Процесс работы над Г и Сл понятиями (1 на выбор) — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Процесс работы над Г и Сл понятиями (1 на выбор)

2017-12-09 364
Процесс работы над Г и Сл понятиями (1 на выбор) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа над С и Гр п. складывается из 2-х составляющих:

I – первичное знак-во

II-осовение

В процессе работы в I период состоит из:

1. Анализ языкового материала. Цель: выявить сущ. и несущ.признаки понятия, основываясь на частично-поисковом методе, т.е дети должны сами найти признаки

2. Обобщение выделительных признаков и знак-во с формулировкой. Первоначально уч-ся сами представляют формулировку и признаки понятия, а затем сравнивают свои выводы с выводами в уч-ке.

3. Осознание формулировки понятия (проверка восприятия). Выполнение 1-2 упр-ий под руководством учителя.

4. Конкретизация изучаемого (закрепление). Выполнение 2-3х упр-ий, где уч-ся проявляет значительную долю см-ти. В 3 кл можно провести небольшую см.р.

# имя прилаг.

I.С.п: прзнак предмета, вопросы. Раздать индив.карточки или на экране

В лесу живет зверь. У него уши, шерсть, хвост.

- Прочитайте предл-я и определите про какого зверя идет речь. Чего не хватает в этих пред-ях, чтобы определить какой это зверь?

- в этих пред-ях нет тех признаков, α-ые должны быть у любого предмета. Слова для справок: рыжий-белый, рыжий-короткий, хитрый-трусливый и т.д. вторая карточка – вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?КАКИЕ?

- Прочитайте какие получились пред-я? Почему в ваших пред-ях пришлось изменить некоторые слова? (т.к признак предмета, то предмет и определяет признак) Слова данной ЧР в рус.яз. наз-ся именами прил.

- Подумайте, почему они так называются?

II.- Попробуйте составить формулировку о том, какая ЧР наз-ся именем прил? Можно предложить ключевые слова ЧР, ОБОЗНАЧАЕТ, ОТВЕЧАЕТ

- откройте учебник и прочитайте форм-ку. Совпали ли наши определение в уч-ке?Похвалить за открытие или В чем ошиблись?

2. Технологии изучения морфемного состава слова. Система изучения словообразовательных понятий. Планируемые результаты.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.

Раздел «состав слова» явл-ся одним из самых привлекательных для МШ. Изучение данного раздела дает представление, откуда берутся слова в яз. Сущ-ют трудности при изучении темы. Псих-ги выделили 2 гр. уч-ся, которые при первоначальном изучении темы не все понятия называют верно: 1гр.-наивные семантики [сторож-сторожка – неоднокорен. сл., т.к. одно обозн-ет чел-ка, второе - строение]. 2гр. – сухие формалисты [чайник-чашка – однокорен. сл., т.к. обоз-ют название посуды и имеют общ. часть ЧА-]. Появ-е данных ошибок связано с тем, что, во-первых, недостаточно проводится работа над знач-ем сл., а, во-вторых, работа по разбору сл. по составу опирается на формальные показатели [люблю – ребенок выделяет суф-кс Л, но это не гл.]. Задачи изуч-я темы: 1 – позна-ть с осн. морфемами РЯ и их значением; 2 – научить опре-ть существенные и несущ. признаки морфем; 3 – сформи-ть способ действия при разборе слов по составу, опираясь на значение морфемы; 4 – поз-ть с чередованиями, которые происходят при словообраз-ии в различнх морфемах [куртка-курточка]; 5 – познак-ть (в основ. на практическом уровне, кроме системы Занкова) со способами обра-я слов в яз.; 6 – содействовать общ. развитию уч-ся. Система изуч-я состава слова: 1 этап – подготовительный; 2 этап – знак-во с понятиями «родственные слова», «корень» и «однокоренные слова»; 3 этап – знакомство с окончанием, приставкой, суффиксом и основами словообра-го анализа (на практике); 4 этап – работа над составом слова в связи с изуч-ем ЧР. 1этап- это период ОГ. Цель этапа: научить уч-ся вдумываться и вслушиваться в звучание и знач-е слова, нахо-ть общ. и отлич. признаки группы слов и анализ-ть их. Знакомство с терминологией на данном этапе не предусмотрено, потому что термин для анализа слов значения не имеет. Упра-я: 1»малыши заблудились»-помочь малышам найти своих родителей. Сопрово-ся рисунками. [тигр-тигренок]. 2 «Вода» «водный» «водолаз» -почему слова явл-ся членами одной семьи?

Система развивающ.обучения Л.В.Занкова в первой редакции «Букваря» в период ОГ (Iчетверть) предлагала знак-ть с понятиями «корень», «приставка», «суффикс», «окончание». В новой редакции «Азбуки» данный материал отсут-ет, т.к. «Азбука» предназначена уже для 6-тилетних детей, и это не соот-ет возрасту. Система «Школа 2100» в «Моей любимой азбуке» знак-т с «корнем», «однокорен.сл.», «приставка», «суффикс» и учит произво-ть разбор по составу.

2этап- на дан. этапе учителю предстоит поз-ть уч-ся с осн. значимой морфемой и показать ее роль в сл. «родственные слова» - дан. понятие исполь-ют не все системы, потому что родствен. сл. и однокорен. – это не одно и тоже [бегемот, гиппопотам – родственные; бегемот, бегемотик - однокоренные]. «Корень»-нач-ся знак-во с выделения его сущ-х признаков: общее зна-е, общ. часть. Необ-мо дать понятие «корень» [корень рестения-корень слова]. Трудности: *гр. сл., предназ-х для анализа, должно исполь-ся хоть одно сл. с приставкой; * нельзя брать слова с чередованием [медведь, медведица, медвежонок].

В разн. Системах после-ть изучения морфем представлена по разному. Традиционное расположение материала: «корень» à «окончание» à «приставка» à «суффикс». Дает представление о том, что есть однокорен. сл. и формы. Неко-е системы предпочитают: «корень» à «приставка» à «суффикс» à «окончание». Эта после-ть учит образ-ть однокорен. сл. на основе опред-ой деят-ти. Оба подхода имеют свои сложности. Первая не дает понятие о том, как обра-ся однокорен. сл. Вторая не учит понятию о форме слова, дети не работают с окончанием.

3этап- «приставка» - у прист. есть 2 сущ-х признака: место в слове, обра-е нов. сл. При знак-ве м-о испо-ть 2 варианта работы: 1-при зна-ве для анализа предл-ся слова, в которых заклю-о движение в разных напра-ях [ходит, заходит, переходит]. Учитель пыт-ся с детьми опр-ть, образ-сь ли нов. сл. (часть слова, значение, место в слове (приставлено к корню)). 2-предл-ся сл. с противополож. знач-м [шумный, бесшумный]. Сравн-ся по значению пары слов. Методические рекомендации: *при первичном знак-ве не брать сл. с корнем ШЁЛ; *в практич. работе испо-ся слова с приставками ПРЕ-, ПРИ-, З-, С-; * необ-мо работать над зна-ем приставки [школьный, вокзальный, морской +ПРИ-]. «приставка»- сущ-е признаки:место в сл., обра-е новых сл., изменение оттенков. Работа знакомства с суффиксом: творч. вариант [снег + -ОК-], представить слово, провести анализ (нов. знач-е, оттенок знач-я). Метод. рекомендации: *при первичн. зна-ве для анализа испо-ть слова, в которых суффикс обра-т новые сл. и их оттенки; *работа над знач-ем суф-са; *усваивать правило единообразного написания. «окончание» -это единств. морфема в слове, которая явл-ся изменяемой. Это ее гл. и сущ. признак. Окончание – это синтаксиче-я категория, т.к. она регули-т связь слов в предл. Поэтому зна-во должно происходить на основе анализа сл.соч. и предл. (Зеленина и Хозлова 2 кл. оконч. Рас-ся на основе анализа отд. сл.). [у нас в городе есть река. Летом с река дует свежий ветер. Ребята с удовольствием купаются в река.] текст редакт-ся. –Почему мы внесли в текст измен-я? Следует за этим письм. работа: есть (что?) река, дует (откуда?)с реки, купа-ся (где?) в реке. –Так почему изм-сь сл.? (разные вопросы). –Какая часть меня-сь в сл.? –Сравните окончание с корнем, приставкой, суффиксом (выглядит по разному, значит изменяемая). Метод. рекоменд.: *язык. материал: слов. соч., предл.; *должно испо-ся слово 1 скл.; *не давать на первом уроке понятие «нулевое окончание»

4этап- для того, чтобы сфор-ть правильный способ действия при разборе слова по составу, нужно нау-ть уч-ся: работать с лексич. зна-м сл., осоз-ть грам. зн-е сл., правильно опр-ть зна-е приставки и суффикса. Наиболее сложной для разбора по составу явл-ся гл. Можно испо-ть различн. приемы на обобщ. этапе: * «ловушка»; *работа со схемами.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.