Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-12-10 | 235 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Социальное управление - это осуществляемое в обществе управление людьми и в отношении поведения и деятельности людей. Оно заключается в сознательном, волевом, целенаправленном, упорядочивающем воздействии на общественные процессы. Такое управление объективно всегда имеет место там, где есть совместная деятельность людей. Главная его цель - обеспечение согласованной совместной деятельности, направленной на выполнение общих задач.
В научной литературе, в законодательстве можно встретить разные виды управления (общественное, муниципальное, государственное). Социальное управление подразделяется на публичное управление, состоящее в осуществлении публичной власти, и общественное управление, которое имеет место в системах различного рода общественных формирований (профсоюзах, политических партиях). Публичное управление в зависимости от его субъектов подразделяется на государственное и муниципальное управление.
АП берет свое наименование от такого социального явления, которое получило свое наименование в Древнем Риме как administratio, что в переводе на русский язык означает «управление». Многие под управлением понимают руководство кем-либо, чем-либо. Однако такое краткое определение управления не позволяет выяснить содержание, назначение управления. С общетеоретических позиций, с отдельных выводов такой науки об управлении как кибернетика, можно сформулировать несколько выводов, характеризующих управление как социальное явление:
а) управление как функция, присущая любой организованной системе (биологической, технологической, социальной), для сохранения целостности такой системы, поддержания ее функционирования и поддержания режима деятельности такой системы; любая организованная система предполагает обязательно наличие функции управления;
|
б) управление необходимо в этих организованных системах для налаживания взаимодействия между элементами любой организованной системы;
в) элементами любой организованной системы являются субъект и объект; субъект - это тот, кто управляет; объект - тот, на кого направлено управляющее воздействие;
г) управление предполагает определенное подчинение объекта субъекту;
Эти черты характеризуют управление вообще. К ним необходимо добавить несколько признаков, которые характеризуют уже социальное управление:
а) управление необходимо там, где налицо совместная деятельность людей; сама по себе совместная деятельность людей не даст никакого результата до тех пор, пока эти люди, собранные для совместной деятельности, не будут организованы в коллективы; когда между людьми, организованными в коллективы, будет налажено взаимодействие, когда у каждого будут определены полномочия, функции (например, факультет не может функционировать без аппарата управления в лице деканата);
б) управление как социальная категория направлено на упорядочение действий людей;
в) управление предполагает подчинение объекта субъекту управления; в качестве субъекта управления выступают различные государственные и общественные органы, отдельно уполномоченные лица; управление будет реальным только тогда, когда у субъекта есть власть, а власть предполагает наличие у субъекта властных полномочий;
В современных условиях функцию управления осуществляют органы исполнительной власти. Особенность социальной функции управления состоит в том, что она тоже предполагает наличие субъекта и объекта, но в этом случае в качестве субъектов и объектов выступают люди: люди управляют людьми.
Административное право часто называют правом управления, управленческим правом. АП своими нормами «обслуживает» такой вид государственной деятельности, как государственное управление. Государственное управление - основной вид социального управления. Его субъектом является государство как политическая организация всего общества, располагающее всеми экономическими, политическими, организационными, правовыми и другими атрибутами своего воздействия на общественные процессы. В широком смысле его субъектами выступают все государственные органы, воздействующие на общественные отношения присущими им методами и в установленных для них формах: законодательные - посредством законов, суды, осуществляя правосудие.
|
Термин «государственное управление» активно употреблялся в отечественной литературе, в законодательстве, употребляется и в зарубежной литературе. Но во времена перестройки постепенно законодатель стал реже упоминать об этом термине. После принятия Конституции 1993 года обратили внимание, что в Конституции не упоминается и не закрепляется такой вид государственной деятельности, как государственное управление. Получается парадокс, что государство есть, а государственного управления нет. Дело в том, что в Конституции была закреплена теория разделения властей, произошла подмена термина «государственное управление» термином «исполнительная власть». Считалось, что это буржуазная теория и не подходит Советскому Союзу, где власть едина, принадлежит народу и ее нельзя делить на ветви (хотя система разделения властей была, только ее называли системой разделения труда).
Законодатель не придумал термина, который показал бы, что в РФ на конституционном уровне закреплен такой вид деятельности как государственное управление. Первое время была непонятная ситуация: есть ли государственное управление в РФ или нет. Конечно, Правительство, министерства, федеральные агентства и службы являются органами исполнительной власти, но законодатель стал закреплять термин «государственное управление» в законах, так как не хотел изменять Конституцию, боясь дестабилизации общественного порядка.
Советские ученые характеризовали государственное управление следующим образом (эти признаки присущи и современному государственному управлению):
а) государственное управление - это вид государственной деятельности, который существует, функционирует наряду с законотворческой и судебной деятельностью;
|
б) государственное управление часто называют исполнительно-распорядительной деятельностью; это означает, что государственное управление призвано исполнять законы и подзаконные акты (нормативные акты, основанные на законах); распорядительство означает, что государственное управление в лице субъектов государства для исполнения законов использует такие властные рычаги, как государственно-властные полномочия в отношении объектов управления;
в) государственное управление имеет свое субъектное выражение, то есть государственное управление осуществляют специальные государственные органы - органы государственного управления;
г) органы государственного управления наделяются государственно-властными полномочиями, что позволяет им решать те задачи, которые стоят перед ними, и реально воздействовать на поведение объектов управления;
д) государственное управление - это подзаконная деятельность, то есть она осуществляется на основе и во исполнение закона;
е) органы государственного управления осуществляют повседневное и непосредственное руководство организационно подчиненными (подведомственными) им предприятиями, организациями, учреждениями;
ж) органы государственного управления осуществляют правоприменительную (правоисполнительную) деятельность, то есть в процессе своей деятельности применяли нормы законов и подзаконных актов;
з) субъекты государственного управления наделены полномочиями по осуществлению нормотворчества; многие органы гос управления издавали нормативные акты в пределах своей деятельности;
С появлением частной собственности несколько сужаются границы государственного управления в плане непосредственного руководства предприятиями и учреждениями (в основном жесткая система подчинения касается только сферы вооруженных сил, на частные предприятия государство воздействует при помощи административно-правового регулирования, налогов, пошлин).
Большинство ученых считает, что понятия «исполнительная власть» и «государственное управление» близкие, но не тождественные. Исполнительная власть - это политико-правовая, теоретическая категория, ее нельзя ощупать, она может быть реализована только тогда, когда вступает в действие государственное управление как вид государственной деятельности, как форма реализации исполнительной власти. Можно сказать, что государственное управление является механизмом реализации исполнительной власти как политико-правовой категории, отсюда многие ученые делают вывод, что гос управление как организационно-правовая форма понятие более широкое, чем исполнительная власть. Именно в рамках государственного управления реализуется исполнительная власть.
|
Козлов писал, что все органы исполнительной власти осуществляют государственное управление, но не все органы государственного управления осуществляют исполнительную власть. Правительство РФ осуществляет управление всем обществом, всем государством; министерства осуществляют государственное управление, но министерства структурно состоят из департаментом - органов государственного управления, но это уже не органы исполнительной власти, это звенья системы министерств.
Государственное управление осуществляется в определенном порядке. Действующие нормативные правовые акты и административная практика органов государственного управления дают основания для вывода о том, что процесс управления включает следующие стадии:
а) определение целей и задач, подлежащих выполнению;
б) подготовка и принятие решений, необходимых для их выполнения;
в) организация выполнения принятых решений;
г) контроль за их выполнением;
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!