Как компоненты контрольно-диагностической функции — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Как компоненты контрольно-диагностической функции

2017-12-10 361
Как компоненты контрольно-диагностической функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

руководителя дошкольного учреждения

Контроль как одна из значимых функций управления призна­ется всеми специалистами по теории управления образованием (Л.М.Денякина, Ю.А. Конаржевский, В.Ю.Кричевский, Н.Н.Ля-щенко, Л.М.Маневцова, Л.В.Поздняк, Т. И.Шамова и др.). А. А. Орлов полагает, что именно контроль обеспечивает непре­рывность и цикличность управления образовательной системой. М.М.Поташник и А.М.Моисеев утверждают, что контроль по­зволяет выявить ее реальное состояние. К.М.Ушаков доказывает, что контроль, в идеале, должен выявить, насколько то, что про­исходит на самом деле, соответствует декларируемым ценностям. В условиях большей самостоятельности образовательных учреж­дений при делегировании им прав и полномочий управления по­вышается ответственность за осуществление контрольно-диагнос­тической функции, возрастает роль самоэкспертизы. При переходе к самоуправлению оценка собственной деятельности должна стать предметом ежедневной заботы самого образовательного учрежде­ния, частью его профессиональной деятельности.

Как подчеркивает Т.И.Шамова, процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Такую обратную связь обеспечивает именно конт­роль в различных его формах и методах (способах, средствах), яв­ляясь важнейшим источником информации для каждого участни­ка образовательного процесса.

В практике управления дошкольными учреждениями исполь­зуются разные виды контроля: оперативный, тематический, ито­говый.

Оперативный контроль позволяет контролировать повторяющи­еся процессы жизнедеятельности дошкольного учреждения: соблю­дение режима и организацию жизни группы с учетом специфики сезона, дня недели, общего настроения детей; процесс освоения ими культурно-гигиенических навыков, развития самостоятельно­сти в самообслуживании и санитарное состояние группы; созда­ние условий для детской самостоятельной деятельности; органи­зацию целевых прогулок и экскурсий и т.д.

Данный вид контроля выявляет затруднения и незначительные сбои в работе, позволяет выявить проблемы, которые требуют бо лее глубокого изучения. Непрерывность и регулярность оператив­ного контроля снимают его исключительность и стрессовое к нему отношение.

Разновидности оперативного контроля: предупредительный, срав­нительный, экспресс-диагностика — позволяют обеспечить конт­роль за исполнением обязанностей, предупредить возникновение того или иного недостатка, сопоставить результаты деятельности, выявить компетенцию педагогов по конкретным вопросам с по­мощью опросов, тестов, анкетирования и т. п.

Основное достоинство оперативного контроля — его быстрота, но именно из-за этого он не всегда позволяет выявить все причи­ны, тормозящие либо отрицательно влияющие на педагогический процесс в целом или его отдельные стороны, установить причин­но-следственные связи. Эти недостатки оперативного контроля сни­мает тематический контроль.

Тематический контроль дает возможность проконтролировать качество образовательных услуг детского сада по отдельным на­правлениям воспитания и обучения, выявить уровень развития детей, эффективность выполнения образовательных программ, внедрения инноваций и новых педагогических технологий.

Итоговый контроль направлен на подведение итогов работы педагогического коллектива в связи с завершением учебного года, летней оздоровительной кампании, окончанием сроков реализа­ции программы развития детского сада и пр.

Осуществляя контроль, вырабатывая его технологию, следует точ­но определить объекты контроля в процессе управления дошкольным учреждением. В этом плане самой существенной является установ­ка: контролируется не работник, а его деятельность и ее результаты (В.Ю.Кричевский). Поэтому объектом контроля выступают усло­вия работы детского сада (санитарно-гигиенические, материальные, кадрового обеспечения и т.д.), а также результаты образовательной деятельности, качество предоставляемых образовательных услуг.

Главное условие осуществления контролячеткое представление контролирующего о стандарте, модели, эталоне того объекта, ко­торый подлежит контролю. Без ясного понимания этого контроль бессмыслен, ибо неопределенность сопоставления с нормативом, целью не даст результата. К важным условиям осуществления эф­фективного контроля относятся его гибкость, плановость, непре­рывность, экономичность, нацеленность на результат.

Определив объекты и условия контроля, руководитель органи; зует собственно процессуальную сторону контроля — его техноло­гическую составляющую.

Технологической составляющей контроля в образовании являют­ся методы научно-педагогической экспертизы, экспертных оце­нок. Их совокупность (наблюдение педагогического процесса, хро­нометраж режима дня, изучение документации, анализ детских работ, беседы с детьми и воспитателями, методы педагогической диагностики для определения уровня развития ребенка, анкети­рование родителей и т.д.) позволяет получить информацию о ре­альной картине образовательного процесса.

Используя различные методы количественного и качественно­го анализа, руководитель дошкольного учреждения как эксперт устанавливает соответствие образовательного процесса замыслу (цель и задачи образовательной программы, годового плана, про­граммы развития ДОУ и т.п.) или нормативу (государственный стандарт дошкольного образования, возрастные показатели, уров­ни развития и т.п.) и обнаруживает отклонение.

Всю информацию тщательно анализируют, отделяют главное от второстепенного и случайного, устанавливают связи и зависи­мости, вскрывают причины неудач. Функция контроля переходит в функцию анализа.

В практике управления контроль и анализ — процедуры раз­ные, но взаимодополняющие (Ю. А. Конаржевский). Контроль кон­статирует факт отклонения от нормы, стандарта, эталона, а ана­лиз дает объяснение причин этого отклонения. Анализ в большей сте­пени, чем контроль, носит субъективный характер, зависит от уровня общей компетентности анализирующего, эксперта (В. Ю.Кричев-ский).

В современных условиях демократизации управления образо­ванием особо значим психологический аспект организации и тех­нологической составляющей контроля. Контроль не отторгается воспитателями, если его психологический инструментарий осно­ван на естественной потребности человека в успехе, признании его деятельности, желании быть специалистом своего дела, стрем­лении к совершенствованию. Поэтому контроль в детском саду должен быть прозрачным, открытым, ориентировать на повыше­ние качества образовательных услуг и совершенствование гумани­зации педагогического процесса, не нарушать естественного тече­ния жизни детей в группе. Особо значимы спокойный, конструк­тивный и доброжелательный тон обсуждения результатов контро­ля, распространение выявленного педагогического опыта и инно­ваций. Целесообразно делегировать функции контроля членам педагогического коллектива, использовать в сочетании с админи­стративным такие формы контроля, как взаимоконтроль и само­контроль. Специальные исследования подтверждают, что оттор­жение у педагогов вызывает не суть контроля, а форма его прове­дения и стилистика выводов


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.