Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна

2017-12-10 401
Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна

Акцентуации характера

5. Формирование характера

 

1. Место характера в структуре индивидуальности. Представления о структуре характера

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе. (Нартова-Бочавер)

Пионером в исследованиях характера считается Теофраст, который предложил и первую классификацию характеров, описав большое количество содержащихся в обыденном сознании типов личности — лживый или чест­ный, хитрый или простодушный, жадный или щедрый и т.п. (Либин) В XVIII веке в Европе также проводились многочисленные исследования типологии характера, а Дж.Ст.Милль даже предложил этический смысл характера – характер раскрывает и ограничивает меру личной ответственности человека, он определяет те поступки, которыми человек может управлять (в отличие от темпераментальных проявлений, изменить которые человек практически не может). К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, а из большинства зарубежных справочных изданий и исследований оно просто исключено. Почему это произошло? Во-первых, наблюдается тенденция отождествлять характер с личностью в целом, более изученной и включающей в себя проявления характера. Во-вторых, характер по феноменологии многие относят к области этики, и тем самым включение его в систему психологии признается незаконным. В-третьих, выражаются сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще. Напомним, что английское character означает «личность», «персонаж».

Г.Оллпорт несколько тавтологично, но выразительно писал: характер – это личность оцениваемая, а личность – характер неоцениваемый. То есть при самом безоценочном отношении к человеку его характер концентрирует в себе то, что он может контролировать, изменять и развивать. Действительно, характер формируется на протяжении жизни человека, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким образом, характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке.

В отечественной психологии всегда подчеркивалось, что «хребет характера» составляет воля – устойчивость в действиях, принципиальность, взаимоотношение интеллекта и личности, наличие жизненных целей. За рубежом, также отмечая элемент характера, связанный с самоконтролем и саморегуляцией, в качестве синонима иногда употребляют понятия «Сила Я», «Сила Сверх-Я». (Нартова)

Рассматривая характер как относящуюся к личностному уровню подструктуру, его считают концептом, который " относится к силе характера, как свойству, связанному с усилиями по преодолению обстоятельств " (Hilgard, 1987). (Либин)

Либин считает, что представления о структуре характера фактически развиваются вокруг основных измерений, образующих знаменитую джеймсовскую триаду " разум—воля—чувства ".

С.Л.Рубинштейн (1946) определял характер как совокупность генерализованных (то есть обобщенных, устойчивых и преобладающих) мотивов в структуре личности.

Либин с позиций излагаемой в его книге формальной (иерархической) теории индивидуальности рассматривает следующие основные измерения характера, образующие его структуру — Я-концепция, Я как симптомокомплекс черт и Я как система генерализованных ориентаций (см. рисунок)

Рисунок: Структура характера

Понятие "Я", сформулированное Уильямом Джеймсом, является центральным образованием характера, Джеймс выделял две базовые составляющие, одна из которых фиксировала содержание жизненного опыта (Я-как-объект), а другая обозначала процесс осознания человеком этого опыта (Я-сознающее). В структуре Я-концепции объединяются две тенденции: " я-каким-меня-видят-другие" и "я-каким-я-сам-себя-вижу " (Burns, 1975).

Формирование Я-концепции является результатом физического развития, влияющего на формирование образа тела (физическое Я), когнитивного и эмоционального развития (психическое Я), а также формирования навыков социального взаимодействия, возникающих в результате проигрывания субъектом ряда социальных ролей (социальное Я).

Физический образ Я отражает влияние конституционального фактора на формирование системы представлений о себе, специфику характера и даже личности. Особенности телосложения влияют на все психические процессы, включая самосознание. Для анализа этой взаимосвязи школьникам предъявлялись мужские силуэты, характеризующие различные типы телосложения, выделенные по системе Кречмера—Шелдона — мезоморфный, эндоморфный и эктоморфный. Первый тип неизменно получал устойчивые положительные оценки, второй в большинстве случаев характеризовался негативно, а третий занимал нейтральную позицию (Brodsky, 1954). В реальной ситуации дети также реже выбирают ребенка эндоморфног о типа в качестве товарища. У эндоморфных детей чаще наблюдается негативное отношение к своему телу, неприятие своего физического Я. Я-концепция, как центральная подструктура характера, складывается в период 6—11 лет, приобретая более абстрактный (обобщенный) оттенок, не связанный прямо с физическими чертами. Глобальное чувство самоценности появляется как черта характера в возрасте 6—7 лет (Bee, 1998).

Образ Я выступает регулятором всех личностных, и, в первую очередь, характерологических процессов, проявляясь в самых разнообразных формах поведения. В этом отображается психологический компонент Я-концепции. Зафиксированные в психологическом образе-Я осознанные и неосознанные представления человека о самом себе можно выявить с помощью разных методов, в том числе — используя технику рисования.

Для исследования образа-Я, зафиксированного во внесознательной сфере психики, был разработан Тест Предпочтения Геометрических Форм (ТиГР) (Либин, 1988), основанный на процедуре изображения и анализа конструктивных рисунков фигуры человека, получаемых путем построения изображения с помощью треугольников, кругов и квадратов.

Ниже представлены типовые рисунки с соответствующими индексами стратегий предпочтения:

 

Изучение психологических различий, отображенных в словесном самопортрете, показало связь индивидуальных особенностей графически переданного образа-Я с вербальным самоописанием:

811: активный, ведущий, властный, деятельный, организующий;

532: дипломатичный, исполнительный, пунктуальный, сдержанный;

433: увлеченный, воодушевленный, порывистый, упрямый;

181: впечатлительный, осторожный, располагающий, душевный;

451: критичный, мнительный, прямодушный, естественный;

442: настойчивый, независимый, резкий, возбудимый;

235: хитрый, напористый, переменчивый, бойцовский;

118: выдержанный, размышляющий, стабильный, уравновешенный.

Самооценка преимущественно связана с третьей, социальной ипостасью «Я», отражая в системе субъективных значений воплощение личности в людях. В то же время, самооценку можно рассматривать как интегратор всех трех основных компонентов Я-образа: физического, психологического и социального. Экспериментально показано, что самооценка с возрастом становится все более дифференцированной и в разных показателях она выражена по-разному.

Саморегуляция. Симптомокомплекс (структура Я) Я, как основной элемент характера, выполняет регулятивно-интеграционные функции, среди которых можно выделить два основных типа: интроцентрические (ориентированные на осуществление личных задач и целей) и экстероцентрические (ориентированные на осуществление задач и целей, не связанных напрямую с собственными). Регулирующая роль структуры Я заключается в том, что она "составляет источник мотивации к действиям, направленным на защиту, поддержание и развитие собственной личности" (Якубик, 1981). В соответствии с описанной ролью Я выделяются четыре типа регуляции поведения:

* эгоцентрический;

* аллоцентрический (направленность на удовлетворение потребностей, защиту интересов и развитие других людей);

* социоцентрический (предпочтение целей социальных групп, общественных учреждений);

* альтруистический (отказ от собственных целей и задач ради выполнения чужих).

Анализ концепции характера в контексте иерархического подхода неизбежно связан с исследованиями саморегуляции как психофизиологического компонента воли, настойчивости как черты, лежащей в основе волевых действий и, собственно воли как «категории, используемой при исследовании тех жизненных процессов, которые движут нами в определенном направлении или к конкретной цели в данное время" (Farber, 1966).

Остановимся на кратком описании двух последних характеристик: настойчивости и воли.

Целостный фактор настойчивости распадается на два подизмерения — физическую и интеллектуальную настойчивость (Eysenck, 1970). Настойчивость как диспозициональная переменная содержательно связана с таким темпераментальным показателем как предметная эргичность, характеризующаяся жаждой деятельности, постоянным стремлением к напряженному умственному и физическому труду, высокой ра­ботоспособностью. Настойчивость выступает более обобщенным признаком по сравнению с высоким уровнем саморегуляции, с одной стороны, и оказывается предпосылкой воли как более интегральной характеристики, — с другой.

Работы в области изучения воли с позиций дифференциально-психологического анализа практически отсутствуют. Понятие воли всегда связано с понятием осознанного выбора, тогда как настойчивость больше определяется через параметры предпочтений, а саморегуляция рассматривается в связи со стратегиями снятия неопределенности. Различия в интенсивности волевых устремлений отражают различия в способности человека делать самостоятельный выбор и специфику конструктивно использовать "остальные виды активности и энергии человека, не подавляя ни одной из них" (Assagioli, I974).

Система базовых ориентации: на себя, на деятельность, на других людей. Понятие ориентации относится к системе стабильных доминирующих тенденций субъекта — склонностей, установок, мотивов. Выделенные типы ориентации изучаются, в основном, в рамках дифференциальной психологии и психологии личности.

Формирующаяся уже в первые годы жизни субъекта система базовых ориентации (СБО) является системообразующим фактором не только формирования характера, но и личности в целом. Рассмотрим основные параметры этой системы.

Ориентация на себя — связана с выраженной центрацией субъекта на собственных мыслях и переживаниях, и характеризуется (по показателям шестнадцатифакторного личностного опросника Кеттелла) такими признаками как тревожность, забота о физическом благополучии, высокая мнительность, эгоцентризм, детерминированность поведения своим самочувствием и настроением.

Преобладающим мотивом поведения является собственное благополучие, личные достижения, стремление к самоутверждению (Неймарк, 1972).

Ориентация на предметные аспекты активности (на объект, на дело) — характеризуется выраженными потребностями в познании, а также в освоении предметной (не коммуникативной) среды. Возможно, этот тип ориентации проявляется с самого раннего возраста.

Ориентация на других (на группу) — проявляется в позитивном отношении к общению. Преобладающие мотивы поведения определяются, в основном, интересами и потребностями других людей.

В результате исследования школьников Мария Неймарк (1972) обнаружила значимые различия в психологических особенностях, которыми характеризовались дети с разными типами мотивационной структуры. Описанные ниже закономерности свойственны не только данной возрастной группе, а носят более общий характер (Smith, 1977). Школьники, разбитые на три группы в соответствии с доминированием в структуре их мотивов одной из трех вышеописанных ориентацией, отличались как по степени выраженности у них определенных признаков, так и спецификой комбинации этих признаков между собой. Ориентация-на-себя оказалась связана с нереалистично завышенной переоценкой детьми своих способностей и социального положения, сильном желании в достижении более высокого социального статуса, защитной реакцией на неудачу и предъявлением нереалистичных требований к другим. Доминирующая ориентация-на-предмет оказалась слабо связана с особенностями образа-Я, с одной стороны, и с более адаптивными реакциями на неудачу, с другой. Также изучалось соотношение направленности личности младших подростков с характеристиками аффективной сферы, в частности, аффектом неадекватности — переживанием, возникающим у детей в тех случаях, когда их притязания, обусловленные привычной самооценкой, терпели неудачу. Наибольший показатель частоты появления аффекта неадекватности был в группе подростков с выраженной ориентацией-на-себя.

Данные этих и других исследований позволяют сделать вывод о том, что система базовых ориентации оказывается связанным со многими психологическими параметрами фактором, структурирующим личность в целом. (Либин)

Современный психиатр П.Волков для разведения понятий "личность" и "характер" использует следующую аналогию. "Река – это характер, а личность – пловец в ней. У него имеются три возможности. Он может плыть против течения, и тогда остается на месте, расходуя массу усилий. Пловец может слепо отдаться течению реки и разбиться о камни, попасть в водоворот. И, наконец, он может, плывя по течению, с помощью хорошей техники плавания управлять траекторией своего движения. Это сравнение поясняет те отношения, в которые личность может поставить себя к характеру. Очевидно, что третий вариант – самый лучший, но он требует знаний и работы над собой ". (Нартова-Бочавер)

2. Психология характера в работах А.Ф.Лазурского

 

В основу своей теории он положил принцип активного приспособления индивида к среде, а для классификации выделил два основания – психический уровень и психическое содержание. Чем выше психический уровень (А.Ф.Лазурский выделил их всего три), тем более успешно, активно и продуктивно идет приспособление.

Уровни психического развития определяются со стороны врожденных качеств одаренностью человека и запасом его нервно-психической энергии (жизненных сил). В психологическом плане критериями повышения уровня являются следующие признаки: 1. Продуктивность деятельности, объем, дифференцированность и богатство оттенков интересов человека (этот критерий несколько напоминает «эргичность» в теории В.М.Русалова). 2. Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие неравнодушие к результату своих усилий. 3. Сознательность и произвольность психических проявлений, преобладание идейных процессов над чувственными. 4. Все возрастающая координация психических элементов и усиление связи между ними (интегрированность личности). Итак, уровень психической жизни в системе А.Ф.Лазурского сегодня может быть назван скорее уровнем самоактуализации личности, как это принято в гуманистических теориях.

Содержание же психической жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления, индивидуальные вариации в ответах индивидов на проявления среды. А.Ф.Лазурский считал необходимым выделять эндопсихику (которая включает все основные психические и психофизиологические функции – чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка понятию «формально-динамические характеристики»; она существует и может быть описана через комплексы (сочетания разных психических функций) и в основном задается врожденными биологическими механизмами.

Экзопсихика включает отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика, как мы видим, практически идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий.

Эндо- и экзопсихика взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга, и эндочерты могут переходить из латентных в актуальные под влиянием экзопроявлений (например, способности проявляются только в деятельности, а мотив и интерес – это экзопсихичеекие качества).

А.Ф.Лазурский построил типологию, основанную на сочетании различных эндо- и экзопсихических комплексов на каждом уровне развития. Примечательно, что для разделения на типы внутри каждого уровня А.Ф.Лазурский использовал «плавающие» критерии, меняющиеся от уровня к уровню: для первого это эндопсихика, для второго – сочетание эндо- и экзоособенностей, для третьего – экзопсихика. Таким образом, с повышением уровня увеличивается «вклад» духовно-мировоззренческих особенностей и уменьшается влияние биологического фундамента личности, в то время как у «бедной, примитивной души» все богатство душевной жизни сводится к эндопсихике, которая «подтягивается» за целями и ценностями человека.

Эта мысль близка современной духовно-ориентированной психотерапии, которая также подчеркивает необходимость и ценность высоких идеалов для успешного решения задач, которые возникают в повседневной жизни и экстремальных ситуациях. Уровни психической жизни могут меняться, и критерием этической оценки личности, по мнению А.Ф.Лазурского, должны быть те усилия, которые субъект прикладывает к тому, чтобы повысить уровень своего бытия (в современной психологии это называется личностным ростом).

Акцентуации характера

 

Если характер видоизменяется и какая-то черта оказывается в нем чрезмерно выраженной, то человек приобретает особую чувствительность к некоторым сторонам действительности; в этом случае говорят о наличии у него акцентуации характера. Акцентуации – варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимостъ в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим (А.Е.Личко). Выделяют явные акцентуации – крайние варианты нормы, которые в случае действия факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут приводить к дезадаптации личности. Что же до скрытых акцентуаций, то это скорее обычные проявления нормы.

К.Леонгард составил классификацию акцентуаций характера, которые он понимал как крайние варианты нормы, поэтому описание типов производит впечатление перечисления недостатков человека, чем указания на его сильные стороны. В этом состоит особенность подхода, но, конечно, его ни в коей мере недостаточно для того, чтобы пытаться поставить медицинский диагноз. Сам К.Леонгард, введя новое понятие, вначале выделял 4 акцентуации характера и 6 акцентуаций темперамента. В соответствии с пониманием К.Леонгарда ниже мы пометим эти акцентуации буквами X или Т.

Сейчас, особенно в рамках отечественных подходов, это разделение имеет скорее историческую ценность: как мы уже не раз подчеркивали, само понятие «избирательность» неприменимо к категории темперамента как тотального формально-динамического качества. Вот эти типы:

Демонстративный (истероидный)(X) тип отмечается, когда человек больше всего стремится быть в центре внимания, при этом забывая и о том, что он делает, и о том, как он это делает. Для демонстративного типа характерна высокая способность к вытеснению и зависимость от социального окружения, внушаемость.

Педантичный (сверхпунктуалъный) (X) тип имеет склонность долго переживать мелкие обиды, придавать сверхважное значение незначительным событиям. Он склонен придерживаться образца поведения, традиционен, с ограниченной креативностью и сверхответственностью.

Застревающий (X) тип имеет сложности с переключением от одного состояния к другому, а наиболее выраженная его черта – это формирование так называемых сверхценных идей, которым он придает исключительное значение и на службу которым он готов поставить собственную жизнь и жизнь других людей. Поскольку положительные эмоции могут легче разрешаться в повседневности, чем отрицательные, застревающие склонны подолгу фиксироваться на неотреагированных чувствах обиды, ненависти, вины.

Возбудимый (неуправляемый, эпилептоидный) (X) тип с трудом контролирует свои влечения, высказывания и поведение в целом. Склонен неожиданно взрываться и отвечать неадекватно сильной реакцией на незначительный раздражитель. Склонен возвращаться к обидам и мстить спустя большой промежуток времени.

Гипертимический (Т) тип всегда находится в приподнятом настроении, одержим жаждой деятельности, в связи с чем не всегда внимателен к окружающим и с трудом контролирует свое собственное состояние. Ребенок – будущий гипертим, просыпаясь, начинает улыбаться, и положительное мироотношение не всегда обусловлено объективными достижениями.

Дистимический (Т) тип, напротив, характеризуется сниженным настроением, фиксируется на мрачных сторонах жизни. Просыпаясь, чаще начинает плакать, а во взрослом возрасте редко осознает и признает светлые стороны жизни, вызывая у окружающих неадекватное чувство вины, в связи с чем имеет не очень высокий статус в группе (зануд никто не любит).

Тревожно-боязливый (Т) тип склонен к страхам, испытывает тревогу даже в связи с несложными жизненными задачами.

Циклотимический (Т) тип, объединяя недостатки двух вышеперечисленных, склонен к смене высокого тонуса состоянием упадка. В случае патологического развития личности обнаруживается маниакально-депрессивный психоз.

Эмотивный (Т) тип живет чувствами, переживая весь диапазон эмоциональных состояний, легко заражаясь настроением других людей и испытывая влияние произведений искусства.

Аффективно-экзальтированный (Т) тип – включает в себя людей тонких и впечатлительных, которым иллюзорный мир нередко заменяет реальность.

Перечисленные признаки присутствуют при значительной выраженности обсуждаемых акцентуаций, при небольших же значениях они могут быть весьма полезными – так, наличие истероидной акцентуации является необходимой предпосылкой для любой публичной профессии, шизоидная акцентуация способствует творческому мышлению и продуцированию оригинальных решений, параноидная – целенаправленности поведения.

Данная типология не вполне отвечает требованиям, предъявляемым к составлению научной классификации. К.Леонгард стремился обозначить лишь те черты характера, которые приносят людям сложности в жизни.

В отечественной психологии подход К.Леонгарда развивается известным исследователем из С.-Петербурга А.Е.Личко, который выделил 12 акцентуаций, частично пересекающихся с выделенными К.Леонгардом.

С.Хатуэй и Дж.Маккинли, создатели известного клинического теста MMPI, часто используемого для выявления акцентуаций характера, выделяют три шкалы называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады. Психопатии, в отличие от невротических нарушений, обладают тремя отличительными признаками (по П.Б.Ганнушкину). Во-первых, они тотальны (т.е. затрагивают и эмоционально-аффективную, и когнитивную сферы, и поведение человека), в то время как невроз имеет локальный характер (например, энурез, заикание, тики). Во-вторых, психопатии относительно стабильны во времени дольше лечатся (в то время как при неврозах наблюдаются случаи самоизлечения – так называемая спонтанная ремиссия). В-третьих, психопатии сопровождаются социальной дезадаптацией, т.е. выражаются в нарушении принятых норм поведения, нарушении критичности по отношению к себе (в то время как у невротиков обычно чрезмерно выражено чувство вины). Поэтому иногда говорят, что психопат – это человек, с которым трудно другим, а невротик – человек, которому трудно с самим собой. Неудивительно, что клиентами психотерапевта в основном оказываются невротики, а психопаты преимущественно приходят с жалобой на других людей.

Придерживаясь классификации Ф.Б.Березина, основанной на типичном способе освобождения от тревожности можно выделить три невротических расстройства. 1. Депрессия (выраженная тревога, страх, снижение уровня побуждений, ощущение неотвратимости катастрофы, шала № 2 опросника). 2. Ипохондрия (соматизация тревоги, беспокойство за состояние здоровья, шкала № 1 опросника). 3. Истерия (вытеснение факторов тревоги, эмансипация от фактов, шкала № 3 опросника).

Психотические расстройства составляют следующую группу. 1. Асоциальная психопатия (реализация напряженности в непосредственном поведении, шкала № 4). 2. Паранойяльный синдром (ригидность аффекта, «раскачивание» ситуации, застревание, навязчивость, бред, шкала № 6). 3. Тревожно-фобический синдром, психастения (фиксация тревоги, ограничительное поведение, шкала № 7). 4. Шизоидный синдром (аутизация тревоги, отчуждение, увеличение «психической дистанции», шкала № 8).

Типология характера Г.Хейманса – Р.ЛеСенна

Акцентуации характера

5. Формирование характера

 

1. Место характера в структуре индивидуальности. Представления о структуре характера

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе. (Нартова-Бочавер)

Пионером в исследованиях характера считается Теофраст, который предложил и первую классификацию характеров, описав большое количество содержащихся в обыденном сознании типов личности — лживый или чест­ный, хитрый или простодушный, жадный или щедрый и т.п. (Либин) В XVIII веке в Европе также проводились многочисленные исследования типологии характера, а Дж.Ст.Милль даже предложил этический смысл характера – характер раскрывает и ограничивает меру личной ответственности человека, он определяет те поступки, которыми человек может управлять (в отличие от темпераментальных проявлений, изменить которые человек практически не может). К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, а из большинства зарубежных справочных изданий и исследований оно просто исключено. Почему это произошло? Во-первых, наблюдается тенденция отождествлять характер с личностью в целом, более изученной и включающей в себя проявления характера. Во-вторых, характер по феноменологии многие относят к области этики, и тем самым включение его в систему психологии признается незаконным. В-третьих, выражаются сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще. Напомним, что английское character означает «личность», «персонаж».

Г.Оллпорт несколько тавтологично, но выразительно писал: характер – это личность оцениваемая, а личность – характер неоцениваемый. То есть при самом безоценочном отношении к человеку его характер концентрирует в себе то, что он может контролировать, изменять и развивать. Действительно, характер формируется на протяжении жизни человека, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким образом, характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке.

В отечественной психологии всегда подчеркивалось, что «хребет характера» составляет воля – устойчивость в действиях, принципиальность, взаимоотношение интеллекта и личности, наличие жизненных целей. За рубежом, также отмечая элемент характера, связанный с самоконтролем и саморегуляцией, в качестве синонима иногда употребляют понятия «Сила Я», «Сила Сверх-Я». (Нартова)

Рассматривая характер как относящуюся к личностному уровню подструктуру, его считают концептом, который " относится к силе характера, как свойству, связанному с усилиями по преодолению обстоятельств " (Hilgard, 1987). (Либин)

Либин считает, что представления о структуре характера фактически развиваются вокруг основных измерений, образующих знаменитую джеймсовскую триаду " разум—воля—чувства ".

С.Л.Рубинштейн (1946) определял характер как совокупность генерализованных (то есть обобщенных, устойчивых и преобладающих) мотивов в структуре личности.

Либин с позиций излагаемой в его книге формальной (иерархической) теории индивидуальности рассматривает следующие основные измерения характера, образующие его структуру — Я-концепция, Я как симптомокомплекс черт и Я как система генерализованных ориентаций (см. рисунок)

Рисунок: Структура характера

Понятие "Я", сформулированное Уильямом Джеймсом, является центральным образованием характера, Джеймс выделял две базовые составляющие, одна из которых фиксировала содержание жизненного опыта (Я-как-объект), а другая обозначала процесс осознания человеком этого опыта (Я-сознающее). В структуре Я-концепции объединяются две тенденции: " я-каким-меня-видят-другие" и "я-каким-я-сам-себя-вижу " (Burns, 1975).

Формирование Я-концепции является результатом физического развития, влияющего на формирование образа тела (физическое Я), когнитивного и эмоционального развития (психическое Я), а также формирования навыков социального взаимодействия, возникающих в результате проигрывания субъектом ряда социальных ролей (социальное Я).

Физический образ Я отражает влияние конституционального фактора на формирование системы представлений о себе, специфику характера и даже личности. Особенности телосложения влияют на все психические процессы, включая самосознание. Для анализа этой взаимосвязи школьникам предъявлялись мужские силуэты, характеризующие различные типы телосложения, выделенные по системе Кречмера—Шелдона — мезоморфный, эндоморфный и эктоморфный. Первый тип неизменно получал устойчивые положительные оценки, второй в большинстве случаев характеризовался негативно, а третий занимал нейтральную позицию (Brodsky, 1954). В реальной ситуации дети также реже выбирают ребенка эндоморфног о типа в качестве товарища. У эндоморфных детей чаще наблюдается негативное отношение к своему телу, неприятие своего физического Я. Я-концепция, как центральная подструктура характера, складывается в период 6—11 лет, приобретая более абстрактный (обобщенный) оттенок, не связанный прямо с физическими чертами. Глобальное чувство самоценности появляется как черта характера в возрасте 6—7 лет (Bee, 1998).

Образ Я выступает регулятором всех личностных, и, в первую очередь, характерологических процессов, проявляясь в самых разнообразных формах поведения. В этом отображается психологический компонент Я-концепции. Зафиксированные в психологическом образе-Я осознанные и неосознанные представления человека о самом себе можно выявить с помощью разных методов, в том числе — используя технику рисования.

Для исследования образа-Я, зафиксированного во внесознательной сфере психики, был разработан Тест Предпочтения Геометрических Форм (ТиГР) (Либин, 1988), основанный на процедуре изображения и анализа конструктивных рисунков фигуры человека, получаемых путем построения изображения с помощью треугольников, кругов и квадратов.

Ниже представлены типовые рисунки с соответствующими индексами стратегий предпочтения:

 

Изучение психологических различий, отображенных в словесном самопортрете, показало связь индивидуальных особенностей графически переданного образа-Я с вербальным самоописанием:

811: активный, ведущий, властный, деятельный, организующий;

532: дипломатичный, исполнительный, пунктуальный, сдержанный;

433: увлеченный, воодушевленный, порывистый, упрямый;

181: впечатлительный, осторожный, располагающий, душевный;

451: критичный, мнительный, прямодушный, естественный;

442: настойчивый, независимый, резкий, возбудимый;

235: хитрый, напористый, переменчивый, бойцовский;

118: выдержанный, размышляющий, стабильный, уравновешенный.

Самооценка преимущественно связана с третьей, социальной ипостасью «Я», отражая в системе субъективных значений воплощение личности в людях. В то же время, самооценку можно рассматривать как интегратор всех трех основных компонентов Я-образа: физического, психологического и социального. Экспериментально показано, что самооценка с возрастом становится все более дифференцированной и в разных показателях она выражена по-разному.

Саморегуляция. Симптомокомплекс (структура Я) Я, как основной элемент характера, выполняет регулятивно-интеграционные функции, среди которых можно выделить два основных типа: интроцентрические (ориентированные на осуществление личных задач и целей) и экстероцентрические (ориентированные на осуществление задач и целей, не связанных напрямую с собственными). Регулирующая роль структуры Я заключается в том, что она "составляет источник мотивации к действиям, направленным на защиту, поддержание и развитие собственной личности" (Якубик, 1981). В соответствии с описанной ролью Я выделяются четыре типа регуляции поведения:

* эгоцентрический;

* аллоцентрический (направленность на удовлетворение потребностей, защиту интересов и развитие других людей);

* социоцентрический (предпочтение целей социальных групп, общественных учреждений);

* альтруистический (отказ от собственных целей и задач ради выполнения чужих).

Анализ концепции характера в контексте иерархического подхода неизбежно связан с исследованиями саморегуляции как психофизиологического компонента воли, настойчивости как черты, лежащей в основе волевых действий и, собственно воли как «категории, используемой при исследовании тех жизненных процессов, которые движут нами в определенном направлении или к конкретной цели в данное время" (Farber, 1966).

Остановимся на кратком описании двух последних характеристик: настойчивости и воли.

Целостный фактор настойчивости распадается на два подизмерения — физическую и интеллектуальную настойчивость (Eysenck, 1970). Настойчивость как диспозициональная переменная содержательно связана с таким темпераментальным показателем как предметная эргичность, характеризующаяся жаждой деятельности, постоянным стремлением к напряженному умственному и физическому труду, высокой ра­ботоспособностью. Настойчивость выступает более обобщенным признаком по сравнению с высоким уровнем саморегуляции, с одной стороны, и оказывается предпосылкой воли как более интегральной характеристики, — с другой.

Работы в области изучения воли с позиций дифференциально-психологического анализа практически


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.