Т 19 Педагог как объект и субъект современного информационного пространства. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Т 19 Педагог как объект и субъект современного информационного пространства.

2017-12-09 330
Т 19 Педагог как объект и субъект современного информационного пространства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Какие профессиональные функции выполняет педагог? Современный педагог выполняет гностическую, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, диагностическую, корректирующую и контрольно-оценочную функции. Какие виды педагогической деятельности практикуются сегодня?

Виды педагогической деятельности подразделяются в зависимости от типа педагогической задачи: 1) практическая деятельность по обучению и воспитанию человека;
2) методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической науки педагогическим работникам различных учреждений (связана с методикой учебного предмета или с методикой проведения воспитательной работы в школе); 3) управленческая деятельность руководителей образовательной системы; 4) научно-педагогическая деятельность (научно-исследовательская). Проведем их сравнительный анализ согласно структурным компонентам педагогической деятельности.

Такими компонентами являются цель, средства ее достижения, результат, а также ее объект и субъекты.

По объектам и субъектам деятельности: 1) субъектом является учитель или воспитатель, объектом — ученик, воспитанник, группа или учебный коллектив; 2) субъектом является педагог-методист, объектом — педагоги-практики; 3) субъектом является администрация образовательного учреждения, объектом — учитель, воспитатель, ученик, воспитанник, коллектив педагогов-практиков и ученический коллектив; 4) субъектом выступает ученый-педагог, объектом — вся сфера педагогической деятельности в целом (вся педагогическая теория и практика). По целям: 1) передача жизненного и культурного опыта от старшего поколения к младшему; 2) сообщение научных открытий, передача передового педагогического опыта и инноваций широкой педагогической общественности; 3) управление работой педагогов-практиков; 4) поиск и разработка новых педагогических знаний в области совершенствования 1,2,3. По средствам достижения цели: 1) методы и приемы обучения или воспитания, наглядные и технические средства; 2) научно-методические семинары, конференции, распространение специальной литературы, внедрение достижений науки и практики, обмен опытом; 3) методы и приемы управления коллективом, способы делегирования полномочий, коллективное сотрудничество, индивидуальная работа с педагогами, родителями, учениками;
4) методы научного познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, разработка теорий и концепций, новых педагогических технологий).
Результатом педагогического труда является актуализация и развитие психических новообразований у ученика, воспитанника или у педагога, а также совершенствование способов их деятельности.

По результатам: 1) обученный, воспитанный и образованный человек;
2) педагог с развитым научным мышлением, специалист в сфере теоретических изысканий и открытий, касающихся проблем и методов обучения, воспитания и развития человека. Профессионал, способный учитывать и совмещать теорию с приемами и современными технологиями практической работы. Иначе говоря, компетентный и творческий педагог-практик, включенный в инновационный процесс; 3) развитый и творчески работающий педагогический коллектив, добивающийся серьезных результатов в практической работе, постоянно повышающий рост своих знаний и обеспечивающий высокое качество образования и воспитания учащихся в данной образовательной системе; 4) новое педагогическое знание — в виде законов, принципов, новых систем, технологий, методов, правил, форм организации процессов обучения и воспитания.

На самом деле педагогическая деятельность является совместной и строится по законам взаимодействия с учетом особенностей общения людей и стилей их поведения. На практике можно наблюдать дифференциацию стилей общения (В. А. Кан-Калик):• стиль увлеченности совместной деятельностью;• стиль дружеского расположения;• стиль общения-дистанции;• стиль устрашения; • стиль заигрывания. В различных ситуациях могут проявляться такие стили поведения, как: конфликтный, конфронтационный, сглаживающий, сотруднический, компромиссный, приспособленческий, стиль избегания, подавления, соперничества или защиты.

Все возможные стили общения и поведения сопутствуют какому-то виду деятельности, составляя фон и образуя соответствующую эмоциально-нравственную среду взаимодействия.
Педагогическая деятельность есть управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодействия с ним.

 

Т 21 Проблемы взаимодействия и командообразования в коллективе преподавателей.

Командообразование (или тимбилдинг, от англ. team building – построение команды) представляет собой ряд специально организованных мероприятий, направленных на создание и повышение эффективности взаимодействия членов какого-либо коллектива («команды»). В настоящее время командообразование считается одной из самых перспективных технологий корпоративного менеджмента, обеспечивающей полноценное и поступательное развитие коллектива. Отметим, что хотя тимбилдинг изначально возник в бизнес-сообществе (в конечном счете – как эффективный инструмент увеличения объема продаж), он также вполне применим и как технология повышения эффективности профессиональной деятельности любого коллектива, в том числе и педагогического. По словам Дoна Тэппинга, руководителя консультационной компании MCS Inc., в развитии команды выделяют четыре этапа:

1. Формирование команды и начало совместной работы. 2. Конфликты и противостояния. 3. Нормализация. 4. Работа в полную силу. Технологии создания в коллективе комфортного психологического климата также применяются для повышения эффективности его профессиональной деятельности. Операционализируя понятие «психологический климат» применительно к педагогическому коллективу, можно определить его как психологическое пространство образовательного учреждения. Комфортный психологический климат (от англ. comfort, лат, confortare – укреплять, ободрять), в свою
очередь, применительно к проблематике нашего исследования, определим, как «совокупность благоприятных условий, удобств, обеспечивающих хорошее самочувствие и высокую работоспособность человека» [3]. При этом базовым параметром комфортного психологического климата в педагогическом коллективе
является «безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество» [4].
Технологически процесс создания комфортного психологического климата в педагогическом коллективе может строиться на следующей основе: – регулярное ознакомление всех членов коллектива с четко поставленными общими целями (желательно их коллективное участие в принятии решений, что позволяет, с одной стороны, ощущать чувство коллектив-
ной ответственности, а с другой – чувство сопричастности к управлению коллективом);
– формирование у преподавателей видения позитивной перспективы развития организации, положительного образа будущего (на год, три и пять лет) – это создает чувство уверенности в завтрашнем дне и снимает соответствующий стресс; – регулярное проведение совместных корпоративных мероприятий, касающихся отдыха, в том числе на природе (чтобы члены педагогического коллектива не замыкались в пространстве факультета, кафедры, кабинета, и, кроме того, для дополнительного стимулирования установления личных контактов между представителями различных структурных подразделений);
– регулярное проведение внутрикорпоративных и участие в межкорпоративных спортивных мероприятиях (с целью формирования сплоченности коллектива, а также стимулировании приобретения навыков ведения здорового образа жизни, повышающего стрессоустойчивость);
– введение и развитие процедуры наставничества, при которой на лучших, как правило, наиболее опытных, т.е. возрастных, сотрудников возлагается почетная функция курирования новых членов педагогического коллектива (помимо достижения практических профессиональных результатов, это приводит к профилактике межвозрастных конфликтов в педагогическом коллективе); – развитие системы кабинетов для релаксации в образовательном учреждении, в том числе с аудиовизуальным художественный рядом, создаваемым использованием музыкальных фрагментов, слайдов и т.д. (сни-
мает тревожность, повышает настроение, создает чувство комфорта).
Недостаточная эффективность существующей системы повышения квалификации преподавателей ВПО в формировании профессионально-педагогической компетентности обусловила применение еще одной технологии командообразования (ориентированной на конкретную группу педагогов, объединенных общей
профессиональной целью и наличием схожих проблем, реализующих образовательный процесс в одинаковых производственных и социально-экономических условиях) – разработку и реализацию системы непрерывного повышения квалификации.

 

Т 22 Психотерапия педагогической деятельности в системе профессионального образования.

Термин психотерапия в последнее время используется не только в медицинском значении - как лечение психических нарушений, но и в более широком смысле - как оптимизация психологического состояния в повседневной жизни, столь богатой тревогами, стрессами, депрессиями и другими пограничными состояниями, ухудшающими качество жизни, снижающими эффективность деятельности и создающими угрозу развития выраженных нарушений психического здоровья.

На психику ребёнка в образовательных учреждениях ложится большая нагрузка. Именно учитель - человек, который находится в контакте с ребёнком значительную часть дня, должен использовать психолого – педагогические приёмы и методы, направленные на оптимизацию психоэмоционального состояния учащихся в период их нахождения в образовательном учреждении. Основными объектами воздействия педагога являются состояние тревоги, фрустрации, утомления и переутомления, психофизического дискомфорта и другие проявления стрессов. Сфера деятельности педагогической психотерапии – управление психофизическим состоянием учащихся и педагогов в ходе учебного процесса, укрепление их психологического здоровья. Педагогическая психотерапия (ППТ) -это совокупность психолого - педагогических воздействий учителя на своих воспитанников с целью оптимизации их психофизического состояния на уроке. Задачи учителя в области педагогической психотерапии:
•Грамотно актуальное эмоционально – психологическое состояние учащихся, его динамику в процессе урока и при необходимости оперативно корректировать его.
•Знать учащихся, отнесённых к какой-либо группе риска психологического здоровья.
•Использовать педагогические технологии с учетом психологических
особенностей своих воспитанников, их актуального эмоционально –психологического состояния, прогнозируя педагогический результат.
•Целенаправленно формировать оптимальный психологический климат в классе.•По просьбе учащихся помогать им грамотно разбираться в некоторых социально- психологических проблемах (взаимоотношения с родителями, со сверстниками, проблемы любви и дружбы, внутриличностные проблемы). •Уметь дифференцировать вопросы, относящиеся к своейкомпетенции и вопросы, относящиеся к компетенции других специалистов(врачей - психотерапевтов, психологов и др.).

Приемы и методы педагогической психотерапии
1.Приемы психофизической саморегуляции. А)Мобилизирующие приемы.
Необходимы для быстрого перехода из одного психофизиологического
состояния в другое, что в современных условиях жизни, с ее стремительным темпом,
весьма актуально, особенно для воспитателя. Желательно использовать при
подготовке и проведении ответственного разговора, принятии важного решения, при
необходимости защититься, дать отпор коммуникативному агрессору, вывести из
состояния покоя, безразличия, усталости, для обретения второго дыхания. Это
аналог чашечки кофе, но более оперативного действия.
Б) Успокаивающие приемы. Основаны на релаксации, т.е. психоэмоциональном и мышечном расслаблении. Область использования – всевозможные проблемные и коммуникативные ситуации, состояния стресса и предстресса, устранение непродуктивного возбуждения,
напряжения. Применимы на всех этапах – от предупреждения возникновения до
психологической ликвидации последствий

 

Т 23 Методика преподавания психолого-педагогических дисциплин.

Несмотря на существенные различия в объёме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно - владение методикой её преподавания. В соответствии с государственным образовательным стандартом специальности 031000 «Педагогика и психология» «выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональныхобразовательных программ; способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения…».«Методика преподавания психологии и педагогики» как дисциплина регионального компонента цикла предметной подготовки направлена на подготовку педагога-психолога к выполнению основных видов профессиональной деятельности, решению типовых профессиональной задач в образовательных учреждениях в области развивающей деятельности: разработка и проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей; психологическая поддержка учителей в образовательном процессе. в области учебно-воспитательной деятельности: психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса; организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей; воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода; в области социально-педагогической деятельности: проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания; проведение профориентационной работы; оказание помощи в решении задач социализации учащихся; в области научно-методической деятельности: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; в области культурно-просветительской деятельности: формирование общей культуры учащихся; организация культурного пространства образовательного учреждения.тВ системе профессиональной подготовки современного педагога-психолога дисциплина «Методика преподавания психологии и педагогики» выступает в качестве одной из базовых, на которой систематизируются знания, усвоенные в процессе изучения других учебных курсов. Учебный курс направлен на образование студентов как будущих субъектов профессиональной деятельности, на стимулирование потребностей в самообразовании, самовоспитании и самосовершенствовании, на формирование общей и профессиональной психологической культуры специалистов. Преподавание и изучение дисциплины «Методика преподавания психологии и педагогики» способствует формированию у студентов общих теоретических основ педагогического профессионализма, выработке позитивного отношения к педагогической деятельности, овладению основными формами и методами проведения занятий по психологии, готовности использовать достижения психологической науки в практике обучения и воспитания в рамках будущей профессиональной деятельности. Методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп. Рассматривая методику как педагогическую науку, мы должны ответить на вопросы: «Как соотносятся между собой дидактика и методика?» «Какова связь между методикой и педагогикой?» Педагогика и методика соотносятся как родовое и видовое понятия.Первая определяет общие закономерности обучения и воспитания, а вторая интерпретирует их применительно к своему учебному предмету. Разнообразны представления и о предмете методики преподавания психологии:1)её предметом является обучение психологии, понимаемое как процесс управления, осуществляемый учителем, который использует ряд вспомогательных средств:учебники, наглядные пособия, ТСО и др. Обучение же психологии-это обучение психологической деятельности;2)методика имеет своим объектом психологическое образование, обучение основам психологической науки и неразрывно связанное с ним воспитание подрастающего поколения;3)методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп;3)методика преподавания психологии - это наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения различных возрастных групп;4)предметом дидактики психологии является психологическое образование, включая обучение и связанное с ним воспитание, а также его проблемы и перспективы развития, при этом замечает, что предмет дидактики психологии - это процесс и результат усвоения предметных программных знаний, умений и навыков;5)методика - раздел педагогики, т.е. ученые, рассматривают предмет методики, включая в него обучение, образование и воспитание, а порой ограничивая его совокупностью средств и методов усвоения содержания образования. При этом они по-разному понимают обучение, считая его либо взаимодействием учителя и учащихся, либо процессом овладения действиями, либо познавательной деятельностью. Методика преподавания решает следующие задачи:1.Методика преподавания как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний. Поэтому важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания.2.Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строиться процесс обучения психологииМетодика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объем знаний дать обучаемым

Т 24 Кураторство в системе современного профессионального образования.

Традиционно деятельность куратора академической студенческой группыохватывает решение вопросов, связанных с учебным процессом в вузе, внеучебной деятельностью студентов, индивидуальными проблемами студентов, межличностными отношениями в группе, включением студентов в социально значимую и общественную деятельность.

В изменившихся условиях развития высшей школы в России деятельность преподавателя в современном вузе наполняется новым содержанием, появляются новые роли, такие как академический консультант (лицо из числа наиболее квалифицированных преподавателей, организующее учебный процесс конкретного студента, содействующее студенту в выборе и реализации индивидуальной образовательной траектории и обеспечивающее оптимальную результативность процесса обучения), тьютор (преподаватель-консультант, наставник, куратор ученика, помогающий ему в организации своего образования), куратор образовательной программы [5].

Функции академического консультанта связаны с консультированием студентов по вопросам использования образовательной среды университета в плане профессионального развития и деятельности по образованию и нормативно-регламентирующему обеспечению образовательного процесса, а также с выбором индивидуального образовательного маршрута.

Тьютор должен помочь сориентироваться студентам в содержании предметной области, включенной в сферу их интересов, проконтролировать выполнение ими учебных заданий, провести при необходимости консультации со студентами. Также тьютор помогает студентам организовать работу в группах, дает рекомендации по использованию в обучении информационно-коммуникационных технологий и др.

Куратор образовательной программы обеспечивает преемственность учебных курсов и ориентирует преподавателей и студентов, чтобы освоение учебных предметов и практической деятельности «работало» на подготовку курсовой или выпускной квалификационной работы студента.

Таким образом, работа академического консультанта, тьютора, куратора образовательной программы в большей степени направлена на обеспеч ние повышения качества образования.

Появление новых ролей преподавателей в условиях Болонского соглашения требует переосмысления целей, содержания и форм деятельности кураторов студенческих сообществ. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, институт кураторства становится другим. Необходимо отойти от довольно распространенного понимания куратора как классного руководителя студентов 1–2 курса, так как проблемы возникают у студентов не только младших курсов, но и старших. Если у первокурсников возникают трудности, связанные с адаптацией в вузе, выбором индивидуального образовательного маршрута, то у студентов старших курсов появляются проблемы, связанные с прохождением практики, трудоустройством. Поэтому педагогическое содействие студентам в решениипроблем необходимо не только студентам младших курсов.

Позиция куратора по отношению к студентам разных курсов будет меняться. По мере развития и активизации деятельности органов студенческого самоуправления и других студенческих сообществ роль куратора будет заключаться, прежде всего, в поддержке инициатив студентов. Также в связи с тем, что содержание проблем студентов разное, меняется форма работы куратора с сообществом. Встает вопрос о целесообразности введения многовариантного института кураторства. Меняются и требования к тем, кто непосредственно взаимодействуют со студенчеством, формирует атмосферу вузовской жизни, создает социокультурное образовательное пространство, в условиях которого решаются современные задачи воспитания.

Деятельность куратора определяется, прежде всего, воспитательными целями – созданием оптимальных условий для саморазвития личности сту­дента, его профессионального становления. Следовательно, можно опреде­лить основные зоны внимания куратора: личность студента, развивающая среда, деятельность.

Личность студента характеризуется психологическими и индивиду­альными особенностями: темперамент, характер, направленность, способно­сти, Я – концепция. Создание оптимальных условий для саморазвития лично­сти требует ее всестороннего изучения. Определив сильные и слабые сторо­ны личности, можно определять условия, способствующие дальнейшему paзвитию. При этом, с точки зрения гуманистической педагогики, нужно опи­раться на сильные положительные стороны личности, т.е. не «ломать» лич­ность, а создавать условия для стимулирования желания к саморазвитию.

Развивающая среда – это педагогическиадаптированная окружающая действительность, где факторы позитивного влияния усилены, а факторы не­гативного влияния по возможности сведены к минимуму. Позитивными фак­торами могут быть студенческая группа, педагогический коллектив, семья, пространство вуза, культурнаясреда города. Негативные факторы невозможно полностью исключить (их элементы включены в позитивные факторы), следовательно, необходимо организовать эту среду так, чтобы личность сама научилась противостоять негативным факторам.

Деятельность студентов в условиях профессионального учебного за­ведения очень разнообразна. Ведущей деятельностью является учебно-познавательная как основа профессионального становления. Постепенно сту­дент вовлекается в научно-исследовательскую деятельность, которая, допол­няя учебно-познавательную, способствует формированию и развитию про­фессиональных знаний и умений. Но студент является молодым активным человеком, которому для личностного развитиятакже важно участие в таких видах деятельности как спортивная, художественно-эстетическая, общест­венно-политическая и др. Задача куратора – помочь ему не только хорошо учиться, осознанно сделать выбор в профессии, но и самореализоваться как члену общества, гражданину, семьянину.

Исходя из этих зон внимания, можно обозначить основные направления работы куратора: личность, ее индивидуальные особенности и потенциаль­ные возможности; студенческая группа и ее развитие; координация взаимо­действия с педагогическим коллективом и администрацией факультета; взаимодействие с семьей и социальная защита; взаимодействие с социальной системой вуза и города; включение студентов в различныевиды деятельно­сти.

Чтобы работа куратора была результативной, необходимо грамотное планирование, в котором выделяются некоторые этапы.

Этап целеполагания и мотивации. Целеполагание рассматривается как совместная со студентами выработка целей совместной деятельности, что создает мотивацию на совместную деятельность. Необходимо учитывать по­требности и интересы студентов, тогда цели деятельности будут для них по­нятны и приемлемы. Цели деятельности, в свою очередь, должны соотно­ситься с воспитательными целями вуза, что придает им общественно-профессиональную направленность. Целеполагание вырабатывает стратегию деятельности. Цели конкретизируются в задачи, которые отражают отдель­ные направления совместной деятельности. Хорошо, если за каждое направ­ление будет отвечать один студент илинебольшая группа. Это способствует развитию чувства ответственности и выработке организаторских умений у студентов.

Этап планирования деятельности. Планирование – это помощь курато­ра самому себе и коллективу студентов в рациональной организации дея­тельности. Рациональная организация предполагаетоптимальное соотноше­ние разныхвидов деятельности,выраженных конкретными формами органи­зации (мероприятиями). План работы группы должен соотноситься с планом факультета и вуза, но должны быть мероприятия, которые направлены толь­ко на группу. Они помогут становлению группы как единого коллектива. В плане должны быть указаны конкретные сроки мероприятий и ответствен­ные.Здесь необходимо учитывать объективное время на подготовку и прове­дение отдельных мероприятий. Определяя ответственных, разумно придерживаться принципа добровольности или личностного соответствия конкрет­ному делу. При планировании надо учитывать насыщенность событиями от­дельных периодов. Рекомендуется планировать не более одного общего мероприятия в неделю, так как нужно учитывать и время на личные интересы, и увлечения студентов.

Этап организации деятельности. Планирование выступает как часть организации, оно определяет тактику деятельности. Организация соответст­вует оперативным действиям. Приступая к осуществлению плана, надо быть готовым к тому, что планирование перейдет на уровень разработки отдельно­го мероприятия. При организации куратор занимает позицию помощника, консультанта, координатора. Поначалу он выполняет функцию руководите­ля, постепенно уступая руководящую роль студентам.

Этап рефлексии деятельности. Он состоит в оценке и анализе осущест­вленной деятельности. Для куратора важно создать атмосферу доброжела­тельности и дать возможность каждому высказаться. Оценка, как правило, отражает эмоциональное состояние участников, поэтому этот этап нельзя сильно оттягивать от самого мероприятия по времени. Анализ включает от­вет на такие важные вопросы: «Что было хорошего, что понравилось, что помогло?», «Что было плохо, что помешало?», «Что надо учесть в буду­щем?», «Кто какой вклад внес, кто особенно отличился?». При этом надо помнить, что хвалить и одобрять можно за малое, если оно проявилось впер­вые. Критиковать надо по существу, корректно, не переходя на личность, максимально доброжелательно.

При работе со студенческой группой куратору важно учитывать уровень ее развития. Педагогическими показателями и инструментами развития группы можно считать педагогическое требование, самоуправление, пер­спективы коллектива, общественное мнение, традиции. По мере проявления этих показателей можно судить об уровне развития коллектива.

Сплочение коллектива является важной задачей куратора. Сплочение коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставлен­ных перед коллективом целей. В сплочении группы важную роль играет бла­гоприятный психологический климат, основу которого составляют межлич­ностные отношения. Куратор должен работать над формированием отноше­ний, подавать пример собственной позицией.

Результативность и эффективность деятельности куратора. Резуль­татом деятельности куратора является качество организации жизнедеятельности студенческой группы, при котором каждому обеспечивается воз­можность разносторонних личностных проявлений и обогащение социаль­ным и личностно значимым опытом.

Показателем результативности деятельности могут быть: личностные изменения в человеке, которые обеспечивают его жизненную успешность, важна динамика этих изменений; уровень сплоченности группы, развитое самоуправление; активность студентов в разных видах деятельности; обще­ственная направленность деятельности, основанная на общечеловеческих ценностях; высокая степень личностной и коллективной ответственности студентов.

Таким образом, куратор студенческой группы – это преподаватель, вос­питательная деятельность которого существенно влияет на то, каким будет будущий специалист, как он будет относиться к своим профессиональным обязанностям, что для него будет главным ориентиром и критерием про­фессиональной деятельности. От куратора во многом зависит решение более важной общественной цели – каким человеком, членом нашего общества будет будущий выпускник вуза, во имя кого и чего он будет решать сложные задачи, стоящие перед человечеством.

Т 25 Проблема инклюзии в отечественном профессиональном образовании.

Инклюзия – полное включение детей с разными возможностями во все позитивные аспекты школьной жизни, которые доступны обычным детям Интеграция – программы, целью которых является вовлечение детей с разными возможностями в существующие классы и школьные структуры
Дети с различными возможностями – дети, которые проявляют значительное отличие в выполнении заданий по сравнению с большинством их сверстников.
Движение «Образование для всех», поддержанное ЮНЕСКО, возникло в 1990 году на Международной конференции «Образование для всех» (Джомтьен, Таиланд). За 18 лет развития движения оно приобрело самый широкий смысл: образование для всех на различных уровнях и на протяжении всей жизни. В зависимости от страны, с ее сложившимся образовательным пространством, обретали формы различные проекты движения. Для России многие задачи движения «Образование для всех» не характерны – в частности, в России принимаются все необходимые меры в области политики обеспечения воспитания и образования. Одна из целей движения «Образование для всех» – обеспечение устойчивого развития и вариативности образовательных институтов с целью реализации потенциала личности любого ребенка вне зависимости от его стартовых возможностей.
Развитие вариативности образовательной системы – один из этапов социального развития детей в рамках повышения доступности качественного образования и свободного выбора родителями форм и методов воспитания. Наконец, развитием организационно-методического направления является внедрение в образовательные учреждения дополнительных компонентов, направленных на сопровождение детей-инвалидов, детей из двуязычных семей, одаренных детей и, что особенно актуально, детей другого культурного пространства,
Инклюзивный подход к образованию вызван к жизни причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства. Этот этап связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически. Именно поэтому, следует считать их рядоположенными, но не равнозначными терминами. Понятия «инклюзия» и «интеграция» характеризуют разную степень включенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную систему.
Также следует учитывать, что успешная образовательная интеграция (инклюзия) – это мультифакторный, многоуровневый процесс, требующий перестройки на всех уровнях человеческого функционирования, начиная с замены установки приоритета среднестатистической выравненности популяции учащихся на приоритет разнообразия потенциалов учащихся. При этом нельзя допустить доминирования
интересов какой-то одной или нескольких групп (например, имеющих инвалидность) при реализации идей инклюзии. Интеграция возвращает учащихся с ОВЗ в систему общего образования, так как до этого этапа дети данной категории обучались только в системе специального (коррекционного) образования. При этом важно отметить, что, находясь в системе общего образования, учащиеся с ОВЗ должны в полной мере овладеть программой общеобразовательной школы.
Инклюзивное обучение и воспитание – это долгосрочная стратегия, рассматриваемая не как локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям. Существующие в России программы ранней психолого-педагогической коррекции, позволяют вывести многих детей с ОВЗ на такой уровень психофизического развития, который дает им возможность
влиться в нормальную общеобразовательную среду. Право на образование принадлежит всем детям, включая детей инвалидов независимо от причин инвалидности. Обеспечение равных прав и равных возможностей для ребенка с отклонениями в развитии, прежде всего, означает возможность быть рядом с обычными сверстниками, возможность получить образование. Что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное (включенное) образование, инклюзия. Инклюзия – это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями псих


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.