Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-12-09 | 553 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Учет затрат, калькулированиЕ и бюджетированиЕ в отдельных отраслях производственной сферы
Конспект лекций по дисциплине
Содержание
Организация и основные принципы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) 4
Основные принципы и задачи учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). 4
Объекты учета затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) 7
Задачи и основные принципы бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирование 9
Группировка затрат по видам (по статьям калькуляции и элементам затрат) 13
Классификация затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) 15
Классификация расходов по обычным видам деятельности. 16
Классификации затрат для расчета себестоимости, оценки запасов, незавершенного производства и прибыли. 17
Классификации расходов для планирования, прогнозирования, принятия решений. 24
Классификации затрат для контроля и регулирования. 25
Группировка расходов для целей налогообложения. 25
Факторы, влияющие на организацию учета затрат в производственной сфере. 31
Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. 33
Типы производства и их технико-экономическая характеристика. 39
Понятие и виды производственного процесса. 43
Основные принципы организации производственного процесса. 53
Понятие и расчет незавершенного производства. 60
Способы и методы оценки незавершенного производства. 61
Бюджетирование и планирование на предприятии. 81
Операционный бюджет и финансовый бюджет. 84
Генеральный бюджет организации и его структура. 88
Бюджетирование в системе управленческого учета. 91
|
Планирование. 99
Управление ресурсами. 109
Управлением производственным процессом.. 114
Управление качеством продукции. 124
Особенности учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции в отраслях АПК.. 128
Особенности технологии и учёта затрат на производство в растениеводстве. 134
Особенности технологии и учёта на производстве в животноводстве. 138
Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях и в организациях рыбной отрасли. 151
Учет затрат в лесозаготовительных производствах. 154
Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции в машиностроении 176
Организация и основные принципы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)
Основные принципы и задачи учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Прежде чем начать свою хозяйственную деятельность, каждое предприятие, определяет, какую прибыль оно сможет получить. Ожидаемая прибыль предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке формируется под взаимодействием спроса и предложения. Под взаимодействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции, цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя – она выравнивается автоматически. Что же касается затрат, формирующих себестоимость продукции, то они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема используемых материальных и трудовых ресурсов, уровня автоматизации производства, его организации и других факторов. При умелом руководстве производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие.
Основными рычагами снижения себестоимости продукции являются рост производительности труда и экономия потребляемых ресурсов на основе достижений научно – технического прогресса. Важное значение имеет также управление процессом формирования себестоимости продукции, и прежде всего строгий учет производственных затрат и оперативный учет за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, усиление борьбы с бесхозяйственностью и расточительством.
|
Основными задачами учета затрат на производство являются:
- своевременное и правильное отражение фактических затрат производства по соответствующим статьям;
- предоставление информации для оперативного контроля за использованием производственных ресурсов и сравнения с существующими нормами, нормативами и сметами;
- выявление резервов снижения себестоимости продукции, предупреждение непроизводительных расходов ми потерь;
- определение результатов деятельности каждого структурного подразделения организации и др.
Для осуществления этих задач на предприятиях учет затрат должен быть организован с соблюдением следующих основных принципов:
-согласованность показателей учета затрат с плановыми показателями;
-включение всех затрат по производству продукции отчетного периода в ее себестоимость;
-группировка и отражение затрат по производственным подразделениям, видам продукции, элементам и статьям расходов;
-согласованность объектов учета затрат с объектами калькуляции;
обеспеченность раздельного отражения производственных затрат по действующим нормам и отклонениям от них:
-расширение состава затрат, относимых на себестоимость продукции по прямому признаку;
максимальное приближение методологии и организации учета затрат международным стандартам и т.п.
Составной частью является калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг). В основе калькулирования лежит калькуляционная процедура.
Калькулирование – это способ расчета себестоимости единицы продукции (работ, услуг).
С помощью калькуляции определяется себестоимость различных объектов учета: основных средств, нематериальных активов, приобретенных материальных ресурсов, произведенной и реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг и т.д. Она является основой денежной оценки соответствующих объектов бухгалтерского учета.
Данные калькуляций используются для управления себестоимостью продукции, контроля за ее уровнем, выявления резервов снижения материальных, трудовых и финансовых ресурсов и установления цен на изделия.
|
Процесс калькулирования себестоимости продукции на предприятиях состоит в основном из следующих этапов:
-сбор, группировка и детализация первичных затрат в разрезе калькуляционных статей по объектам учета затрат и калькулирования;
-определение себестоимости окончательного брака;
-оценка отходов производства и побочной продукции;
-оценка незавершенного производства;
-разграничение затрат между готовой продукцией и незавершенным производством;
-исчисление единицы продукции.
Калькуляционная работа на предприятиях организуется в соответствии с общей методологией планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции. Она требует общих принципов, обеспечивающих методологическое единство исчисления себестоимости продукции и возможность использования данных калькуляций для анализа и оценки работы, как всего предприятия, так и его отдельных внутрипроизводственных звеньев. Общими принципами калькуляционной работы являются:
-научно-обоснованная классификация затрат на производство;
-установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц;
-выбор методов распределения косвенных расходов;
-разграничение затрат по периодам;
-выбор способов расчета себестоимости калькуляционной единицы и др.
С учетом специфики отрасли и особенностей производства эти принципы на конкретном предприятии конкретизируются.
Основными задачами калькулирования на предприятии являются:
-достоверное исчисление фактической себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ, услуг;
-контроль за уровнем себестоимости и соблюдением действующих норм и нормативов затрат;
-определение рентабельности продукции и факторов, влияющих на ее уровень;
-оценка эффективности работы предприятия и отдельных внутрипроизводственных структур (производств, цехов, участков, бригад) путем сравнения затрат с результатами;
-выявление и использование резервов снижения себестоимости продукции и др.
Объекты учета затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг)
|
Учет затрат и калькулирования различаются между собой по своим объектам
Объектами калькулирования выступают выпускаемые предприятием отдельные виды продукции работы услуги. В много профильных производствах вырабатывающих определенные модели и модификации, где производство может развиваться только на базе модификации … и узлов объектом калькуляции становиться однородная группа изделий, поэтом номенклатура объектов калькуляции является прироготивой организации.
При формировании номенклатуры объектов учета затрат и объектов калькуляции необходимо учитывать требования соответствующих отраслевых указаний инструкции.
Объект учета затрат – это место возникновения этих затрат: организация в целом, производство, технологические процессы.
На выбор объектов учета затрат существенно влияют особенность технологических процессов, технические параметры изготавливаемой продукции, тип производства, организационная структура.
В некоторых видах производства которые …..и последующие их сочленение в узлы и агрегаты, объектами учета затрат являются одновременно производственные подразделения и внутри их изделия или группы однородных изделий (заказы).
По мимо этого регулирование затрат в системе управления побуждает организации любой отрасли экономики выделять в оперативном учете в качестве самостоятельных объектов учета затрат степень использования материальных и трудовых ресурсов в производственном процессе отдельные наиболее емкие статьи или элементы затрат по содержанию машин и механизмов, оборудования, приборов, зданий и сооружений, затрат на управление.
На практике объекты калькулирования и учета затрат нередко совпадают в этом случае для исчисления себестоимости единицы продукта, общую сумму затрат делят на количество изделий.
При их несовпадении результат суммируют и полученный результат/количество произведенной продукции, в этом случае объект учета затрат является частью ОК
Калькуляционная единица – это измеритель объекта калькуляции. Ее выбор зависит от особенностей изготовления продукции, обширности номенклатуры, применяемых единиц измерения,
Объект калькуляции имеют прямую экономическую связь с калькуляционной единицей, которая по существу является единицей измерения калькуляционного объекта и отличается от последнего тем, что отражает потребительские свойства продуктов труда.
В качестве калькуляционной единицы используются:
1. натуральны единицы (шт. м.)
2. Условно натуральные (100 пар обуви определенного вида),
3. Условные (спирт 100% крепости, сода каустическая с содержанием 92% натра)
|
4. Стоимостные
5. Единицы работ (одна тонна перевезенного груза)
6. Единицы времени(машина/час, машина/день)
7. Эксплуатационные единицы (мощность производительность)
Из всего комплекса калькуляционных единиц для калькулирования себестоимости продукции используется один измеритель, который используется как основной
ПРИМЕР.
Показатели | Текущий период | Текущий период | Итого отчетный (налоговый период) | ||
1. | Стоимость НЗП на начало месяца | ||||
2. | Количество сырья в НЗП на начало месяца | ||||
3. | Количество сырья, переданного в производство за месяц | ||||
4. | Технологические потери за месяц (в количественном выражении) | ||||
5. | Итого количество сырья, используемого в производстве | Стр. 1 + 3 - 4 | |||
6. | Остатки сырья в НЗП на конец месяца | ||||
7. | Доля остатков сырья в исходном сырье | Стр. 6 / стр. 5 | |||
8. | Прямые расходы за месяц | ||||
9. | Итого прямые расходы | Стр. 1 + 8 | |||
10. | Стоимость НЗП на конец месяца | Стр. 9 х 7 | |||
11. | Прямые расходы, подлежащие дальнейшему распределению | Стр. 9 – стр. 10 |
Оценка готовой продукции
Способ второй (по оценке готовой продукции): определяется размер затрат, относящихся к стоимости изготовленной в отчетном периоде продукции (выполненных работ, оказанных услуг), который затем и списывается с кредита счета 20, 23 или 29.
Рассмотрим использование этого способа на примере попередельного метода учета затрат.
Пусть в рассматриваемом выше примере на начало отчетного периода в цехе находилось 49 заготовок для нарезки резьбы, объем незавершенного производства составлял 490 руб. За месяц на нарезку резьбы по данным сметы было затрачено 8750 руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию станка и т.п.).
Всего резьба была нарезана на 1410 заготовках.
На штамповку истрачено 17440 руб. (с учетом стоимости переданных в производство листов, заработной платы штамповщика, затрат на эксплуатацию штампа и т.д.), причем всего разрезано 93 листа на 1581 заготовку (каждый на 17 заготовок).
Сначала определяется количество заготовок для нарезки резьбы, оставшееся в цехе на конец периода:
49 + 1581 - 1410 = 220 ед.
Это расчетное количество заготовок сверяется с данными инвентаризации. Затем определяется себестоимость штамповки одной заготовки для резьбы:
(490 + 17440) / (49 + 1581) = 11 руб.
Далее определяются затраты на изготовление готовой продукции:
11 х 1410 + 8750 = 24260 руб.
На основе этих данных может быть определен объем незавершенного производства на конец периода:
490 + 17440 + 8750 - 24260 = 2420 руб.
Эти данные могут быть проверены путем умножения количества заготовок на стоимость изготовления одной заготовки:
220 х 11 = 2420 руб.
В данном случае в дебет счетов 43 или 40 с кредита счета 20 должно быть списано 2420 руб.
Выше мы рассматривали учет для варианта оценки себестоимости готовой продукции или объема незавершенного производства по фактическим затратам.
Однако эти показатели могут приниматься по нормативной оценке.
Для этого при определении себестоимости завершенной производством продукции или объема незавершенного производства используются данные о величине отклонений фактической себестоимости изготовленной продукции от ее нормативных значений.
Рассмотрим использование этого варианта на примере позаказного метода учета затрат и использовании второго способа расчета.
Например, организация выполняет услуги по охране. Нормативные затраты на одного охранника принимаются в размере 300 руб./чел. в день (сюда входит заработная плата охранника, затраты на спецодежду, содержание оружия и т.д.).
Известно, что в течение месяца оказаны услуги по охране трех объектов, причем на 1-ом объекте работали 2 чел. в течение 10 дней, на 2-ом - 1 чел. в течение 30 дней, на 3-ем - 5 чел. в течение 24 дней. Итого нормативные затраты составили:
(2 х 10 + 1 х 30 + 5 х 24) х 300 = 51000 руб.
Однако на втором объекте условия работы сопряжены с дополнительной опасностью, поэтому работнику было дополнительно начислено 7000 руб. заработной платы и выданы дополнительные средства связи, расходы на эксплуатацию которых составляют 20 руб. в день. Таким образом, сумма отклонений составила:
7000 + 20 х 30 = 7600 руб.
По 1-му и 2-му объекту акты об оказании услуг подписываются ежемесячно, по 3-му - ежеквартально. Тогда себестоимость оказанных услуг определяется в размере:
(2 х 10 + 1 х 30) х 300 + 7600 = 22600 руб.
Именно эта сумма должна быть списана с кредита счета 20 в дебет счета 40, а на счете 20 останется сальдо, характеризующее объем незавершенного производства:
51000 + 7600 - 22600 = 36000 руб. или 5 х 24 х 300 = 36000 руб.
Оценка готовой продукции
Способ второй (по оценке готовой продукции): определяется размер затрат, относящихся к стоимости изготовленной в отчетном периоде продукции (выполненных работ, оказанных услуг), который затем и списывается с кредита счета 20, 23 или 29.
Рассмотрим использование этого способа на примере попередельного метода учета затрат.
Пусть в рассматриваемом выше примере на начало отчетного периода в цехе находилось 49 заготовок для нарезки резьбы, объем незавершенного производства составлял 490 руб. За месяц на нарезку резьбы по данным сметы было затрачено 8750 руб. (сюда входит заработная плата рабочего, затраты на эксплуатацию станка и т.п.).
Всего резьба была нарезана на 1410 заготовках.
На штамповку истрачено 17440 руб. (с учетом стоимости переданных в производство листов, заработной платы штамповщика, затрат на эксплуатацию штампа и т.д.), причем всего разрезано 93 листа на 1581 заготовку (каждый на 17 заготовок).
Сначала определяется количество заготовок для нарезки резьбы, оставшееся в цехе на конец периода:
49 + 1581 - 1410 = 220 ед.
Это расчетное количество заготовок сверяется с данными инвентаризации. Затем определяется себестоимость штамповки одной заготовки для резьбы:
(490 + 17440) / (49 + 1581) = 11 руб.
Далее определяются затраты на изготовление готовой продукции:
11 х 1410 + 8750 = 24260 руб.
На основе этих данных может быть определен объем незавершенного производства на конец периода:
490 + 17440 + 8750 - 24260 = 2420 руб.
Эти данные могут быть проверены путем умножения количества заготовок на стоимость изготовления одной заготовки:
220 х 11 = 2420 руб.
В данном случае в дебет счетов 43 или 40 с кредита счета 20 должно быть списано 2420 руб.
Выше мы рассматривали учет для варианта оценки себестоимости готовой продукции или объема незавершенного производства по фактическим затратам.
Однако эти показатели могут приниматься по нормативной оценке.
Для этого при определении себестоимости завершенной производством продукции или объема незавершенного производства используются данные о величине отклонений фактической себестоимости изготовленной продукции от ее нормативных значений.
Рассмотрим использование этого варианта на примере позаказного метода учета затрат и использовании второго способа расчета.
Например, организация выполняет услуги по охране. Нормативные затраты на одного охранника принимаются в размере 300 руб./чел. в день (сюда входит заработная плата охранника, затраты на спецодежду, содержание оружия и т.д.).
Известно, что в течение месяца оказаны услуги по охране трех объектов, причем на 1-ом объекте работали 2 чел. в течение 10 дней, на 2-ом - 1 чел. в течение 30 дней, на 3-ем - 5 чел. в течение 24 дней. Итого нормативные затраты составили:
(2 х 10 + 1 х 30 + 5 х 24) х 300 = 51000 руб.
Однако на втором объекте условия работы сопряжены с дополнительной опасностью, поэтому работнику было дополнительно начислено 7000 руб. заработной платы и выданы дополнительные средства связи, расходы на эксплуатацию которых составляют 20 руб. в день. Таким образом, сумма отклонений составила:
7000 + 20 х 30 = 7600 руб.
По 1-му и 2-му объекту акты об оказании услуг подписываются ежемесячно, по 3-му - ежеквартально. Тогда себестоимость оказанных услуг определяется в размере:
(2 х 10 + 1 х 30) х 300 + 7600 = 22600 руб.
Именно эта сумма должна быть списана с кредита счета 20 в дебет счета 40, а на счете 20 останется сальдо, характеризующее объем незавершенного производства:
51000 + 7600 - 22600 = 36000 руб. или 5 х 24 х 300 = 36000 руб.
Операционный бюджет
Бюджет продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура предопределяют уровень и общий характер всей деятельности предприятия.
Почти у всех компаний разработка бюджета продаж является наиболее сложным звеном в процессе планирования. Это связано с тем, что объем продаж и, следовательно, выручка от продажи определяется не столько производственными возможностями компании, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, среди которых:
- деятельность конкурентов,
- общее положение на конкретном рынке продаж,
- стабильность поставщиков и покупателей,
- результативность рекламы,
- политика ценообразования,
- рентабельность продукта.
Существуют два основных способа определения оценок, лежащих в основе бюджета продаж:
1. Статистический прогноз на основе математического анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производства и т.п.
2. Экспертная оценка, полученная путем сбора мнений управляющих и персонала отдела сбыта. В некоторых компаниях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому из клиентов.
Большинство крупных компаний используют комбинацию этих методов, но многие компании считают, что использование сложных методик не дает более точного прогноза, чем опыт персонала, анализ и изучение результатов прошлых периодов.
Следующим этапом в разработке генерального бюджета является составление бюджета запасов товаров на конец планируемого периода.
Бюджет запасов товаров непосредственно связан с бюджетом реализации товаров и вытекает из него. Уровень товарных запасов должен быть оптимальным т. к. при завышенных товарных запасах высокая вероятность образования товаров на складах с просроченными сроками их реализации, что приведет к неоправданным потерям при их списании, поскольку это продовольственные товары. Кроме того, для увеличения закупки товаров потребуются дополнительные денежные средства для их приобретения.
Бюджет закупок товаров является третьим этапом формирования общего бюджета. Для планирования бюджета закупок товаров воспользуемся формулой (1):
Ок = Он + П – Р (1), где
Ок - остаток товаров на конец планируемого периода;
Он - остаток товаров на начало планируемого периода;
П – поступление (закупка) товаров за планируемый период;
Р - реализация товаров за планируемый период.
Из формулы (1) выводим формулу, по которой будем рассчитывать планируемое поступление товаров:
П = Р - Он - Ок (2)
Четвертый этап генерального бюджета - бюджет коммерческих затрат для составления бюджета затрат на предстоящий период следует рассмотреть структуру затрат и найти возможности для их снижения, это главное, что волнует любого руководителя. Следующим этапом является бюджет себестоимости реализованных товаров. Завершающим моментом формирования операционного бюджета является план прибылей и убытков.
Финансовый бюджет
Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных затрат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозный бухгалтерский баланс и отчет о финансовом положении.
Бюджет капитальных затрат
Определение направления капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивает вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный бухгалтерский баланс. Все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.
Бюджет денежных средств
Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств на всех фазах формирования общего бюджета. Этот бюджет показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца или периода, на который он рассчитывается.
Могут быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств. Очень большое сальдо на счете денежных средств означает, что средства не были использованы с наиболее возможной эффективностью и наоборот при их отсутствии организация не может расплатиться по текущим обязательствам. Тщательное планирование денежных средств помогает эффективному управлению предприятием.
Бюджет денежных средств состоит из двух частей:
1.Ожидаемые поступления денежных средств.
2.Ожидаемые платежи.
Для определения ожидаемых поступлений используется информация из бюджета продаж, данные о предстоящих поступлениях средств по счетам к получению, приток средств из других источников, таких, как займы, продажа долгосрочных и иных активов.
Расходная часть бюджета состоит из расходов на приобретение товаров, материалов необходимых для текущей хозяйственной деятельности, выплаты заработной платы, уплаты налогов, приобретения основных средств, погашение кредитов или займов, других выплат.
Бюджет денежных средств важен в любом бизнесе, т. к. он является инструментом управления финансовыми потоками.
Теперь мы можем перейти к составлению прогнозируемого баланса, основываясь на ранее составленных бюджетах.
Составлением прогнозируемого баланса заканчивается работа над генеральным бюджетом
Планирование
Этапы планирования
Планирование относится к числу наиболее интенсивно исследуемых проблемных областей в теории экономики производства. Оно занимает важнейшее место в практической деятельности предприятия.
Планирование является основой для принятия управленческого решения. Процесс планирования состоит из следующих этапов:
•определение целей и задач;
• поиск альтернативных вариантов;
• сбор информации об альтернативных вариантах;
• выбор альтернативы, подлежащей реализации; «проведение в жизнь выбранной альтернативы.
В общепринятом смысле основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы. Роль плановых решений в регулировании деятельности предприятия велика. Только путем планирования, четкого определения поставленных задач может быть достигнут максимальный результат деятельности организации.
Для достижения успеха необходимо определить возможные альтернативы. Поиск альтернативных вариантов, основанный на изучении влияния различных факторов на макроэкономическом уровне, прогнозировании действий конкурентов и прочих факторах, является одним из важных этапов принятия решений. Администрации предприятия необходимо сосредоточить свое внимание на выпуске ассортимента продукции и услуг, в котором будет нуждаться потребитель в будущем. Следует учесть, что к моменту выпуска продукции рынки сбыта, могут претерпеть некоторые изменения. Поэтому рекомендуется прибегнуть к следующим действиям:
• выпуск новых товаров для реализации на уже существующих
рынках;
• выпуск новых товаров для реализации на новых рынках;
• создание новых рынков для уже выпускаемых товаров.
Этап сбора информации об альтернативных вариантах представляет собой оценку альтернатив в будущей ситуации в условиях определенности и в условиях неопределенности.
Достаточно четко можно оценить производство того или иного ассортимента продукции и услуг исходя:
• из имеющихся мощностей;
• денежных средств;
• квалификации персонала..., иначе говоря, произвести оценку
альтернатив в условиях определенности.
Очевидно, что курс действий, выбранный организацией на основе всестороннего анализа имеющейся информации, определит ее долгосрочную перспективу и явится ее стратегией. Стратегические решения оказывают сильное влияние на будущее организации, поэтому очень важно, чтобы для их принятия была собрана точная информация о возможностях организации и экономической среде.
Объектами долгосрочного планирования являются:
•организационная структура организации;
• капитальные вложения;
• производственные мощности;
• долгосрочные кредиты и займы и пр.
Для выполнения долгосрочных, стратегических решений администрация организации должна периодически принимать оперативные или краткосрочные решения. Примером краткосрочных решений могут быть следующие:
• дополнительный выпуск продукции в связи с увеличившимся спросом;
• премирование работников за более высокое, чем предполагалось, качество продукции, обусловившее возможность повышения цен;
• снижение цен, вызванное падением спроса на продукцию, т.е. решения по текущей предпринимательской деятельности фирмы.
Для принятия краткосрочных, оперативных решений также необходима исчерпывающая информация о спросе на производимую продукцию, о предложении конкурентов, о ценах на материальные запасы и прочая информация, использование которой определит планирование затрат, товарооборота, доходов и расходов
организации.
После того как произведена оценка имеющихся альтернатив, необходимо провести сравнительный анализ и обсуждение оцененных вариантов, На основании анализа и обсуждения выбирается наиболее подходящая для реализации альтернатива, обеспечивающая максимальную степень достижения целей организации.
Затем начинается детальная разработка плана.
2.2. Цели планирования
В общих чертах можно определить следующие цели планирования:
1)детализированное планирование;
2)координация деятельности каждого подразделения, обеспечивающая их взаимосвязь;
3) обеспечение необходимой информацией всех руководителей
центров ответственности;
4) стимулирование (мотивация) деятельности руководства по достижению целей организации;
5) контроль за производством;
6) оценка эффективности работы руководителей.
Детализированное планирование. Разработка долгосрочных планов (смет) основывается на множестве детализированных смет,
которые рассчитываются для различных временных периодов,
производственных процессов и подразделений.
Чем сложнее производственный процесс на предприятии, чем больший ассортимент продукции и услуг оно производит, тем сложнее процесс планирования, тем больше оно нуждается в детализации.
До каждого производственного подразделения, каждого центра ответственности доводятся детализированные сметные задания, разработанные на основе годового плана выпуска продукции и услуг и обеспечивающие выполнение этого плана, в соответствии с производственными функциями подразделений. Все они скоординированы и взаимоувязаны.
Кроме того, в процессе производства возникают различные обстоятельства, которые вносят коррективы в принятые планы и нуждаются в оперативном реагировании. Наглядным примером может служить аварийный случай, нарушивший техническое состояние производственного помещения.
С точки зрения планирования проводятся следующие действия: составляется смета предстоящих расходов по капитальному или текущему ремонту, определяется продолжительность ремонта;, до отдела материально-технического снабжения доводится заявка на приобретение строительных материалов и оборудования, необходимых для ремонта;
• бухгалтерия вносит коррективы в смету использования денежных средств;
• вносятся изменения в смету отдела сбыта в связи с уменьшением объема выпускаемой продукции;
• претерпевает изменение объем выручки за реализованную продукцию, вносятся изменения в доходную часть сметы;
• производятся изменения и уточнения сметы по заработной плате
и. т.д.
Доведение смет до различных центров ответственности позволяет скоординировать работу всех взаимосвязанных подразделений производства.
Информация о принятых руководством предприятия решениях: об ассортименте и объемах выпускаемой продукции; объемах, качестве, ассортименте и ценах сырья; о порядке расчетов за реализуемую продукцию; сокращении или увеличении численности персонала; плановых ремонтах и пр. своевременно передается центрам ответственности. Дефицит знания касается не только условий и целей планирования, но и ресурсов, которые должны быть задействованы при планировании, и самого планового процесса. Так, к начальному моменту планирования нельзя точно установить, какой персонал должен быть вовлечен в эту область деятельности, какая информация и какие инструменты должны при этом использоваться. Знание о необходимых плановых ресурсах и процессах возникает только в ходе самого планирования.
Каждый работник должен иметь четкую информацию о планах предприятия. Именно в этом случае будет обеспечено взаимодействие всех членов коллектива, и каждый работник будет понимать свою роль в выполнении сметных заданий. Еще более усиливается роль информации в случае внесения коррективов в смету предприятия: изменение ассортимента и объемов выпускаемой продукции, внеплановый ремонт и др.
Стимулирование (мотивация). Как правило, сметы подразделений составляются с участием руководителей этих подразделений, поэтому в них заложены реальные показатели, достижение которых возможно при достаточно напряженном труде. Руководители подразделений знают, что достижение целей предприятия зависит от выполнения сметных показателей каждого подразделения. Это обстоятельство стимулирует руководителей.
Если в производстве участвует несколько цехов, выпускающих продукцию одного наименования или объемы выпускаемой продукции сопоставимы, то сравнение произведенных сопоставимых объемов может также служить мотивацией труда.
«Контроль за производством. Для определения результатов деятельности предполагается сравнение фактических показателей с плановыми. Внимание руководителей подразделений привлекает возникновение отклонений фактических показателей от плановых. В этих случаях проводится детальный анализ отклонений, и находятся причины их возникновения. Могут быть следующие причины:
• завышенные плановые показатели;
• низкокачественное сырье;
* недобросовестное отношение работников к делу;
* брак по причине неотлаженного оборудования и др.
Сравнение и анализ стимулируют принятие решений, которые
инициируют проведение необходимых корректировок.
Смета служит инструментом объективной оценки эффективности работы руководителей. Выполнение или невыполнение сметы — очевидный факт как для самих руководителей подразделений, так и для высшего руководства.
Руководство предприятия может и должно стимулировать руководителей подразделений при выполнении и перевыполнении ими сметных заданий. Это выгодно предприятию.
2.3. Бизнес-план как способ выбора перспективного решения
Широкое применение в западных странах имеет бизнес-план. Этот вид планирования представляет собой краткое информативное описание предстоящего бизнеса. В бизнес-плане, как правило, рассмотрены различные ситуации, позволяющие выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план предназначается для обоснования предполагаемого бизнеса, в нем содержатся предварительные оценки результатов за определенный период. В основном бизнес-план используется как средство привлечения инвестиций, он может также служит
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!