По местам боев за город Харьков — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

По местам боев за город Харьков

2017-12-10 572
По местам боев за город Харьков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Туристские путешествия по родному краю — это прекрасный отдых в течение круглого года. Походы выходного дня дают хорошую заряд ку бодрости на всю рабочую неделю. Отдых в движении не только освежает и укрепляет тело, но и снимает умственную усталость.

Путешествуя, вы не только отдыхаете, но и знакомитесь с природой, хозяйством, историческими и культурными памятниками своего района,области, края.

Походы по окрестностям родного города — это «ворота» к путешествиям в другие районы страны, так как здесь комплектуются группы для многодневных походов.

Многодневные походы — высшая ступень путешествий. Они обогащают туристов зна ниями о нашей прекрасной Родине. В них вы рабатываются навыки походной жизни, развивается физическая сила и выносливость. Туристские путешествия воспитывают в человеке патриотизм и навыки коллективизма. Турист не может быть ленивым, недисциплинированным, неряшливо одетым, и, самое главное, эгоистичным.

Туризм — спорт, для которого нет возрастных границ, он доступен людям любого возраста, любых профессий. В походы выходного дня можно ходить всей семьей, включая детей младшего возраста.

Походы организуются туристскими секциями коллективов физкультуры, клубами туристов, детскими туристско-экскурсионными станциями, школами, Дворцами пионеров, а также отдельными группами туристов.

В секциях и клубах всегда найдутся бывалые туристы, которые помогут выбрать маршрут. Для путешествий в окрестностях Харькова и Харьковской области можно избрать самые разнообразные туристские маршруты.

 

Поверхность Харьковской области представ ляет собой волнистую равнину, сильно изрезанную речными долинами, балками и оврагами. Наиболее пересеченная местность находится к северо-западу от Харькова, на водоразделе рек Уды и Лопани, а также по правому берегу реки Северский Донец. Правый берег Северского Донца местами настолько высок и крут, что образует большие обрывы над рекой — такие, как Казачья гора у Коробовых хуторов, гора Кременец в Изюме. Местность в междуречье Лопани и Уд, а также по правому берегу Северского Донца так изрезана балками, ярами и оврагами, что не остается участков с ровной поверхностью и создается впечатление холмистой равнины. В этом же районе расположены самые крупные лесные массивы. Преобладающей породой здесь является дуб. Много клена, ясеня, вяза, липы. На опушках лесных массивов растут кустарники: терн, боярышник, шиповник, орешник. На песчаных террасах речных долин, которые тянутся, как правило, вдоль низких левых склонов, растет сосна. Сосновые боры чаще всего встречаются по левому берегу Северского Донца и его притоков: Оскола, Уд и Мжи. Водоразделы рек Уд и Лопани, берега Северского Донца и его крупных притоков очень живописны, их охотно посещают туристы как летом, так и зимой. Не случайно большинство предлагаемых маршрутов проходят именно в этих местах.

По Харьковской области можно совершать увлекательные и многодневные походы. Лучшее время для летних путешествий июнь—август.

Лыжные путешествия по Харьковщине рекомендуется совершать с января по первую половину марта, в это время на полях и в лесах лежит хороший снежный покров.

Наибольшая река области Северский Донец и ее самый крупный приток — Оскол с огромными водохранилищами — Печенежским и Краснооскольским — являются прекрасными маршрутами для любителей водных путешествий.

На территории Харьковской области проло жена довольно густая дорожная сеть. Основой ее являются магистральные автомобильные дороги: Москва — Симферополь; Москва — Донбасс — Ростов — Кавказ; Харьков — Киев —Карпаты, а также асфальтированные дороги: Харьков — Купянск; Харьков — Змиев — Балаклея; Мерефа — Змиев; Харьков — Богодухов. Эти дороги позволяют совершать по Харьковщине интересные велосипедные маршруты. В центре всех рекомендуемых туристских маршрутов находится Харьков — один из крупнейших промышленных, культурных и научно-технических центров не только Украины, но и всего Советского Союза.


 

Маршрут № 1

ПО МЕСТАМ БОЕВ ЗА ГОРОД ХАРЬКОВ

Поселок Дергачи — село Семеновка — совхоз имени Кирова — село Гавриловна

Протяженность пути — 20 км

Маршрут проходит по лесному массиву, расположенному к северо-западу от Харькова. В этом направлении в 1943 году наступали части 25-й гвардейской и 84-й стрелковых дивизий, освобождая Харьков.

Дергачи — районный центр, находится в 12 километрах от Харькова на линии железной дороги Харьков — Белгород. Это родина одно го из руководителей восстания на броненосце «Потемкин» Афанасия Матюшенко. Матюшенко родился в Дергачах в семье крестьянина- бедняка. Здесь прошли его детские и юношеские годы. Отсюда он был призван на воинскую службу во флот. В 1937 году в Дергачах открыт музей А. Матюшенко, в центре поселка ему поставлен памятник.

От станции Дергачи-1 следует идти на запад через южную окраину поселка до устья балки Полевой. Пройдя около полутора километров по этой балке, повернуть налево и идти по яру Долгому. Через километр выйдете к пруду в селе Семеновка. В августе 1943 года по северной опушке леса у Семеновки проходил передний край обороны немецко-фашистских войск.

На этом рубеже с 12 по 18 августа 1943 года шли кровопролитные бои частей 28-й гвардейской стрелковой дивизии с фашистами. Свидетельством этих боев являются шесть братских могил воинов в поселке Дергачи.

От пруда маршрут идет по дороге в яру Вольном на юг. Далее дорога проходит по дубовому лесу. Много здесь дубов-великанов. Самый большой дуб — в селе Семеновка, у лесничества. Возраст его около 300 лет, диаметр — 1,5 метра. Через два километра яр кончится и, миновав в лесу небольшой водораздел, дорога приведет в балку Куряжанку. На выходе из леса расположены постройки свиноводческого совхоза имени Кирова. Через один километр от совхоза по балке раскинулось село Куряжанка. Дойдя до села, слецует повернуть на юго-запад по отрогу балки, что идет к совхозу имени Мечникова. Пройдя небольшой отрог, выходите на водораздел между двумя оврагами, и перед вами открывается широкая панорама долины реки Уды. По одному из отрогов балки спускаетесь к селу Гавриловка. Оно находится на шоссейной дороге Харьков — Ольшаны — Богодухов.

В Гавриловке проходили упорные бои в феврале и августе 1943 года. Здесь отличился 81 гвардейский стрелковый полк, разгромивший подразделения дивизии СС «Рейх». 16 февраля полк совместно с другими частями дивизии ворвался в Харьков через Залютино. В этом бою погиб смертью храбрых командир полка полковник П. К. Козакевич, Он похоронен в братской могиле в селе Ольшаны. Ему посменно присвоено звание Героя Советского Союза.

Из Гавриловки возвращаетесь в Харьков автобусом.


 

Маршрут № 2

Маршрут № 3

Маршрут № 4

Протяженность пути — 17 км

 

Маршрут проходит по Валковскому району. Город Валки (53 км к западу от Харькова) основан в 1645 году. После реформы 1861 года в Валковском районе было много крестьянских выступлений, особенно крупные волнения происходили в Снежковом Куте. Упоминания об этих волнениях имеются в работах В. И. Ленина.

Валковский район издавна славится садоводством. Широко распространена здесь слива «угорка», вывезенная Петром Первым из Венгрии (Угорщины).

Путь туристов начинается от станции Ковяги, откуда идти по дороге на юго-запад через село Ковяги к балке Глубокой, где расположен хутор Гелесовка. Путь этот составляет около 5 километров. От хутора идти на юго-восток через лесное урочище Сухомлиново до села Старые Валки, а дальше путь идет на юг по долине реки Мжи до хутора Пащиновка. От Пащиновки повернуть на юго-восток по тропе, идущей по склону высокого правого берега реки Мжи до устья яра Гонтова. От Гонтова яра идти по тропе на восток до центра города. В Валках находится памятник выдающемуся украинскому поэту-революционеру П. А. Грабовскому.

Валки связаны регулярным автобусным сообщением с Харьковом.


 

Маршрут №5

Протяженность пути - 27 км

 

Местность, по которой проходит маршрут, высока, сильно расчленена глубокой и широкой долиной речки Мерефы, а также многочисленными балками и ярами.

Здесь сохранились большие участки леса, а все населенные пункты тонут в богатой зелени приусадебных садов. В районе много живописных уголков природы.

Платформа Водяное находится на окраине Люботина. 9 декабря 1905 года здесь произошло вооруженное восстание рабочих-железнодорожников. Восставшие захватили станцию, телеграф, арестовали пристава, урядника, начальника станции, выпустили манифест, который определял порядок на станции, права и обязанности временного управления. В течение девяти дней восставшие рабочие были хозяевами станции. Эти события вошли в историю под названием «Люботинской республики».

Путь туристов от платформы Водяное вначале идет на восток вдоль железной дороги до переезда. От переезда следует повернуть на юг и идти по Будянской улице до опушки леса. Далее по опушке леса спуститься к колодцу в Коробчином яру. По Коробчиному яру пройти около километра и на берегу пруда, близ совхозной фермы Московка, можно остановиться на ночлег (если выехали из Харь кова в субботу вечером).

От фермы Московка путь идет на юг через полотно железной дороги Люботин — Мерефа к небольшому мосту через речку Мерефа и далее в лес по дну Вязового яра. По яру подняться до просеки, которая разрезает его верховья с севера на юг. По этой просеке повернуть на юг до яра Демьяненки и далее идти на юго-восток около километра до плотины верхнего пруда в хуторе Быстром. Отсюда через лес подняться на водораздел и, перейдя небольшое поле, спуститься на юг к верхнему пруду в хуторе Мокрое. Далее пройти около 3,5 километра по живописной балке Мокрая Ракитная мимо нескольких прудов и повернуть на восток к селу Озерянке. Путь проходит через лес по дороге. Можно двигаться и по просеке, тянущейся с запада на восток. От Озерянки дорога идет по полям и приводит туристов на станцию Мерефа.

Этот маршрут можно пройти в обратную сторону, начав его от станции Мерефа или платформы Артемовка.

По этому маршуту интересно пройти также от станции Ордовка (направление на Власовку — Новая Водолага). В этом случае от станции Ордовка следует идти на север по дороге в сосновом бору. Через 2,5 километра на левом берегу речки Мжи и расположено село Ракитное. Из Ракитного идти следует на север по балке вдоль прудов к лесу. В этом лесу на берегу одного из прудов можно остановиться на ночлег. В лесах Ракитянского лесничества в январе 1942 года действовал партизанский отряд под командованием И. Н. Кулешова. В двух километрах от Ракитного балка поворачивает на северо-запад. Далее путь лежит к хуторам Мокрое, Быстрый, яру Вязовому, ферме Московка, в конце пути выходите к платформе Водяное на железной дороге Харьков — Люботин.


 

Маршрут № 6

Протяженность пути 21—25 км

 

Район путешествия интересен для туристов тем, что они ознакомятся с одним из крупнейших водоемов области — Печенежским водохранилищем — и одной из самых больших дубрав области. Лесной массив протянулся на 20 километров по правому высокому берегу Печенежского водохранилища и хорошо сохранился. В этом массиве между реками Северский Донец и Бабка на площади свыше 3 тысяч гектаров организовано государственное охотничье хозяйство. Здесь водятся дикие кабаны, лоси, олени, косули, куницы, енотовидные собаки, волки, лисицы и другие представители животного мира лесов умеренного пояса.

Маршрут проходит по местам боев с немецко-фашистскими захватчиками. 10 августа 1943 года части Советской Армии из района Мартовой форсировали Северский Донец, прорвали передний край вражеской обороны, который проходил по правому берегу реки, овладели селом Печенеги, очистили от противника большой лесной массив и развили наступление на Харьков (в направлении тракторного завода и Салтовского поселка). Маршрут начинается в селе Печенеги, до. которого нужно доехать автобусом с автобусной станции на улице Якира в Харькове.

Село Печенеги возникло на месте бывшего печенежского кочевья, само название села напоминает о печенегах, кочевавших в южных степях в IX — X вв. и совершавших набеги на славянские селения.

В Печенегах родился известный художник Г. И. Семирадский, писавший картины историко-религиозного содержания.

Сойдя на автобусной станции в селе Печенеги, следует идти по шоссе до плотины водохранилища, этот путь составляет два километра. После осмотра водосливной части плотины идите на север, по правому берегу к лесу. После пятикилометрового пути лесная тропа приводит к усадьбе лесника около переправы на Мартовую. Здесь хорошо разбить бивуак и остановиться на ночлег.

От дома лесника маршрут идет по лесной дороге строго на запад до села Пятницкое, пересекая весь лесной массив. Этот путь составляет 8 километров.

Пятницкое — большое село, раскинувшееся в живописной долине реки Бабка.

От Пятницкого на Кочеток можно идти двумя путями. Наиболее короткий путь, протяженностью 6 километров — по лесной дороге прямо в Кочеток. Другой путь — по правому берегу реки Бабка по опушке леса через хутор Веселый Гай до шоссейной дороги Чугуев — Мартовая и далее по ней в Кочеток. Этот путь длиннее на тричетыре километра, но зато интереснее. Широкие луга, тихие, задумчивые плесы на речке Бабка радуют глаз путешественника.

Кочеток — очень живописное село на правом берегу Северского Донца. Здесь часто бывал И. Е. Репин и делал зарисовки этих красивейших мест. От Кочетка до Чугуева по шоссе по правому берегу Северского Донца пять километров.


 

Маршрут № 7

Протяженность пути — 23 км

Этот маршрут наиболее популярен у харьковских туристов. Ехать нужно с вокзала Харь ков-Балашовский на Чугуев. Не доезжая одной остановки до Чугуева, сойти на платформе Дачи, которая находится в сосновом бору. Выйдя на дорогу, можно сесть на автобус и доехать до центра поселка Эсхар. Эсхар — поселок городского типа при электростанции, расположенный на высоком правом берегу Северского Доица.

Из поселка следует сразу спуститься к реке. По берегу вьется тропинка, которая через 2,5 километра приводит к железобетонной плотине, перегородившей реку. Перед плотиной из-под обрывистого берега вытекает источник с вкусной, холодной водой.

В полукилометре от плотины на крутом лесистом берегу расположен дом отдыха «Северский Донец». За домом отдыха тропа идет в лесу у подножья высокого берега реки и через один километр приводит в яр Вербовый. В яру имеется источник, около него замечательное место для ночлега.

От яра Вербового тропа идет по опушке ле са, мимо домика лесника и через 3 километра приводит к минеральному источнику. Источник вытекает из обрывистого берега, вода его по своему составу напоминает нарзан. Минуя источник, тропа выходит к северной окраине села Мохнач. Почти в центре села находится деревянный мост через Северский Донец, по которому идет дорога в лесничество и селе Скрипаи.

Из села Мохнач следует идти на юго-запад, по дороге мимо полей и огородов между руслом реки и высоким лесистым берегом. В километре от села Черемушного на берегу реки стоит домик станции рыболовов-любителей, Здесь имеются комнаты для ночлега. Затем дорога приводит вас в село Черемушное. Пройдя село по песчаной дороге, выходите к платформе Гениевка, что находится на электрифицированной железной дороге Харьков - Змиев.

В Гениевке конец маршрута. Садитесь на электропоезд и приезжаете на вокзал Харьков-Левада.


 

Маршрут № 8

На Харьковские водопады

Протяженность пути — 19 км

 

Маршрут начинается от станции Мохнач или платформы Зеленый Колодезь, куда ехать нужно электропоездом с вокзала Харьков- Балашовский.

От станции Мохнач идти на юго-запад тропой через сосновый бор близ юго-восточной окраины села Терновое до моста через реку Уды. Этот путь занимает 4 километра. Близ моста нужно сделать привал, а затем подняться вверх по речке Рогань к небольшим водопадам. Это единственные водопады на территории Харьковской области.

Если вы решили маршрут начать от платформы Зеленый Колодезь, то от железной дороги нужно идти на юг по берегу речки Рогань. Осмотрев водопады, выходите к мосту через реку Уды у села Заудянское Терновое. От моста идет подъем по улице на юго-запад. В конце села проходите мимо скотного двора и по дороге спускаетесь в восточном направлении в яр Чурилов. По дну оврага вьется тропа. По ней следует идти до опушки леса, где проходит дорога. От дороги пройти на юг к Солонецкому яру. Дальнейший путь по лесной тропе в Солонецком яру к заросшему пруду, длина его 2 километра. От пруда тропа поворачивает на юго-запад и через один километр выходит в балку Кобылью. По балке тянется дорога к хутору Лазуковка. После плотины в хуторе Лазуковка начинается подъем из балки Кобыльей на юго-восток. Выйдя из лесу, попадаете на дорогу в поле. С дороги открывается широкий вид на долину Северского Донца. По дороге идете до опушки соснового бора. Пройдя по бору около полутора километров, выходите к платформе Гениевка.

Здесь кончается ваше путешествие. Электропоезд с платформы Гениевка прибывает на вокзал Харьков-Левада.


 

Маршрут № 9

По местам боев за Харьков

Протяженность пути — 33 км

Район маршрута расположен между рекой Северский Донец на востоке и высоким водо разделом двух рек: Дона и Днепра. В далеком прошлом по этому водоразделу проходил знаменитый Муравский шлях, а в настоящее время — железная дорога Харьков — Лозовая.

Первая часть маршрута (Змиев — Коробовы хутора) проходит по высокому правому берегу Северского Донца, сильно изрезанному короткими, но очень глубокими ярами и оврагами. Маршрут от Коробовых хуторов до Тарановки также сильно расчленен балками, по которым текут небольшие притоки рек Ольшанки (на север) и Гомольши (на юг). Этот сильно пересеченный овражно-балочный район покрыт старым лесом, состоящим преимущественно из лиственных пород: дуба, клена и других, и является одним из красивейших мест нашей области.

Маршрут начинается в городе Змиеве, который стоит при впадении реки Мжи в Северский Донец. Место, где раскинулся город, было издавна заселено славянами. В 1640 году заднепровские казаки под предводительством Кондратия Сулимы разбили татар и основали крепость Змиев. К 1657 году Змиев становится одной из наиболее сильных слободских крепостей, окруженной посадами. Теперь на месте бывших посадов поселки: Замостье, в районе вокзала, и Пески, в районе бумажной фабрики.

В настоящее время Змиев — районный дентр, через который проходит асфальтированная шоссейная дорога из Харькова на Змиевскую ГРЭС и дальше на Балаклею. Кроме того, Змиев соединен асфальтированной дорогой с Симферопольским шоссе. До Змиева нужно ехать электропоездом с вокзала Харьков-Левада, электропоезд идет один час. С вокзала до центра Змиева лучше поехать; автобусом.

Здесь на искусственном холме установлен бюст уроженца города дважды Героя Советского Союза генерал-майора танковых войск 3.К.Слюсаренко. Рядом — памятник на братской могиле красноармейцев и партизан, павших в борьбе за власть Советов в 1918—1921 годах, а также братская могила воинов Советской Армии, погибших за освобождение Харьковщины в 1943 году.

После осмотра памятников туристы продолжают путь по шоссе и через 6 километров выходят на берег Северского Донца против села Задонецкое. Далее следует идти по тропе на юг под крутым правым берегом реки.

На участке маршрута от шоссе до биологической станции Харьковского государственного университета можно познакомиться с интересными природными явлениями.

В двух километрах от шоссе встретится очень редкая форма рельефа — проходная долина Провалье. Эта долина прорезает водораздел рек Северский Донец и Мжа, который здесь очень близко подходит к Северскому Донцу. В районе Провалья — ряд глубоких оврагов, которые с каждым годом растут. По Провалью проходила старая дорога на село Задонецкое, по ней легко найти балку Провальную.

После Провальной долины встретится Коряков яр. Он глубоко врезан в третичную толщу и знакомит с обнажениями Полтавского возраста. Здесь наблюдается очень интересное явление — миниатюрный понор, то есть уход ручья под землю. Ручей по Корякову яру протекает среди леса, это само по себе довольно редкое явление в Харьковской области. В этом районе, кроме ручья, есть родники и красивые уголки природы, характерные для залесенного овражно-балочного рельефа.

У биостанции университета основное русло реки Северский Донец подходит к прибрежным высотам, оставляя очень узкую полоску для тропинки, которая вьется у самого берега. Местами река подмыла берег, и тропа поднимается по прибрежным кручам. Тут туристам приходится карабкаться вверх или прыгать вниз с обрывов к самой воде. На этом участке тропа пересекает устья очень глубоких яров Егоршина, Резникова, Иваницкого, где имеются удобные площадки для ночлега туристов. Через четыре километра от биостанции тропа выходит к северной окраине Коробовых хуторов, где находится дом отдыха и паромная переправа через Северский Донец. От дома отдыха в западном направлении начинается просека с телефонными столбами. По ней и следует продолжать свой маршрут. Пройдя километр, спуститесь в один из отрогов яра Плоского, а поднявшись наверх, через несколько сот метров снова спуститесь в другой отрог того же яра. После этого просека 5 пересекает верховья Кобылиной балки и яра Безымянного и кончается у старой дороги. Следует пройти по этой дороге на север около 100 метров до новой просеки и повернуть на запад до яра Диброва. Через один километр высокий лиственный лес кончается и впереди начинаются посадки сосняка. Здесь на север потянулась балка Долгая, которая выводит к речке Ольшанке. На левом берегу ее раскинулось село Казачка. В селе находится братская могила советских воинов, павших в боях за освобождение Харьковщины в 1943 году. От села Казачка по полевой дороге двигаться на северо-запад, спуститься в широкую балку, по берегам которой раскинулся хутор Скрыня. Дальнейший путь проходит по улицам хутора и села Тарановка к железнодорожной платформе. Длина перехода 4 километра. Но прежде чем сесть в электропоезд, следует побывать в местах, где части Советской Армии покрыли себя неувядаемой славой во время Великой Отечественной войны.

В этом районе в марте 1943 года разгорелись ожесточенные бои с немецко-фашистскими войсками, рвавшимися к Харькову с юга. 1 марта 1943 года стрелковый взвод 25 гвардейской стрелковой дивизии в составе 25 человек с одной 45-миллиметровой пушкой под командованием гвардии лейтенанта Петра Широнина занял оборону у железнодорожного переезда, что в двух километрах южнее платформы. С утра 2 марта после авиационного и артиллерийского налета на позицию взвода начали наступление 25 танков и 15 бронетранспортеров с пехотой противника. Гвардейцы-широнинцы отразили три атаки фашистов, уничтожив 11 танков и около 100 вражеских солдат. Противник в этот день не смог прорваться в Тарановку. В этом бою пали смертью храбрых 19 воинов-широнинцев, повторив бессмертный подвиг гвардейцев-панфиловцев. Всему личному составу взвода присвоено звание Героя Советского Союза.

В последующие пять дней особенно упорные бои шли на западной окраине села Тарановка и в районе церкви. На этих рубежах 78-й гвардейский стрелковый полк под командованием гвардии полковника К. В. Билютина, совместно с 179 отдельной танковой бригадой под командованием полковника Ф. Н. Рудкина, уничтожил 47 танков и самоходных орудий, 6 бронетранспортеров и около 900 солдат и офицеров противника, сбили 2 вражеских самолета. Полковнику К. В. Билютину и полковнику Ф. Н. Рудкину было присвоено звание Героя Советского Союза, многие офицеры и солдаты награждены орденами и медалями.

В Тарановке на братской могиле павших воинов установлен обелиск.


 

 

Маршрут №10

Протяженность пути — 18 км

 

Маршрут лучше всего начать с платформы Левковка, куда ехать с вокзала Харьков-Левада. От платформы идти на юг через село Левковку. Миновав село, продолжать путь по дороге, идущей в сосновом бору, на юго-запад. Тропа вьется по лесу и через 3 километра выводит на автомобильную дорогу, идущую из Змиева. Слева остается село Чемужовка. По автомобильной дороге нужно дойти до мостика, перекинутого через небольшой ручей, и свернуть влево к реке Мже. В полукилометре от дороги на опушке соснового бора можно выбрать хорошее место для ночлега.

Утром следующего дня продолжать путь через село Артюховку. В центре села, у магазина, свернуть по улочке влево и по кладкам перейти реку Мжу. Перейдя реку, на шоссейную дорогу не выходить, а лучше идти сначала по правому берегу реки Мжи, затем по опушке молодых сосновых посадок до окраины села Соколов. Этот путь составляет 5 километров.

В селе Соколов продолжать путь вдоль шоссе, идущего из Змиева на Мерефу, до памятника на братской могиле советским и чехословацким воинам.

Памятник стоит в центре села, слева от дороги. Перед ним разбит сквер, в котором соколовские школьники посадили деревья. Здесь же растут памятные деревья, посаженные чехословацкими друзьями во время посещения братской могилы. Рядом с памятником находится Музей советско-чехословацкой дружбы. Музей создан учащимися Соколовской школы, которая находится здесь же.

Экскурсоводами музея являются также ученики этой школы. В музее собраны археологические находки, исторические документы, о селе Соколов. Центральное место отведено рассказу о боях за село Соколов, где весной 1943 года вступил в бой с немецко-фашистскими захватчиками 1-й Чехословацкий батальон, сформированный на территории Советского Союза. Командовал батальоном в то время полковник Людвик Свобода. Впоследствии он был командиром Чехословацкого корпуса, который совместно с Советской Армией дорогами войны дошел до Праги. В послевоенное время Свобода был министром обороны Чехословацкой Социалистической Республики. Ныне он генерал армии в отставке.

3 марта 1943 года в период ожесточенных боев у Тарановки (см. описание маршрута № 9) в район Соколов подошел 1-й отдельный Чехословацкий батальон и занял оборону по северному берегу реки Мжи, выдвинув первую роту на западную окраину села. Командиром роты был надпоручик Отакар Ярош.

Не добившись успеха в районе Тарановки, противник перегруппировал свои силы и нанес удар в направлении Соколова.

8 марта в 13 часов после массированного налета самолетов 60 танков и 15—20 бронетранспортеров с пехотой устремились на Соколов.

Рота Отакара Яроша, усиленная двумя батареями артиллерии 62-й гвардейской стрелковой дивизии, до глубокой ночи отражала вражеские атаки. Особенно упорный бой разгорелся у церкви, находившейся в центре села, где был наблюдательный пункт Отакара Яроша, а сейчас на этом месте построено здание правления колхоза.

За день боя чехословацкие воины и советские артиллеристы уничтожили 19 танков, 6 бронетранспортеров, более 300 вражеских солдат.

Отакар Ярош в бою у своего наблюдательного пункта пал смертью храбрых, подбив последней гранатой фашистский танк. Почти на месте этого боя находится братская могила, в которой похоронен и героический сын чехословацкого народа. Отакару Ярошу первому из иностранных граждан присвоено звание Героя Советского Союза. Одна из центральных улиц нового жилого района Харькова на Павловой Поле носит его имя.

В этом бою отличились также надпоручик Ярослав Лом, поручик Антонин Сохор, а также советские артиллеристы. 87 чехословацких воинов за участие в этом бою были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Рядом с могилой чехословацких воинов находится братская могила советских солдат, павших в бою за Соколов в августе 1943 года. В этой могиле похоронен уроженец Белгорода Герой Советского Союза Г. С. Посохов.

После осмотра музея следует по улице, идущей на юг, подняться на бугор к кладбищу. Отсюда открывается панорама на долину реки Мжи. Стоя на бугре, можно еще раз представить себе картину боя. За рекой, по опушке леса, раскинулись села Артюховка и Миргородка. По окраинам этих сел проходил передний край обороны чехословацкого батальона.

Между селами видны постройки совхоза Peпьяховка, где находился командный пункт полковника Свободы.

От кладбища следует идти по дороге к лесу по берегу большого оврага, оставляя слева яр Зеленый.

Лес кончается, впереди открывается красивый вид на урочище Золотое. При спуске вниз к урочищу справа от дороги видна ферма, где в летнее время содержится скот. У фермы есть колодец с очень вкусной водой. У него можно остановиться на привал и приготовить пищу.

Дальнейший путь лежит через пристанционный поселок к платформе Первомайской. Здесь находится большой совхоз «Первомайский».

Возвращение в Харьков электропоездом на Южный вокзал.


 

Маршрут №11

Продолжительность 2—3 дня

 

Путешествие начинается в городе Богодухове, куда доехать можно из Харькова по железной дороге от Южного-вокзала или автобусом с автостанций №:2 на Коммунальном рынке

Богодухов расположен на возвышенных живописных берегах реки Мерлы - притока Ворсклы. Город основан украинцами, выходцами с Правобережья, как сторожевое укрепление в 1662 году. Из Богодухова идти пешком дорогой по левому берегу реки Мерлы до села Кручик (12 километров). Долина Мерлы широкая, с богатыми пойменными лугами, в ряде мест заболочена.

Село Кручик —родина Василия Назаровича Каразина — инициатора основания Харьковского государственного университета. В селе стоит осмотреть сад-парк В. Н. Каразина, заложенный им в XIX веке.

От Кручика, перевалив небольшой водораздел между двумя балками, дорога спускается к селу Гуты. Между Кручиком и Гутами расстояние всего 4 километра. Идти можно по узкоколейной линии. На южной окраине села Гуты находится Первухинский сахарный комбинат. Интересно ознакомиться с историей завода и техникой сахароварения. Продолжать путь на юго-восток к совхозу Первухинский. Этот путь составляет 6 километров. Во время Великой Отечественной войны в лесах, окружающих дорогу к совхозу, действовал партизанский отряд под командованием И. Н. Кулешова. 10 января 1942 года партизаны уничтожили продовольственную базу гитлеровцев, находившуюся в Первухинском совхозе, а 17 января вблизи совхоза разгромили отряд, карателей, который двигался в направлени Гут.

От Первухинского совхоза дорогой пройти Шаровку. В Шаровке очень интересный памятник природы — парк. Он был заложен в 90 годах XIX века.

Шаровка — район боев танковых частей Советской Армии с немецко-фашистскими оккупантами. 12 августа 1943 года танковые части Советской Армии повели наступление на Шаровку. Целый день шел ожесточенный бой. К исходу дня танкисты овладели Шаровкой.

В последующие дни в районе Шаровки, Нового и Старого Мерчика, Высокополья части 1-й гвардейской танковой, 5-й и б-й гвардейских армий вели ожесточенные сражения с сильной танковой группировкой (до 400 танков), которая пыталась прорваться к Богодухову с юга. Советские воины еще раз показали свою непоколебимую стойкость, мужество и отвагу. В районе Высокополья противнику удалось окружить части 6-й мотострелковой и 200-й танковой бригад. Но и в окружении наши воины продолжали самоотверженно драться и удержали этот район до подхода свежих сил.

В Шаровке и Высокополье есть жители, бывшие свидетелями этих ожесточенных боев. Они могут рассказать об отдельных эпизодах героического танкового сражения на реке Мерчик, ускорившего освобождение Харькова.

Из села Высокополье через лес выйти к станции Водяное, где и закончить путешествие.


 

Маршрут №12

Город Волчанск — поселок Салтов — село Печенеги — город Чугуев — студенческие лагеря Фигуровка — Мохначское лесничество — село Шелудьковка — платформа Дом отдыха — село Задонецкое — Коробовы хутора — село Большая Гомольша — станция Беспаловка

Маршрут №13

Поселок Эсхар — город Змиев — Коробовы хутора — поселок Червоный Донец — село Меловая — село Байрак — село Залиман — хутор Норцовка — село Ивановка — город Изюм — село Оскол — село Студенок — станция Славяногорск — Артемовские горы

Маршрут №14

По Северскому Донцу

Протяженность пути 230 км

Продолжительность путешествия 6—7 дней. (Для полн характеристики района путешествия необходимо пользоваться описанием маршрутов № 12 и 13).

 

Северский Донец — правый, самый большо приток Дона. Длина его 1016 километров. Начинается он на юго-западных отрогах Среди Русской возвышенности в 40 километрах северо-восточнее Белгорода. Свое название рею видимо, получила от уменьшительного назва ния «дон» (на старославянском языке — «вода») и древнерусского названия территории на которой он протекает— Северская земля.

Река характеризуется очень извилистым руслом с часто меняющейся шириной и резким колебанием глубины. Ширина реки до Изюма около 50 метров, ниже она иногда достигая 200 метров. Глубина меняется от несколько десятков сантиметров до 4—5 метров. Естественными препятствиями для путешественников на маршруте будут плотины и низкие мосты, у которых лодки придется перетаскивать волоком.

В пойме реки много стариц, пойменных озер и болот. Северский Донец имеет большое народнохозяйственное значение как главный источник водоснабжения промышленных предприятий Харьковщины и Донбасса.

Природные богатства реки представляют большой интерес как для ученого-естествоиспытателя, так и для любознательных юных натуралистов и туристов. Теплый, сухой климат, красивые пейзажи, чудесные песчаные пляжи привлекают на Северский Донец массу отдыхающих.

Предлагаемый маршрут Чугуев — Змиев — Изюм — Славяногорский курорт (поселок Банновский) охватывает наиболее интересные и живописные места Северского Донца. Кроме этого маршрута, можно организовать менее продолжительные походы по отдельным участкам реки и Печенежскому водохранилищу.

Для путешествия по Северскому Донцу лучше всего использовать лодки-шлюпки («фофаны») или байдарки разборные и неразборные. Шестивесельные ялы не годятся, они слишком тяжелы для обноса плотин и мостов.

От начального пункта маршрута — города Чугуева — Северский Донец течет в низких берегах. Только через 3 километра, у Фигуровки, левый берег повышается, появляется сосновый бор. У Эсхара боровая терраса начинается самого берега, правый берег представляет луговую террасу с многочисленными небольшими озерами. У Эсхара в Северский Донец впадает один из крупных его притоков — река Уды. В двух километрах ниже Эсхара железобетонная плотина перегораживает реку. Весной вода поднимается так высоко, что на лодке можно проехать через водосливную часть плотины. В остальное время лодки приходится обносить. Деревянные мосты у Фигуровки и села Мохнач низкие, в низкую воду под ними можно проплыть, а весной, наоборот, приходится лодки обносить.

От села Мохнач и до Змиева Северский Донец снова течет в низких берегах. За один километр до Черемушного, на правом низком берегу стоит домик общества рыболовов-любителей, где имеются комнаты для ночлега. Ниже Змиева правый берег крутой, изрезанны


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.