Особенности управления пакетами акций (долями) государства в хозяйственных обществах — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности управления пакетами акций (долями) государства в хозяйственных обществах

2017-12-10 476
Особенности управления пакетами акций (долями) государства в хозяйственных обществах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Целями управления акциями (долями), состоящие в собственности РФ являются:

- обеспечение выполнения акционерными обществами общегосударственных функций;

- повышение эффективности деятельности акционерных обществ;

- оптимизация расходов федерального бюджета на управление государственным имуществом;

- проведение рациональной дивидендной политики.

Цели управления конкретным пакетом акций акционерного общества определяются исходя из целей участия Российской Федерации в данном акционерном обществе, доли Российской Федерации в уставном капитале акционерного общества и интересов самого общества, акции которого находятся в собственности Российской Федерации.

При управлении пакетами акций, находящемся в собственности Российской Федерации, решаются следующие задачи:

- оптимизация количества и структуры пакетов акций, находящихся в собственности Российской Федерации:

- осуществление контроля за эффективностью управления пакетами акций;

- повышение инвестиционной привлекательности акционерного общества.

12.1. Управление пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации

Управление пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации, включает в себя следующие действия в отношении таких пакетов:

- закрепление в собственности Российской Федерации:

- прекращение закрепления в собственности Российской Федерации;

- передача в собственность субъектов Российской Федерации;

- осуществление права на участие в управлении акционерными обществами, акции которых находятся в собственности Российской Федерации;

- передача в доверительное управление;

- передача в залог:

- продажа или отчуждение иным способом в собственность граждан и юридических лиц пакетов акций, не закрепленных в собственности Российской Федерации, в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

- утверждает порядок и условия вознаграждения представителей РФ в советах директоров (наблюдательных советах) АО

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

- назначает государственных служащих и иных граждан Российской Федерации представителями на общих собраниях акционеров, а также кандидатов для избрания в советы директоров акционерных обществ, если Правительство Российской Федерации не делегировало федеральному органу по управлению имуществом указанное полномочие.

Полномочия органов государственной власти по управлению пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации от имени Российской Федерации осуществляет следующие полномочия по управлению пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации:

- принимает решения о создании межведомственных коллегий по управлению пакетами акций акционерных обществ, находящимися в собственности Российской Федерации, количественном и персональном составе коллегий

- утверждает регламенты работы межведомственных коллегий по управлению пакетами акций акционерных обществ, находящимися в собственности Российской Федерации, в которых определяет периодичность проведения ее заседаний, порядок оповещения членов межведомственных коллегий по управлению пакетами акций акционерных обществ, находящимися в собственности Российской Федерации, об очередном заседании, порядок ведения заседания, принятия решений и голосования.

- утверждает порядок назначения государственных служащих и иных граждан РФ для представления на общих собраниях акционеров.

- утверждает форму примерного договора на представление РФ на общем собрании акционеров.

- утверждает форму примерного договора на представление РФ в совете директоров АО.

- утверждает порядок и условия вознаграждения представителей РФ в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ.

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Федеральный орган по управлению государственным имуществом в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

- от имени Российской Федерации осуществляет права акционера в акционерных обществах, пакеты акций которых находятся в собственности Российской Федерации вне зависимости от оснований приобретения права собственности;

- в пределах своей компетенции разрабатывает и издает предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты, регулирующие процесс управления пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации;

- организует взаимодействие соответствующих федеральных органов исполнительной власти, участвующих в процессе управления пакетами акций, находящимися в собственности Российской Федерации;

- обеспечивает контроль за деятельностью представителей РФ в акционерных обществах, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и проводит аттестацию специалистов в сфере управления акциями;

- назначает кандидатов для избрания в ревизионные комиссии (ревизорами) акционерных обществ;

- согласовывают вариант голосования представителей Российской Федерации по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания акционеров, а также по вопросам, указанным в договоре на представление Российской Федерации в советы директоров (наблюдательном совете) акционерного общества.

- осуществляет анализ результатов деятельности акционерных обществ с участием Российской Федерации и оценивает эффективность дальнейшего закрепления акций в собственности Российской Федерации;

- осуществляет иные функции, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Федеральный орган по управлению государственным имуществом вправе делегировать свои полномочия, своим территориальным органам, а также органам по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенным полномочиями территориальных органов федерального органа по управлению государственным имуществом.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на составление и исполнение федерального бюджета

- представляет и согласовывает с федеральным органом по управлению государственным имуществом кандидатуры от Российской Федерации в ревизионных комиссиях (ревизоров) акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности Российской Федерации;

- устанавливает квалификационные требования к кандидатам от Российской Федерации в ревизионные комиссии (ревизоры) акционерных обществ, пакеты акций которых находятся в собственности Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях экономики:

- готовит и представляет федеральному органу по управлению государственным имуществом предложения по целям и задачам представителя Российской Федерации на общем собрании акционеров, в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного общества, акции которого находятся в собственности Российской Федерации, а также требований к работе представителя Российской Федерации;

- осуществляет оценку деятельности представителей Российской Федерации в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ, на основании хозяйственных результатов деятельности указанных обществ;

- готовит и представляет федеральному органу по управлению государственным имуществом предложения в ежегодный отчет, содержащие анализ результатов хозяйственной деятельности (за исключением финансовой составляющей) и соблюдению технико-экономических показателей акционерными обществами, пакеты акций которых находятся в собственности Российской Федерации;

- представляет и согласовывает с федеральным органом по управлению государственным имуществом кандидатуры представителей Российской Федерации на собраниях акционеров, в советах директоров (наблюдательных советах) акционерных обществ, а также в состав межведомственных коллегий по управлению пакетами акций акционерных обществ, находящимися в собственности Российской Федерации.

12.2. Эффективность управления акционерным обществом в лице государства-акционера, владельца контрольного пакета акций

В настоящее время в России созданы и существуют акционерные общества, в которых государство в результате приватизации оставило за собой контрольный пакет акций, распределив остальные акции среди работников приватизируемого предприятия, а также продав часть акций на аукционе.

В результате государство решает все основные вопросы деятельности предприятия, пользуясь правом обладателя контрольного пакета акций, начиная с вопроса о назначении генерального директора и заканчивая вопросом распределения прибыли общества.

В обычном акционерном обществе, где контрольный пакет акций принадлежит частным компаниям и (или) физическим лицам, вопрос о контроле пакетами акций за деятельностью общества решается достаточно просто. Владелец контрольного пакета акций заинтересован в получении прибыли, т.е. в эффективном управлении предприятием. В случае ненадлежащего руководства компанией, заключения руководством невыгодных контрактов и т.п., смена руководителя, изменение направлений деятельности компании и т.п. могут быть произведены оперативно, так как любое промедление в данном вопросе влечет уменьшение дохода, в то время как он приобретал акции компании именно с целью получения прибыли.

Государство, являясь владельцем контрольного пакета акций общества, теоретически, также как и любой другой акционер, должно быть, заинтересовано в получении прибыли и эффективном управлении обществом. Совершенно очевидно, что доход чиновника не находится в зависимости от дохода акционерного общества, в котором чиновник представляет интересы государства. Чиновник, представляющий интересы государства, является всего лишь наемным работником государства. Доходы конкретного акционерного общества (если только это не ОАО «Газпром» и т.п.) по сравнению с общим доходом государства настолько незначительны, что они не могут влиять на экономическое положение в стране. Руководитель Росимущества не может и не должен следить за тем, чтобы Генеральный директор, назначенный по воле государства в акционерном обществе, осуществлял деятельность в интересах государства. Следить за этим может и должен конкретный чиновник, имеющий доверенность и инструкции от государства.

Основной правовой базой, регулирующей отношения между представителями государства в органах управления акционерных обществ и другими лицами, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Информация, поступающая от представителя государства, используется федеральным органом исполнительной власти при формировании реестра показателей экономической эффективности деятельности ОАО. Порядок формирования и ведения такого документа предусмотрен Положением о ведении реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 23.

Ведение реестра осуществляется на основе данных о фактически достигнутых величинах показателей экономической эффективности деятельности акционерных обществ.
Представители Российской Федерации в органах управления акционерных обществ ежеквартально:

- обеспечивают определение фактически достигнутых за отчетный период величин показателей экономической эффективности деятельности в соответствии с методикой, утвержденной в установленном порядке;

- представляют указанные данные в отраслевой и территориальный органы.

За достоверность и своевременное представление этих данных представители Российской Федерации в органах управления акционерных обществ несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» допускает представительство интересов публично-правовых образований в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ не только лицами, занимающими государственные или муниципальные должности, но и иными лицами.

Представителями интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ могут быть лица, замещающие соответственно государственные и муниципальные должности, а также иные лица.

Представители государства в акционерных обществах лишь доводят до общества принятые государственными органами решения. При этом решения принимают первые лица уполномоченных органов. Таким образом, всю полноту ответственности за контроль над эффективностью управления обществом должны нести не представители государства, голосующие на собрании, а лица, давшие указание голосовать тем или иным образом.

Государство дает своим представителям инструкции, как голосовать, и тем самым максимально стремится обезопасить себя от злоупотреблений и проявлений профессиональной некомпетентности и злоупотреблений при принятии решений.

Ответственность представителей государства в акционерных обществах (кроме случаев привлечения к уголовной ответственности за должностные преступления) наступает за нарушение государственными служащими (представителями государства) порядка согласования проектов решений, а также за голосование не в соответствии с полученными указаниями.

Согласно трудовому законодательству, работник обязан возместить работодателю причиненный ущерб в случае уменьшения наличного имущества работодателя или ухудшения состояния такого имущества. Материальная ответственность работника, как правило, ограничивается размерами его среднего месячного заработка (ст. 238 ТК РФ). Полная материальная ответственность возникает, например, в случаях умышленного причинения ущерба, причинения ущерба в результате административного проступка или преступных действий работника (ст. 242, 243 ТК РФ).

К представителям государства в акционерных обществах предъявляются объективные требования. Так, основанием для рассмотрения вопроса о назначении лица в качестве управляющего и заключения с ним договора о представлении интересов государства в органах управления акционерных обществ является аттестат управляющего, т.е. представителями государства могут быть только подготовленные специалисты.

Для получения аттестата управляющего лицу необходимо овладеть знаниями в таких областях, как основы менеджмента, финансового аудита и планирования; основами работы с ценными бумагами и т.п.

Ряд исследователей полагают, что гарантией надлежащего исполнения поверенным своих обязанностей может служить высокая оплата его труда, зависящая от эффективности исполнения им функций управления и соединенная с полной материальной ответственностью и регулярным декларированием собственных доходов и доходов своих близких родственников.

Увязывание дохода представителя государства с доходом общества не может служить гарантией от злоупотреблений данного представителя, так как в данном случае будет идти речь о том, что чиновник извлекает выгоду из управления государственным имуществом. Очевидно, что государство не может выплачивать такому чиновнику значительные суммы от дохода общества, так как это ставит данного чиновника в неравное положение с другими государственными служащими.

Заслуживает внимания подход к выбору представителя субъекта федерации в акционерном обществе, высокие требования к нему: гражданин не может быть назначен представителем, если он имеет непогашенную или неснятую судимость за совершенное преступление; состоит в близком родстве или свойстве с лицом, выполняющим управленческие функции в данном обществе, или с другим представителем в случае назначения их в один и тот же орган управления общества; одновременно участвует в деятельности органа управления данного общества от своего имени или от имени других участников общества; уже назначен представителем более чем в два хозяйственных общества.

Проведя анализ норм, регламентирующих деятельность представителя государства в акционерных обществах, необходимо отметить, что наиболее эффективным способом контроля за деятельностью представителей государства является, как это ни странно, не государственный контроль, а контроль акционеров общества.

Общество, в лице Генерального директора, может:

- умышленно занижать прибыль общества, что ведет к уменьшению размера дивидендов;

- недвижимое имущество общества сдавать в аренду по заниженной цене, размещать на своих площадях третьих лиц без установленных законом оснований;

- приобретать непрофильные активы (что также уменьшает прибыль общества и размер дивидендов);

- отчуждать наиболее ликвидные активы в пользу лиц, дружественных генеральному директору;

- заключать контракты, связанные с производственной деятельностью, по цене ниже рыночной, на невыгодных условиях (выгодных для генерального директора);

- принимать на себя заведомо невыполнимые, ненужные, кабальные обязательства по договору поручительства, залогу с последующим банкротством общества в интересах кредиторов, дружественных генеральному директору и т.п.

В случае, когда государство является основным акционером, можно и нужно своевременно информировать государство о нарушениях, допускаемых руководством общества при ведении хозяйственной деятельности.

Руководитель профильного министерства (ведомства, агентства), в ведении которого находятся вопросы, связанные с участием государства в акционером обществе, не может игнорировать информацию о нарушениях, допускаемых руководством общества, так как в противном случае встает вопрос о его личной дисциплинарной ответственности как должностного лица в лучшем случае (в худшем - об уголовной).

Располагая информацией о нарушениях в деятельности общества, необходимо представлять ее как в профильное министерство, так и в:

- Федеральную службу по финансовым рынкам (для решения вопроса о привлечении к административной ответственности за нарушения законодательства, связанного с оборотом ценных бумаг);

- налоговый орган (по вопросу представления недостоверной отчетности и т.п.);

- правоохранительные органы - в отдел по борьбе с экономическими преступлениями (злоупотребление должностным положением, ст. 201 УК РФ и т.п.).

Акционер может обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными решений органов управления общества, сделок, привлекая при этом в качестве третьего лица государство как владельца контрольного пакета акций (в рамках рассмотрения данного дела государство будет вынуждено определиться со своей позицией по отношению к оспариваемым решениям и сделкам).

Согласно ст. 71 Закона об АО члены совета директоров общества, Генеральный директор общества, члены коллегиального органа (правления) должны действовать в интересах общества, осуществлять свои права разумно и несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием). Общество или акционер (акционеры), владеющие в совокупности не менее чем 1% акций, вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров, Генеральному директору, члену правления о возмещении убытков, причиненных обществу.

Представители государства в совете директоров открытого общества несут ответственность наряду с другими членами совета директоров открытого общества.

Таким образом, в случае если государство, в лице своего полномочного представителя в совете директоров, информировано о противоправной деятельности руководства общества, причиняющей убытки обществу и т.п., однако никаких действий по пресечению данного противоправного поведения предпринято не было, акционер вправе обратиться с иском в суд о взыскании с такого представителя государства убытков, причиненных обществу. Представляет целесообразным привлечение по таким делам в качестве третьего лица государства в лице уполномоченного органа, для того чтобы владелец контрольного пакета акций определил свою позицию по отношению к заявленному требованию о возмещении убытков.

Кроме того, миноритарный акционер должен эффективно использовать свое право на участие в собрании акционеров общества. На данном собрании акционер, располагающий информацией о недобросовестном, халатном отношении к своим обязанностям руководителя общества (назначенного государством), вправе и должен выступить со своим мнением по поводу данной деятельности, дав ей соответствующую оценку и предложив не признавать итоги работы общества за год удовлетворительными.

В соответствии со ст. 53 Закона об АО акционер, владеющий 2% акций, вправе внести вопросы в повестку и выдвинуть кандидатов в совет директоров, коллегиальный орган, ревизионную комиссию, счетную комиссию, кандидата на должность единоличного исполнительного органа, а также вносить формулировки в решения по предлагаемым вопросам.

Представляется, что при неудовлетворительной деятельности генерального директора, правления общества, акционер должен предложить представителю государства обсудить вопрос о снятии с должности такого директора, представив свою кандидатуру.

Наибольшими правами в данном вопросе располагает акционер, владеющий 10% акций, так как он вправе инициировать собрание акционеров, в частности, по вопросу переизбрания генерального директора.

Для того чтобы располагать информацией о деятельности общества, акционер должен эффективно использовать свое право на получение информации, предусмотренное ст. 89, 90, 91 Закона об АО. Акционер вправе получить от общества в течение семи дней копии документов, подтверждающих права общества на имущество, находящееся на балансе, внутренние документы, годовые отчеты, документы бухгалтерской отчетности, протоколы общих собраний заседаний совета директоров, ревизионной комиссии, отчеты независимых оценщиков, списки аффилированных лиц, заключения ревизионной комиссии, аудитора общества, проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты и др. документы.

Акционеры, владеющие не менее 25% акций, вправе получить копии документов бухгалтерского учета и протоколы заседаний правления.

Представляется, что в обществах, в которых государство владеет контрольным пакетом акций, достаточное число акционеров - работники предприятий. Естественно, что, не желая конфликтовать с руководством предприятия, данные акционеры, как правило, не запрашивают вышеуказанную информацию (документы) о деятельности общества. В то же время данные лица (особенно из числа администрации предприятия) обладают так называемой инсайдеровской информацией, которая крайне полезна при оценке эффективности управления акционерным обществом.

Миноритарный акционер вправе выбрать способ защиты своих прав: осуществить продажу своих акций стороннему лицу, а в последующем от его имени предпринимать действия, направленные на осуществление эффективного контроля за управлением обществом в лице Генерального директора, назначенного государством.

О том, насколько представитель государства в акционерном обществе грамотно распоряжается своими полномочиями, свидетельствует немногочисленная арбитражная практика по данному вопросу.


13. Особенности и проблемы управления имущественными комплексами государственных учреждений.

13.1. Правовое положение государственных учреждений

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус государственного учреждения, содержатся в Гражданском кодексе, Федеральных законах «Об акционерных обществах», «О федеральных и муниципальных государственных унитарных предприятиях», «О некоммерческих организациях», а также в ряде правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления, например, в Федеральных законах «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» и других.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в содержании их основной деятельности.

Законом № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» вносятся коррективы в это определение. Бюджетное учреждение определяется как некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями по выполнению работ, оказанию услуг, относящихся к его основным видам деятельности. При этом исчерпывающий перечень видов деятельности (основных и иных), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, подлежит закреплению в уставе бюджетного учреждения.

Помимо этого, в целях эффективного использования бюджетных средств закон предусматривает внесение существенных изменений в ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части распространения его положений на казенные и бюджетные учреждения. Так, кроме понятия «государственные и муниципальные нужды» вводится понятие «нужды бюджетных учреждений», государственные и муниципальные заказчики дополняются иными заказчиками, государственные и муниципальные контракты дополняются гражданско-правовыми договорами бюджетных учреждений.

13.2. Имущество государственных учреждений и проблемы управления им

В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Поскольку законодательством РФ имущество на праве оперативного управления закрепляется также и за казенными предприятиями, то создается впечатление, что содержание этого права для данных организаций одинаково.

Правомочие пользования реализуется государственным учреждением в отношении имущества, переданного ему государством и учитываемого в соответствии со сметными документами. Законодательством не установлена обязанность заключения договоров о передаче имущества учреждению, однако в некоторых субъектах Российской Федерации практика заключения таких договоров получила распространение. Например, такие договоры заключаются в г. Москве в соответствии с Типовым договором о закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за государственным (муниципальным) учреждением г. Москвы. По мнению многих юристов, заключение подобных договоров является оправданным, особенно в свете взятого Правительством РФ курса на полный учет и формирование реестра государственного имущества. Неотъемлемым приложением к такому договору должен стать Паспорт имущественного комплекса, содержащий акты оценки стоимости имущества, справки о наделении оборотными средствами, штатное расписание, Свидетельство на право аренды недвижимого имущества, выписки из паспортов БТИ и иные необходимые документы. Наличие данных документов упростило бы в дальнейшем осуществление контроля за сохранностью закрепленного за учреждением имущества.

Имущество учреждениям должно передаваться на основании Акта приемки-передачи имущества, с момента подписания которого сторонами и возникает фактическое право оперативного управления имуществом у учреждения. Денежные средства зачисляются уполномоченным органом на текущий счет организации. Таким образом, имущество фактически выбывает из владения собственника, и это правомочие переходит к учреждению.

Правомочие пользования, в силу установленных законодательством норм, должно реализовываться строго в соответствии с целями деятельности и целевым назначением имущества.

Что касается целей деятельности организаций (на реализацию которых и передается имущество), то они определяются специальным законодательством и Уставом учреждения. В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речь должна идти не о целях деятельности, а о целях создания организации. Действительно, определение того, что является целью деятельности некоммерческой организации, в законодательстве отсутствует, зато в ст. 120 ГК РФ четко определены цели создания учреждений. Именно цель создания позволяет выделить учреждения из ряда других организаций, в том числе и некоммерческих. При отчуждении имущества государственным учреждениям прежде всего должно уделяться внимание целям создания учреждения.

В соответствии со ст. 298 ГК РФ учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В научной литературе в связи с этим получила хождение такая весьма оригинальная конструкция, что в случае возникновения необходимости распорядиться имуществом учреждение «вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества»

Вероятно, от целей, которые ставит перед собой государство при управлении принадлежащим ему имуществом, и стоит отталкиваться при рассмотрении множественных проблем, связанных с этим полем деятельности.

Государственная политика по управлению имуществом государственных предприятий и учреждений, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:

·увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

·оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

·вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

·использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

·повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей федеральным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

· полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

· повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

· классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

· оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

· обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих.

Самое главное и очевидное в данном вопросе - сегодня у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к повышению эффективности своей деятельности, что обусловлено в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов. При этом большинство бюджетных учреждений уже получают достаточно высокие доходы от приносящей доход деятельности. Так, по данным Минфина России, в 2008 году из 9997 федеральных бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, 38 % имело долю доходов от приносящей доход деятельности в общем объеме их финансового обеспечения более 40 %, в том числе 1030 учреждений полностью финансировалось за счет таких доходов. Указанные учреждения в основном относятся к таким сферам деятельности, как образование, здравоохранение, наука и культура. Примечательно, что доля расходов за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, в общем объеме расходов составляла: в федеральных учреждениях здравоохранения 30 %, в федеральных учреждениях культуры 37,7 %, в федеральных учреждениях сельского хозяйства 21,5 %.

Эффективность – один из принципов управления государственным имуществом, в Концепции управления государственным имуществом определила его как достижение цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.

Будучи «под крылом» у государства и не находясь под постоянным воздействием рисков, как это происходит у частных предпринимателей, нет и особых забот об эффективности деятельности.

Решить эту проблему, в общем, непросто. Для этого необходимо как минимум развить личную заинтересованность у руководства и сотрудников, для этого придётся продумать возможные стимулирующие мероприятия, а это не обходится без увеличения заработной платы. Автору не видится больше никаких путей для улучшения экономической отдачи от деятельности государственных учреждений, кроме этого. Возможно, это узколобый подход, но, разве не логична схема: чтобы подтолкнуть человека к действию, надо дать ему понять, что он может от этого что-то приобрести либо потерять.

В этом ключе мыслили и авторы нового ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Постулаты, касающиеся конкретно данного вопроса, следующие:

· изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного или муниципального задания;

· предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений;

· устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;

· расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти — учредитель соответствующего учреждения

Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.