Понимающая социология» М. Вебера: ее предмет и методол основания. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понимающая социология» М. Вебера: ее предмет и методол основания.

2017-12-09 377
Понимающая социология» М. Вебера: ее предмет и методол основания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М.Вебером (1864-1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее. У естествознания социология заимствует приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.

Такая трактовка взаимодействия соц-гии и других наук вытекает из их понимания предмета соц-гии. М. Вебер отвергал в качестве предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество», «коллективное» и т. д. Он считал, что предмет иссл-ния соц-га - индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Проблематика коллективного и индивидуального объяснений социального феномена стала затрагиваться в концепции “понимающей социологии» М.Вебера. Он описал социальное действие как объективную область социологии и определил “эмпирическую” социологию как науку, “которая отчетливо понимает социальное действие и хочет необъективно объяснить его его последствиями”.

Понимающая социология представляет индивида в социально-культурной смысловой связи, что выходит за пределы непосредственной доступности наблюдения.

М. Вебер подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По его мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих действии. И здесь ему помажет знание -того, что в сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными мотивами. Исходя из своего представления о предмете социологии и ее месте среди других наук Г. Зиммель и М- Вебер формулируют ряд метод-ких принципов, на которые, по их мнению, опирается соц-кое знание:

1) Требование устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения соц-ого знания в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражения или выражения самой дейст-ти и ее законов. Соц наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и действительностью.

2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».

Строгое следование этим двум правилам может создать впечатление, что социологическая теория не имеет объективного, общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер утверждают:

3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, ибо сама интеллектуальная деятельность подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам формальной логики и общечеловеческим ценностям.

4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпирических данных к этим общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», - писал М. Вебер.

М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностей! Это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Например, высказывание: «Вера в бога - это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности - это процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше примере эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимодействия религии и разных сфер общественной и личной жизни человека, отбор и классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры.

5) Изменение ценностных предпочтений социолога определяются «интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоят- вами, в которых он действует. Главная цель социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы и позволяют сделать этот истор-кий или соц материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

 

№ 48 Марксистское и веберианское направления в теориях социальной стратификации.

Однако, слабым местом теории является игнорирование фактора власти, наиболее характерен пример России, где фактор властного распределения ресурсов и функционирование системы неравенства во многом основаны на использовании принуждения и контроля с помощью власти.

Первая развернутая картина клас. общества - у Маркса. Классы = экономически детерминированные и генетически конфликтные группы. Критерий деления на группы - есть собственность или нет, капитал. Вебер является основоположником альтернативной теории стратификации, выделяет другие факторы, формирующие неравенство (престиж - один из важных пр-ков соц. класса, власть, собственность). Придает большее значение наличию промежуточных классов. В отл. от Маркса, считает бюрократию классом, необходимым звеном власти. Класс - это совокупность людей, имеющая равные шансы, детерминированные властью, получать доходы.

Стратификационные модели отражают схему неравенства общества: в виде «пирамиды» (Маркс) и «ромба» (современное американское общество, где преобладает средний класс).

 

78. Метод экспертных оценок. Области его применения. Эксперт – человек, который хорошо разбирается в данной проблеме или вопросе. Принцип отбора экспертов: компетентность, должность, стаж, научное звание и публикации. Метод выбора эксперта – попросить специалистов необходимой области звания назвать несколько человек, которые наиболее компетентны и так повторить несколько раз, тот, чьё имя повторится большее число раз, того и выбирают. Количество экспертов не важно - главное, уровень их знаний. Виды экспертного интервью: - личное/индивидуальное, - обмен мнениями за круглым столом, - метод «Дельфы» (получение согласованной оценки).

Стандартизированный экспертный опрос – чёткое, структурирование изучение проблемы, проблема хорошо продумана, по ней уже накоплено много исследовательского материала, что позволяет разработать качественный стандартизированный опросник.

Нестанд. Эксперьный опрос – ничего не известно о предмете и природе исследования. Он требует высокой квалификации.

Метод индивидуального блокнота – занесение экспертом своих мыслей и замечаний по поводу того или иного исследования в течение определённого периода времени в спец. Журнал. Требует сильной мотивации (деньги, личный интерес), просто так никто этим заниматься не будет.

Метод номинальных групп – переход от инд. К групповым методам сбора информации. Сначала получают данные от одного чел, а затем перепроверяют их на коллективе.

Мозговой штурм – совместное обсуждение роблемы (выдвижение идей и последующая их сортировка)

Метод 6-3-5 – 6 экспертов, 3 гипотезы, 5 минут

Критическая атака – каждый из участников предлагает своё обоснованное решение проблемы- поиск слабых мест- защита версий- выбор наиболее удачных вариантов

Деловая игра, Метод суда, Метод консилиума, Метод комиссии, Метод интеграции решений.

Итог– точность, полнота, достоверность информации, чем меньше разброс мнений, тем лучше. Позволяет получить уникальную информацию за счёт компетентности и квалификации экспертов.

«-» - сложность организации, сложность отбора экспертов, дорого.

 

 

Билет 19

№ 19. Вклад М. Вебера в социологический анализ религии, экономики и власти. Рационализация.

В трудах Вебера исследованы феномены бюрократии и прогрессирующей бюрократизации общества («рационализации»). Важная категория, введенная Вебером в научную терминологию, - «рациональность».

Макс Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, экономист, историк. Разработал многие социологические понятия. Для него характерно глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития.

“Протестантская этика и дух капитализма” (политика, религия, этика, как неэкономич. Условия формируют капитализм) Вебер написал сравнительный анализ наиболее значительных религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений; провел связь между религиозными взглядами и экономическим поведением. Экономическое действие – разновидность социального.

Вебер хотел доказать, что поведение людей в различных обществах может быть понято лишь в рамках их общего представления о своем существовании, что религиозные догмы и их толкование – составная часть их видения мира, что необходимо понять эти догмы, чтобы понять поведение людей, а в частности их экономическое поведение. Он показать, что религиозные концепции – действительно являются определяющим фактором экономического поведения и => одна из причин экономического развития обществ.

В начале иссл-ния статистический анализ: в тех регионах, где совместно проживают различные религиозные группы, представители протестантов занимают экономически более выгодные позиции. Цель исследования Вебера – установить интеллектуальное или духовное соответствие между духом протестантской этики и духом капитализма. А также выявить, оказывают ли воздействие социальные и религиозные факторы на формирование капитализма западного типа в других цивилизациях, таких, как китайская, индийская, исламский мир. Он приходит к выводу, что капитализм западного типа получил свое развитие только на западе. Тезис Вебера: духу некоего протестантизма не противоречит такое отношение к экономической деятельности, которое, в свою очередь, соответствует духу капитализма. Уникальная особ-ть кап-ма по Веберу состоит в том, что желание наживы удовлетворяется не путем завоевания, спекуляций или других авантюр, а с помощью дисциплины и науки. Определяющим для капитализма является не столько максимальная прибыль, сколько всемирное накопление. Капитализм отличается тем, что не ограничивает своей жажды к наживе, а руководствуется стремлением ко все большему накоплению, и желание производить тоже становится безграничным.

В основе протест-кой этики лежит кальвинистская концепция: бог создал мир, непостижимый для конечного разума людей, жизнь чела предопределена, чел не в силах изменить божье предначертание, он должен трудиться на приумножение славы божьей на земле. Теория избранности.

Итак, экономическое поведение человека зависит от его мировоззрения, а интерес, который каждый питает к той или иной деятельности, неотделим от системы ценностей или целостного взгляда на бытие.

Другие исследования Вебера в области религиозной социологии посвящены Китаю (для китайского мироощущения характерно понятие материальной рациональности, что противоречит капиталистическому развитию), Индии (где рационализация совершалась внутри ритуализма) и античному иудаизму.

Другая работа Вебера “Социология религий” посвящена рациональному и социологическому анализу взаимосвязи между различными религиозными воззрениями и различными категориями человеческой деятельности. Вывод: одни и те же социальные и рел-ные цен-ти пронизывают хозяйство, политику и частную жизнь людей. Разрушение ритуалистского консерватизма пророческим ведет к расширению автономии каждого рода деятельности и ставит проблему несоответствия или противоречия рел-ых цен-тей и цен-тей политических, хоз-ных, научных. Любая религия должна находить компромисс между требованиями религиозных принципов и внутренними потреб-ми опред. областей деятельности. Противоречие между религией и наукой: наука изгнала из мира магическое начало и оставила нас в некоем космосе, лишенном смысла, поэтому она ведет к духовному кризису. Религиозное мировоззрение придавало смысл существам, событиям, нашему индивидуальному предназначению. Поэтому каждый сам должен решить, “кто для него Бог и кто дьявол”.

 

№ 49. Сущность, факторы и виды соц. мобильности.

Соц. мобильность - процессы перемещения индивидов в соц. пространстве. Сорокин: "любой переход индивида или соц. объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной соц. позиции к другой". Следует сразу определить различие в стартовых возможностях для продвижения из одного соц. слоя в другой (сын генерала и рабочего). Сорокин различает два типа соц. мобильности:

1.Горизонтальная мобильность - это переход индивида или соц. объекта от одной соц. позиции к другой, лежащей на одном и том же уровне (из одной семьи в др., из одной религиозной группы в др., и нет смены соц. слоя)

2.Вертикальная моб. - совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного соц. слоя в др.(служебное повышение, улучшение благосостояния, уровень власти).

Различаются: восходящая и нисходящая соц. моб., или соц. подъем и падение. Восход.: 2 формы - индивидуальный подъем и создание новой группы с включением в высший слой. Нисход. соответственно. Хар-ер процессов мобильности во многих обществах и соц. группах различен и зависит от особенностей структуры группы.

Сущ. открытые и закрытые общества. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей; здесь мало барьеров, мешающих продвижению. В закрытых классовых обществах каждая соц. позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он не предпринимал общ-во исключает для него достигаемый соц. подъем или соц. падение; здесь жесткая структура, без мобильности. Это идеальные типы. А в реальности - существуют близкие к идеальным. Индия - деление на касты (занятие позиции основано на происхождении, подкрепляется религией = специфические виды профессий, отдельные дороги и разные типы внутренних взаимосвязей). В совр. откр. обществах тоже существуют "касты" - элита. В любой замкнутой группе всегда существует незначительное число членов других групп, проникающих в нее с помощью каналов соц. мобильности.

 

 

№ 79. Эксперимент как метод сбора информаций.

Эксперимент - разновидность углубленного, аналитического соц. исследования и, одновременно, как метод сбора информации. Эксперимент имеет большую научную и практическую ценность. Его лучше всего проводить в относительно однородных условиях, по началу в небольших группах обследуемых. Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию, проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными. Успех эксперимента во многом зависит от создания соответствующих условий. Следует иметь в виду три момента:

1. в качестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зрения изучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации.

2. Изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик эксперимента группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем - это факторные характеристики, характеристики не участвующие в эксперименте называются нейтральными.

3. На протекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны изменить ее состояние.

Эксперименты различаются по характеру экспериментальной ситуации: эксперименты делятся на полевые и лабораторные. В полевом эксперименте группа находится в естественных условиях своего функционирования, при этом участники группы могут быть осведомлены или нет об участии в эксперименте. В лабораторном эксперименте экспериментальная группы формируются искусственно. Там и там могут быть использованы опрос и наблюдение. По логической структуре доказательств различают линейный и параллельный эксперимент. Линейный эксперимент: анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся контрольной и экспериментальной (ее состояние после изменения нескольких характеристик). В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная, и по итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются и делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.

 

 

Билет 20


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.