Изменение жизненных установок родителей — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Изменение жизненных установок родителей

2017-12-09 250
Изменение жизненных установок родителей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предполагается, что по завершению консультации родители сохранят приобретенный положительный опыт в преодолении трудностей. Для этого им необходимо пересмотреть свою точку зрения на окружающее, на собственную жизнь и возможности ребенка. Некоторым родителям это удается, некоторым – нет.

Выделяют 2-е формы работы с родителями:

1) Индивидуальная форма происходит на начальных этапах консультирования. Предпочтительна, когда ситуация очень сложна и не может обсуждаться в групповых занятиях. Либо индивидуально-типологические особенности родителей не располагают к групповой работе.

2) Групповая, рекомендована когда родители эмоционально принимают своего ребенка, но сами испытывают трудности в общении. Рекомендуется специальный родительский тренинг или психо-терапевтические группы по решению проблем самих родителей. Предпочтительнее групповые формы. Цель - улучшение детско-родительских отношений при определенных категорий проблем: непонимание родителями базовых факторов развития ребенка.

Может осуществляться в форме:

· Консультация по частным проблемам (обсуждение).

· Специально-организованный родительский тренинг.

· Психо-терапевтическая группа для решения проблем самих родителей.

1) Ведется в группе, обсуждается наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации, модели выхода либо приспособления, без анализа лежащих в их основе психологических проблем.

2) Цель – повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям обучающихся на основе понимания, скрытого переживания.

Значение:

1) В тренинге легче формируются навыки и умения.

2) Родители лучше ориентируются в решении тех или иных проблем.

3) Повышение коммуникационной компетентности родителей и осваивание навыков эмпатичного слушания.

Эмпатическое слушание базируется на 3-х основных принципах:

1) Во всех ситуациях родители должны поддерживать позитив в ребенке.

2) Не ранить его достоинство, поддерживать позитив. «Я-образ» у ребенка.

В общении с ребенком родители всегда должны говорить о поступке, но не в коей мере о личности и характере ребенка, следует избегать диагноза, прогноза личностной судьбы. Похвала и порицание строится по следующему принципу: вместо готовых оценок должно быть развернутое описание усилий, действий, их результатов и следствий, а выводы и оценки должны быть предоставлены самому ребенку.

3) Взрослый всегда должен выступать инициатором кооперации. Должен предложить ребенку совместно проанализировать ту или иную ситуацию и предложить все варианты решения проблемы, чтобы ребенок мог выбрать наиболее адекватные принципы взаимодействия.

 

П 16 Психолого-педагогическое консультирование студенческих семей.

Студенческая семья является особым типом молодой семьи (возраст супругов не более 28 лет, стаж семейной жизни не превышает 5 лет), в которой оба супруга являются студентами дневного отделения учебного заведения, их основной деятельностью является учеба, при этом социальное положение ограничено временем обучения.

К специфическим характеристикам студенческой семьи можно отнести: духовно-нравственное единство супругов; социальную направленность жизненных устремлений; демократичность супружеских отношений; кооперацию в распределении семейных обязанностей; совместное проведение досуга; оптимальный возраст вступления в брак; благоприятную историю добрачных отношений; ответственное отношение супругов к учебе; недостаточная подготовленность к семейной жизни; практическое отсутствие самостоятельных материальных источников жизнеобеспечения; высокая зависимость от родителей; материальные трудности, стесненные жилищные условия, плохо налаженный быт; дефицит свободного времени.

Консультирование студенческой семьи - ставит своей целью совместное с психологом изучение проблемы членов семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста. В процессе консультирования акцент ставится на анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждения вопросов обсуждения ситуации.

Можно выделить основные проблемы, с которыми наиболее часто обращаются студенческие семьи к психологу в условиях ОУ:

-трудности адаптации к семейной жизни и учебе

-трудности взаимоотношения с преподавателями и подготовка к учебным занятиям

-материально-бытовые проблемы

-проблемы внутрисемейного общения

- отношения с родителями

-правильное планирование семейного бюджета

-отсутствие умений эффективного взаимодействия и разрешения конфликтов;

-трудности, связанные с рождением и воспитанием детей;

-консультации с целью углубленного изучения личностных особенностей семейных студентов и семьи

-консультации, направленные на развитие профессионально важных качеств будущих специалистов;

-организацию групповых обсуждений проблем с другими студенческими семьями, благодаря которым они могут выявить истоки собственных затруднений и помочь друг другу в решении общих важных вопросов;

Этапы консультативной деятельности:

Весь процесс психолого – педагогического консультирования студенческих семей можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый в которых в ходе консультирования по-своему необходим

Этапы консультативной деятельности Задача Техники Позиция психолога - консультанта
  Установление положительного эмоционального настроя Установление контакта стимулирующая
Сбор информации Диагностика личности консультируемого. Прояснение сути проблемы Беседа, наблюдение, тесты, диалог, слушание направляющая
3 Стратегический Определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана. Информирование, совет, убеждение, разъяснение активная
  Реализация плана консультируемым Реализация плана консультируемым проводится самостоятельно отсутствует

 

П 18 Психолого-педагогическое обеспечение волонтерской деятельности студентов.

В настоящее время, с учетом основных тенденций развития современного образования в России, остро стоит вопрос о переходе на качественно новый уровень профессиональной подготовки выпускников.
Обучение в вузе является важнейшей составляющей успешной социализации человека. В этот период формируется личность будущего специалиста в определенных социальных условиях, происходит усвоение социального опыта, в ходе которого преобразуются ценности и ориентации студента, сквозь призму осмысления принятых его в социальнопрофессиональной группе, а через нее и в обществе, норм и традиций. Организация волонтерской деятельности в учебном процессе вуза позволяет ускорить приобретение студентами жизненного опыта, дает богатые возможности для профессионального и личностного самоопределения личности будущего специалиста, позволяя студентам получить первичные представления о будущей профессии и реальный опыт будущей профессиональной деятельности, на основе усвоения позитивного опыта социально-профессионального взаимодействия с различными категориями несовершеннолетних и различных социальных партнеров. В отечественной и мировой практике педагогического и социального образования вовлечение будущих специалистов в практическую деятельность, максимально приближенную к осваиваемой профессии раскрываются потенциалом волонтерской (добровольческой) деятельности студентов (Г.П. Бодренкова, В.Г. Бочарова, И.Е. Городецкая, Л.К. Иванова, В.В. Митрофаненко, Н.С. Морова, П.Д. Павленок, А.А. Сафина, Е.И. Холостова). участие в добровольческом волонтерском движении выполняет особую роль в формировании профессиональной направленности современных студентов, повышении их профессионально деловой культуры.

Кроме этого, участие студентов в волонтерской деятельности способствует формированию у самих студентов целого комплекса базовых умений, навыков, компетенций, необходимых будущему специалисту: умение ставить и достигать цели, определять приоритеты,
развивать критическое и творческое мышление, уметь строить конструктивное взаимодействие, создавать ситуации успеха, координировать деятельность единомышленников в оказании социальной защиты и помощи людям. В настоящее время основным нормативно-правовым документом, регулирующим волонтерскую деятельность в России, является ФЗ РФ «О добровольческой деятельности», в котором отражены основные задачи и цели волонтерства. В законе РФ «Об образовании» подчеркиваются важность гуманистического характера образования, признания общечеловеческих ценностей, значимость свободного развития личности, и именно в рамках подготовки студентов к волонтерской деятельности могут строиться и реализовываться законодательно закрепленные идеи развития образования в России.подготовка к волонтерской деятельности должна стимулировать у студентов стремление быть социально полезными и неравнодушными к чужим проблемам, а также предполагает целостное развитие личности студента, побуждает к осмыслению общечеловеческих ценностей, становлению положительной «Я-концепции». Подготовка к волонтерской деятельности должна давать студентам возможность личностного совершенствования, дальнейшего профессионального роста, желания самореализоваться.

Этот процесс будет эффективным, если в нем осуществляется:- содействие самореализации студентов в процессе подготовки к волонтерской деятельности; наполнение педагогического взаимодействия личностными смыслами;- педагогическое содействие формированию у студентов позитивной «Я-концепции».Так как волонтерское движение - институт социального, культурного и экономического развития общества, институт кураторства над социально-дезадаптированной частью населения, волонтеры, работающие в этой сфере, должны быть хорошо подготовлены. Подготовка учащихся к волонтерской деятельности строится не просто на передаче готового навыка работы с людьми, а, главным образом, на «выращивании» личностных стратегий и тактик поведения, поиске индивидуального стиля. Этот подход определяется как личностно-ориентированный, при подготовке к волонтерской деятельности необходимо осуществлять подбор таких методов, средств и способов обучения, с помощью которых можно обеспечить максимальную результативность, и это становится возможным при технологизации процесса подготовки к волонтерской деятельности.Подготовка к волонтерской деятельности представляет собой непрерывный поступательный процесс сознательного качественного самоизменения, в рамках которого формируются потребность в самореализации.В соответствии с этим определены основные критерии подготовленности студентов к волонтерской деятельности: сформированность мотивации к достижению успеха в волонтерской деятельности, осознание и принятие ценностей волонтерства как жизненно важных, стремление студентов-волонтеров к гуманистически-ориентированному взаимодействию.Подготовка к волонтерской деятельности представляет собой интегративное новообразование, которое формируется под воздействием ряда факторов: активность процессов личностного становления будущего специалиста, личностно-ориентированная деятельность преподавателей в процессе подготовки к волонтерской деятельности, создание педагогом благоприятного психологического климата в процессе подготовки к волонтерской деятельности. Успешность подготовки к волонтерской деятельности обусловлена созданием следующих педагогических условий: содействие самореализации студентов в процессе подготовки к волонтерской деятельности, наполнение педагогического взаимодействия личностными смыслами, педагогическое содействие формированию у студентов позитивной «Я-концепции».

П 19 Технологии индивидуализации развития личности в профессиональном образовании.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.

Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.

Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.

Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное обучение применяется ограниченно.

1-Индивидуализация (персонифицированного) воспитания – это: 1)направление в развитии воспитательных технологий, которое предполагает углублённую диагностику личности ребёнка, проектирование на этой основе - индивидуальной программы его развития, рефлексию результатов; 2)предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств; 3) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;4) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации

Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными

 

 

П 20 Социально-педагогическое консультирование студентов и родителей.

Психологическое консультирование - это непосредственная работа с людьми направленная на решение различного рода психологических проблем связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Социально-педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь лицам, испытывающим различные проблемы с целью их социализации, восстановления и оптимизации их соц функций, выработке соц норм жизнедеятельности и общения.

Типы психологического консультирования: возрастно-психологическое, семейное, профессионально-ориентированное, индивидуальное, групповое, опосредованное (телефонное, интернет-консультирование и т.д.)

К.Роджерс выделил три аспекта консультативного контакта: каждая личность безусловная ценность и заслуживает уважения; каждая личность в состоянии быть ответственной за себя; каждая личность имеет выбирать цели и принимать самостоятельные решения. Когда человек вербализирует проблему - он осознает ее (цели и ценности)

Структура процесса консультирования: исследование проблем, двумерное определение проблем, идентификация проблем, планирование, деятельность, оценка и обратная связь.

Цели могут быть: долгосрочными и локальными Необходимо разобраться с клиентом в том, что он хочет. Может быть, он хочет разобраться в какой-то конкретной проблеме.

Этические принципы: доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; ориентация психолога на нормы и ценности клиента; запрет давать советы; анонимность; разграничение личных и профессиональных отношений; включенность клиента в процесс консультирования.

Центральные личностные новообразования в юношеском возрасте: формирование мировоззрения; самостоятельности суждений; повышение требования к моральному облику человека; формирование самооценки; стремление к самовоспитанию

Психологические препятствия, свойственные юношескому возрасту:

- стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приемам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;

- чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему ("Подумаешь, дают советы, я и сама знаю, как поступить");

- стремление к идеалу и принципиальности в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;

- желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление старшеклассниками ребячьей непосредственности, импульсивности в - поведении речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности.

Основные направления деятельности Службы

- психологическое просвещение (формирование у студентов потребности в психологических знаниях в интересах личностного развития и для решения профессиональных задач);

- психопрофилактику (предупреждение симптомов дезадаптации студентов; психодиагностику (сообщение студенту объективной психологической информации на основе исследования его познавательных процессов или личностных особенностей);

- психологическую коррекцию (преодоление или компенсацию отклонений в личностном развитии студента);

- профессиональную ориентацию (обеспечение профессионального самоопределения и мотивационной направленности студента);

- психологическое консультирование (помощь студенту в самопознании, достижении адекватной самооценки и адаптации в жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих личностному росту и саморазвитию, включая индивидуальные и групповые консультации).

В процессе консультирования должны быть решены следующие задачи

- Психологическая помощь студентам в сложных жизненных ситуациях.

- Консультативно-диагностическая, психопрофилактическая помощь в условиях образовательного учреждения.

- Психологическое сопровождение профессионального становления личности студента в вузе, содействие в адаптации первокурсников, формировании профессиональной направленности студентов в процессе обучения.

-Помощь в формировании ответственности, коммуникабельности, психологической готовности к осуществлению личностного и социального выбора.

- Содействие в поддержании благоприятного социально-психологического климата в группе, решении проблем межличностного общения.

Адаптация студентов-первокурсников

1. Психодиагностическое обследование студентов 1 курса по программе изучения характеристик, оказывающих наибольшее влияние на процесс адаптации к условиям вуза.

2. Индивидуальные психологические консультации для студентов, испытывающих трудности в процессе адаптации.

3. Групповые психологические консультации с использованием социально-психологического тренинга, направленного на развитие навыков общения и повышения сплоченности студенческой группы.

4. Социометрическое исследование структуры студенческих групп для выявления неформальных лидеров и отвергаемых членов группы.

5. Моделирование экзаменационных ситуаций и аутогенная тренировка для студентов с низким уровнем эмоционально-волевой регуляции.

6. Лекционные занятия (психологическое просвещение) по проблемам психологии личности и психологии студенческих групп для преподавателей вуза и кураторов.

Особенности общения с родителями в юношеском возрасте

1) межличностные контакты с родителями, отличаются самой большой продолжительностью, устойчивостью и непрерывностью;

2) связи, объединяющие с родителями, многообразны и определяются родственными чувствами, совместным переживанием, общесемейными формами быта, досуга и т.п.

3) чувства родительской любви и отца, и матери, а также ответная привязанность к ним приносят в их общение глубокую эмоциональность и доверительность, вследствие чего создаются благоприятные условия для включения в общение таких социально-психологических механизмов, как идентификация, внушение, подражание, эмоциональное заражение.

Вважнейшим в юношеском возрасте является процесс отделения от родительской семьи, протекает по-разному. У девушек он начинается раньше, чем у юношей. В низших социальных слоях этот разрыв происходит раньше и резче, чем в высших. Процесс отделения от семьи создает особенно много проблем для молодых людей, оторванных школьным или профессиональным образованием от социально-культурного слоя своих родителей. Работа с родителями: родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы, приглашения на совет профилактики

Консультирование родителей юношей и девушек Проблемы Вариант 1. Между родителями и детьми, которые достигли юношеского возраста и обучаются в, не складываются нормальные взаимоотношения. Возникают конфликты и споры из-за того, что дети, по мнению родителей, занимаются совсем не тем, чем им следовало бы в ходе обучения. Вариант 2. Родители не вполне довольны тем, что их дети дружат со сверстниками, которые по тем или иным причинам не устраивают родителей. Вариант 3. Родители, имеющие детей юношеского возраста, не довольны тем, как их дети выбирают себе будущую профессию. Выбор детей не вполне устраивает родителей. Вариант 4. Между матерью, которая разведена с отцом, и ребенком юношей, возникают конфликты из-за того, что в семье появился чужой человек и между ним и матерью складываются близкие отношения. Вариант 5. Между отцом, который находится в разводе с матерью, и студентом, который живет с отцом или довольно часто общается с ним (предполагается, что сын и отец видят друг друга), возникает конфликт из-за того, что у отца вместо матери появилась другая женщина. Вариант 6. Между детьми от разных родителей, которые вынуждены жить вместе в одной семье, не складываются нормальные взаимоотношения.

 

 

П 22 Психологическая помощь студентам с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное () или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в учебных заведениях. В основу инклюзивного образования заложена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям и создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [

Наличие профессионального образования является одним из важнейших факторов социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Однако в России проблема доступности среднего и высшего образования для молодых людей с особыми образовательными потребностями остается весьма актуальной.

успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.

Основными принципами организации инклюзивной формы образования являются следующие положения:

1.необходимость гарантировать инвалидам свободный выбор образа жизни и жизненный доход, обеспечивающий достойную самостоятельную жизнь благодаря возмещению последствий их инвалидности;

2.обеспечение эффективного участия инвалидов в социальной жизни благодаря принципу общей доступности в организации всего города (школа, рабочие места, квартира, транспорт, культура, досуг и т. д.);

3.предоставление необходимых инвалиду технических средств, заменяя понятие помощи на понятие социальной поддержки.

Инклюзия - это процесс изменения всего образовательного учреждения, в который вовлечены все работники, родители, дети, чиновники и все общество, направленный на устранение барьеров для равноправного и открытого участия всех детей в учебном процессе и жизни школы.

Опыт свидетельствует, что подлинная инклюзия требует соблюдения ряда условий:

· значительного государственного финансирования,

· серьезной переподготовки педагогов массовых образовательных учреждений,

· формирования толерантной нравственной атмосферы в обществе.

Учреждение, в котором обучаются инвалиды, должно заботиться о создании условий для инклюзии, социальной интеграции своих обучающихся в разные сферы жизни - досуговые, правовые, образовательные и др. Это требует организации особой структуры в образовательной учреждении, которая решала бы вопросы сопровождения инвалидов в учебном процессе.

Студенты с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) – это студенты, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, потому как жизнь многих из них насыщена не только ощущениями физической боли, но и чувством беспомощности, слабости, неуверенности в собственных силах, страхом перед окружающими их людьми, перед будущим и перед жизнью в целом. Жизнь большинства детей – инвалидов наполнена обидами, унынием, ощущением ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем. Эти чувства и эмоции практически всегда находят вы­ражение во внешних проявлениях – замкнутости, застенчивости или по­вышенной агрессивности, обидчивости, приводят к возникновению не­доразумений и конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции детей-инвалидов в студенческое сообщество. Образовательная среда учеб­ного заведения является для них новой, непривычной и насыщенной трудностями не только физическими, но, прежде всего, трудностями пси­хологического характера.

Таким образом, необходимо- Осуществление комплексного подхода к проблеме адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучении в колледже;

- Организация целенаправленного психолого-педагогического воздействия на процесс адаптации студентов с особыми образовательными потребностями;

- Создание психологически безопасного климата, способствующего укреплению психосоматического благополучия студентов с ОВЗ и успешной адаптации их к условиям обучения.

- изучение индивидуально-психологических особенностей студен­тов с ОВЗ, получение информации об их характерологических особенностях и адаптивных способностях;

- выявление причин, препятствующих их эффективной адаптации и обучению;

- формирование у ребят с ОВЗ потребности в самоопределении, саморазвитии и самореализации, положитель­ной мотивации к учебной деятельности и избранной профессии и эффективное включение студен­тов с особыми образовательными потребностями в социально-профессиональную среду, приспособление к новым условиям обучения и труда.Работа педагога с такими студентами включает в себя: 1Диагностическая работа. Цель - получение своевременной и пол­ноценной информации о характерологических особенностях личности студентов с ОВЗ, динамике изменений в их социально-профессиональной адап­тации и личностной сфере, выявление трудностей, препятствующих их эффективной профессиональной под­готовке.2 Профилактическая деятельность. Цель – обеспечение благоприятного психологического климата в группах и учебном заведении в целом; оказание помощи каждому студенту с ОВЗ в формировании у него активной жизненной позиции, жизненной стойкости, адекватного отношения к себе и окружающим и позитивному отношению к миру и жизни в целом. Развитие толерантности по отношению к людям с ОВЗ и способ­ности к рефлексии у всех участников образовательного процесса. 3 Профориентационная и профадаптационная работа. Цель – оказание помощи детям – инвалидам в усвоении норм, правил, требований учебного заведения и буду­щей профессиональной деятельности; эффективное включение студен­тов с ОВЗ в социально-профессиональную среду; помощь в приспособлении к новым условиям обучения и труда. 4 Работа по социально-психологической адаптации. Цель - создание благоприятного психологического климата в учеб­ных группах и в учебном заведении в целом; обеспечение развития груп­повой структуры, групповой сплоченности; формирование потребности в самоопределении, саморазвитии и самореализации; восстановление индивидуальной и общественной ценности обучающихся, имеющих ОВЗ.

Основные виды и фор­мы работы. Комплекс мероприятий, направленных на формирование толерантной нравственной атмосферы в студенческой среде (организация работы клубов и групп психологической поддержки, проведение тренингов общения) и мероприятий, обеспечивающих эффективность со­циально-психологической адаптации (тестирование, тренин­ги личностного роста, классные часы и индивидуальные консультации по вопро­сам групповых взаимоотношений и места личности в группе).

 

П 23 Психолого-медико-педагогическая экспертиза молодежных социальных сетей.

ХI век - век высоких технологий выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный.

Присутствуя сейчас практически в каждом доме, Интернет значительно расширяет наши возможности – особенно это касается так называемых социальных сетей, которые в последнее время приобрели колоссальную популярность. Ежедневно миллионы людей пользуются их услугами: одни ищут друзей, клиентов, работодателей или работников, другие просто «убивают» в них время.

Как показывают наши наблюдениязначительную часть досуга старшеклассников заполняют электронные средства массовой информации — телевидение, видео, радио, сеть Internet. Посредством их сегодня формируется внутренний мир старших школьников, их художественные предпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе. Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом». Прежде всего, в социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно.

К тому же ещё одним негативным моментом является влияние социальных сетей на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей. Можно сказать, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У актора виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности». В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него.

При этом контакты со СМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер. По наблюдениям А.В. Мудрика, «...у человека, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в им же порожденных событиях. Более того, именно он главный участник событий». С точки зрения реализации функций СМИ — развивающей, воспитывающей и развлекательной, — преобладает последняя. Так, из телевизионных передач, просмотр которых, по наблюдению исследователей, составляет 2/3 объема досуга старшеклассников предпочтение отдается американским боевикам и латиноамериканским «мыльным операм», концертам эстрадных звезд, а также демонстрируемым по музыкальным каналам видеоклипам поп- и рок-исполнителей. Контакты с радио ограничиваются исключительно нецеленаправленным прослушиванием коммерческих FM-станций, звучащих постоянным фоном к повседневной жизни, в которых новостные выпуски и реклама перемежаются с поп-музыкой. Выход в сеть Internet зачастую сопряжен с посещением чатов и просмотром порнографии, реже — с поиском информации или «скачиванием» готовых рефератов. При этом интерес к художественной литературе у старших школьников катастрофически снижается.

Учитывая повышенный интерес старшеклассников к электронным СМИ, мы считаем возможным придать им познавательный характер, используя для этого как урочные, так и внеклассные формы организации обучения — уроки эстетического цикла, факультативные занятия по музыке, литературе, мировой художественной культуре, Internet-тренинги.

Социальные сети оказывают значительное влияние на процесс социализации современной молодёжи. Их социализирующая роль на наш взгляд несёт негативный оттенок. Социальные сети заменяют традиционных агентов социализации, вследствие чего молодые люди сами создают свой виртуальный социум, в котором действуют лишь ими же придуманные законы.

2. Нормы и правила, формируемые внутри социальных сетей, не совпадают с общепринятыми стандартами, за нарушение которых следует вполне реальное наказание.

3. Те нормы и правила, не всегда положительные, которые молодёжь усваивает в виртуальном мире, она переносит на реальный мир, разрушая сложившиеся общественные устои, тем самым усложняя реальный процесс социализации.

П 24 Психолого-медико-педагогические аспекты информатизации образования.

Информатизация образования – интенсивно развивающееся направление модернизации образования и в целом современного общества. Важнейшие изменения в технологическом, программном, методическом обеспечении деятельности на данном направлении будут связаны с углубляющимися методами обработки и преобразования информации для многоуровневого образования и самообразования, освоением принципиально новых систем, в которых реализуются новые физические принципы, ср


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.