Умножение на двузначное и трехзначное число — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Умножение на двузначное и трехзначное число

2017-12-09 518
Умножение на двузначное и трехзначное число 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При умножении на двузначное и трехзначное число все операции над множимым можно свести к умножению его на однозначное число и на разрядную единицу. Например, решая пример 56 x 37, ученик рассуждает так:

Чтобы умножить 56 на 37, достаточно сначала умножить 56 на 7, затем умножить 56 на 30 и полученные числа сложить. Умножаем 56 на 7...

Умножаем 56 на 30. Для этого достаточно умножить 56 на 3 и к полученному числу приписать нуль. Этого нуля мы писать не будем, оставим его место свободным, а произведение на 3 начнем записывать под десятками.

Умножим 56 на 3... Складываем... Ответ: 2072

Приведенное объяснение начинается с указания всех стержневых операций в определенной последовательности, чем обеспечивается понимание места и значения каждой отдельной операции в системе этих операций. Но, что еще важнее, устраняется необходимость оперировать разрядными наименованиями и находить произведения чисел в тех случаях, когда оба сомножителя оканчиваются нулями.

В целях дифференциации приемов умножения на числа двузначные и круглые полезно давать следующие упражнения:

1. Учащимся предлагается рассказать способ решения парных примеров, составленных с таким расчетом, чтобы на фоне сходного резче выступало различие примеров: как умножить письменно, скажем, 246 на 13? (Ответ.Надо 246 умножить на 3 и 246 умножить на 10, полученные произведения сложить.) Как умножить 246 на 30? (Ответ:Надо 246 умножить на 3 и полученное произведение умножить на 10.)

2. Упражнения более обобщенного характера, когда множимое не дается в виде определенного числа. Например: как умножить письменно любое число на 13? (Ответ:Надо это число умножить на 3, это же число умножить на 10 и полученные числа сложить.) Как умножить любое число на 30? (Ответ.Надо это число умножить на 3 и полученное число умножить на 10.)

3. Обратные упражнения по отношению к приемам разложения множителя, в которых числа одинаковые, а приемы разные. Если 234 умножили на 3, 234 умножили на 10 и полученные числа сложили, то на какое число умножили 234? (Ответ: 234 x 13) Если 234 умножили на 3 и полученное число умножили на 10, то на какое число умножили 234? (Ответ: 234 x 30)

4. Устное решение парных примеров в одно действие (25 x 12 и 25 x 20; 12 x 15 и 12 x 50 и т.д.) и письменное решение парных примеров в несколько действий: что больше и на сколько: произведение 346 x 7 x 10 или сумма произведений 346 x 7 + 346 x 10?

5. При умножении на двузначное и трехзначное число надо применять либо прием разложения множителя на разрядные слагаемые (234 х 15 = 234 х 5 + 234 х 10), либо комбинацию этого приема с приемом разложения множителя на сомножители (436 х 248 = 436 х 8 + 436 х 4 х 10 + 436 х 2 х 100). На данной ступени изучения умножения в центре внимания находятся именно эти приемы разложения множителя.

При изучении остальных случаев умножения ученики имеют дело с уже знакомыми им приемами, только в новых условиях (340 х 23 = 34 дес. х 23 = 782 дес. = 7820; 421 х 305 = 421 х 5 + 421 х 300; 315 х 240 = 315 х 24 х 10 и др.). Поэтому целесообразно организовать дальнейшую работу над умножением так, чтобы ученики самостоятельно устанавливали вычислительный прием, относящийся к. новому случаю умножения.

Приведем часть протокола урока, на котором впервые решались примеры с нулями на конце у обоих сомножителей.

Учитель: Б., иди к доске. Запиши пример: 4300 х 16. Как умножить 4300 на 16?

Ученик: 43 сотни на 16.

Учитель: Как 43 сотни умножить на 16?

Ученик: 43 сотни x 6; 43 сотни x 10; полученные числа сложить.

Учитель: Что получишь?

Ученик: Сотни.

Учитель: Что дальше сделаешь?

Ученик: Раздроблю в единицы: припишу два нуля.

Учитель: Решайте пример. В., иди к доске. Запишите пример 43 x 160. В., как умножить 43 на 160?

Ученик: 43 умножить на 16 и полученное число умножить на 10.

Учитель: Решайте!

В. умножил 43 на 16.

Учитель: Прочитай, что ты получил.

Ученик: 688 единиц.

Учитель: Что дальше надо сделать?

Ученик: умножить на 10.

Учитель: Что показывает число 16?

Ученик: Сколько слагаемых в каждой группе.

Учитель: Число 10?

Ученик: Сколько таких групп.

Учитель: В., расскажи подробно, как умножить 43 на 160.

Ученик: 43 x 6; 43 x 10; сложу; полученное число умножу на 10.

После этого учитель переходит к новому материалу. Работа проводится следующим образом.

Учитель: Надо 4300 умножить на 160. Это для вас новое. Подумайте, как надо записать этот пример. Ш.!

Мальчик на доске правильно подписывает множитель под множимым.

Учитель: Как будешь умножать 4300 на 160? Н.!

Ученик: 43 сотни надо умножить на 16, полученное число умножить на 10.,

Учитель: Кто думает так же, как Н.?

(Много поднятых рук.) Молодцы, правильно! Иди, Н., к доске и реши этот пример.

Мальчик умножил 43 сотни на 16.

Учитель: Что получил?

Ученик: Сотни.

Учитель: Что дальше надо сделать?

Ученик: Сотни, раздробить в единицы; припишем два нуля.

Учитель: Теперь что надо сделать?

Ученик: Умножить на 10, припишем нуль.

Учитель: Повтори все от начала до конца, как мы умножили 4300 на 160.

Ученик: Умножили 43 на 16 и приписали три нуля.

Тот факт, что дети смогли самостоятельно применить приемы умножения круглого числа на круглое число в таких сравнительно сложных условиях и тем самым установить способ решения новых примеров с нулями на конце обоих сомножителей, говорит о довольно высоком уровне понимания детьми названных приемов.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.