Определите вид выразительного средства. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Определите вид выразительного средства.

2017-12-10 947
Определите вид выразительного средства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. Метафора.

Б. Сравнение.

В. Эпитет.

Г. Перифраза.

Д. Гипербола.

1) Хорошо живу, богато, все умею, все могу, как плясунья по канату, по судьбе своей бегу… (В.Тушнова).

2) Страстная, безбожная, пустая, незабвенная, прости меня. (А.Блок).

3) В серебре чуть колышется озера гладь, наклонясь, зашепталися ивы…(Д.Ратгауз).

4) Родом он из северной столицы.

5) …недоимок накопилось такое множество, что местный казначей, заглянув в казенный ящик, разинул рот, да так на всю жизнь с разинутым ртом и остался (М.Салтыков-Щедрин).

Определите вид выразительного средства.

А. Метонимия.

Б. Литота.

В. Риторический вопрос.

Г. Сравнение.

Д. Олицетворение.

1) На столе открытый лист бумаги, чистый, как нетронутая совесть (К.Некрасова).

2) Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года (А.Пушкин).

3) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.Некрасов).

4) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А.Пушкин).

5) Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Н.Гоголь).

Определите вид выразительного средства.

А. Антитеза.

Б. Гипербола.

В. Риторическое обращение.

Г. Градация.

Д. Эпитет.

1) Я его, как песок золотой, намывала, собирала любовно, неутомимо, по крупице, по капле, по искре, по блестке... (В.Тушнова).

2) Письма пишут разные: слезные, болезные, иногда прекрасные, чаще — бесполезные (К.Симонов).

3) Умный правит краткий миг, глупый знает все из книг. Умный глупому не пара. Умный груз, а глупый тара (Д.Хармс).

4) Мне кажется, что я воскрес. Я жил. Я звался Геркулес. Три тысячи пудов я весил. С корнями вырывал я лес. Рукой тянулся до небес (Л.Мартынов).

5) Моя безбожная Россия, священная моя страна! Ее равнины снеговые, ее цыгане кочевые, — ах, им ли радость не дана? (И.Северянин).

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

1. Подготовьте письменное сообщение на одну из тем:

1. Точность как коммуникативное качество речи.

2. Понятность как коммуникативное качество речи.

3. Иноязычные слова в современной русской речи.

4. Жаргон и культура речи.

5. Сквернословие и культура речи.

6. Богатство и разнообразие как коммуникативные качества речи.

7. Выразительность как коммуникативное качество речи.

8. Чистота как качество грамотной речи.

9. Логичность как качество грамотной речи.

10. Речевой этикет. Формулы речевого этикета: основные группы.

11. Обращение в русском речевом этикете.

12. Русская фразеология и выразительность речи.

13. Условия и критерии эффективного общения.

Исправьте речевые недочеты в предложениях. Определите характер ошибки.

Вариант 1

1. Надо изучить это решение, играющее большое значение в нашей жизни. 2. Он оставил у нас хорошее впечатление. 3. Максим Горький прилагал собиранию и спаиванию молодых литераторов много сил. 4. Весь контингент столующихся выражал удовлетворение качеством обедов. 5. Старик слушал эти вести и только сокрушительно покачивал головой. 6. По мере перемещения к северу-востоку массивы воздуха охлаждались. 7. Собираясь на рыбную ловлю, мы одели плащи. 8. Сегодня столица Франции — Париж — приобрел свой обычный вид. 9. Зрители следили за ходом драматических событий, случившихся в начале лета 1928 года. 10. Жизнь сельского труженика мало чем отличается от горожанина. 11. Шесть стран соорудили спасательные экспедиции на поиски экипажа Италии. 12. Строители здесь заново ложат стены, ве­дут канализацию. 13. Дверь открывается вовнутрь. 14. Продав­щи­ца заявила, что она с браком и вернула мне бутылку. 15. Сейчас эта история уже давно канула в лепту. 16. Я знаю, что он будет скучать обо мне. 17. Мы любим и заботимся о вас. 18. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе. 19. Благодаря неудовлетворительной работе старосты задание не было решено. 20. Справочник запрашивали из Казахстана, Кавказа, Туркмении.

Вариант 2

1. Принятыми мерами нарушитель границы был задержан. 2. Нелестные слова летят иногда и по адресу торговых работников. 3. Произвести артиллерийский салют согласно данных мной указаний. 4. Молочница очень гордится собою за то, что у нее такая «культурная» речь. 5. Судья поднимает руки, фиксируя о том, что матч окончен. 6. Хорошо выполнила учебную практику вторая группа IV курса, где старостой тов. Петрова, которая в этом году по указанию главка значительно увеличилась в своем объеме. 7. Выделенных рабочих с участков управлением треста на курсы начальники участков временно задержали. 8. В протоколах указывается содержание доклада, содоклада, вопросов и ответов, заданных докладчику. 9. Мне приходится сожалеть о том, что вы можете подробно рассказать о том, что случилось в тот вечер. 10. Кроме ландыша и шиповника, сбором растений занимаются все аптеки города. 11. Мы отступали с уверенностью в правоту своего дела. 12. У ворот часовые их остановили и потребовали паспортов. 13. На заводе поставлено 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений, которых на заводе пока нет. 14. Адмирал был назначен командующим военно-морских сил США на Тихом океане. 15. Библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 16. В воскреснике участвовали 61 сту­дентов IV курса. 17. Нам встретилось трое девушек, тоже возвращавшиеся по домам. 18. Студенты, сделающие в контрольной работе шестеро и более ошибок, не сдадут зачета. 19. Мальчик вырос. Теперь ему свыше полтора года. 20. Генеральный прокурор на голову чище, чем те, кто сегодня пытаются бросить в него камень.

Вариант 3

1. Тысячи человек в некоторых странах являются безработными и бескровными. 2. Передо мною список-простынь со сто шестидесятью восьми фамилиями. 3. Тускло горит керосиновая лампа, отразив на потолке ясный круг. 4. Он и вчера из воды чистым вышел — все на меня свалил. 5. Самый старейший из участников шахматного турнира — Хлор. 6. О существовании Полярной звезды знали наши самые отдаленнейшие предки. 7. Все ее шесть братьев воевали: Александр и Михаил были пехотинцы, Семен — шофер, Николай — стрелок-радист, Анатолий, Иван и Сергей — пулеметчиками. 8. Джон Л. Маркс руководил и контролировал скрытыми действиями ЦРУ. 9. Суд должен состоять из членов, назначаемых и подотчетных лично Президенту России. 10. Сейчас еще неизвестно, сколько и каких вопросов будет вынесено. 11. С тех пор его рейтинг практически не уменьшался. 12. Для того, чтобы читатель имел бы полное представление о данном вопросе. 13. Если бы удалось избежать жертв, создавшаяся обстановка не изменила своей политической сути. 14. Средства на это отпущены малоимущим беднякам. 15. Организованными поисками самолет обнаружен разрушенным на берегу моря. 16. У него слезы стояли на глазах. 17. Надо вывести его на свежую воду. 18. Прейскурант цен висел на стене. 19. Болезнь поражает деревья вишен, слив, терна и абрикос. 20. Эта формула давно уже опробирована и хорошо себя зарекомендовала.

Вариант 4

1. Я бы хотел иметь какого-нибудь животного, чтобы ухаживать за ним. 2. Авторитетная жюри признала работу этого актера самой яркой. 3. Леня рос круглой сиротой. 4. Окна и двери ребята выкрасили импортным белилом. 5. Наш город красивый в любое время года. 6. Короткий блицтурнир подошел к концу. 7. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. 8. Когда он приехал в Новосибирск, он не нашел там Кравцова. 9. Герои-шоферы возили по Ладоге хлеб и доставляли солдатам на фронты. 10. К ним применяются меры воздействия судебным порядком. 11. Инженера везде требуются. 12. Инспектор рассудил неправоту арбитра. 13. Жестокий юноша не слушал мольб своей старой матери. 14. Я хочу подробнее остановиться о положении в Югославии. 15. Он жаждает бурь и приключений. 16. Он будет скучать обо мне. 17. Он приехал в Россию и угадал в точку. 18. Ехай спокойно: все, что нужно, я исполню. 19. Гуляя по дворцу, мальчик был встречен графом. 20. Я поздравляю вас с этой премией с удовольствием.

Вариант 5

1. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь. 2. Он посмотрел на ее задумчивыми глазами. 3. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке. 4. Ученые описали более пятиста языков бесписьменных народов. 5. Обои девочки были очень хорошенькие. 6. Веселый котенок Мурка смешила нас каждый день. 7. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, привлекает туристов. 8. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. 9. Ученикам дежурного класса было поручено наблюдать порядок на перемене. 10. Мама постелила на кровать новую покрывалу. 11. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей. 12. Во время войны моя бабушка была минометчиком. 13. Мы увидели скакающего во дворе всадника. 14. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. 15. Побегим на станцию, может быть, встретим ее там. 16. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки. 17. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому. 18. Взревел мотор, и самолет бросился ввысь. 19. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. 20. Герой Булгакова — явный прототип христианского Иисуса Христа.

Вариант 6

1. Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. 2. Когда мальчик перелезал через забор, одна валенка свалилась с его ноги. 3. Катя научила меня танцевать старинный танго. 4. Москвичи обеспечены жильем лучше, чем в среднем по стране. 5. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет некому. 6. Деревня находилась в полтораста километров от станции. 7. В Историческом музее я видел старинные ружьи. 8. К столу подошли две женщины: одна рыжеволосая, другая в сером костюме. 9. Из Нижневартовска в ОАЭ. Доставка груза с туристами. 10. На мебель были одеты чехлы. 11. В парке срубливали старые деревья. 12. Сразу же после награждения подняли свой тост ветераны подразделения. 13. На столе стоит букет цветущихся астр. 14. Он был горяч, полный жизни. 15. Река Днепр этой весной вышел из берегов. 16. Бла­годаря стараний родителей сын получил прекрасное образование. 17. Коренные жители Северной Америки — индийцы — значительно ущемлены в своих правах. 18. Радостное известие привело его в минорное настроение — он готов был запрыгать от счастья. 19. Обоим ученицам дали дополнительное задание. 20. Среди приглашенных были профессоры, ученики, коммерсанты, банкиры.

Вариант 7

1. Процесс импичмента, начавший бы процесс развития демократических процедур в стране, оторвался на корню. 2. Больной мозоль не давал мне покоя весь день. 3. Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств. 4. Обрежь лишние нитки ножницей. 5. Врач Носкова принимает больных только по записям. 6. Артист был удостоен высокой наградой. 7. Промотав свое состояние, ему нечего было оставить своим детям. 8. Первый дебют команды в высшей лиге оказался таким образом неудачным. 10. В уголке дремает соседская кошка. 11. Драматург показывает «дно», которое приготовлено неудачникам в этом жестоком мире злобы и корысти. 12. Принятыми мерами розыска правонарушитель задержан. 13. Алена согласилась жить в доме Насти, пока не вернется ее муж. 14. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что один мешок порватый и из него сыплется зерно. 15. Нежное дерево акация превратилась в символ родного города. 16. Отец всегда удивлялся трудолюбием сына. 17. Оценка В.Г.Белинского романа «Евгений Онегин» была чрезвычайно высока. 18. В столице туристы ходили в музеи, театры, концерты. 19. Белые соцветия каштана были подобные свечам на праздничных елках. 20. Я нашел этот справочник у меня в кабинете.

Вариант 8

1. Дай мне поиграть твоей машиной, а ты возьми мои куклы. 2. Окно занавешено красивой белой тюлью. 3. Письма Достоевского искрятся отчаянием. 4. Профессия милиционера нравится мне тем, что в ней много опасностей и разных рисков. 5. Большинство денег ушло на восстановление разбитой машины. 6. Часовой всю ночь простоял на посте. 7. Врачи говорят правду только родным, поэтому нужно, чтобы пришел кто-то родной. 8. При­веденные примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретения. 9. Петя способен, и его обязательно нужно тренировать. 10. Аргументы Шмелева менее весомее. 11. Мальчику не разрешали дотрогиваться до портфеля отца. 12. Парень казался честным и обещал пожениться, но все вышло совсем не так. 13. Шерстка у моей Мурки длинная, лоснящая. 14. Надеюсь, что он выздоровит через неделю. 15. Птенцы падают вниз на твердую землю. 16. Программа компьютера пока не умеет отличать склонение русских существительных по падежам. 17. Основной контингент пассажиров — командировочные. 18. Устав после занятий, мне не читалось. 19. К нам присоединились еще много колонн. 20. Лифт сохраняет здоровье. Берегите его.

Вариант 9

1. Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей. 2. У моей собачки смешной хохолок, как у свиристели. 3. На этой иллюстрации изображена одна из главных героев повести. 4. Прежде чем отправиться в поход, надо запастись продовольствиями. 5. В книге хорошо написано про окрестность города Петербурга. 6. Налейте мне, пожалуйста, чайка и насыпьте сахарка. 7. Родители ругают меня за то, что я дерзю учителям, но это неправда. 8. Ребята из детского сада были в зоопарке и видели там маленьких верблюжонков. 9. Я люблю игру на рояле и петь. 10. Проголодавшего медведя запирали в дальней комнате. 11. В пер­вое время по приезду в Москву он чувствовал себя очень плохо. 12. Маяковский стоял у источников новой поэзии. 13. В искусстве он совершенный невежа. 14. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. 15. Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? 16. На другой день Петя пошел к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступал в полк. 17. Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. 18. Переподготовку прошли 51 человек. 19. Петр взял для охоты четверых собак. 20. Я верю в будующее этого юноши.

Вариант 10

1. Им приказали сдать все оружия. 2. Вода используется также и для хозяйственной цели. 3. Сейчас хлебу у нас вдоволь. 4. Подумать только, сколько платий висит у нее в шкафу, а она все требует новые. 5. Мама проводит со мной больше время, чем папа. 6. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 7. Вам предстоит увидеть величественные соборы, запомнящиеся навсегда. 8. Учитель был очень интересным человеком и много рассказывал о его жизни. 9. И тут он увидел знамя: Вася снял пальто и обмотал его вокруг себя. 10. Бывает, увлекёшься интересной книгой и забудешь про сон. 11. Женщина оглохнула в раннем детстве. 12. Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других персонажей. 13. У меня к приходу мамы все бывает уже убрато! 14. Правительство подготовило ноту, срочно направляющуюся в зону конфликта. 15. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 16. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес. 17. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 18. В городе открылись много магазинов. 19. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. 20. Когда мать спросила у сына, что зачем он читает запрещенные книги, Павел ответил, что хочу все знать.

Вариант 11

1. Наш интерес к медицине вполне понятный. 2. Женщина была очень полна, так как тяжело болела. 3. Я видел Анатолия в своем доме много раз. 4. Я знаю, что был обязанный это сделать, но у меня не хватило сил. 5. Недры нашей земли богаты полезными ископаемыми. 6. Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка. 7. Ейное предложение было неуместно. 8. Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу. 9. Около полтора часа прошло с тех пор. 10. Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. 11. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 12. Этот человек произвел на меня большое воздействие. 13. Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. 14. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. 15. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 16. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже. 17. В шкафу стоят много книг. 18. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов. 19. Созданы условия не только опубликования научных работ, но и внедрения их в практику. 20. Он посоветовал: «Ехайте по той дороге: она короче и ровнее».

Вариант 12

1. Виталий Борисович был очень похожий на своего старшего брата. 2. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее. 3. Костя был безумно радый приезду мамы. 4. Нина застала дворецкого у себя в комнате. 5. Добрыня сидит на своем коне, и грива его развевается по ветру: он готов к бою. 6. У ней не было ни кола ни двора. 7. До начала экзаменов осталось всего около полтора учебного месяца. 8. Метель не утихала в течение троих суток. 9. Новых сапогов у него, конечно, нет и никогда не было. 10. Не знаете ли вы, сколько сейчас время? 11. Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков. 12. Молодой человек оскорбился невежливому обращению прохожего. 13. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и другие. 14. Везде — на улицах, площадях, парках и садах — ощущался скорый приход весны. 15. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. 16. Слава богу, я от них теперь не завишу. 17. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас. 18. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. 19. Он обратно опоздал на занятия. 20. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

Вариант 13

1. В смертельном бое Мцыри победил барса. 2. В этом кафе можно купить разнообразные торта. 3. Мы долго наблюдали за ярким пламем костра. 4. Дети были готовые к длительному путешествию. 5. Мысли мои становились все пустее и глупее. 6. Он пригласил друзей к нему домой. 7. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода. 8. Все обрадовались ихнему предложению. 9. Как плохо, когда не можешь получить в библиотеке самую нужнейшую книгу. 10. Длин­ной вереницей вытянулись медленно ехавшие двадцать двое саней и три розвальни. 11. Вася о чем-то шептает своей соседке. 12. В течение долгого времени крестьянство находилось под гнетом крепостного права, но они не мирились со своим положением и не раз выступали против угнетателей. 13. Мальчик знал, что старшие сестры не хочут брать его с собой. 14. Едьте быстрее — время позднее. 15. В стихотворении «Памятник» поэт писал, что «в мой жестокий век восславил я свободу». 16. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицины. 17. Его характер тверд и несгибаемый в любых обстоятельствах. 18. Уберите со стола все лопнутые стаканы и чашки. 19. На ихней стоянке ярко горел костер. 20. Он прошел на лыжах более сто пятидесяти километров.

Вариант 14

1. Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 2. Им двигает желание приобрести хорошее образование. 3. Мальчик был тяжело больной ветрянкой. 4. Голос, доносящийся до нас, становился все глуше и слабже. 5. Листья клена осенью очень красивы их окраской. 6. У его совсем не было денег и куска хлеба. 7. Ихняя дочь заканчивает педагогический институт, она будет преподаватель химии. 8. Среди двадцать одного студентов группы четыре были отличниками. 9. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 10. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля. 11. В кон­грессе принимали участие тридцать одна страна. 12. Газета «Аргументы и факты» недавно опубликовали статью о деятельности новой партии. 13. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо. 14. Школьники обеспечены следующими учебными принадлежностями: книги, тетради, карандаши. 15. Думаю, что мой любимый писатель в некоторых своих произведениях недалек к истине. 16. В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов. 17. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. 18. Прочитав пьесу, предо мной отчетливо возникли образы персонажей. 19. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча. 20. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

Вариант 15

1. У ней совсем не было времени. 2. Этот фильм более интереснее, чем тот, который мы смотрели вчера. 3. Неотложная помощь была оказана семиста тридцати пяти пациентам во время эпидемии. 4. На обеих коленях были царапины. 5. Вчера принимал больных опытный терапевт Соломина. 6. Он всегда был прекрасным капитаном своему кораблю. 7. Наш преподаватель организовал и руководит кружком «Химия в быту». 8. Лектор оперировал с точными фактами. 9. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. 10. При виде подарка глаза маленькой проказницы засверкали, выражение лица стало восторженным и меланхоличным. 11. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем. 12. Впереди лидирует гонщик под номером три. 13. Марис Лиепа был выдающимся бенефисом современного русского балета, его танцевальные партии помнит не одно поколение зрителей. 14. Садитесь на стул, ложите руку на стол, сжимайте и разжимайте пальцы. 15. Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко. 16. В центре внимания — герой, противостоящий обществу, который вступает в конфликт с ним. 17. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. 18. Кто крайний за билетами? 19. В своих произведениях Маяковский использует традиционный сатирический прием, основанный на преувеличении, — аллегорию. 20. В столице Индии нас встречала правительственная делегация, члены которой были в традиционных индейских одеждах — сари.

Вариант 16

1. Эта чашка гораздо краше, чем все остальные. 2. Картофель уже совсем готовый к употреблению. 3. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшему инакомыслие и которое отстаивало крепостничество. 4. Имеющийся жизненный опыт у человека — это истинное его богатство. 5. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 6. Ураганный ветер сламывал колосья и уносил их неизвестно куда. 7. Цех принял на себя следующие обязательства: а) снижение себестоимости продукции; б) повышать производительность труда; в) улучшать качество продукции. 8. Небольшой старинный город расположен по обоим сторонам самой красивейшей реки во Владимирской области. 9. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. 10. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 11. Вперед выучи уроки, а потом иди гулять. 12. В конкурсе «Мисс Осень» эта номинация занимает большое и важное значение. 13. Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами. 14. В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в тесном мирке личных интересов. 15. Первая премьера этого балета состоялась на сцене Мариинского театра. 16. Каждое утро на зеленой лужайке появлялись хорошо экипированные жокеи — игроки в гольф. 17. Исследоваемые проблемы представляют большой интерес. 18. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. 19. В конце года состоится мой бенефис, в котором я впервые выйду на сцену. 20. Наши успехи в экономике привели к заметному регрессу и в других областях.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)

1. Язык как система. Функции языка.

2. Понятие о национальном языке. Разновидности национального языка.

3. Понятие о языковой норме. Основные типы и признаки языковых норм.

4. Устная и письменная разновидности литературного языка.

5. Происхождение русского языка. Понятие «современный русский язык». Предмет курса «Русский язык и культура речи».

6. Понятие об орфоэпии. Нормы произношения в современном русском литературном языке.

7. Ударение. Особенности русского ударения. Нормы ударения.

8. Понятие о лексической норме. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность.

9. Омонимы. Паронимы. Ошибки при употреблении омонимов и паронимов.

10. Синонимы и антонимы, их функции в речи.

11. Функционально-стилевая принадлежность слова. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.

12. Заимствованные слова. Ошибки в употреблении заимствованных слов.

13. Устаревшие слова и неологизмы. Ошибки при употреблении устаревших слов и неологизмов.

14. Фразеологизмы. Пословицы и поговорки. Крылатые слова. Ошибки в употреблении фразеологизмов.

15. Определение рода имен существительных. Колебания в роде имен существительных. Род имен существительных с суффиксами субъективной оценки.

16. Род несклоняемых имен существительных.

17. Род сложносоставных имен существительных.

18. Число имен существительных. Варианты падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

19. Варианты падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

20. Образование краткой формы имен прилагательных.

21. Образование формы степеней сравнения имен прилагательных.

22. Склонение имен числительных.

23. Особенности употребления имен числительных с именами существительными.

24. Нормы употребления местоимений.

25. Понятие о синтаксической норме. Особенности управления в современном русском языке.

26. Согласование главных членов предложения.

27. Согласование определений и приложений.

28. Ошибки в употреблении однородных членов предложения.

29. Ошибки в употреблении причастных оборотов.

30. Ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

31. Особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи.

32. Коммуникативные качества речи.

33. Основные виды тропов и стилистических фигур.

34. Речевой этикет. Основные формулы русского речевого этикета.

ЛИТЕРАТУРА

Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум: В 2-х ч. / Под ред. О.Б.Сиротининой. Саратов, 2001. Ч. 1—2.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д, 2001.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Справочное пособие для вузов. Ростов н/Д, 2002.

Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для учащихся образовательных школ, студентов и преподавателей колледжей и училищ. М.; Ростов н/Д, 2003.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. М., 2002.

Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н.Ширяева. М., 2002.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М., 2000.

Купина Н.А., Михайлова О.А. Основы стилистики и культуры речи: Практикум для студентов-филологов. М., 2004.

Петрякова А.Г. Культура речи: Практикум для студентов средних педагогических заведений. М., 1997.

Плещеенко Т.П., Федорова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. Минск, 2001.

Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В.И.Максимова. М., 2002.

Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий / Е.В.Ганапольская, Т.Ю.Волошинова, Н.А.Анисимова и др.; под. ред. Е.В.Ганапольской, А.В.Хохлова. СПб., 2005.

Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. М., 2001.

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; под ред. В.Д.Черняк. М., 2002.

Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я.Гойхман, Л.М.Гончарова, О.Н.Лапшина и др.; под ред. проф. О.Я.Гойхмана. М., 2002.

Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. М., 2004.

Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учебное пособие. М., 2002.

Стилистика современного русского языка: Практикум / Т.С.Дроняева, Н.И.Клушина, И.В.Бирюкова; под ред. Т.С.Дро­няевой. М., 2003.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Нико­лина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 2000.

Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ И УПРАЖНЕНИЯМ

С. 7. Язык — это система знаков, которая служит для выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством общения.

С. 9. Диалект — это разновидность национального языка, которая используется людьми, проживающими на определенной территории в сельской местности.

С. 9. Жаргон — это разновидность национального языка, которая используется представителями некоторых социальных групп.

С. 10. Просторечие — разновидность национального языка, которая используется малообразованными слоями городского населения и придает речи грубый, сниженный и неправильный характер.

4. Прочитайте слова, обращая внимание на то, какой звук ([э] или [о]) произносится под ударением в приведенных ниже словах?

Ам[о]ба, атл[э]т, аф[э]ра, бел[о]сый и допуст. бел[э]сый, бер[о]ста и допуст. бер[э]ста, бесхреб[э]тный, бл[э]ф, бл[о]клый и допуст. бл[э]клый, бл[о]стки, браконь[йэ]р, брев[э]нчатый, быти[йэ] (жизнь, существование) и быти[о], быти[йэ] и сознание, вмен[о]нный, вна[о]м, вспл[э]ск, выч[э]рпывать, вышепривед[о]нный, голов[э]шка, голол[э]дица, гренад[э]р, грубош[о]рстный, двоеж[э]нец, деб[э]лый, [йо]рничать, ж[о]лоб, ж[о]лчный и ж[э]лчный ж[о]лчь и ж[э]лчь, ж[о]рнов, ж[о]рдочка, жити[йэ], за[йо]м, запечатл[о]нный, запеч[о]нный, з[э]в, изд[о]вка, иноплем[э]нный, ист[э]кший (месяц) и ист[о]кший (кровью солдат), коленопреклон[о]нный, л[э]ска, ман[о]вр и допуст. ман[э]вр, ман[о]вренный и допуст. ман[э]вренный, местоим[э]нный, многож[о]н­ство, на[йо]мник, (голубое) н[э]бо и (твердое) н[о]бо, недоум[э]нный, несоврем[э]нный, никч[о]мный, новорожд[о]нный, киоск[о]р, обыд[о]н­щина, оглаш[о]нный (приговор) и (кричать как) оглаш[э]нный, одноврем[э]нно, одноим[о]нный, оп[э]ка, ос[э]длость, ос[о]тр, остри[йо], осужд[о]нный, отцв[э]тший, пад[о]ж (скота), пад[э]ж (в грамматике), план[о]р и допуст. план[э]р, плат[о]жный, пл[о]тший, побл[о]кнуть и допуст. побл[э]кнуть, пре[йэ]мник, прив[э]дший, прив[о]зший, прин[о]с­ший, разнош[о]рстный, св[о]кла, скабр[о]зный, см[э]та, старь[йо]вщик, тв[о]рже, тр[о]хвед[о]рный и тр[о]хвед[э]рный, убел[о]нный, фил[о]р, ш[о]рстка, шл[э]м, щ[о]лка, яр[э]м.

8. Прочитайте приведенные ниже слова, учитывая особенности произношения согласного звука перед буквой е.

А[дэ]кватный, аль[тэ]рнатива, а[н’]емия, ан[нэ]ксировать и допуст. ан[н’]ексировать, ан[тэ]нна, анти[сэ]птика, а[тэ]ист, а[тэ]лье, аутсай[дэ]р, [б’]е[р’]ет, ган[тэ]ли, гипо[т’]еза, гро[тэ]ск, [д’]ебаты, [д’]ебет, [д’]ебют, [д’]екада, [д’]екан и допуст. [дэ]кан, [д’]екларация, [д’]емарш и допуст. [дэ]марш, [д’]емилитаризация, [д’]емисезонный, [дэ]мпинг, [д’]еп[р’]ес­сия, [дэ]-факто, диспан[сэ]р, игро[т’]ека, и[дэ]нтичный, ин[дэ]кс, ин[тэ]грация, ин[тэ]рвидение, комп[р’]есс, компью[тэ]р, кон[сэ]нсус, кон[с’]ервация, кон[тэ]йнер, кон[т’]екст, кор[р’]ектор, к[рэ]до, кри[тэ]рий, ку[пэ], ло[тэр’]ея, [м’]е[нэ]джер и допуст. [мэ][нэ]джер, мо[тэ]ль, орхи[дэ]я, па[т’]ент, паш[т’]ет, портмо[нэ], п[р’]есса, пре[тэ]нзия, про[тэжэ], пю[рэ], сов[р’]е[м’]енный, соп[л’]е[м’]енник, [тэ]зис, [т’]екст, [т’]ема, [тэ]мп, [тэ]н[дэ]нция, [тэ]ннис, [тэ]нт, [тэ]рмос, [т’]еррор и [тэ]ррор ти[рэ], т[рэ]к, фа[н’]ера, фла[нэ]ль, фо[рэ]ль и фо[р’]ель, ша[тэ]н, эксп[р’]есс, э[нэ]ргия, юмо[р’]еска.

Б[рэ]хт, Воль[тэ]р, [р’]емарк, [р’]ембрандт и [рэ]мбрандт, [рэ]рих, [с’]е[нэ]ка, [с’]ерван[тэ]с, Фло[бэ]р.

9. Произнесите выделенные сочетания согласных в данных словах. Есть ли в современном литературном языке варианты произношения этих согласных?

Ве[з’д’]е, ве[с’т’]ибюль, вса[дн’]ик и допуст. вса[д’н’]ик, го[с’т’]ить, гу[сл’]и и допуст. гу[с’л’], [зл’]ить и допуст. [з’л’]ить, пу[тн’]ик и допуст. пу[т’н’]ик, ра[зл’]ичие и допуст. ра[з’л’]ичие, ра[зн’]ять, [з’д’]елать, [сл’]ед и допуст. [с’л’]ед, [сл’]ить и допуст. [с’л’]ить, [с’н’]ег, [с’н’]имок, [с’т’]епь, [с’т’]их, ше[с’т’].

Бе[з’] [д’]ела, в ка[сˉ’]е, во [с’н’]е, и[з’] [д’]ерева, к [зв’]езде и допуст. устар. к [з’в’]езде, о[т’] [н’]его и о[т] [н’]его, [з’] [д’]елом, [з’] [д’]ядей, [с’] [н’]им.

10. Произнесите правильно, обращая внимание на качество [н].

А[н’]чар, а[н’]чоус, ба[н’]щик, бе[н’]зин и бе[н]зин, бло[н’]дин, бреве[н’]чатый, вака[н’]сия и вака[н]сия, вое[н’]щина, го[н’]щик, И[н’]дия, ка[н’]дидат, кома[н’]дир, ко[н]серватория, ко[н]силиум, му[н’]дир, обма[н’]чивый, пе[н’]сия, посла[н¯’]ик, прете[н’]зия, реце[н’]зия, сарафа[н’]чик, сторо[н¯’]ик, студе[н’]ческий, тра[н]зит и тра[н’]зит, чва[н]ливый.

11. Прочитайте слова, обращая внимание на произношение губных согласных [б], [п], [м], [в], [ф].

Восе[м’], восе[м’]десят, восе[м’]сот, доба[ф’]те, дро[п’], насы[п’]те, обу[ф’], оста[ф’]те, поздра[ф’], познако[м’]тесь, пригото[ф’]тесь, се[м’], се[м’]десят.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.