Каковы основные разделы Ведической философии? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Каковы основные разделы Ведической философии?

2017-12-09 565
Каковы основные разделы Ведической философии? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВЕДИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

(БАЗОВЫЙ КУРС)

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ2

ВВЕДЕНИЕ3

1. ПУТЬ ВГЛУБЬ СЕБЯ4

2. ВЕДЫ – ИСТОЧНИК ИСТИННОГО ЗНАНИЯ5

3. КАК ПОСТИЧЬ ВЕДЫ?7

4. КАЧЕСТВА ИСТИННОГО ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ9

5. КРАТКИЙ ОБЗОР ВЕДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ10

6. КАЧЕСТВА УЧЕНИКА11

7. РАЗНОВИДНОСТИ ДУХОВНЫХ УЧИТЕЛЕЙ13

8. ИТОГ ПЕРВОЙ ЧАСТИ КУРСА14

9. ВЕРХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ БОГА - ЭТО ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ15

10. КРИШНА – ВЕРХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ БОГА, ОН - ИСТОЧНИК ВСЕХ ВОПЛОЩЕНИЙ17

11. КРИШНА – ИСТОЧНИК ВСЕХ КАЧЕСТВ19

12. БЕЗГРАНИЧНОЕ ВЕЛИЧИЕ И СЛАДОСТЬ КРИШНЫ21

13. СЛАДОСТЬ И МОГУЩЕСТВО ХАРЕ КРИШНА МАХА-МАНТРЫ23

14. БЕЗГРАНИЧНОЕ ВЕЛИКОДУШИЕ И ЩЕДРОСТЬ ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ25

15. КРИШНА – ОБЛАДАТЕЛЬ ВСЕХ ЭНЕРГИЙ26

16. МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР – ПРОЯВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ЭНЕРГИИ КРИШНЫ27

17. ТРИ ГУНЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ29

18. ВОЗВЫШЕНИЕ НАД ТРЕМЯ ГУНАМИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ31

19. КРИШНА – ВЫСШАЯ ПРИЧИНА СОТВОРЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА35

20. СОТВОРЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА37

21. ХОД ВРЕМЕНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ40

22. КРИШНА – ЦЕНТР ВСЕХ ДУХОВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ43

23. СРАВНЕНИЕ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО МИРОВ45

24. ВЫБОР ДУШИ48

25. ИТОГ ВТОРОЙ ЧАСТИ КУРСА50

26. УРОВНИ СОЗНАНИЯ ОБУСЛОВЛЕННОГО ЖИВОГО СУЩЕСТВА53

27. БЛАГОЧЕСТИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖИВОГО СУЩЕСТВА56

28. ГРЕХОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖИВОГО СУЩЕСТВА59

ВВЕДЕНИЕ

Какова цель Ведической философии? Какую пользу она может дать нам?

Цель Ведической философии – осветить путь, следуя по которому, можно избавиться от страданий. Поэтому ведическая традиция никогда не считала философию уделом кабинетных мыслителей, чьи рассуждения оторваны от реальной жизни. Философия, согласно Ведам, должна привести к практическому результату – освобождению от страданий.

Само слово философия дословно переводится с греческого языка как «любовь к мудрости»:

· Phileo – «люблю»

· Sophia – «мудрость»

Одно из значений слова мудрость – это способность применить теоретическое знание на практике.

Изучив теорию, ученик пытается применить ее на практике, и так обретает опыт. При этом знание, которое вначале было книжным, внешним по отношению к его жизни, постепенно проникает вглубь сознания. Усвоить знание – означает принять его в свой разум и руководствоваться им в практической жизни. Такое знание становится частью мировоззрения человека, также как переваренная пища становится частью нашего тела.

 

Каковы основные разделы Ведической философии?

В Ведической философии имеется 4 раздела знания:

1. Гносеология (прамана) – «метод познания».

2. Онтология (самбандха-гьяна) – «учение о бытии».

3. Этика (абхидхейа-гьяна) – «знание о практике, приводящей к совершенству жизни».

4. Метафизика (прайоджана-гьяна) «знание о высшем совершенстве жизни».

Итак, мы можем сказать, что Ведическая философия – это учение о методе познания (гносеология), о бытии (онтология), о практике приводящей к совершенству жизни (этика) и о высшем совершенстве, которого он в результате достигает (метафизика).

 

Что же собой представляет Ведическая гносеология?

Ведическая гносеология, или «знание о методах познания», является очень важным разделом Вед, без понимания которого невозможно постичь сокровенный смысл остального знания. Таким образом, чтобы познать Ведическую онтологию, этику и метафизику в ее первозданном виде, сначала человек должен понять при помощи какого метода познания это возможно сделать. В противном случае знание Вед будет недоступно.

Метод получения знания на санскрите называется прамана – «доказательство». Когда человек говорит об аспектах реальности, он должен обосновать свои слова авторитетными доказательствами. И раздел гносеология показывает, из какого источника мы можем брать эти доказательства.

 

Какова Ведическая онтология?

«Знание о бытии» на санскрите называется самбандха-гьяна и включает в себя семь тем:

Истина о Боге

Истина о энергиях Бога

Истина о взаимоотношениях с Богом

Истина о душе

Истина о душе в обусловленном состоянии

Истина о душе в освобожденном состоянии

ПУТЬ ВГЛУБЬ СЕБЯ

Ахара-нидра-бхайа-майтхунам ча

Саманйам этат пашубхир наранам

Дхармо хи тешам адхико вишешо

Когда человек сам стремиться найти истину

Когда он ждет, пока жизнь разрушит его неверные воззрения

Из этих двух вариантов, изменение мировоззрения с помощью образования и позитивного общения — метод гораздо более безболезненный.

Но где же можно получить такое знание, которое действительно способно так благотворно повлиять на мою жизнь и существует ли оно вообще?

 

Ахам сарвасйа прабхаво

Маттах сарвам правартате

Ити матва бхаджанте мам

Будха бхава-саманвитах

«Я – источник всех духовных и материальных миров. Все исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем».

Итак, Господь, являющийся источником всех духовных и материальных миров, сообщает нам, что Он составил Веды, чтобы дать нам возможность постичь Его и Его творение и обрести высшее совершенство жизни.

Но каким образом мы можем получить это Ведическое знание?

 

КАК ПОСТИЧЬ ВЕДЫ?

Тад виддхи принипатена

Парипришнена севайа

Упадекшйанти те джнанам

Джнанинас таттва-даршинах

«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».

Таким образом, авароха - пантха – это путь, встав на который мы надеемся на милость Господа и мы получаем ее через милость духовного учителя.

 

йасйа-деве пара бхактир

йатха-дева татха гурау

тасйаите катхита хй артхах

пракашанте махатманах

«Только тем великим душам, которые имеют непоколебимую веру одновременно и в Господа и в духовного учителя, все заключения Вед открываются сами собой». (Шветашватара Упанишад 6.38)

 

Тасмад гурум прападьета

Джиджнасух шрейа уттамам

Шабде паре ча нишнатам

Брахманй упашамашрайам

«Поэтому любой, кто по-настоящему желает истинного счастья, должен искать духовного учителя а, найдя его, принять у него прибежище. Квалификация духовного учителя такова: он осознал заключения священных писаний, тщательно изучив их, и способен убедить других в этих выводах. Таких великих личностей, принявших прибежище у Верховного Господа и оставивших все материальные взгляды, следует считать истинными духовными учителями».

В этом стихе говорится о двух основных и одном второстепенном качествах духовного учителя.

Основные качества:

1. Шабда-брахмани нишнатаон осознал заключения священных писаний, тщательно изучив их, и способен убедить других в этих выводах.

Поэтому, истинный духовный учитель:

· никогда не представляет что-либо, чего нет в Ведической литературе (ничего не выдумывает), т.е мыслит категориями священных писаний;

· постоянно изучает священные писания, т.е. не считает себя совершенным знатоком духовного знания, но, напротив, постоянно совершенствуется в нем;

· никогда не противоречит садху (святым личностям);

· может ответить на любой вопрос, касающийся духовной жизни;

· учит своим примером (ачарья);

· правдив и дружелюбен ко всем;

2. Пара-брахмани нишнатаон принял прибежище у Верховного Господа и утвердился на духовном уровне.

Поэтому, истинный духовный учитель:

· никогда не говорит «Я — Бог»;

· говорит только о Кришне или о том, что связано с Ним;

· поглощен воспеванием Святого Имени Господа и проповедью Его славы;

· поглощен преданным служением Богу

Второстепенное качество:

3. Упаса-амашрайах – он равнодушен к соблазнам материального мира.

В «Нектаре Наставлении» (текст 1) об этом говорится следующее:

Йаван артха удапане

Сарватах самплутодаке

Таван сарвешу ведешу

Брахманасйа виджанатах

«Все нужды, которые удовлетворяет маленький колодец, может сразу удовлетворить большой водоем. Подобно этому, тот, кому известно высшее назначение Вед, обретает все описанные в них блага».

Так, изучая книги Шрилы Прабхупады, человек получает возможность постичь высшую цель Вед и достичь высшего предназначения человеческой жизни.

Но достаточно ли изучать книги А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады, чтобы понять Веды? Действительно ли эти книги раскрывают высшее назначение Вед?

 

КАЧЕСТВА УЧЕНИКА

Тад виддхи принипатена

Парипришнена севайа

Упадекшйанти те джнанам

Джнанинас таттва-даршинах

«Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».

Кришна подчеркивает 3 качества, которыми должен обладать ученик, чтобы получить знание от духовного учителя:

· пранипатена – необходимо смиренно склониться перед духовным учителем. Гордость делает человека невосприимчивым и не позволяет ему учиться. Не заняв смиренного положения по отношению к гуру, ученик не сможет слушать. Следует думать следующим образом: «Я ничего не знаю о Боге. Я просто должен слушать своего гуру». Тот, кто думает, что знает все, на самом деле не знает ничего. Поэтому слушать нужно смиренно с открытым сердцем.

· парипрашнена – смиренно задавать вопросы, желая понять знание, услышанное от духовного учителя.

· севайа – готовность служить духовному учителю, стараясь удовлетворить его.

Шрила Прабхупада пишет в комментарии: «…Ученик должен беспрекословно выполнять все указания духовного учителя и, отбросив гордыню, служить ему, не гнушаясь даже черной работой. Секрет успеха в духовной жизни заключается в умении удовлетворить осознавшего себя истинного духовного учителя. Пытливость и смирение – вот два качества одинаково необходимые для того, чтобы постичь духовную науку. До тех пор, пока мы не станем послушными слугами истинного духовного учителя, наши вопросы к нему не принесут желаемого результата. Каждый должен пройти через проверку, устроенную духовным учителем, и, когда учитель убедится в искренности ученика, он немедленно благословит его и откроет ему истинное духовное знание. В этом стихе Господь отвергает как слепое следование учителю, так и обращение к нему с бессмысленными вопросами. Надо не просто смиренно внимать духовному учителю, но и, став его послушным слугой и задавая ему вопросы, составить ясное представление о духовной науке. Истинный духовный учитель всегда добр к ученику, поэтому, если ученик послушен и с готовностью служит учителю, он получит от него ответы на все вопросы и сможет обрести совершенное знание».

3. Ученик должен принимать духовного учителя как Самого Бога, видя в нем Его представителя.

Об этом говорит Вишванатха Чакраварти Тхакур в Шри Гурв-аштаке:

ИТОГ ПЕРВОЙ ЧАСТИ КУРСА

Чтобы научиться видеть мир совершенным образом, необходимо принять ВЕДЫ – знание исходящее от Самого Бога, ибо только Он является источником непогрешимого и совершенного знания, способного помочь нам. Запредельное знание невозможно постичь при помощи своих несовершенных чувств и ума.

В книгах Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады содержится суть всей философии Вед. Изучив эти книги под руководством «ныне действующих» духовных учителей, любой человек сможет достичь совершенства своей жизни. Поэтому очень важно развить привычку ежедневно читать и изучать эти книги.

6. Ученик сможет получить трансцендентное знание, если он:

- не будет лениться, а наоборот будет прилагать усилия, работая над собой;

- желает слушать истинного духовного учителя с открытым сердцем и со смирением;

- размышляет над услышанными знаниями и смиренно задает вопросы, желая лучше понять услышанное;

- готов служить духовному учителю;

- проявляет покорность в исполнении наставлений духовного учителя;

- имеет твердую веру в духовного учителя;

- предан Всевышнему Господу.

7. Господь, являясь источником трансцендентного знания, уполномочивает Своих преданных передавать это знание в соответствии с законом ученической преемственности, желая помочь обусловленным живым существам вернуться назад домой к Богу. Более всего ученик соприкасается с дикша и шикша-гуру, поэтому они играют наиболее важную роль в его жизни. Ученику надо научиться такому видению, что Сам Господь воплотился перед ним в форме одного дикша-гуру и многих шикша-гуру. В этом заключается их единство. В то же время, не отвергая их онтологического равенства, ему следует знать, что каждый из них исполняет свои функции. Дикша-гуру является «изначальным» или «настоящим» духовным учителем. Шикша-гуру подкрепляют наставления дикша-гуру, и исполняют подчиненную роль, помогая ученику приблизиться к дикша-гуру.

8. Для более успешного постижения трансцендентного знания рекомендуется:

1) Ежедневно читать книги Шрилы Прабхупады в порядке, рекомендованном вашим духовным наставником.

2) Повторять на четках маха-мантру, поскольку это самый могущественный процесс очищения сердца:

Можно начать повторять с одного круга, однако если вы чувствуете вдохновение повторять больше, вы можете делать это. Лучше всего повторять ежедневно одно и тоже количество кругов, которое не будет вам слишком в тягость, ибо стабильность приводит к стабильному духовному росту. Важно работать над качеством, – четко выговаривать слова и повторять внимательно. Постепенно количество можно будет увеличить до необходимого стандарта. Однако прежде чем увеличивать количество, посоветуйтесь со своим наставником.

3) Благоустроить свою комнату, чтобы атмосфера в ней более способствовала Вашему духовному продвижению. Для этого украсьте стены изображениями Кришны и Его святых преданных. Поставьте комплект книг Шрилы Прабхупады на самое видное и почетное место. Ежедневно делайте влажную уборку в комнате, проветривайте и зажигайте благовония.

ВЕРХОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ БОГА -

Ваданти тат таттва-видас

Брахмети параматмети

Бхагаван ити шабдйате

«Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном».

Как видно из этого стиха, Бог познается в трех аспектах:

1. Брахман – это безличный аспект Абсолюта, воплощающий в себе аспект сат, - аспект вечного бытия. Это начальная ступень постижения Абсолюта. Уровень осознания Брахмана – это стадия освобождения от материального сознания. Этого уровня достигают люди, практикующие гьяна-йогу, суть практики которой состоит в размышлении над природой Абсолютного путем отрицания временных объектов этого материального мира. То есть осознание безличного Брахмана – это осознание того, чем не является Абсолютная Истина: Он не то и не это, Он не ходит и не лежит и т.п. Его нельзя познать и нельзя почувствовать.

2. Параматма (Сверхдуша) – это локализованное проявление Бога, который присутствует в каждом атоме творения и в сердце каждого живого существа. Таким образом, в этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение, поддерживая его. Но Господь лично не вмешивается в дела этого материального мира. Его функции в этом проявлении – Он наблюдает за желаниями живых существ и дозволяет их удовлетворить, если позволяет их карма (результаты деятельности).Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу уже могут созерцать в трансе достигшие совершенства йоги-мистики, практикующие аштанга-йогу (восьмиступенчатую мистическую йогу). Достигнув уровня реализации Параматмы, человек познает аспекты вечности (сат) и знания (чит) Господа. Это вторая ступень постижения Абсолютной Истины.

3. Бхагаван – полное проявление Абсолютной Истины, последний шаг постижения трансцендентного. В этом аспекте Абсолютная Истина является источником всего сущего. Если Брахман лишь просто существует где-то за пределами материального творения, Параматма пассивно поддерживает все в этом мире, то, будучи причиной всех причин и источником всего сущего, Бхагаван играет активную творческую роль. Такая индивидуальная творческая активность личностна по своей природе и исполнена блаженства (ананда). Поэтому только тот, кто постиг полное проявление Бога как Бхагавана, может достичь состояния безграничного счастья, осознав все три аспекта Абсолюта - вечность (сат), знание (чит) и блаженство (ананда). Практика, позволяющая постичь это проявление Бога, называется бхакти-йогой.

Итак, самое высшее проявление Бога - это Бхагаван, в котором воплощены все 3 аспекта Абсолюта – сат, чит и ананда (вечность, знание и блаженство). Реализация Брахмана и Параматмы – является лишь частичным осознанием Бога. Познание более высшего аспекта Абсолюта включает в себя и более низший. Поэтому, постижение Параматмы включает аспект Брахмана, а постижение Бхагавана, включает и Брахман и Параматму. Поэтому преданное служение Верховной Личности Бога (Бхагавану) считается высшим совершенством, ибо позволяет познать все три аспекта Абсолютной Истины.

Йо мам эвам асаммудхо

Джанати пурушоттамам

Са сарва-вид бхаджати мам

Сарва-бхавена бхарата

«Всякий, знающий Меня как Верховную Божественную Личность, и не сомневающийся в этом, знает всё, и потому он полностью отдаёт себя преданному служению Мне, о сын Бхараты» (Бхагавад-гита 15.19).

Что происходит с человеком, который достиг реализации Брахмана или Параматмы, - удовлетворен ли он достигнутым и заканчивается ли на этом его духовные устремления?

Реализация безличного Брахмана.

Человек, постигший Брахман, обретает блаженство от осознания того, что природа нашего «Я» едина с природой Брахмана (т.е. нет двух Абсолютных истин). Это блаженство описывается словом «брахмананда» от слова брахма (Брахман) и ананда (блаженство). Обретя так блаженство, с которым несравнимо ничто в этом мире, такая личность не воспринимает окружающее как нечто существенное. Все стремления и желания, понятия и убеждения, вытесняются из сознания такого человека. Он перестает говорить, что-то делать, и даже мышление, помимо осознания своей вечности, прекращается. Он не видит никакой разницы между собой и другими людьми. На уровне осознания Брахмана (сат) человек обретает истинное знание об окружающем мире и естественное отречение, порожденное таким знанием. Природа не двойственного Брахмана полностью проявляется в сознании такого человека. Таких людей Веды называют брахманами, т.е. людьми, постигшими Истину, и потому пребывающими в Ней и идентичными Ей.

Такой человек, прекращающий свою деятельность (карму) в результате самосознания, черпает радость в своем сердце (сознании). Тем не менее, в сердце человека проявляется очень тонкое, духовное чувство незавершенности. Оно вызвано тем, что душа активна по своей природе и не может бездействовать. Это чувство может явиться причиной последующих действий двух видов:

· Благотворительность и желание нести послание истины другим людям.

· Поиск причины неудовлетворенности в себе.

Если человек принимает первое, то действуя в материальном мире, пусть даже с такими благородными целями как благотворительность и очищение общества, он начинает обуславливаться материальной энергией, что приводит его к постепенной деградации.

Второе вводит человека в состояние йогического транса, в котором постигается Высшая душа. В этом трансе человек постигает источник Брахмана. Этот источник называется Параматмой, от слова парама – «Высшая», и атма – «Душа». Так человек может прийти к реализации более высшего аспекта Бога – Параматмы.

 

Реализация Параматмы (Сверхдуши).

В отличии от Брахмана со Сверхдушой (Параматмой) могут устанавливаться взаимоотношения. На этом уровне человек видит во всем присутствие Сверхдуши. Отличие его осознания от предыдущего уровня в том, что постигается Абсолютная форма. Параматма является кульминацией всего мистицизма, т.к. все совершенства в этом мире берут свое начало в Ней. Человек черпает безграничное блаженство в созерцании образа Сверхдуши. В таком созерцании человек входит в единение со Сверхдушой, что позволяет ему проявлять мистические способности (сиддхи), присущие Ей.

И хотя человек, постигший Сверхдушу в процессе йогической практики, удовлетворен в себе, тем не менее, в глубине сознания, как и в первом случае, приходит духовное чувство незавершенности. Это чувство побуждает йога к последующим действиям:

· Использование обретенных мистических сил (сиддхи) для удовлетворения собственных желаний.

· Стремление к дальнейшему совершенству.

Если человек принимает первое, то, поражая обычных людей своими мистическими способностями, он привязывается к славе и чувству превосходства над людьми. Это быстро оскверняет его разум, и он объявляет себя богом. Так он деградирует вместе со своими последователями, поймавшимися на приманку его фокусов.

Если йог-мистик, преодолевает соблазн наслаждаться мистическими способностями, и стремится постичь Истину, оставив все желания, порожденные предыдущей деятельностью, то к нему приходит понимание, выраженное в Шримад Бхагаватам 2.2.6: «Человек должен служить Сверхдуше, пребывающей в его сердце. Она – Всемогущая Личность Бога, вечная и безграничная, поэтому она является высшей целью жизни, и, поклоняясь Ей, можно устранить причину обусловленности своего существования»

 

Реализация Бхагавана (Верховной Личности Бога)

Так, постепенно, медитация йога на Сверхдушу, превращается в преданное служение. Благодаря преданному служению, йогу в сердце является изначальная Личность Бога - Бхагаван. Именно взаимоотношения с Богом являются причиной проявления безграничного блаженства, которое в Ведах описывается словом «ананда».

Отсюда можно понять, что пока душа не достигнет реализации Бхагавана, она будет ощущать чувство незавершенности и продолжать поиск счастья (ананды). Поэтому преданное служение Верховной Личности Бога есть высшее совершенство жизни, ибо, установив взаимоотношения с Верховной Личностью, человек реализует все желания своей души.

Айшварйасйа самаграсйа

Вирйасйа йашасах шрийах

Гьяна-вайрагйайош чайва

Саннам бхагам итигана

«Того, Кто в полной мере обладает следующими шестью достояниями: богатством, силой, славой, красотой, знанием и отрешенностью, называют Бхагаваном».

На свете много людей, которые очень богаты, очень могущественны, очень красивы, очень знамениты, обладают огромным знанием или способны к самоотречению. Однако никто из них не может претендовать на то, что он обладает всеми богатствами, всей силой и прочим в полном объеме. Говорить так о Себе имеет право только Верховная Личность Бога.

 

Ишварах парамах кришнах

Сач-чид-ананда-виграхах

Анадир адир говиндах

Сарва-карана-каранам

"Многие обладают качествами Бхагавана, но Кришна превосходит всех, ибо никто не может затмить Его. Он – Высшая Личность, а Его вечное тело исполнено блаженства и знания. Он – предвечный Господь Говинда, причина всех причин" (Брахма-самхита, 5.1).

· Также в Шримад-Бхагаватам перечислено много воплощений Верховной Личности Бога. Однако Кришна назван в нем изначальной Личностью Бога (Бхагаван), источником всего множества воплощений (Бхаг.,1.3.28).

Эте чамша-калах пумсах

Кришнас ту бхагаван свайам

Индрари-вйакулам локам

Мридайанти йуге йуге

„Все перечисленные здесь воплощения Бога – это либо полные проявления, либо части полных проявлений Верховного Господа, но Кришна – это Сам Верховный Господь, Личность Бога“.

· Сам Кришна утверждает в Бхагавад-Гите 7.7, что нет истины выше, чем Он:

 

Маттах паратарам нанйат

Кинчид асти дхананджайа

Майи сарвам идам протам

Сутре мани-гана ива

«О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».

· Таким образом, во всей Ведической литературе в различных местах, прямо или косвенно, в комментариях или объяснениях, намеками или выводами, всегда Шри Кришна, а не кто-либо еще, описывается как Верховный. В Чайтанья-чаритамрите (Ади, 2.106) утверждается:

 

Йам йам вапи смаран бхавам

Тйаджатй анте калеварам

Там там эваити каунтейа

Сада тад-бхава-бхавитах

«О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни».

Несомненно, чтобы достичь обители Кришны, необходима Его милость и милость Его чистого преданного. Однако соблюдение сформулированного выше закона немаловажно для обретения этой милости. Итак, в зависимости от того, на каком состоянии бытия сосредоточен человек, этого состояния он и достигнет. Поэтому, чтобы достичь высшего состояния бытия на высшей планете Кришны, Голоке-Вриндаване, необходимо сосредоточить свое внимание на имени, форме, качествах и играх Кришны, Верховной Личности Бога.

· Вот что по этому поводу пишет Шрила Прабхупада в комментарии к Бхагавад-гите (18.65):

«…Здесь особо подчеркнуто, что человек должен сосредоточить свой ум на Кришне в образе прекрасного юноши с двумя руками, держащими флейту, с кожей темно-синего цвета и с павлиньим пером в волосах. Описания облика Кришны приводятся в «Брахма-самхите» и других ведических произведениях. Нужно сосредоточить ум на изначальном образе Личности Бога, Кришне, и не отвлекаться даже на другие формы Господа. Господь принимает бесконечное множество разнообразных образов: Вишну, Нараяны, Рамы, Варахи и т.д., но преданный должен сосредоточить свой ум на том образе, который лицезрел Арджуна. Сосредоточение ума на образе Кришны составляет самую сокровенную часть знания, и Кришна сейчас открывает ее Арджуне как Своему самому близкому другу».

· Также в комментарии к Бхагавад-гите (8.6) Шрила Прабхупада утверждает:

«…чтобы в конце жизни достичь высшего состояния бытия, лучше всего повторять

Харер нама харер нама

Харер намаива кевалам

Калау насти эва насти эва

Насти эва гатир анйатха

«В этот век Кали (нынешний период существования вселенной) нет другого пути, нет другого пути, нет другого пути для достижения самоосознания, кроме воспевания святого имени, воспевания святого имени, воспевания святого имени Господа Хари».

· В Калисантарана Упанишад говорится:

Тринад апи суничена

Тарор апи сахишнуна

Аманина манадена

Киртанийах сада харих

«Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии можно повторять святое имя Господа постоянно».

Смиренное состояние ума проявляется в стремлении слушать духовного учителя и изменять свою жизнь, терпя все трудности на этом пути. Понимая, что даже травинка не шелохнется без милости Бога, такой искренний человек не стремится к ложному престижу и оказывает почтение другим. Занимая такую позицию в жизни человек, идущий по духовному пути, будет быстро очищаться и прогрессировать.

БЕЗГРАНИЧНОЕ ВЕЛИКОДУШИЕ

И ЩЕДРОСТЬ ГОСПОДА ЧАЙТАНЬИ

Намо маха-ваданйайа

Кришна-према-прадайа те

Кришнайа кришна-чайтанья-

Намне гаура-твише намаха

«О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Кришна, явившийся в облике Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты, чье тело приобрело золотистый цвет тела Шримати Радхарани, щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. В глубоком почтении мы склоняемся перед Тобой».

 

Истинное знание

2. Религиозность (дхарма)

Понимание Истины

Терпение

5. Шри (богиня процветания)».

Бхумир апо 'нало вайух

Кхам мано буддхир эва ча

Аханкара итийам ме

Бхинна пракритир аштадха

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию».

За счет чего происходит отделение внешней энергии от Кришны?

Об этом говорится в «Шримад Бхагаватам» (3.10.12):

«Время (кала) - непроявленный безличный аспект Господа - отделяет материальный космос (как материальную энергию Всевышнего) от Самого Верховного Господа. Мироздание существует как объективное проявление Господа и находится под властью все той же материальной энергии Вишну»

Таким образом, материальный мир отделен от Высшей Личности могущественным безличным аспектом времени.

«…Материальный мир подобен человеческому голосу, записанному на магнитную ленту и существующему отдельно от человека. Подобно тому, как звуки голоса закрепляются на магнитной ленте, весь материальный космос покоится на материальной энергии и, благодаря времени, кажется отделенным от Господа». (Бхаг., 3.10.12, комм.).

 

Означает ли это, что материальная энергия независима от Господа?

Хотя материальная энергия и отделена от Кришны, тем не менее, она не независима.

 

Майадхйакшена пракритих

Суйате са-чарачарам

Хетунанена каунтейа

Джагад випаривартате

«Будучи одной из Моих энергий, о сын Кунти, материальная природа действует под Моим присмотром, производя на свет все движущиеся и неподвижные существа. Под ее началом мироздание снова и снова возникает и уничтожается». (Бхагавад-гита 9.10)

Поскольку материальная природа связана с Богом и послушна Его воле, она называется Божественной. Поэтому как бы не пытались люди преодолеть ее влияние, или подчинить ее своей воле, у них ничего не получится.

Дайви хй эша гуна-майи

Мама майа дуратйайа

Мам эва йе прападйанте

Майам этам таранти те

«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из под ее власти». (Бхагавад-гита 7.14)

 

А зачем, собственно, преодолевать эту материальную природу? Что за проблемы?

В Бхагавад-гите (8.15) материальный мир описывается двумя словами:

 

1. Духкха-алайам – «место страданий»

 

2. Ашашватам – «временный»

 

Таким образом, материальный мир является «местом страданий». Люди пытаются быть оптимистами и не замечать этого. Имея оптимистическое настроение, они пытаются приспособиться к любым условиям жизни и извлекать крохи наслаждений. Однако страдания вновь и вновь дают о себе знать. Подобно тому, как человек, пытающийся насладиться прекрасным тортом, страшно опечаливается, обнаружив, что в торт подмешан песок, также и человек, стремящийся извлечь наслаждение из этого материального мира, неминуемо будет огорчен из-за песка неизбежных страданий. И что же это за страдания? Любой в материальном мире страдает от:

· рождения

· смерти

· старости

· болезней

Весь научно-технический прогресс современной цивилизации направлен на то, чтобы избавить человека от этих страданий. Однако человечеству никогда не удастся избежать этих проблем, поскольку материальный мир, по определению, это «место страданий». Даже если человек сможет достичь «райских планет» он все равно столкнется с этими страданиями. Господь подтверждает это в Бхагавад-гите (8.16):

А-брахма-бхуванал локах

пунар авартино ‘рджуна

Мам упетйа ту каунтейа

Пунар джанма на видйате

«Все планеты материального мира, от высшей до низшей, - это юдоль страданий, где каждый вынужден снова и снова рождаться и умирать. Но тот, кто достиг Моей обители, о сын Кунти, уже никогда не родится здесь».

Помимо рождения, смерти, старости и болезней, человек на протяжении жизни в материи, вынужден испытывать другие три вида страданий:

 

· адхидайвика-клеша – страдания от стихийных бедствий, вызываемых высшими силами природы;

· адхибхаутика-клеша – страдания, которые причиняют другие живые существа;

· адхйатмика-клеша – страдания, которые причиняют нам собственные тело и ум.

Так, став узницей материального мира, душа лишается покоя. Она изо всех сил пытается избежать всех этих видов стр


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.201 с.