Методологические принципы психологического исследования — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методологические принципы психологического исследования

2017-12-10 1336
Методологические принципы психологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что такое принцип? Воспользуемся определением принципа, приведенным в словаре Н.М. Кондакова [ ]. Принцип — основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт, предпосылки какой-либо теории, концепции. Принцип на практике находит свое воплощение в методе. Метод — это путь, способ исследования, обучения, изложения — система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления; путь, способ достижения oпределенных результатов в познании и практике; прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Каково соотношение между принципами и методами? Принципы выpaжают наиболее устойчивые, непреходящие правила действия. Oни мало подвержены влиянию моды и конъюнктурным переменам, хотя по мере накопления опыта принципы обогащаются и развиваются. Методы же подвижны и изменчивы. Они меняются в зависимости от существующей теории, научного направления или школы.

Если говорить о научном психологическом исследовании в целом, то можно выделить 4 уровня методологических принципов: I уровень — философские; II — общенаучные; Ш — общепсихологические; 1V уровень — частные экспериментально-психологические принципы.

Функции принципов науки следующие: обобщение, регуляция познания, конкретизация общефилософских требований к познанию в рамках конкретной науки.

I. Философские методологические принципы

Можно говорить, по крайней меpe, о трех наиболее общих мето­дологических принципах: 1. Принцип материального единства мира в нашем случае означает, что законы, описанные в одной лаборатории имеют смысл и в другой лаборатории, находящейся, подчас, в совсем другой части света. 2. Принцип универсальности развития означает, что любое явление надо изучать в развитии. 3. Принцип причинности означает, что если событие произошло, то этому есть свои причины. В настоящее время, тем не менее, сказанное означает, что если имеется некоторая совокупность причин, то с определенной вероятностью

(не равной единице) это приведет к событию 1, с остаточной вероятностью — к событию 2, и т. д., до достижения вероятности 100%.

Общенаучные принципы

Принцип объективности включает в свое содержание признание объекта познания независимым от субъекта, принципиальную познаваемость этого объекта, наличие соответствующих логических средств познания и возможность активного воздействия на объект исследования на основе полученных знаний [ ]. В последнее время принцип подвергается критике, суть которой состоит в том, что невозможно отделить субъект и объект познания [ ].

Принцип инвариантности означает свойство предмета или явления оставаться неизменным при каких-либо изменениях, преобразованиях. Понятие инвариантности зародилось в математике (его ввел в обиход английский математик Дж. Сильвестер в сер. XIX в.). Оно означало в алгебре свойство некоторых выражений, составленных из коэффициентов квадратичной бинарной формы, оставаться неизменными при переходе от «старых» переменных к некоторым их линейным функциям. В физике инвариантность уравнений относительно определенных групп преобразований стала руководящим принципом при построении теории. П. Дирак считал, что «дальнейший прогресс coстоит в том, чтобы делать наши уравнения инвариантными относительно все более широких преобразований» [ ]. Евгений Вигнер, Нобелевский лауреат по физике, считает: «Принцип инвариантности служит пробным камнем для проверки истинности возможных законов природы» [ ]. Инвариантность всегда связана с каким-либо законом сохранения. Под сохранением понимается сохранение вещей, свойств и отношений. Конкретному закону сохранения соответствует свой тип движения. В истории науки возникновение научных знаний об исследуемой области явлений происходило по мере того, как удавалось открыть некоторый принцип сохранения: в древнегреческой филосо-фии — сохранение материи (сохранение начала «архе» относительно всех изменений в мире); в логике — закон сохранения значения терминов относительно логических операций — закон тождества; в химии — сохранение элементов в реакции, вес и вещество — инварианты химии; в механике — сохранение скорости относительно преобразований, исключающих действие неуравновешенных сил (инерция); в политэкономии — сохранение потребительской стоимости относительно операций рыночного товарообмена; в физике — существует теорема Эммы Нетер (1918), устанавливающая связь между свойствами симметрии физической системы и законами сохранения: из инвариантности относительно сдвига во времени следует закон сохранения энергии, относительно пространственных сдвигов — закон сохранения импульса, относительно пространственного вращения — закон сохранения момента количества движения; относительно преобразований Е. Лоренца — закон сохранения лоренцева момента, или обобщенный закон движения центра масс (центр масс релятивист­ской системы движется равномерно и прямолинейно). Критерий инвариантности может служить мерилом для получения научных истин. В то же время критерий инвариантности ни в коем случае не отменяет критерия практики в вопросе об объективной ценности теорий.

Инвариантность и психология

· Инварианты в развитии познавательной деятельности в детском возрасте. Основная идея Ж. Пиаже состоит в том, что развитие познания может быть представлено как процесс построения инвариантов, характеризующих знание субъекта об объекте. Такой подход можно распространить как на общественную, так и на индивидуальную эволюцию познания, поскольку существует известный параллелизм истории и онтогенеза. Развитие интеллекта, по Пиаже, имеет несколько стадий: I) период сенсомоторного интеллекта (0− 2 года);

2) период подготовки и организации конкретных операций (2 – 11 лет); 3) период формальных операций (11 – 15 лет). Наиболее важные инварианты, которые образуются в процессе индивидуального развития, в соответствии с этими стадиями таковы: I ) представление об объекте как инварианте; 2) представление о сохранении количества вещества, веса иобъема; 3) сохранение совокупности и генезис понятия о числе.

Восприятие и инвариант. Инвариантность, как свойство восприятия — это способность человека воспринимать и узнавать объект как тот же самый независимо от его местоположения в поле зрения, изменения его размеров, цвета, внесения дополнительных элементов. Существует гипотеза инварианты К. Коффки (феномен перцептивной константности.). Eе суть такова. Если два удаленных раздражителя слегка различны (чуть выше порога различения), то по законам физио-

логической оптики они не могут произвести совершенно одинакового воздействия. Но если все же эффект оказывается равным, то, видимо, он равен в каком-то одном отношении и непременно должен различаться в другом. Так, например, два эллипса кажутся одинако­вой формы, а на самом деле они показаны в различной ориентации. Это означает, что определенная комбинация формы и ориентации является инвариантом для данного изображения. Для величины вторым аспектом будет расстояние. Такое инвариантное сочетание возможно лишь для максимально близких по своей природе раздражителей. Ниже приведены инварианты величины, формы и яркости:

Величина = (видимая величина / видимое расстояние) = константа.

Форма = (видимая форма / видимый наклон) = константа.

Яркость = (видимая белизна / видимая яркость) = константа.

· Инвариант и свойства темперамента. В приспособительной деятельности, согласно гипотезе В.М. Теплова, свойcтва общего типа нервной системы взаимно компенсируются друг другом. Так, например, у слабого типа малая выносливость к действию раздражителей большой силы компенсируется низким порогом абсолютной чувствительности. Наличие таких компенсаторных отношений, обеспечивающих одинаковый уровень приспособления при различном составе типологических свойств, заставляет предположить существование инвариантных характеристик этих свойств. Проблеме инварианта посвящена большая серия работ, в основном, психологов Пермской школы. Понятие «индивидуальный стиль деятельности», по существу, также исходит из предположения существования инварианта. Имеются попытки найти аналитическое выражение для получения инварианты. Так, например, в работе В.С. Мерлина, И.Д. Пехлецкого, В.В. Белоуса приведена следующая формула:

a·b 2 / lg c· c·d = k = 0,06

где показатели: a — ригидность уровня притязаний, c — экстраверсия по Юнгу, b — эмоциональная возбудимость, d — эмоциональная устойчивость, k — константа.

Авторы считают, что инварианта существует только между урав-новешивающими, сотрудничающими и ортогональными свойствами и не существует между свойствами, находящимися в соподчинении. Взаимодействуют друг с другом свойства, которые не коррелируют между собой [ ].

· Инвариант в психоанализе. Концепция З. Фрейда и особенно ее многочисленные клинические варианты предполагают существование

инварианта: у индивида существует некоторое количество «нервной энергии», «нервно-психический инвариант». Эта энергия должна быть реализована, и она, как правило, реализуется. Если устремления личности социально приемлемы, если нет «блокировки», то энергия реализуется в виде поступков. В случае блокировки энергия не пропадает, а проявляется в виде асоциального поведения, ошибок и т. п. В худшем случае она переходит на внутренний орган, результатом чего является болезнь. Здесь тесно связаны понятия сохранения и инварианта.

 

Психологические инварианты как инструмент для создания теоретических конструкций

Инвариантность означает свойство оставаться неизменным при каких-либо преобразованиях. Понятие инвариантности зародилось в математике в XIX столетии, затем оно перешло в физику, где было открыто много инвариантных соотношений (констант): гравитационная постоянная, универсальная газовая постоянная, число Авогардо, постоянная Больцмана, постоянная Планка, постоянные Ридберга, число Фарадея, и др. Как инварианты рассматривается и множество физиологических параметров (частота пульса, артериальное давление, температура тела и др.).
В физике инвариантность уравнений относительно определенных групп преобразований стала руководящим принципом при построении теории. П. Дирак считал, что «дальнейший прогресс coстоит в том, чтобы делать наши уравнения инвариантными относительно все более широких преобразований». В свою очередь Евгений Вигнер говорил: «Принцип инвариантности служит пробным камнем для проверки истинности возможных законов природы» Инвариантность всегда связана с каким-либо законом сохранения. Под сохранением понимается сохранение вещей, свойств и отношений. Конкретному закону сохранения соответствует свой тип движения. Существует теорема Эммы Нетер (1918), устанавливающая связь между свойствами симметрии физической системы и законами сохранения: из инвариантности относительно сдвига во времени следует закон сохранения энергии, относительно пространственных сдвигов — закон сохранения импульса, относительно пространственного вращения — закон сохранения момента количества движения; относительно преобразований Е. Лоренца — закон сохранения лоренцева момента, или обобщенный закон движения центра масс. Построение общетеоретических конструкций в психологии немыслимо без создания арсенала константных величин, наряду с формированием арсенала категорий, законов, методологических принципов и т.п. Возможно ли это в отношении инвариантов.

Понятие инварианта в психологию привлек Ж.Пиаже. Основная его идея состоит в том, что развитие познания может быть представлено как процесс построения инвариантов, характеризующих знание субъекта об объекте. Развитие интеллекта, по Пиаже, имеет несколько стадий: I) период сенсомоторного интеллекта (0−2 года); 2) период подготовки и организации конкретных операций (2 – 11 лет); 3) период формальных операций (11 – 15 лет). Наиболее важные инварианты, которые образуются в процессе индивидуального развития, в соответствии с этими стадиями таковы: I ) представление об объекте как инварианте; 2) представление о сохранении количества вещества, веса иобъема; 3) сохранение совокупности и генезис понятия о числе.

Известны перцептивные константы (инварианты) К. Коффки. Инвариантность, как свойство восприятия — это способность человека воспринимать и узнавать объект как тот же самый независимо от его местоположения в поле зрения, изменения его размеров, цвета, внесения дополнительных элементов. Им предложены такие соотношения.

Величина = (видимая величина / видимое расстояние) = константа.

Форма = (видимая форма / видимый наклон) = константа.

Яркость = (видимая белизна / видимая яркость) = константа.

В приспособительной деятельности, согласно гипотезе В.М. Теплова, свойcтва общего типа нервной системы взаимно компенсируются друг другом. Так, например, у слабого типа малая выносливость к действию раздражителей большой силы компенсируется низким порогом абсолютной чувствительности. Наличие таких компенсаторных отношений, обеспечивающих одинаковый уровень приспособления при различном составе типологических свойств, заставляет предположить существование инвариантных характеристик этих свойств. Понятие «индивидуальный стиль деятельности», по существу, также исходит из предположения существования инварианта. Имеются попытки найти аналитическое выражение для получения инварианты. Так, например, в одной из работ В.С. Мерлина, И.Д. Пехлецкого, В.В. Белоуса приведена следующая формула:

a·b 2 / lg c· c·d = k = 0,06

где показатели: a — ригидность уровня притязаний, c — экстраверсия по Юнгу, b — эмоциональная возбудимость, d — эмоциональная устойчивость, k — константа. Авторы считают, что инварианта существует только между уравновешивающими, сотрудничающими и ортогональными свойствами и не существует между свойствами, находящимися в соподчинении. Взаимодействуют друг с другом свойства, которые не коррелируют между собой.

Можно назвать и другие примеры, где констатируются некие константные соотношения между разными переменными. Согласно закону Д.В. Аткинсона, стратегии стремления к успеху и избегания неудач в сумме дают константу. Их совместные вероятности равны единице. Закон Вебера-Фехнера утверждает, что отношение дифференциального порога к интенсивности фонового раздражителя – величина постоянная. Закон Рикко (тактильная чувствительность) гласит, что произведение пороговой интенсивности раздражителя на площадь его воздействия — величина постоянная. Есть экспериментальные данные, смысл которых позволяет предположить, что информационная и энергетическая компоненты эмоций находятся между собой в обратной зависимости, а их суммарная величина инвариантна. Другими словами, когнитивная и оценочная компоненты эмоций в сумме дают константу. Существует так называемый психофизиологический квант, характеризующий минимальное время, необходимое для сканирования поступающей в мозг информации. Он равен 100 мс.

Таким образом, в психологии имеется достаточно обширный набор констант, что дает основание в дальнейшем выделять фундаментальные закономерности, объясняющие смысл психического, строить общетеоретические конструкции высокой обобщающей силы.

 

Принцип соответствия. Термин «соответствие» впервые был употреблен Н. Бором в 1915 г., когда он указывал на соответствие между его теорией и точкой зрения обычной электродинамики в области больших длин волн. Согласно этому принципу смена одной естественнонаучной теории другой обнаруживает не только различие, но и связь, преемственность между ними, которая может быть выражена с математической точностью. Новая теория, приходя на смену старой, не просто отрицает последнюю, а в определенной форме удерживает ее. Благодаря этому возможен обратный переход oт последующей теории к предыдущей, их совпадение на некоторой предельной области, где различия между ними оказываются несущественными. Например, законы квантовой механики переходят в зако­ны классической, когда можно пренебречь величиной кванта действия. Принцип соответствия означает: а) преемственность знаний между этапами преобразования информации, между старыми и новыми теориями; б) эвристическое предписание в «производст­ве» нового знания, так как имеется знание о том, как происходит развитие менее общей теории в более общую [ ].

Принцип дополнительности. Выдвинут Н. Бором для воспроизведения целостности явления. Необходимо применять противоположно-дополнительные, формально несводимые друг к другу парные категории. Этапы и принципы психологического исследования не только симметричны, но и взаимодополнительны, образуют пары по принципу «вход—выход». В физике свет можно рассматривать либо как волновое явление, либо как корпускулярное, в психологии имеется два подхода для объяснения механизмов деятельности мозга: локализационизм и структурализм. Этот принцип применим для изучения билатеральной асимметрии, проблемы социального и биологического, врожденного и приобретенного, субъект-объектных отношений и т. д.

Принцип симметрии. В основе и симметрии, и инвариантности в логическом аспекте лежит понятие равенства или тождества. Логически оба понятия соотносятся с понятием преобразования. Смысл того и другого понятия состоит в том, что отношение равенства, тождества, существовавшее до преобразования, продолжает существовать и после него. Если какое-либо состояние или процесс встречается в природе, то для него существуют обращенное состояние или процесс, который также может реализоваться в природе. Очень часто понятия «симметрия» и «инвариантность» употребляются как синонимы.

Принцип наблюдаемости. Согласно этому принципу новая теория может строиться на основе только наблюдаемых величин (явлений). В психологии мы не можем строить теорию о внутреннем мире пу­тем созерцания, интроспекции. В то же время А. Эйнштейн говорил, что только теория определяет, что является наблюдаемой величиной. И то, что мы уже наблюдали, несомненно есть наблюдаемая величина и должно включаться в теорию. Для тех же физических величин, кото­рые фактически не наблюдались, мы до поры до времени свободны только предполагать их существование. Этот принцип, таким образом, означает, что лишь окончательная теория сама может решить вопрос о том, что мы наблюдаем, а чего не наблюдаем. Теория даже может изменить наше описание того, что мы наблюдали ранее, до того, как она была создана.

Принцип редукции означает сведение одних качественных состояний объектов к другим с целью объяснения неизвестного посредством сопоставления его с тем, что значительно проще и достаточно изучено. Более сложное явление здесь объясняется совокупностью более простых причин. Этот принцип весьма широко применяется в науке [ ].

Принцип идеализации – предполагает включение в логику теоретических рассуждений представления об идеализированных объектах, т.е. таких объектах, существование которых невозможно в реальном, чувственно воспринимаемом мире («абсолютно черное тело», идеальный газ в физике; такие объекты иногда

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.