Терапевтические методы, используемые в лечении бронхиальной астмы, существенно отличаются в зависимости от фазы болезни. В остром периоде проводится синдромная терапия. В периоде ремиссии используются тренирующие этиотропные методы, основанные на имитации патогенной реакции на низком уровне интенсивности и, соответственно, стимуляции различных эндогенных механизмов защиты организма больного от этих повреждающих факторов (аллергены, факторы неантигенной природы).
Целью лечения должно быть предоставление детям возможности вести нормальный образ жизни, включая занятия спортом и физические нагрузки. Необходимо достичь отсутствия существенных пропусков занятий в школе. Симптомы астмы должны отсутствовать как днем, так и ночью. Должна быть нормализована функция легких и достигнуто отсутствие значительных суточных колебаний
показаний пикфлоуметрии. Потребность в приеме бета-агонистов должна быть снижена до незначительной, желательно менее одного раза в два-три дня, без возникновения обострении болезни. Необходимо избегать побочных эффектов терапии, особенно в отношении роста и развития. Невозможность достижения этих целей свидетельствует о необходимости смены терапии.
Лечение астмы — не просто назначение ряда медикаментов, это целая стратегия. Это не только ситуации, когда обращение за помощью происходит по инициативе больного в период приступа, это регулярные консультации, инициированные врачом. Мы не должны предлагать пациентам заботиться о себе самостоятельно, а организовывать лечение в тесном взаимодействии с медицинскими работниками.Следует признать, что ежедневное лечение осуществляется пациентом и членами его семьи, а не врачом.
Задачей врача является подготовка индивидуальных программ обучения и согласованного лечения для больного ребенка. Особенно важно в этом случае привлечение хорошо подготовленных медсестер и персонала отделений реабилитации. Нужно насколько возможно помочь детям и их родителямпонять сущность заболевания, принципы его лечения и то, как реагировать на любые изменения в клиническом состоянии.
13,2 Программа начинается сразу после постановки диагноза, основой ее является партнерство. Пациенты должны научиться пользоваться ингаляционными препаратами и пикфлоуметрами, понять различие между медикаментами для снятия симптомов и профилактическими средствами, знать признаки ухудшения состояния и какие изменения в лечении должны последовать при появлении этих признаков. Таким образом, стратегия совместного лечения состоит из четырехэлементов:1) понимание заболевания;2) мониторирование симптомов, результатов пикфлоуметрии и принимаемыхпрепаратов;3) заранее разработанный план действий;4) письменные инструкции.В зарубежных странах (США, Англия и др.) признаны удобными дневники пациента, адаптированные для детского возраста. И все же, самое главное взаимодействие между пациентом, его семьей и медицинскими работниками, особенно если речь идет о психологических факторах, которые могут помешать эффективному контролю течения заболевания.
ПРИНЦИПЫ АЛЛЕРГЕННОГО ЩАЖЕНИЯ Независимо от периода заболевания необходимым является соблюдение принципа аллергенного щажения. т.е. выполнение комплекса мероприятий, уменьшающих (исключающих) контакт ребенка с причинно-значимыми аллергенами и с веществами, потенциально обладающими высокой аллергизирующей способностью. Игнорирование этого принципа ухудшает прогноз заболевания и снижает эффективность любых лечебных мероприятий. Из предыдущих разделов видно, что наиболее частыми формами бронхиальной астмы и респираторных аллергозов в целом, являются формы с ведущим иммунопатологическим компонентом, т.е. зависимые от разрешающего действия антигена. Наибольшее значение для детей с БА имеют аллергены неинфекционной природы, из которых ведущую роль играют «бытовые» аллергены.
13,3 Элиминационные мероприятия по группе бытовых аллергенов: — произвести максимальную разгрузку комнаты (квартиры) от лишних вещей (ковры, лишняя мебель, шкуры животных и т.д.),— проводить влажную уборку пола и других гладких поверхностей ежедневно,— тщательно проветривать квартиру, в том числе следить за свежестью воздуха в ночное время,— не держать животных,— перьевую подушку заменить на ватную (желательно, чтобы матрац и одеяло также были ватными),— хранить книги только в застекленных шкафах,— не держать декоративные комнатные цветы (в цветочных горшках создаются условия для размножения плесеней — грибковые аллергены),— если есть аквариум, то пользоваться только живым кормом,— ребенок не должен участвовать в уборке квартиры пылесосом и контактировать с веществами бытовой химии (аллергенное и ирритантное действие). Все перечисленные элиминационные мероприятия должны быть проведены врачом общего профиля всем детям с установленным нозологическим диагнозом респираторной аллергии еще на доспециализированном этапе диагностики и лечения. Данные специального аллергообследования могут лишь дополнить указанный перечень рядом уточнений. Например, при положительном результатекожной пробы с аллергеном шерсти овцы, аллергологом будет дана рекомендация по сведению до минимума шерстяных вещей ребенка, замена их на синтетические и т.д.
Использование гипоаллергенной диеты обязательно у всех детей с респираторной аллергией. Неспецифическая (неиндивидуализированная) гипоаллергенная диета предусматривает исключение группы облигатных пищевых аллергенов, таких как: рыба, икра, крабы, креветки, крепкие мясные бульоны, яйца, мед, орехи, кофе, какао, шоколад, цитрусовые, гранат, ананас, дыня, земляника, клубника, малина, черная смородина, копчености, консервированные продукты, пряности.
13,4 В случае если бронхиальная астма сочетается с пищевой аллергией, должна соблюдаться индивидуальная гипоаллергенная диета, которая сводится к исключению индивидуально непереносимых продуктов на фоне неспецифической гипоаллергенной диеты.
Режим антигенного щажения детей с аллергическими заболеваниями предусматривает медицинский отвод их от вакцинаций. Для детей с бронхиальной астмой вакцинация должна проводиться индивидуально. Не подлежат вакцинации дети, получающие специфическую гипосенсибилизацию. В дальнейшем вакцинация проводится по щадящим схемам.
Провоцирующими факторами нередко являются вещества неантигенной природы и острые респираторные инфекции. Последнее позволяет рекомендовать ограничение контактов ребенка, формирующего респираторный аллергоз (т.е. особенно в периоде раннего детства), с детскими коллективами, где высока вероятностьповторных заражений острыми респираторными инфекциями.