 5 в. до н. э., по пути познания психологическойжизничеловека.
К числу величайших греческих скульпторов принадлежит и Лисипп, получивший художественное образование в сикионской школе и работавший впоследствии при дворе Александра Македонского.
Лисипп — мастер круглой скульптуры, его излюбленным материалом была бронза. Произведения дошли до нас лишь и римских копиях, но и в этих мраморных повторениях ясно выступает бронзовый оригинал.
Лисипп создал свою систему пропорционального построения фигуры, головы он делал меньше, корпус суше, ногидлиннее, чем у Поликлета, отчего фигура получалась более подвижной и гибкой. Совершенное знание пластической анатомии, мастерское изображение движения, от самого резкого и стремительного до едва уловимого, передача тончайших оттенков переживания — все подчинено Лисиппом задаче показать живого человека, которому свойственны самые разнообразные движения, чувства и состояния. Так же подходит скульптор и к трактовке лица, раскрывая большую духовную силу, активность мысли и чувства, весь трепет жизни.
Свой идеал юношеской красоты Лисипп воплотил в одном из своих, наиболее зрелых произведений — «Апоксиомене». Статуя изображает атлета, счищающего с себя стригилем (скребком) песок после гимнастических упражнений в палестре. Атлет как бы переступает с ноги на ногу в такт движениям рук. Стройная тренированная фигура благодаря чрезвычайно тонко разработанному хиазму кажется особенно гибкой и подвижной. В лице Апоксиомена читается не только некоторая усталость от только что оконченных упражнений, но и выражение сосредоточенности.
Лисипп создал образы многих богов и героев и все они глубоко индивидуальны, острохарактерные. Из богатейшего арсенала сказаний о богах и героях Лисипп выбирает такие моменты, где наиболее ярко проявляется сущность созданного народной фантазией образа. Отдыхающий Геракл предстает перед нами как человек, обладающий огромной физической силой, но уже не молодой, утомленный не столько от своих героических подвигов, сколько от тяжелых душевных горестей, выпавших на долю этого героя.
Гермес, отдыхающий на скале, - юноша почти еще мальчик, вестник богов. Он подвижный, гибкий, только такой и может легко и молниеносно переноситься на своих крылатых сандалиях по воздуху.
Композиция Лисиппа органически вытекает из замысла. Сложное построение, пересечение плоскостей и линий, контрастность движений отдельных частей тела, например, резкий поворот головы у Гермеса, подвязывающего сандалию, или движение рук у Эрота. Лисипп чрезвычайно тонко раскрывает глубину пространства, например в статуе «Отдыхающий Геракл» (так называемый Фарнезе) - заложенная назад рука, легкий наклон головы и выставленная вперед нога подчеркивают трехмерность фигуры.
Лисипп был одним из самых замечательных портретистов античности. При изучения натуры он, прежде всего, ставит своей задачей выявление психологической характеристики, раскрытие внутренней сущности человека, а не показ какого-то одного состояния или эмоции. Он избегает идеализации портретируемого.
Если современник Лисиппа, скульптор Леохар изобразил Александра Македонского в виде идеально прекрасного героя, спокойно и равнодушно смотрящего куда-то вдаль, то Лисипп в своем Александре показал, прежде всего, человека с его многообразием состояний, переживании и настроений. По словам биографа Александра Плутарха. Лисипп сумел показать и «львиный вид и ласковый взор царя». На портрете работы Лисиппа лицо Александра совершенно иное, чем у Леохара: лоб, изрезанный глубокими складками, глаза, смотрящие внимательно и напряженно, мягкая линия слегка приоткрытых губ создают впечатление оживленности и подвижности черт лица и большой одухотворенности. Пряди слегка волнистых волос не отвлекают внимания зрителя от лица. Глубокое проникновение в характер, яркая индивидуализация образа убеждают и в большой воле и больших чувствах Александра. Художник прославил царя не как божество, а как великого человека.
Леохар, работавший еще со Скопасом, был старшим по возрасту современником Лисиппа. Некоторые его статуи сохранились в римских мраморных копиях, в частности, так называемый Аполлон Бельведерский. Широко известная статуя Аполлона (оригинал из бронзы) изображает молодого прекрасного бога, энергично шагнувшего вперед. Фигура театрально эффектна благодаря гордому повороту головы, красивой драпировки плаща, перекинутого через левую руку. Но, несмотря на плавность линии, изящество движения, образ лишь внешне красив, он лишен той глубины, которая характеризует все произведения Лисиппа.
Новым рубежом в ее истории становится поход Александра Македонского на Восток. Им закончилась история классической Греции и начинается эпоха эллинизма. Поход Александра Македонского длился с 334 по 324 г. до н. э. В результате похода была создана огромная держава. В состав монархии Александра Македонского входили такие разнородные области, как Балканская Греция, Египет, Малая Азия, Передняя Азия, Персида, области Средней Азии, Пенджаб и другие. Естественно, что созданное военным путем государство не могло иметь единой экономической и культурной базы и представляло собой временное и непрочное военное объединение. Однако его историческая роль чрезвычайно велика. Было ликвидировано истощающее производительные силы Востока отсталое царство Ахеменидов, возникли новые экономические центры, образовался огромный рынок, стимулирующий развитие ремесла и торговли, активизировался процесс плодотворного взаимодействия древневосточной и эллинской культур.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!