Формирование науки управления. Управленческие школы. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формирование науки управления. Управленческие школы.

2017-12-09 373
Формирование науки управления. Управленческие школы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Универсальные принципы А.Файоля и их оценка в современном контексте управления.

Концепция административного управления (А. Файоль, Дж. Муни, Л. Урвик) направлена на разра­ботку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы. Организация рассматривалась как замкнутая система, улучше­ние функционирования кото­рой обеспечивается внутрифирменной рационализа­цией деятельностью без учета влияния внешней среды. Согласно А. Файоля (классической теории управления), "управлять - это значит предвидеть, организовы­вать, распоряжаться, согласовывать, кон­тролировать". Он рассматривал управление как универсальный процесс, состоя­щий из нескольких взаимосвязан­ных функций: планирование, организация, контроль.

Принципы А. Файоля:

разделение труда – цель внедрения: «выполнение работы по объему лучшей, по качеству при тех же усилиях» результатом станет «специализация функции и разделение власти»;

полномочия и ответственность по принципу 50/50;

дисциплина – поведение, усердие, манера держать себя. Дисциплина предполагает уважение к соглашению между фирмой и работником, а так же справедливое применение санкций;

единоначалие – подчиненный должен получать приказ и нести ответственность только перед одним непосредственным руководителем;

единство направления – один руководитель и одна группа для совокупности операций преследующих одну и ту же цель;

подчинение личных интересов общим;

вознаграждение персонала;

централизация или децентрализация – должны варьироваться в зависимости от конкретных условий;

скалярная цепь (цепь команд) – иерархия в управлении;

порядок – место для всего, и все на своем месте;

справедливость – сочетание доброты и правосудия;

стабильность рабочего места для персонала.

 

Управленческий контроль.

Контроль как одна из функций руководства представляет собой неотъемлемую составную часть процесса управления.

Контроль -- это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль -- это очень важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Контроль есть элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрыве от контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации.

Объект контроля -- то, что контролируется (экономические и социальные процессы, законы, постановления, обращения граждан). В системе управления социально-экономическими процессами объектами контроля являются объединения, предприятия, трудовые коллективы.

Предмет контроля -- состояние и поведение объектов управления. Они характеризуются качественными, количественными, структурными, пространственными и временными параметрами. Предметом контроля таких объектов, как объединения, предприятия и их отдельные элементы или части, служит их деятельность в соответствии с установленными законами, нормами, решениями, поручениями, т. е. определенное состояние объекта контроля на определенную дату.

Субъекты контроля -- человек, группа людей или организация -- так же многочисленны и разнообразны, как и его объекты. Отдельный человек, выступающий субъектом контроля, -- это, например, глава администрации, руководитель подразделения, тот или иной специалист и др. Групповыми субъектами контроля могут быть представительный орган местного самоуправления, его постоянные комиссии, администрация, ее отделы, управления и т.д.

Этапы контроля

В процессе контроля есть три четко различимых этапа:

1. Установление желаемого результата исполнения.

2. Измерение фактического результата исполнения.

3. Сравнение и оценка фактического и ожидаемого результатов исполнения и выработка мер корректирующего воздействия.

На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап процесса контроля -- это установка стандартов, правил, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в форме показателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей, которые определяются при планировании.

Второй этап -- измерение фактических результатов -- является обычно самым хлопотным и дорогостоящим. Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, руководитель получает возможность определить, какие действия необходимо предпринимать.

На третьем этапе происходит сравнение показателей фактического состояния, с заданными стандартами, где определяется масштаб допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.

После определения и оценки всех параметров мерами корректирующего воздействия могут быть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартов или невмешательство в работу системы.

Контрольная функция по своему содержанию включает в себя три элемента. Первый -- получение необходимой информации, второй -- анализ и оценка информации, третий -- реагирование на выявленные отклонения от установленных правил и требований.

Все эти три элемента контрольной деятельности регламентированы нормативно-правовыми актами и реализуются в соответствии с установлениями этих актов (на их основе и в соответствующем порядке).

Непосредственной целью контроля является предупреждение и пресечение нарушений установленных правил деятельности или поведения субъектов общественных отношений, а также требований (стандартов) по качеству изготавливаемой продукции или оказываемых услуг. Конечная цель контроля совпадает с теми целями, которые преследует само правовое регулирование деятельности, поведения и стандартов.

Конечные цели контрольной деятельности определяют ее общее значение. Оно заключается в обеспечении наиболее важных интересов людей, организаций, государства и общества в целом.

 

Контроль качества.

Контроль качества представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного товара требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, а также требованиям, определенным в договоре поставки. Целью контроля качества является проверка ограниченного числа показателей и установление сорта изделия.

Модель Всеобщего контроля качества (Total Quality Control) была предложена Армандом Фейгенбаумом или Демингом

Основы: принцип работы в командах, снижение издержек, активизация отношений менеджер – работник, производитель – клиент, стремление к нулевому уровню дефектов, контроль – функция каждого работника.

Методы контроля:

1. Кружки качества,

2. Бенчмаркинг – непрерывный процесс оценки продукции, услуг, практики в сравнении с конкурентами или компаниями, являющимися лидерами в отрасли.

3. Шесть сигма. Сигма – означает отклонения в статистике – некий потензионный стандарт качества, допускающий не более 3,4 дефекта на 1 млн изделий. 99,9997% рабочего времени предприятие работает без брака. Б.Смитт 1сигма-истинный интерес к клиенту, 2 сигма-управление на основе данных и фактов, 3 сигма-ориентация на процесс производства, 4сигма-проактивное управление, 5сигма- сотрудничество без границ, 6сигма-стремление к совершенству и снисходительность к неудачам.

Выявить – измерить – проанализировать – усовершенствовать – проконтролировать.

 

Ограничения менеджера.

Исследования в области ограничений менеджера провели ученые Френсис и Вундкокк.

Ограничения менеджера – это главное препятствие которое мешает формированию оптимальной модели управляющего.

Неумение управлять собой – неумение управлять своим временем, энергией, справляться со стрессами.

Характеристика менеджера умеющего управлять собой:

Поддерживает свое здоровье;

Ограничивает рабочее время;

Рационально использует время в командировках испытывая минимум потери энергии;

Постоянно ощущает свою энергию (бодр, свеж, готов к решению задач);

Свободно выражает свои эмоции;

Смотрит на неудачи как на неизбежное и полезное;

Способен выносить неодобрение;

Размытость личных ценностей.
На базе ценностей формируются 1 из 4 программ по которым руководители в дальнейшем работает:

I Я – ОК, ТЫ – ОК (сильный внутренний комфорт, видение позитивного);

II Я – ОК, ТЫ – неОК (раздутое самомнение);

III Я – неОК, ТЫ – ОК (бегство от трудностей);

IV Я – неОК, ТЫ – неОК (требуется помощь психолога).

Смутные личные цели – отсутствие ясности в вопросах своей личной и деловой жизни.

Остановленное саморазвитие – отсутствие мотивации, смысла воспринимать новые трудности и успешно их решать.

Неумение решать проблемы, принимать верные управленческие решения.

Недостаток творческого подхода, неспособность формировать новые идеи.

Неумение влиять на людей.

Недостаточное понимание особенностей управленческого труда, незнание факторов мотивации.

Слабые навыки руководства, отсутствие практических способностей добиваться результатов от подчиненных.

Неумение обучать подчиненных.

Низкая способность формировать коллектив.

 

Формирование науки управления. Управленческие школы.

Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития.

Различают три основных фазы (табл. 2.2):

  • эпоха массового производства; Фаза массового производства (начало ХХ в. до 30-х гг.) Выпуск стандартной продукции…Рынок неограничен….Критерий — низкая себестоимость…..Все внимание внутрь фирмы…..Генри Форд: «Пусть машины будут любого цвета, лишь бы они были черные», т.е. дешевые
  • эпоха массового сбыта; Фаза массового сбыта 1930-1960 гг. Выпуск дифференцированной продукции…..Всплеск конкуренции….Развитие маркетинга, чтобы уравновесить производство и сбыт…..Внимание на имидж формы……Состояние общества: «Машина в гараже и курица в кастрюле»
  • постиндустриальная эпоха. Постиндустриальная фаза с середины 1960-х гг. Жесткая конкуренция……Быстрое устаревание основного капитала……..Интернационализация предпринимательства………Курс — решение стратегических целей…….П. Друкер: «Наступившие времена — эпоха без закономерностей»

Методы и формы менеджмента на фазах все более связанных с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.

По мере изменения уровней нестабильности управленческая практика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения.

Классическая школа. Фредерик У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Гантт. При исследовании процесса ручного труда было обнаружено, что можно добиться более эффектного его выполнения. Тейлор проводил эксперименты, взвешивая уголь на лопате углекопа. В результате он нашел такую форму и размер лопаты, которые позволили в несколько раз повысить производительность труда. Сторонники научного направления пренебрегали материальным стимулированием сотрудников, таким, как заработная плата. Впервые работа по управлению была признана отдельной специальностью. Но основоположники классического направления были выходцами из рабочих, отсюда узость их подхода к менеджменту только как к управлению производством (рис. 2.2). Человек рассматривался как механизм в среде производства, как человек-машина. Такой подход называют тейлоризмом. Идеи Тейлора воплощаются в современной практике в системе нормирования рабочего времени на производстве, называемой фотографией рабочего места.

Административный подход. Формулирует системы мер по рационализации не только производства, но и управления. Введение в практику функций управления: предвидение, организация, руководство, контроль (А. Файоль).

Бюрократические модели. Главная идея — четкое разделение задач, обязанностей и компетенций работников (менеджеров), специализация функций, строго иерархическое построение служб, руководство по четко установленным правилам. Высокая роль документооборота (М. Вебер).

Психотехнический подход. Исследование физиологических, психологических и эргономических факторов влияния на производительность персонала (В. Вундт).

Школа человеческих отношений. Идея — изучить, как формируются социальные группы и как они становятся производственным сообществом (Э. Мэйо).

Предпосылки возникновения: упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, недооценка человеческого фактора, свойственные «классической» школе, явились предпосылкой возникновения на рубеже 30-х гг. XX века «школы человеческих отношений». Она основывается на достижениях психологии и социологии.

Особенность школы человеческих отношений в управлении: смещение акцента с управления работой на управление людьми, персоналом.

В целом, представители школы человеческих отношений считали, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергали критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих.

 

Новая школа. В рамках формального и системного подхода ставит задачу внедрения в науку управления кибернетики, методов и аппарата точных наук (М. Бир).

Школа социальных систем. Идея — природа организации ставит определенные преграды на пути личности. Отсюда конфликты. Для того чтобы найти выход, надо изучить природные потребности человека (Саймон).

Эмпирическая школа. По мнению сторонников этой школы главная задача ученых — это сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим.

На базе классического менеджмента получили развитие различные школы управления, в том числе промышленная инженерия - составная часть классического менеджмента. Содержит систему мер по научной организации производственных процессов на основе углубленного разделения труда и применения специальной техники и технологии (Ф. Гилбрет).

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.