Вопрос: Музыкально-педагогические концепции Э.Жака-Далькроза, К.Орфа, З.Кодаи. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вопрос: Музыкально-педагогические концепции Э.Жака-Далькроза, К.Орфа, З.Кодаи.

2017-12-09 1355
Вопрос: Музыкально-педагогические концепции Э.Жака-Далькроза, К.Орфа, З.Кодаи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В музыкальных системах Ж-Далькроза, З. Кодая, К. Орфа усилена роль ученика, которая определяется его активной позицией в музыке. Эта активность осуществляется на основе конкретно-практического способа овладения музыкой – созданием своих музыкальных построений, игрой в оркестре, коллективном пении в коллективных музыкально-театрализованных действиях, освоением нотного письма и музыкальной грамоты. Общим в этих системах является положение, при котором дети дошкольного и начального школьного возраста сначала осваивают искусство музыки, а после, в подростковом возрасте, выбирают свой путь в музыке, в том числе и на профессиональном поприще.

Эмиль Жак-Далькроз (1865 - 1950) - швейц. педагог, композитор, муз. писатель и обществ. деятель, создатель системы муз. ритмич. воспитания.

В контексте поликультуры, методу Далькроза принадлежит особое место. Авторская система, названная ритмической гимнастикой, родилась в Западной Европе, когда швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз задумался о всемогуществе ритма и о том, как можно использовать свойства ритма в развитии музыкальных способностей. Вся система Далькроза построена на полном отрицании дрессуры, тупого заучивания, всего того, чем грешила любая педагогика во все времена. Ритмика Далькроза – это урок, где включаются в работу все ребята. Поэтому и дети, и взрослые после занятий становятся не только музыкальнее, но и меняются внутренне: воспитывается внимание и воля, коммуникабельность, оздоровляется психика. Все это сделало систему популярной и известной во всем мире.

Почвой и одновременно импульсом возникновения системы стало колоссальное ритмическое богатство европейской музыки с одной стороны и, с другой стороны – пластичность, «зримость» и «телесность» ритмов африканских и арабских стран. Использование свойств ритма на уроках Далькроз-ритмики в школах искусств, музыкальных заведениях, в художественно-эстетических центрах дает широкий простор для знакомства детей с музыкально–танцевальной культурой разных стран и народов.

В живой, интересной для ребят форме игры с использованием ритмоформулы, характерной для музыки той или иной страны, а также поощряя детей к собственной импровизации с чертами танцевально-этнической пластики, можно с успехом узнать много нового об истории, обычаях и традициях этой страны.

Карл Орф (1895 - 1982) - немецкий композитор, педагог. С именем Карла Орфа связано знаменательное явление в области мирового музыкального воспитания детей - элементарно-двигательное ритмическое вос­питание, изложенное им в пятитомном методическом руководстве " Шульверк ", что "означает учить активно, действовать, творить, импровизировать". Основная и подлинная цель "Шульверка" - вызвать радость, которая возникает при плодотворном воздействии индивидуальных и коллективных творческих проявлений. Ритму и музыкально-ритмическому воспитанию в "Шульверке" отводится огромная роль. Занятия по Орфу эффективно способствуют развитию музыкального мышления детей. Прогрессивные идеи Карла Орфа: всеобщее музыкально-творческое развитие (независимо от их способностей, развитие природной музыкальности, раскрепощение индивидуальных творческих сил); детское музыкальное творчество как метод активного музыкального развития и становления творческой личности; связь детского музыкального творчества с импровизаторскими традициями народного музицирования.

Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах (отсюда “элементарное музицирование” - состоящее из элементов). Автор разработал упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать. Основной целью занятия является не столько развитие техники игры на орф-инструментах, сколько развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности (“для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка”).

Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”) и включает в себя следующие элементы:

1. Речевые упражнения (помогают развивать чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами)

2. Поэтическое музицирование (помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки).

3. Музыкально-двигательные упражнения (позволяют подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учат его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения).

4. Игры с инструментами К. Орфа (дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями, во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. Орф-инструменты: Металлофоны, Ксилофоны, Треугольники, Бубен, Барабан, Коробочки различных размеров, Кастаньеты, Маленькие литавры, Трещотки, Маракасы).

5. Элементарный музыкальный театр (интегративная игровая форма, предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре).

Золтан Кодай (1882 - 1967) — венгерский композитор, музыкант и теоретик музыки. Главнейшими особенностями педагогической деятельности Золтана Кодая были несокрушимая инициатива, неутомимый энтузиазм, понимание, сколь важна в работе каждая мелочь, и демократичность основной идеи, определявшей его педагогические устремления: музыка должна принадлежать всем! Существенной стороной педагогики Кодая является то обстоятельство, что он придавал пению огромное значение, с одной стороны, потому, что оно должно обеспечить ведущую роль внутреннего слуха в музыкальной деятельности (в процессе инструментального обучения через сольфеджио); с другой же стороны, еще и потому, что этот общедоступный, бесплатный инструмент способен включить всех в активную музыкальную жизнь, а только это может привести к развитию музыкальной культуры. Однако пение ведет к цели лишь в том случае, если благодаря ему ученик всем нутром своим сблизится с музыкой и если путь, избранный педагогом, ведет к познанию истинных произведений, шедевров музыкальной культуры.

Кодай рассматривает народную песню как родной музыкальный язык ребенка. Как и родным словесным языком, ребенку надо овладеть им в самом раннем возрасте. На школьных уроках пения дети приобретают музыкальные знания сначала на материале родной народной музыки, позже – на народной музыке других народов и на художественной музыкальной литературе. В учебном материале народная музыка всегда играет значительную роль.

Основные принципы метода Кодая (в вокально-хоровой работе) выкристаллизовались в следующих положениях:
1. Из-за того, что фортепианный строй темперирован и к тому же инструмент этот легко расстраивается, он не способен содействовать чистоте хорового пения и не подходит поэтому ни для того, чтобы дать тон и настроить хор, ни для того, чтобы сопровождать хоровое пение.
2. Ознакомление с мелодиями должно проходить путем их пропевания, а не путем их проигрывания на фортепиано!
3. Таким образом, хор при разучивании пьесы не должен опираться на фортепианное сопровождение; будет лучше, если участники хора овладеют чтением нот. Это означает, следовательно, что путь от музыкальной неграмотности к музыкальной грамотности предполагает овладение чтением и записью музыки.

По мнению Кодая, обучать детей на инструменте следует лишь тогда, когда они научатся читать ноты. Это пожелание Кодая было организационно осуществлено после 1945 года: инструментальному обучению предшествует теперь подготовительный год, на протяжении которого дети познают основы чтения нот и, обучаясь пению, развивают музыкальный слух и чувство ритма. По его мнению: 1) виртуозная игра пальцев не должна отодвигать на задний план духовную сторону дела; у хорошего музыканта слух должен играть первенствующую роль; 2) надо уметь читать ноты и без инструмента; исполнитель должен понимать то, что играет.

Таким образом, Кодай требует, чтобы хороший музыкант обладал развитым слухом, развитым интеллектом, развитыми чувствами и развитыми руками. Все эти четыре элемента должны находиться в равновесии,ни один не должен доминировать.

 

 

10. Содержание муз. образования рассматривается как компонент целостной системы. Главное в ней – это воспитательная направленность. Восприятие всех муз. произведений на уроке носит творческий характер. Очень важен отбор музыкальных произведений. Именно содержанию учебной программы уделять особое значение.

Бел. программа по музыке – отечественный вариант системы Кабалевского. Опыт работы бел. школы по программе – совершенствование методологических аспектов программы и методики преподавания музыки с учетом современных достижений пед. науки и практики, а также с учетом адаптации программы к условиям нац. бел. педагогики искусства. Отличие бел. Программы от программы Кобалевского:

1.изменены некоторые темы, убраны устаревшие темы

2. в бел. Программе учет поурочных разработок, репертуар дается целиком

3. в бел. Программах юолее глубоко разработана идея тематического планирования уроков. Выделяются разные особенности музыки разных народов мира.

4. в бел. Программе больше белорусского материала.

В программе: ЗУН которыми должен овладеть ученик; перечень произведений для слушания; музыкально-ритмические движения и импровизация.

Одна из современных программ (предпоследняя) по музыке для общеобразовательных школ в Республике Беларусь была утверждена в 2004 году. Научный руководитель программы – Н.Н.Гришанович, авторы – Н.В.Александрова, Т.А.Боровик, С.В.Лепешкин, А.И.Суханова, В.Н.Ященко. В программе предлагается практическая реализация процесса общего музыкального образования, который представляет собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учеников, практическое освоение выразительности интонационного языка как средства духовных отношений.

Так же в сентябре 2008 года выходит новая учебная программа для общеобразовательных учреждений 1-4 класс.. под редакцией Бондаренко, Демид, основанная на программе кобалевскогоУчебники по музыке отвечают требованиям программы. Содержат тексты песен, творческие задания, сведения о композиторе, портреты.

Учебник является составляющей частью учебно-методического комплекса.

Фонохрестоматия, видео, слайды, учебник, учебные пособия (Гришанович), таблицы, портреты композиторов.

Функции учебника:

- ф-я наглядности,

- ф-я справочника,

- моделирование практического музицировония уч-ся (пение, движение под музыку),

- ф-я поддержания и развития интереса,

- ф-я опорного сигнала на уроках,

- ф-я диалогизации учебного пространства (старое в новом, осмысление),

- помощь ребенку в домашней работе,

- организация творческой деятельности уч-ся,

- помощь учителю при подготовке к уроку.

В учебнике должны быть отражены основные направления муз. культуры: произведения композиторов-классиков; произведения современных композиторов; фольклор; музыка религиозных традиций. Это дает ребенку возможность постепенно осознать единство, взаимосвязь пластов музыки.

Отбор муз. материала осуществляется по принципу: - худ. ценности (шедевры);

- воспитательная значимость;

- дидактическая целесообразность.

Учебники по музыке: * учебник «Музыка» Гуляева. Горбунова(2008/2009), * хрестоматия в 2ух выпусках»Слушание музыки в школе»,* учебник по музыке Пановой 2008г., * Гришанович «музыка 5 класс.», * Юркевич» Музыка 5 класс »

11. Слушание музыки дает возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке, её вразительных средствах и музыкантах. В процессе восприятия музыки детям прививают любовь к высокохдожественной музыке, воспитывают муз. интересы и вкусы, учат эмоционально откликаться на музыку.

В начальной школе преподаватель учит детей:

* внимательно слушать муз. произведение от начала до конца

* пролникаться её эмоциональным содержанием

* делать посильный разбор произведения

* узнавать по звучанию изученные муз. произведения, помнить их названия и имена композиторов.

Этапы слушания музыки:

1. Вступительное слово учителя(надо заинтересовать, рассказать о композиторах)

2. Исполнение произведения или слушание в записи(!!! Должна быть полная тишина)

3. Анализ, разбор произведения(восприятие отдельными эпизодами, разбор выразительных средств.)!! важно сохранить эмоциональное отношение к произведению

4. Повторное прослушивание на более высоком уровне на основе полученного опыта!!! Новые наблюдения.

5. слушание произведения на последующих уроках(закрепление + сравнение с новыми произведениями)

Приемы активизации внимания:

1.Прием новизны (заинтриговать)

2. прием персонификации(учитель использует предрасположенность детей к сопереживанию)

3. пием соучастия

4. прием игры голосом(выразительная речь учителя)

Методические приемы активизации внимания:

1. пропевание несложнх мелодий

2. ритмопластика

3. музыкально-познавательные задания

4. игра мелодии на муз. инструментах

5. графическоле изображение мелодии.

 

12. Музыкально - исполнительская деятельность на уроке представлена такими видами деятельности как пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, творческому самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений. Пение имеет ряд преимуществ: 1) общедоступность (практически каждый реб-к от природы обладает слухом и голосом), 2) адекватность пения психо-возраст.особенностям (дети любят активные формы изучения иск-ва), 3) доступность восприятия в силу синтеза слова и музыки, 4) песенное начало нашей культуры в целом.

Раньше и предмет назывался «пение», т.е. это и есть основа. Цель пения – способствовать творч.самореализации шк-в посредством хорового исп-ва. Ведь хор.пение – наиб.доступная детям исп.деят-ть.

Задачи: 1) образовательные: постановка и развитие голоса, формир-е вок-хор.навыков, знакомство с вок-хор.репертуаром; 2) воспитательные: восп-е вок.слуха, организованности, внимания, ответственности; 3) развивающие: разв-е муз.способностей, интереса к хор.пению. Пластическое интонирование – это любое движение человеч. тела, вызванного музыкой и выражающее ее образ. Главное здесь – выражение характера, эмоц. содерж. Обобщение эмоц. состояний в жесте, движении, пластике бывает настолько выразительным, что не потребуются никакие слова и объяснения. Движения при этом м. б. самыми различн: движ. рук, мелк. моторика пальцев, покачивание корпуса, наклоны головы, шаги, элементы танца. Перед тем как включ. задание на пластич. интонир. в процессе слушания, учитель может вспомнить с ребятами несколько характерных для данного типа образов (лирич., эпич., драм.) движений, чтобы работа была осмысленной. Творч. этюды – своего рода исполн. деятельность, которая наряду с пением, инстр. музицированием обеспечивает «проживание» музыки учащимися. Игра на муз. инструм. один из видов коллективной исполнит. деятельн. уч-ся. Ее назначение на уроке – способ проявления и развития муз. способностей реб., обогащать худож. опыт мл. школьников, развивать интерес к исполнит-й деятельности. Важно эмоц. отношение реб. к музицированию. Решаются задачи: - стимулирования исполн. деят., формируется вкус и интерес, воспитывается интерес к игре в оркестре. Большое значение придается репертуару. Игра на детских муз. инструм. особенно полезна для муз.-творч. развития детей со слабым уровнем координации слуха и голоса. Все инстр. должны издавать чистый, приятный звук, привлекать своим внешн. видом. Немелодич.: бубен, маракасы, тарелки, треугольник, барабан; мелодич.: металлофон, ксилофон.

 

13. Одним из видов деят-ти уч-ся на уроках явл. импровизация. Она дает им возможность: сочинять ритмическое сопровождение к знакомым песням и муз произведениям используя ударные инструменты, хлопки, выстукивания и мелодич. инструменты. дети учатся импровизировать отдельные фразы (вопросы-ответы), а так же мелодии на поэтические тексты в соответствии с их эмоционально смысловым содержанием, сочинять несложные разнохарактерные мелодические попевки.

Отличие: сочинение можно изменить, закрепить, повторить; импровизация – сочиняется на ходу, не допускает изменения.

Виды импровизации:

- Свободная (простейший вид, подгот.кл.) – вне мелодии и ритма на основе звукоподражания – вокально-речевое; с помощью звучащих жестов (руками, ногами), шумовых звуков; с помощью элементарных муз. инструментов. В основе – яркий, понятный лит. сюжет – рисуем муз. картинки.

- Ритмическая и-я предполагает создание собственной версии решения худ. задач.

- Озвучивание стихов (подразумевает звучащие образы) – выразительно читаем, в паузах описываем образ, рисуем картинку, ритмизуем слова.

- Ритмо-мелодическая и-я – создание ритма и мелодии на словесную основу. Этапы: - выразительное чтение учителем стиха; - обсуждаем образы, впечатления, характер; - придумываем ритмич. основу: доли, рисунок; - записываем; - поиск мелодич. рисунка (снег кружится – опевание звука).

- Словесная и-я – «Если бы мы были композиторами…» со старш. классами.

 

Для того, чтобы импровизация в классе успешно осуществлялась, необходимо: создать в классе непринужденную атмосферу, в кот. дети будут чувствовать себя легко и непосредственно; увлечь детей своим творческим отношением к импровизации, уметь объективно оценить их творческую реализацию худ. замысла; поддержать в детях желание творч. самовыраж-я.

Развитие навыков и-и должно вестись от простого к сложному: 1 этап – накопление впечатлений; 2 этап – выражение данных впечатлений в простых упражнениях (допеть до Т муз.фразу); 3 этап – двигательные и речевые и-и; 4 этап – создание собственных муз произведений.

И-и бывают вокальные и инструментальные.

Сочинение:

- с. поэтических текстов по данному ритмич. рисунку,

- с. мелодии по данному тексту,

- досочинение начала и завершение мелодии, песенки (ритмич., мелодич.).

- сочинение проигрыша между куплетами и т.д.

ВАРИАНТЫ ИМПРОВИАЦИЙ И СОЧИНЕНИЙ:

1. импровизации мелодии с выходом за пределы привычных мажоро-минорных ладовых соотношений, когда мелодия не обязательна должна завершиться на тонике

2. мелодическая импровизация в форме музыкального диалога

3. сочинение варианта напева

4. развитие незаконченных интонаций

5. восполнение напева подголосками

6. сочинение мелодии на заданный текст, в каком либо настроении

7. коллективная импровизация на инструментах.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.