Обоснование необходимости решения проблем программными методами — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Обоснование необходимости решения проблем программными методами

2017-12-10 323
Обоснование необходимости решения проблем программными методами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На период до 2015 года»

 

Наименование программы Программа экологической безопасности Республики Татарстан на период до 2015 года  
Дата принятия решения о разработке программы Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2007 № 761 "Об утверждении Программы природоохранных мероприятий Республики Татарстан на 2008 год".
Государственный заказчик Кабинет Министров Республики Татарстан
Государственный заказчик - координатор Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
Основные разработчики Программы ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина» Академия наук Республики Татарстан
Цели и задачи Программы   Основные цели: - Рациональное и экологически безопасное ресурсопользование как необходимое условие устойчивого развития и социально-экономической защищенности населения - Сбалансированное развитие природных комплексов, сохранение их биоразнообразия - Обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения Республики Татарстан Основные задачи: • Поддержание и развитие действующего минерально-сырьевого комплекса, безопасное использование геологической среды Республики Татарстан • Интенсификация лесной отрасли как активно растущего инновационного сектора экономики Республики Татарстан • Сохранение и восстановление экологического ресурсного потенциала лесов и их биоразнообразия • Развитие и поддержание сети ООПТ и биоразнообразия на территории Республики Татарстан • Улучшение качества атмосферного воздуха на территории Республики Татарстан • Улучшение качества поверхностных вод на территории Республики Татарстан • Охрана почв от истощения, разрушения, загрязнения, предотвращение деградации природных комплексов, повышение плодородия почв на территории Республики Татарстан • Уменьшение, предотвращение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую среду и санитарно-эпидемиологическую обстановку территории Республики Татарстан • Развитие сети мониторинга качества окружающей среды на территории Республики Татарстан • Регулирование качества окружающей среды на территории Республики Татарстан • Повышение качества управленческой деятельности, в т.ч. органов исполнительной власти Республики Татарстан, местного самоуправления, повышение профессионального уровня в области использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности на территории Республики Татарстан • Укрепление и развитие образовательных и воспитательных функций в образовательных расширение состава субъектов экологического воспитания, координация их усилий, развитие взаимодействия семьи и образовательных учреждений на территории Республики Татарстан • Повышение уровня гражданского самосознания населения Республики Татарстан, его информированности о качестве окружающей среды и активности в реализации принципов Хартии Земли.
Сроки и этапы реализации программы 2009 - 2015 годы Этапы: Первый этап (2009-2010 гг.) Второй этап (2011-2012 гг.) Третий этап (2013-2015 гг.)
Перечень Подпрограмм   Подпрограмма «Охрана и рациональное использование недр» Подпрограмма «Лесовосстановление и лесоразведение» Подпрограмма «Регулирование качества окружающей среды. Создание сети комплексного мониторинга окружающей среды» Подпрограмма «Охрана атмосферного воздуха» Подпрограмма «Охрана и рациональное использование водных ресурсов» Подпрограмма «Охрана и рациональное использование земельных ресурсов» Подпрограмма «Отходы производства и потребления» Подпрограмма «Особо охраняемые природные территории» Подпрограмма «Экологическое образование, воспитание и просвещение»
Источники финансирования программы Средства федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных фондов в соответствии с законодательством (млн. рублей)
Источники финанси- рования Бюд-жет РФ Бюд- жет РТ Бюд- жет муни- ципаль ных образований Средства предприятий Внебюджетные средства
    969,68   677,61 36,24
    1118,8 2248,71 811,42 40,28
  3070,3   2206,42 1172,12 45,71
  3029,5 1282,85 2170,01 1142,12 44,42
  2913,34 1241,08 2106,71 911,6 42,57
  2425,86 1089,57 2088,04 827,6 39,14
  2378,4 1059,78 2038,23 211,83 33,34
ВСЕГО 19381,4 8013,76 14992,12 5754,3 281,7
Стоимость работ, всего 48423,27 млн. рублей

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы (индикаторы оценки результатов) Общий предотвращенный экологический ущерб в результате реализации Программы прогнозируется в размере 50,50 млрд. руб. Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит обеспечить в 2010 г. и 2015 г. соответственно: • снижение водоемкости производства (в расчете на единицу ВРП) на 8,4 и 16,7%; • увеличение доли переработанных отходов в общем объеме собранных вторичных материальных ресурсов на 3,9 и 7,7%. • снижение удельного сброса загрязненных сточных вод (в расчете на единицу ВРП) на 11,8 и 30,1%; • снижение удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в расчете на единицу ВРП) на 5,6 и 20,4%. Индикаторы оценки конечных результатов Программы в разрезе целей и задач приведены в Приложении 1.

 


Введение

 

Программа экологической безопасности Республики Татарстан на период до 2015 года (далее - Программа) разработана в целях реализации «Концепции экологической безопасности РТ на период с 2007 по 2015 годы» (утв. Кабинетом Министров РеспубликиТатарстан от 03.09.2007 № 436) и предусматривает проведение органами государственной власти федерального и республиканского уровня, а также местного самоуправления, научными учреждениями, предприятиями и организациями, общественными объединениями и другими заинтересованными лицами широкого круга мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности Республики Татарстан.

Правовую основу Программы составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Программа является инструментом реализации в Республике Татарстан государственной экологической политики в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности Республики Татарстан в условиях развития реальных секторов экономики.

Программа учитывает основные положения и промежуточные результаты реализации Программы «Социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы» в части обеспечения защиты жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также приоритеты социально-экономического развития Республики Татарстан.

Программа ориентирована на координацию действий на всех уровнях управления, реализуемую через совокупность научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационно-хозяйственных, управленческих и других мероприятий по преодолению факторов экологической опасности.

Программа является основой для долгосрочного планирования, разработки и реализации республиканских государственных целевых программ социально-экономического развития, экологических программ и планов действий, практической деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Татарстан или оказывающих услуги в сфере охраны окружающей среды и оздоровления населения, учебных и научных учреждений, а также общественных экологических организаций.

В Программе реализован подход к обеспечению экологической безопасности с учетом экологических пределов, накладывающих естественные и научно обоснованные ограничения на рост реальных секторов экономики, и признания приоритета экологической политики в принятии градостроительных, экономических и хозяйственных решений по текущему и перспективному планированию развития республики. Данный подход направлен на развитие стратегии государственной экологической политики Республики Татарстан по сбалансированному решению социально-эколого-экономических задач, снижению рисков для экологической безопасности среды и жизненно важных интересов личности и общества и на повышение конкурентоспособности республики в условиях вхождения страны во Всемирную торговую организацию.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ на республиканском уровне

 

1.1. Анализ состояния проблем, на решение которых направлена Программа

Формирование Программы требует адекватного анализа современной ситуации в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования на территории Республики Татарстан, которому и посвящен настоящий раздел.

Анализ ситуации в сфере экологии и природопользования показывает, что в последние годы в Республике Татарстан накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере достичь требуемого качества окружающей среды, обеспечить охрану природных ресурсов, добиться рационального их использования и воспроизводства.

Состояние природной среды во многих муниципальных образованиях республики продолжает оставаться неблагополучным. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов значительно превышает установленные нормативы, происходит загрязнение, истощение и деградация почв, постоянно увеличиваются объемы отходов производства и потребления, из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения биологического разнообразия животных и растительных сообществ.

Решение проблем снижения нагрузки агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, реальных отраслей экономики, в т.ч. нефтегазоперерабатывающего комплекса в Нижнекамском промышленном узле, на окружающую среду и здоровье населения, решение проблем крупнейшего в Европейской части России Куйбышевского водохранилища, проблем Нижнекамского гидроузла, экологических проблем ресурсо- и недропользования должно носить комплексный характер, включая совершенствование современных передовых технологий, создание принципиально новых наукоемких технологий, способов управления охраной окружающей среды и природопользованием, разработки действенной системы минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

По результатам аудита Счетной палаты Республика Татарстан (2008), проведенного на основе анализа данных статистики и ежегодных Государственных докладов о состоянии природных ресурсов и охране окружающей среды, Республика Татарстан в целом по объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух занимает пятое место по Приволжскому федеральному округу Российской Федерации, по сбросу загрязненных сточных вод - шестое, по количеству отходов производства – восьмое место.

Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа, проводится в разрезе экономических районов Республики Татарстан, значительно различающихся по вкладу в экономику, специфике производства, численности населения, состояния среды обитания и приоритетным экологическим проблемам.

Основными отраслями специализации Западного экономического района (Апастовский, Буинский, Дрожжановский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Тетюшский муниципальные районы (м.р.) являются сельскохозяйственное производство (44,39%), обрабатывающие производства (20,20%), строительство (19,8%).

В районе имеются месторождения горючих сланцев и нерудных полезных ископаемых, среди которых выделяются гипс, строительный камень, глины, пески, цеолитсодержащие породы – новый для республики вид минерального сырья (благодаря огромным запасам в более чем 3 млрд. т возможно их эффективное освоение и многоцелевое использование в виде мелиорантов почв, в качестве добавок для подкорма в животноводстве, активных добавок в цемент).

Основной удельный вес в экономике Северного экономического района (Арский, Балтасинский, Кукморский, Мамадышский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тюлячинский м.р.) занимают сельскохозяйственное производство (48,9%), обрабатывающие производства (32,2%), а также производство строительных материалов, пищевой промышленности.

В районе имеются запасы торфа, строительных материалов и минеральных вод.

Южный экономический район (Алькеевский, Алексеевский, Аксубаевский, Новошешминский, Нурлатский, Спасский, Чистопольский м.р.) является индустриально-аграрным районом, ориентированным на добычу нефти, а также на производство и переработку сельскохозяйственной продукции; из других отраслей представлены пищевая промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов, энергетика, лесная и легкая промышленность.

Район располагает ограниченным природно-ресурсным потенциалом в масштабе республики, представленным, главным образом, нефтяными и земельными ресурсами (почвы преимущественно черноземного типа).

Экономика Нефтяного экономического района (Альметьевский, Бугульминский, Лениногорский, Сармановский, Черемшанский м.р.) имеет ярко выраженную специализацию: нефтедобыча и производство нефтяного оборудования. Предприятия создают 91% продукции при добыче полезных ископаемых, 3,8% продукции обрабатывающих производств, 10,9% продукции сельского хозяйства.

В районе принимаются системные меры для ликвидации последствий экологического ущерба, накопленного в результате десятилетий интенсивной добычи нефти, и для обеспечения экологической безопасности объектов нефтедобычи на территории своей деятельности в рамках третьей долгосрочной «Экологической программы ОАО «Татнефть» на 2000-2015 годы».

Камский экономический район (Менделеевский, Елабужский, Нижнекамский, Тукаевский, Заинский м.р. и городской округ – Набережные Челны) по экономическому потенциалу занимает второе место после Столичного и обладает значительным промышленно-производственным потенциалом. Главными отраслями промышленности являются машиностроение (автомобилестроение, электротехническая промышленность) и химическая и нефтехимическая промышленность. Из других отраслей представлены нефтедобыча, электроэнергетика, промышленность строительных материалов, пищевая промышленность и сельское хозяйство.

Промышленно-производственная направленность особой экономической зоны «Алабуга», создаваемой для решения конкретных приоритетных экономических задач оказания содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом, включает в себя производство автокомпонентов, полный цикл производства автомобилей, химическую и нефтехимическую промышленность, обрабатывающую промышленность, фармацевтическое производство, авиационное производство и производство мебели.

На территории Нижнекамского промышленного узла в последние годы происходит наращивание мощностей соответствующих производств и увеличение концентрации производств нефтехимии, нефтепереработки и энергетики.

Основной удельный вес в экономике Восточного экономического района (Агрызский, Азнакаевский, Актанышский, Мензелинский, Муслюмовский, Бавлинский, Ютазинский м.р.) занимают добыча полезных ископаемых (39%), обрабатывающие производства (14%), сельскохозяйственное производство (25%).

Экономика района представлена нефтяной промышленностью, сельским хозяйством, пищевой промышленностью, промышленностью строительных материалов, машиностроением, лесоперерабатывающей промышленностью, строительством, а также транспортом и сферой услуг.

В районе имеются запасы нефти, природных битумов, строительных материалов, минеральных вод и лечебных грязей.

В Столичном экономическом районе (городской округ г. Казань и шесть м.р.: Верхнеуслонский, Высокогорский, Зеленодольский, Лаишевский, Пестречинский, Атнинский м.р.) сосредоточены предприятия химического и нефтехимического производства, предприятия оборонно-промышленного комплекса, лесопереработки, легкой и пищевой промышленности.

Район располагает ограниченным природно-ресурсным потенциалом. Наибольшее экономическое значение имеют лишь строительные материалы (известняки, доломиты, глины, гравий, песок). В небольших размерах, в основном для нужд сельского хозяйства, используется торф.

Оценка состояния проблемы по разделам.

Недра. Республика Татарстан относится к числу наиболее благополучных регионов Российской Федерации, которые имеют возможность в течение длительного времени развивать свой топливно-энергетический комп­лекс, полностью опираясь на собственную минерально-сырьевую базу и значительный минерально-сырьевой потенциал, который слагается из совокупности запасов и прогнозных ресурсов нефти, природных битумов, углей, твердых нерудных полезных ископаемых, пресных и минеральных подземных вод.

Основу минерально-сырьевой базы составляет нефтедобывающая отрасль, которая является одной из ведущих в экономике республики, на ее долю приходится более четверти всей продукции промышленности. Преобладающий вклад (91%) в добычу полезных ископаемых вносят предприятия Нефтяного экономического района, имеющего ярко выраженную специализацию в области нефтедобычи. Помимо этого, нефтедобыча осуществляется несколькими крупными нефтедобывающими предприятиями Южного экономического района.

Кроме запасов углеводородного сырья, Республика Татарстан располагает также значительной минерально-сырьевой базой твердых нерудных полезных ископаемых, которая полностью или частично обеспечивает внутренние потребности промышленности строительных материалов и сельского хозяйства в минеральной продукции, а также используется в нефтедобывающей и машиностроительной отраслях. Ведется активная отработка запасов строительных и силикатных песков; песчано-гравийных материалов; строительного камня; кирпичных, керамзитовых глин; бентонитов; гипса и др. Вновь выявленные запасы цеолитсодержащих пород, минеральных пигментов, светложгущихся глин и мраморного оникса подготовлены к освоению. В условиях активизации в республике строительной индустрии спрос на ликвидные виды минерального строительного сырья продолжает возрастать с каждым годом. Песчано-гравийные смеси, бентониты, гипсовый камень имеют межрегиональное значение и поставляются на федеральный рынок.

Важнейшими инструментами реализации региональной минерально-сырьевой политики являются: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2003 №494-р, документ «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования», в котором определена система мероприятий и основные направления по обеспечению устойчивого развития российской экономики за счет эффективного использования минеральных ресурсов, совершенствования системы управления государственным фондом недр и законодательства о недрах, а также «Программа геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Татарстан на 2006-2010 годы».

Ориентиры добычи и потребления топливно-энергетических ресурсов на перспективу определены в «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.», «Концепции развития нефтегазового комплекса Республики Татарстан на период до 2015 г.», «Программе освоения ресурсов природных битумов Республики Татарстан на период 2000-2005 гг.», Территориальной программе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Республики Татарстан, а также в решениях Совета Безопасности Республики Татарстан и Посланиях Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан.

Республика в среднесрочной перспективе будет оставаться крупной сырьевой базой топливной индустрии России. В соответствии с «Энергетической стратегией Республики Татарстан на период до 2020 г.» объемы добычи нефти в республике планируется стабилизировать на уровне 30 млн. т в год. Для поддержания требуемого уровня добычи нефти необходимо обеспечить ежегодный прирост извлекаемых запасов нефти и создать новую сырьевую базу в западной части республики. Подготовка запасов и ресурсов нефти на малоизученных площадях потребует выполнения значительного объема геологоразведочных и геофизических работ.

Следует ожидать, что по-прежнему сохранится объективная потребность в наращивании ликвидных строительных материалов, в обеспечении населения республики качественной питьевой водой из защищенных подземных источников.

В настоящее время в освоении и развитии минерально-сырьевой базы Республики Татарстан обозначились негативные тенденции, которые способны осложнить удовлетворение потребностей экономики в топливно-энергетическом и минерально-строительном сырье, качественных питьевых водах.

На ресурсном потенциале нефтедобычи отрицательно сказываются: вступление наиболее крупных эксплуатируемых нефтяных месторождений в позднюю стадию разработки; преобладание трудно извлекаемых запасов нефти, небольшие размеры новых открываемых месторождений и залежей, невысокая, по сравнению с предыдущими стадиями, эффективность поисковых и разведочных работ. Ежегодно снижается прирост запасов нефти в связи с сокращением поисково-разведочного бурения и количество предварительно оцененных запасов – ближайшего резерва наращивания запасов промышленных категорий.

Недостаточно эффективно используется сырьевой потенциал промышленности строительных материалов.

Во многих муниципальных районах и крупных промышленных городах республики значительное число водозаборов работает на неутвержденных запасах. Низкими темпами осуществляется освоение новых разведанных месторождений пресных подземных вод, что может отрицательно сказаться на решении проблемы перевода городов и населенных пунктов на защищенные подземные источники питьевой воды, а также обеспечении резервного водоснабжения населения в периоды чрезвычайных ситуаций.

Реализация среднесрочной стратегической программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы через систему государственных заказов позволит более эффективно осуществлять государственное регулирование и управление работами по развитию минерально-сырьевой базы, получить прирост запасов нефти на новых объектах и обеспечить создание ликвидного фонда месторождений твердых полезных ископаемых и подземных питьевых вод.

Лесные ресурсы. Лесное хозяйство является важной составляющей ресурсного потенциала территорий. Республика Татарстан относится к малолесным регионам Российской Федерации: площадь, занимаемая лесами республики (1225,7 тыс. га), практически вдвое ниже оптимальной лесной площади для природной зоны Республики Татарстан, лесистость составляет 17,4%. По понижению степени лесистости экономические районы Республики Татарстан располагаются в следующий ряд: Нефтяной, Северный, южный, Восточный, камский, Столичный, Западный.

Лес – восстанавливаемый ресурс, однако естественное возобновление лесных площадей происходит медленно и затягивается на многие годы. Поэтому на значительных площадях требуется искусственное восстановление леса.

Лесовосстановительные работы в 2007 г. проведены на площади более 3,5 тыс. га, в т. ч. посадка леса произведена на площади 3,0 тыс. га и на площади 501 га проведено содействие естественному возобновлению леса. Лесомелиоративные работы были проведены на площади 2201 га, в т.ч. высажены овражно-балочные лесонасаждения на площади 1598 га. Кроме того, проведено облесение водоохранных зон на площади 90,9 га.

За последние 10-15 лет отмечаются негативные тенденции в изменении состояния лесного фонда в связи с сокращением рубок и накоплением спелых и перестойных древостоев в мягколиственном и твердолиственном хозяйствах. В результате к настоящему времени сложилась неблагополучная возрастная структура лесов республики, идет усиленный процесс накопления спелых и перестойных древостоев мягколиственных пород и, в первую очередь, осинников, березняков. Положение усугубляется недостаточным усвоением расчетной лесосеки за последние десятилетия. Недоиспользование расчетной лесосеки по лиственным породам ведет к накоплению перестойных насаждений, снижает качественные показатели лесного фонда и ведет к деградации и снижению эколого-экономического потенциала лесов республики.

Расчетная лесосека на территории республики используется в последние годы лишь в пределах 21 - 25%. Вместе с тем, принцип неистощительного лесопользования позволяет без ущерба лесу ежегодно изымать запас, равный среднему приросту. Заготавливается наиболее ценная хвойная древесина, при значительном накоплении малоценных перестойных насаждений лиственных пород, ведущем к снижению ценности лесного фонда в целом.

Незначительное освоение расчетной лесосеки и негативная динамика индикатора "Использование расчетной лесосеки", который является одним из важных индикаторов устойчивого развития регионов, свидетельствуют о том, что лесная отрасль Республики Татарстан пока еще недостаточно развита и не приносит существенного дохода.

Для нормализации состояния лесного фонда на протяжении ближайших нескольких лет необходимо расчетную лесосеку довести до 7-8 млн. куб.м. Ежегодно только по мягколиственному хозяйству требуется увеличение расчетной лесосеки на 63,3%.

Параллельно одним из основных приоритетов развития отрасли должно стать поддержание оптимальной пространственно-возрастной структуры лесных насаждений для целей устойчивого производства деловой древесины и развития в республике деревообрабатывающих производств более глубокой переработки. Это является важнейшим фактором, характеризующим роль лесного сектора в экономике.

Регулирование качества окружающей среды. Создание сети комплексного мониторинга окружающей среды. Главной целью эколого-экономического регулирования является снижение природоемкости производства. Повышение эффективности государственного регулирования воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в целях обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в Республике Татарстан должно базироваться на нормировании и контроля качества окружающей среды и установлении единых экологических требований к предприятиям - природопользователям. Важное значение имеет создание системы взаимосвязанных экологических нормативов для компонентов экосистем, внедрение передовых методов нормирования техногенных нагрузок на окружающую среду для снижения природоемкости производства, создание регламентов компенсации ущерба в результате осуществления экологически опасных видов деятельности.

Мероприятия, направленные на регулирование качества окружающей среды, должны быть в приоритетном порядке реализованы на территориях с повышенной антропогенной нагрузкой и наибольшим негативным влиянием на здоровье населения, проживающего на этих территориях. Результатом проведенных мероприятий по регулированию и достижению нормативных показателей качества окружающей среды должно стать снижение техногенной нагрузки на окружающую среду и улучшение качества среды обитания, в т.ч. - в крупных промышленных центрах республики.

Переход к регулируемым отношениям требует создания новых эколого-информационных технологий, во взаимосвязи и в зависимости реализующих процедуры мониторинга (наблюдения, контроля, анализа ситуации и прогноза) и принятия решений. Наиболее интеллектуально творческими процедурами новых технологий являются анализ и прогноз экологических ситуаций с выдачей рекомендаций по принятию решений.

Программа предусматривает осуществление всестороннего и полноценного мониторинга состояния окружающей среды для обеспечения органов государственной власти оперативной, достоверной и полноценной информацией о состоянии, величине техногенного воздействия на отдельные её компоненты для принятия решений по улучшению качества окружающей среды.

Предусматривается созданием развитой сети станций автоматического контроля загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, источников техногенного и опасного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, объектов радиоактивного излучения; передвижных (мобильных) лабораторий; оснащение мощных источников выбросов в атмосферный воздух (дымовые трубы ТЭЦ, крупные технологические установки) и сбросов сточных вод в поверхностные водоемы системами автоматизированного контроля выбросов (сбросов).

Важное значение имеет информационное обеспечение мониторинга, внедрение информационных технологий. Создание банков данных и сети АРМ ГИС позволит осуществить на практике региональную систему объединенных государственных информационных ресурсов (ОГИР) органов уполномоченных в области охраны (гидрометеорологии, госсанэпиднадзора, экологического и санитарно-эпидемиологического мониторинга, экологической безопасности), реализация которой предполагается в информационном центре Правительства Республики Татарстан.

Одновременно требуют решения вопросы дооснащения лабораторий аналитического контроля современными компьютеризованными приборно-инструментальными средствами, особенно остро ощущается дефицит в высокоинформативных и многофункциональных хроматографических и спектральных приборах, адаптированных к решению задач аналитического контроля объектов окружающей среды.

Создание сети комплексного мониторинга и её бесперебойное функционирование должно сопровождаться развитием соответствующей инфраструктуры: инжиниринга и сервиса, модернизации и дооснащения существующих средств; сюда же относятся работы по строительству собственного специализированного лабораторного корпуса.

Атмосферный воздух. Загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов опасности для здоровья человека, т.к. 65% населения проживает в условиях высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Рост городов, развитие промышленности, увеличение количества автомобильного транспорта в сочетании с отставанием развития соответствующей современной дорожно-транспортной инфраструктуры обусловливают интенсивное нарастание массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В последние 10 лет в воздушном бассейне отмечаются повышенные концентрации загрязняющих веществ: оксидов азота, оксидов углерода, формальдегида, бенз(а)пирена и др.

Большая часть выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (85,5%) приходится на топливный, химический, нефтехимический и теплоэнергетический комплексы. Степень улавливания загрязняющих веществ от стационарных источников в целом по Республике Татарстан на 2007 г. составляет 58% от общего количества отходящих загрязняющих веществ.

Значительную долю (около 55%) выбросов от общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по республике составляют выбросы от автотранспортных средств, находящихся в различных формах собственности. Наиболее интенсивный рост количества автотранспортных средств наблюдается в Столичном и Камском экономических районах и, в первую очередь, в крупных городах – Казани и Набережных Челнах. До 12% автомобилей эксплуатируются с превышением норм по токсичности отработавших газов.

В настоящее время мировое сообщество в основном выработало механизмы учета и предложило меры по снижению выбросов парниковых газов, реализация которых целесообразна в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях в виде конкретных проектов осуществляемых на объектах экономики.

В Российской Федерации закон о ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, после принятия Федеральным Собранием, был подписан Президентом Российской Федерации 4 ноября 2004 г. (Федеральный закон № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата», 4 ноября 2004 г.).

Своей целью Киотский протокол ставит достижение общего сокращения выбросов парниковых газов всеми промышленно развитыми странами к 2012 г. в размере 5,2% от их общих выбросов в 1990 г. Для этого ведущие страны должны сократить эмиссии соответственно: США на 7%, страны ЕС на 8%, Япония на 6%, Канада – на 6%. За Россией закреплено право выброса парниковых газов на уровне базового 1990 г.

Результаты предварительно проведенной в соответствии с Федеральным законом от 04.11.2004 №128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата» инвентаризации выброса парниковых газов в республике показывают, что общий выброс газов в Республике Татарстан с прямым парниковым эффектом превышает 130,0 млн. т СО2 – экв. в год. Основными источниками поступления парниковых газов в атмосферный воздух являются установки для сжигания топлива организаций (учреждений), жилищно-коммунальные и бытовые (около 70%), дорожный транспорт (более 15%), теплоэлектростанции, районные отопительные системы и установки с попутным получением энергии (около 15%).

Анализ влияния хозяйственной деятельности на состояние воздушного бассейна, проведенный по экономическим районам Республики Татарстан, показал, что их можно расположить в ряд по убыванию валовых выбросов в атмосферу, включающих как стационарные, так и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха: Камский>Столичный>Нефтяной>Восточный> Северный>Южный>Западный (рис. 1).

 

Рис. 1 Выбросы загрязняющих веществ (тыс. т) и доля улова (%) загрязняющих веществ в атмосферный воздух по экономическим районам Республики Татарстан в 2007 г.

 

Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносит Камский экономический район (117,2 тыс. т), что обусловлено его высоким промышленным потенциалом, наращиванием мощности соответствующих производств и увеличением концентрации производств нефтехимии, нефтепереработки и энергетики в соответствии с постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 15.09.2005 №453 «О строительстве в г. Нижнекамске Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов» и Решением Совета безопасности Республики Татарстан от 09.06.2005 №24. В этих условиях роста техногенной нагрузки требуется разработка действенной системы минимизации ее негативного воздействия на окружающую среду. Минимальное воздействие на качество атмосферного воздуха оказывает экономика преимущественно сельскохозяйственного Западного экономического района (1,9 тыс. т).

Эффективность улавливания загрязняющих веществ также существенно различается по экономическим районам (рис. 1). Наиболее высокие показатели улова загрязняющих веществ отмечались в Западном, Столичном и Камском экономических районах 91, 72 и 67% соответственно. В остальных экономических районах величина улова загрязняющих веществ составляет 6-29%, что требует решения задачи повышения эффективности очистки выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Качество атмосферного в


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.