Билет №62. Политическая философия примирительного движения (Жерсон, Кузанский). — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Билет №62. Политическая философия примирительного движения (Жерсон, Кузанский).

2017-12-10 506
Билет №62. Политическая философия примирительного движения (Жерсон, Кузанский). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На протяжении XIV века тенденция к усилению национальных государств усиливалась и стала фактически необратимой. К началу XV века «крамольные» идеи Оккама и Марсилия Падуанского, касавшиеся роли церкви и папства в жизни европейских государств, многим перестали казаться таковыми. Становилось очевидно, что реформа Римской курии назревала. Уже тогда многие мыслители предвидели, что нарушение установившегося баланса между церковью и светской властью, равно как и наметившееся разрушение христианского единства, будут иметь катастрофические последствия. Попыткой восстановить единство европейского христианства, взимая в рассмотрение национальные интересы, стало примирительное движение. (Автаркичная Европа, не имеющая противостоящей внешней силы, способной влиять на неё извне, как одна из причин функциональной, институциональной стагнации). В числе задач, которые ставили идеологи движение, было устранение существовавшей с 1378 года схизмы (важнейшая роль Парижского университета в решении этих глобальных задач). Папами одновременно считались Урбан VI, заседавший в Риме, и Климент VII с резиденцией в Авиньоне. Это приводило к беспределу в отношении сбора церковной десятины и порождало крупные политические конфликты. В качестве одной из мер разрешения этого противоречия предлагалось создание особого церковного органа для решения возникающих споров. Необходимо было убедить пап на самоограничение, по крайней мере, в части перехода законодательной власти в руки соборов. Пизанский собор 1409 года был признан преодолеть схизму. На нем был избран новый папа Александр V, но это лишь усугубило ситуацию, т.к. двое прежних пап отказались снимать с себя полномочия. Кроме того, на этом соборе была синтезирована идея подчинения Папы собору (высшая законодательная власть – соборам, папа – конституционный монарх) Следовательно, этот собор значительно продвинул идею конституционализма, выразителями которой стали кардинал Пьер Д’Айи и Жан Жерсон.

Жерсон (1363-1429), ректор Сорбонны, всегда с недоверием относился к любым инновациям. Но к 1409 году плачевное положение европейского христианства заставило его пересмотреть свои консервативные позиции. В преддверии Пизанского собора он выпускает памфлет «О свержении Папы». Чуть позднее, в 1417, выйдет его трактат «О церковной власти и происхождении права». В этих работах Жерсон разрабатывает систему правил и ограничений, которые бы определяли порядок вступления папы в сан, а также описывает функции и полномочия институтов церкви. По его мнению, церковь должна быть смешанным правлением (в классическом понимании Аристотеля). Ее главе, папе, может быть оказано сопротивление, если это вызвано «благочестивой необходимостью». Короли могут инициировать его свержение, призывая к созыву собора, однако они не должны действовать только от своего имени. Что может послужить поводом к свержению папы? Причин может быть множество, ведь папа – человек. К примеру, он может предаться эгоизму и поставить собственные интересы выше ведомой им церкви и христианства в целом. Жерсон был убежден, что ответственность за сохранение христианского единства лежит на всех христианских народах. Его значительная заслуга состоит в том, что он стал первым, кто рассмотрел церковную и светскую власть в единых категориях.

Базельский собор, заседавший с 1431 по 1449, также стал ареной борьбы с папством сторонников движения, отстаивавшего идею верховенства вселенских соборов над властью пап. Базельский собор подтвердил решение Констанцского собора (1414—1418), который ознаменовался казнью Гуса, о примате вселенского собора над папой, объявил об отмене ряда поборов в пользу папской курии (в частности, были отменены аннаты), о регулярном созыве провинциальных соборов и свободе церковных выборов. Одним из наиболее видных теоретиков этого собора стал Николай Кузанский (1401-1464). Учился в Гейдельберге, в Падуе получил степень доктора канонического права. Начав карьеру радикальным участником примирительного движения, уже к концу собора он встал на сторону папы, видимо, усомнившись в возможности осуществления радикальной церковной реформы. Впоследствии являлся сподвижником папы Пия II. Ранние политические идеи Кузанского изложены в сочинении «О католическом согласии». Помимо идеи об ограничении папской власти и увеличении значимости церковных соборов, он также усомнился в истинности «Константинова дара». Значительное внимание уделяется концепции органического мира: каждый может обладать интересами, но существует и высший интерес – участие в жизни целого. На вопрос об идеальном государственном правлении НК отвечает однозначно: и церковь, и светское государство должны управляться представительным собором. Собор должен иметь власть, потому что воплощает идею согласия. Люди по природе свободны и равны, поэтому власть должна опираться на их согласие. Также необходимо создание международного правительства (Собор, выражающий принцип единства национальных объединений). НК защищал идею правительства, стоящего над национальными интересами – заведомо обреченную идею. Еще одной значительной идеей НК стала идея о независимости светской власти: она независима в силу того, что её функции строго особенны и независимы.

Один из важнейших теоретических выводов примирительного движения – распространение взглядов о том, что папство является лишь обыкновенной властной структурой. По сути, соборное движение явилось последней нерадикальной попыткой сохранения единства христианского мира, позднее последуют Реформация и сопутствующие её процессы.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.