ТЕМА № 15: «антисептики и дезинфицирующие средства. Антибиотики» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

ТЕМА № 15: «антисептики и дезинфицирующие средства. Антибиотики»

2017-12-10 301
ТЕМА № 15: «антисептики и дезинфицирующие средства. Антибиотики» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Составитель:

Преподаватель кафедры фармакологии,

к.м.н.: ______________ Амренова К.Ш.

 

Семей – 2008 г.

Утверждена

на заседании кафедры

Протокол № _____

от "____" _________ 200_ г.

 

Заведующий кафедрой, д.м.н., профессор: ______________ Мусин М.Н.

1. ТЕМА: «Антисептики и дезинфицирующие средства. Антибиотики»

2. ЦЕЛЬ:

Научить:

· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств

· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых лекарственных средств

· рассчитывать дозы и концентрации изучаемых лекарственных средств

· оценивать возможности использования и прогнозирования воздействия изучаемых лекарственных средств на функции органов и систем организма

· выбирать лекарственные средства для подавления жизнедеятельности патогенных микроорганизмов

Приобрести знания:

· о международных непатентованных названиях основных изучаемых лекарств

· об основных лекарственных формах изучаемых препаратов

· об общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых препаратов;

· о классификации и механизмах действия изучаемых лекарственных средств;

· о нежелательных и побочных эффектах изучаемых препаратов, об их предупреждении и ликвидации в случае возникновения.

Закрепить навыки:

· по выбору лекарственных форм, способов применения и пути введения препаратов;

· по выписыванию рецептов на различные лекарственные формы изучаемых средств (бензилпенициллина натриевая, новокаиновая соли ампициллин, амоксициллин, цефалексин, цефуроксим, эритромицин, тетрациклин, доксициклин, хлорамфеникол, гентамицин, полимиксин - М, рифампицин) при определенных состояниях;

· по прописи рецептов на основные жизненно важные препараты

· по коррекции рецептов, замене препарата, оценке дозы изучаемых лекарств;

· по анализу действия изучаемых препаратов на основе совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия

· по выбору изучаемых лекарственных средств для направленного изменения функций различных органов и систем организма

· по выбору лекарственных средств для подавления жизнедеятельности патогенных микроорганизмов

· по распознаванию нежелательных эффектов изучаемых препаратов, по их предупреждению и ликвидации в случае возникновения;

· по ориентировке в арсенале новых изучаемых лекарственных средств, их преимуществах перед применяемыми препаратами, принципах взаимозаменяемости и наиболее часто используемых синонимах.

· по поиску и обработке данных об изучаемых препаратах для информации клинических и аптечных работников, а также населения;

· по применению полученных знания в будущей профессиональной деятельности;

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

· сформировать у студентов представление об общих закономерностях, действия лекарственных веществ, для обеспечения рационального выбора препаратов при различных заболеваниях.

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Антисептические и дезинфицирующие средства. Понятие об антисептике и дезинфекции. История применения антисептических и дезинфицирующих средств (Л.П. Нелюбин, И. Земмельвейс, Д. Листер). Условия, определяющие противомикробную активность. Требования, предъявляемые к антисептическим и дезинфицирующим средствам. Классификация.

2. Галогеносодержащие соединения (хлорамин Б, раствор йода спиртовый) Механизм, особенности действия и применения соединений хлора и йода. Возможные побочные эффекты.

3. Окислители (перекись водорода, калия перманганат). Механизм действия. Возможные побочные эффекты.

4. Кислоты и щелочи (кислота борная, раствор аммиака). Механизм и особенности действия. Возможные побочные эффекты.

5. Соединения металлов (ртути дихлорид, ртути окись желтая, серебра нитрат, цинка сульфат, меди сульфат). Механизм. Местное действие (вяжущий, раздражающий и прижигающий эффекты). Противомикробные свойства. Условия, влияющие на противомикробную активность. Механизм действия. Сравнительная характеристика отдельных препаратов. Общая характеристика резорбтивного действия. Отравление солями тяжелых металлов. Меры помощи при отравлениях. Принципы антидотной терапии (унитиол, натрия тиосульфат, тетацин-кальций).

6. Фенол и его производные (фенол чистый, резорцин). Механизм и особенности действия и применения. Возможные побочные эффекты.

7. Альдегиды и спирты. Механизм действия. Антимикробная активность раствора формальдегида и спирта в различных концентрациях. Применение и побочные эффекты.

8. Красители – бриллиантовый зеленый, этакридина лактат.Механизм и особенности антимикробного действия. Применение и побочные эффекты.

9. Производные нитрофурана (фурацилин).Механизм. Спектр антимикробного действия. Применение и побочные эффекты.

10. Бигуаниды (хлоргексидин). Спектр антимикробного действия. Применение и побочные эффекты.

11. Основные принципы химиотерапии. Классификация

12. Антибактериальные средства (бензилпенициллина натриевая, новокаиновая соли ампициллин, амоксициллин, цефалексин, цефуроксим, эритромицин, тетрациклин, доксициклин, хлорамфеникол, гентамицин, полимиксин – М, рифампицин).

13. Основные механизмы действия антибиотиков, принципы классификации. Понятие об основных и резервных антибиотиках. Характеристика препаратов.

14. Понятие об антибиотикотерапии. Требования, предъявляемые к ней. Основные механизмы действия антибиотиков, принципы классификации. Характеристика препаратов. Показания к применению, противопоказания. Побочные эффекты.

15. Бета-лактамные антибиотики. Антибиотики группы пенициллина: классификация, механизм и спектр действия, фармакокинетика препаратов. Особенности действия и применения полусинтетических пенициллинов. Побочные эффекты.

16. Цефалоспорины. Общая характеристика. Классификация, механизм действия. Особенности спектра действия и фармакокинетики, применение цефалоспоринов разных поколений. Побочные эффекты.

17. Другие бета-лактамные антибиотики. Спектр действия, особенности применения. Побочные эффекты.

18. Макролиды. Механизм действия. Особенности противомикробного спектра и фармакокинетики, применение. Побочные эффекты. Новые макролиды (азитромицин), их особенности.

19. Тетрациклины. Общая характеристика. Классификация, механизм действия. Особенности действия полусинтетических тетрациклинов. Спектр действия и фармакокинетика. Применение. Побочные эффекты.

20. Группа хлорамфеникола (левомицетина). Общая характеристика. Классификация, механизм действия. Особенности спектра действия и фармакокинетики, применения. Побочные эффекты.

21. Аминогликозиды. Общая характеристика. Классификация, механизм действия. Особенности спектра действия и фармакокинетики препаратов разного поколения. Применение. Побочные эффекты.

22. Полимиксины. Общая характеристика. Классификация, механизм действия. Особенности спектра действия и применения. Побочные эффекты.

23. Рифампицины. Механизм и спектр действия ритфампицина. Применение. Побочные эффекты.

 

6. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:

· дискуссия – устный разбор темы по основным вопросам.

· работа в малых группах

· составление фармакодинамических алгоритмов:

 

МЕХАНИЗМ ПРОТИВОМИКРОБНОГО ДЕЙСТВИЯ ФУРАЦИЛЛИНА

Таблица 1

Механизм противомикробного действия фурациллина
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

 

МЕХАНИЗМ ПРОТИВОМИКРОБНОГО ДЕЙСТВИЯ ДИХЛОРИДА РТУТИ

Таблица 2

Механизм противомикробного действия дихлорида ртути
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

 

 

МЕХАНИЗМ АНТИМИКРОБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПЕНИЦИЛЛИНОВ

Таблица 3

Механизм антимикробного действия пенициллинов
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

МЕХАНИЗМ АНТИМИКРОБНОГО ДЕЙСТВИЯ ПОЛИМИКСИНОВ

Таблица 4

Механизм антимикробного действия полимиксинов
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

 

МЕХАНИЗМ АНТИМИКРОБНОГО ДЕЙСТВИЯ АМИНОГЛИКОЗИДОВ

Таблица 5

Механизм антимикробного действия аминогликозидов
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

 

МЕХАНИЗМ АНТИМИКРОБНОГО ДЕЙСТВИЯ РИФАМПИЦИНА

Таблица 6

Механизм антимикробного действия рифампицина
Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

 

· выполнение заданий по Руководству к лабораторным занятиям по фармакологии (РЛЗФ) Д.А. Харкевич 1988 г. стр. 221-223 задания I-XVII; стр.224-228 задания I-XX, стр. 228-229 задачи 122, 123,125,126.

  • проведение опытов:

Опыт № 1. Влияние фенола на процессы брожения.

Описание:

Приготовляют взвесь дрожжей в растворе сахара, нагревают до 28-30 ºС и заполняют ею до половины две У-образные пробирки. Затем в одну из них добавляют 5 мл 5% раствора фенола. Пробирки помещают в термостат на 30-40 мин, после чего отмечают количество образовавшейся углекислоты.

Опыт № 2. Значение концентрации для действия солей тяжелых металлов.

Описание:

Смазывают два участка кожи лягушки раствором серебра нитрата в концентрации 0,2% и 10%. Отмечают разницу в эффектах.

Опыт № 3. Осаждение тяжелых металлов различными противоядиями.

Описание:

В 3 пробирки наливают по 10 мл 2% раствора меди сульфата и добавляют в первую 2 мл белка, во вторую – столько же 10% раствора танина. Третья пробирка остается в качестве контроля.

 

Опыт № 4. Влияние антибиотиков на рост золотистого стафилококка

Описание:

На мясопептонном агаре в чашке Петри делают сплошной посев золотистго стафилококка. На поверхности помещают диски из порисой бумаги, пропитанной растворами различных антибиотиков (бензилпенициллин, стрептомицин, левомицетин, канамицин, тетрациклин) после суточной инкубации в термостате при 37 °С отмечают зоны торможения роста микроорганизмов вокруг дисков. Сопоставляют диаметр зон торможения у дисков и с разными антибиотиками. Студентам демонстрируют результаты опыта.

 

Результаты опытов студенты самостоятельно обосновывают, делают выводы и заносят в тетрадь.

 

  • Подберите пары:

 

препараты задания
1. хлорамин Б 2. раствор йода спиртовый 3. перекись водорода 4. калия перманганат 5. кислота борная 6. раствор аммиака 7. ртути дихлорид 8. ртути окись желтая 9. серебра нитрат 10. цинка сульфат 11. меди сульфат 12. унитиол 13. натрия тиосульфат 14. тетацин-кальций 15. фенол чистый 16. резорцин 17. фурацилин 18. хлоргексидин 1. Производное нитрофурана для промывания гнойных ран. 2. Препарат ртути для лечения пиодермии 3. Раствор йода для обработки операционного поля. 4. Раствор перекиси водорода для обработки ран. 5. Раствор из группы окислителей для полоскания горла. 6. Препарат ртути в виде мази для лечения конъюнктивитов. 7. Препарат солей тяжелых металлов при избыточных грануляциях. 8. Антисептик для дезипритажа. 9. Препарат из группы бигуанидов при гнойно-септических процессах. 10. Антидот при отравлении ртутными соединениями. 11. Антисептик для обработки рук хирурга. 12. Антисептик ароматического ряда при некоторых кожных заболеваниях (экземе, себорее). 13. Раствор борной кислоты для полоскания полости рта. 14. Растворимая соль для спринцевания мочевого пузыря.  

 

6. ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ:

1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2000.

2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии., М.: Медицина, 1988

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-516с.

2. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006 г. 1648 с.

4. Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: Изд-во ММА, 1991.-760 с.

5. Лоуренс Д.Р., Бенитт П.Н. Клиническая фармакология: в двух томах. Пер. с англ.- М.: Медицина, 1993.-478 с.

6. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2003.-870 с.

7. Психотропные средства: Справочник практикующего врача / Пер. с англ. А.Н. Редькин; Ю.А. Александровский.-М.: Литтерра, 2006.-992 с. Яковлев В.П, Яковлев С.В.

8. Рациональная антимикробная фармакотерапия (руководство для практических врачей). М.:Литтерра. 2003.-1002 с.

7. КОНТРОЛЬ:

I. Исходного уровня знаний

Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).

Задания исходного контроля:

I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:

  1. Биосинтетический пенициллин для введения в полости организма и под оболчки головного мозга.
  2. Плохо растворимая соль бензилпенициллина.
  3. Полусинтетический пенициллин широкого спектра действия неустойчивый к пенициллиназе.
  4. Полусинтетический пенициллин широкого спектра действия с высокой биодоступностью.
  5. Цефалоспорин I поколения для энтерального применения.
  6. Цефалоспорин II поколения для парентерального введения.
  7. Длительно действующий препарат из группы полусинтетических тетрациклинов.
  8. Антибиотик широкого спектра действия для лечения риккетсиозов.
  9. Антибиотик, обладающий необратимым ототоксическим действием.
  10. Препарат для санации кишечника перед операцией.
  11. Антибиотик для лечения заболеваний, вызванных крупными вирусами.
  12. Антибиотик для профилактики бешенства.

 

II. ОПИСАТЬ:

1. Перечислить группы антибиотиков.

2. Механизм бактерицидного действия бета-лактамных антибиотиков.

3. Механизм антимикробного действия аминогликозидов.

4. Механизм действия полимиксина М.

5. Спектр антимикробного действия эритромицина.

6. Спектр антимикробного действия левомицетина.

 

II. Итогового уровня знаний

Проводится в конце занятия для оценки приобретенных студентами знаний и навыков по теме настоящего занятия в форме тестирования.

 

СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.