На поверхности принципа эксплуатации репертуара МХТ лежит то, что спектакли имели успех, а значит и прокатывали их подолгу. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

На поверхности принципа эксплуатации репертуара МХТ лежит то, что спектакли имели успех, а значит и прокатывали их подолгу.

2017-12-13 876
На поверхности принципа эксплуатации репертуара МХТ лежит то, что спектакли имели успех, а значит и прокатывали их подолгу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Планирование по методу цикла и такта.

Процесс подготовки премьеры рассматривается как единый комплекс операций, а выпуск всех премьер года – как чередование этих премьер в определенном ритме.

Как известно, работа над спектаклем состоит из трех разделов:

1. работа режиссеров и актеров

2. подготовка музыкального оформления

3. подготовка вещественного оформления

В каждом из этих разделов есть ряд операций, располагающихся в определенной последовательности: пример: нельзя начинать работу в мастерских, пока не утверждены все эскизы и сметы и т.д. ключ слово: последовательность

Существует прямая зависимость операций во времени и ритме

Можно выделить три основных периода подготовки премьеры:

- подготовительный период

- репетиционно- производственный

- выпускной период

Весь этот цикл изображается графически в виде трехступенчатой фигуры, с фиксированной последовательностью или параллельностью их осуществления.

На временной сетке можно совместить графики циклов для всех новых постановок года. Вводя понятие «такт» как отрезок времени между 2-мя циклами (Комплекс операций по одной постановке – цикл), можно сократить возможности простоев, а так же рационально планировать очередность новых постановок.

«+» метода – позволяет оценить объем работ как по одной постановке, так и по всм премьерам года в их взаимосвязи и взаимозависимости

«-» - невозможно отразить специфику каждого отдельного спектакля, т.к. здесь оперируют укрупненными операциями.

Совместное использование последнего метода с методом Орлова (типизация новых постановок по продолжительности репетиционной работы) создает реальные возможности для разработки оптимального годового плана выпуска спектаклей драматическими театрами.

Вопрос №3. принципы и способы планирования репертуара и работы над новыми постановками в императорских театрах России. Опыт Южина.

В русском дореволюционном театре – в императорских и в ряде частных театров - существовала практика планирования работ по новым постановкам и текущего репертуара на сезон.

Еще в 1783 году, по указу Екатерины 2, была разработана методика планирования творческого процесса, которая закладывала структуру подготовки нового спектакля, которая включала в себя 3 элемента: «Каждая новая пьеса должна иметь три пробы. Первая для прочтения и проверки розданных ролей, вторая для изображения оных по точности смысла каждой роли, третья для представления роли точно так, как на театре оную перед публикою представлять должно»: то есть застольная, сценическая и генеральная репетиция. Руководство надреп процессом не назначалось, однако оговаривалось, что исполнители первых ролей могут указать вторым на ошибки.

Изменения в организации театрального процесса рубежа 18-19 вв. произошли благодаря М. Медоксу и его новой организационной системе, которая и помогла ему создать значительный театральный коллектив. Решения о пьесе и постановке уже принимались коллегиальным образом, однако спектакли готовили все же артисты и сами назначали срок, необходимый на постановку. Роли выучивались наизусть, сроки, определенные артистами, не сокращались, даже увеличивались. Продолжительность реп периода редко меньше 15 дней – небывалый для того времени срок. Когда, по общему мнению, спектакль был готов – устраивались публичные репетиции, на которых приглашались известные театральные деятели, с одобрения которых спектакль показывался зрителю.

Медокс-2 новшества:

1. продолжительность каждого элемента подготовки спектакля должна завысить от уровня сложности постановки. + Репетировали не все сразу, а подробно разбирали пьесу по частям.

 

2. Добавил в театральную практику завершающую точку подготовительного периода – генеральную репетицию с публикой.

Существенное нововведение театральной дирекции 1809 года – четкое определение должностных лиц, которые должны управлять процессом создания нового спектакля. Основное достижение - появление еще одного организатора творческого процесса – режиссера. Изначально режиссер – это помощник члена конторы по репертуарной части, в функции которого входило планирование репетиций, контроль за их проведением и т.д. Кроме того, подбирал декорации из запасников к каждому опред спектаклю. Режиссер создавал месячный план репетиций, назначал даты «считок и проб» и т.д. На пробах сидел сотрудник репертуарного отдела и следил, чтоб постановка выражала все художественные достоинства пьесы (А.А. Шаховской). На генер. репетиции присутствовал представитель дирекции импер. театров, который давал добро.

Слаженности спектакля было трудно достичь: мало репетиций, разное видение артистов, которые сами готовили роли и т.д.

Постановление театральной дирекции о правилах внутреннего распорядка 1825 года (автор текста – Шаховской), закрепляло следующую структуру творческого процесса. До начала репетиции актеров с пьесой не знакомили. Первая репетиция после распределения ролей – считка. Ее проводил сам автор или какой-нибудь актер по его поручению или режиссер. На второй репетиции актеры должны читать роли «в должном тоне», но «без декламации». На третьей – репетировались основные диалоги. После этого актерам давали время для самостоятельного выучивания и подготовки роли. Затем назначались прогоны- сколько нужно, что бы довести до ума. Генеральная репетиция должна была идти уже без суфлера. Генер репетиция одновременно являлась и монтировочной – отлаживали смену декораций. Кроме директоров на репетиции приглашали театралов.

Постановление укрепляло функции режиссера, делая его основным лицом в организации репетиций. Режиссер следил за переписыванием и раздачей ролей, планировал репетиции, оповещал о них артистов, составлял перечень его оформления. На репетициях: обучал статистов, следил за ходом спектакля, подготавливал документацию и т.д.

Порядок Шаховского надолго закрепился на императорской сцене: считка - репетиции на сцене спектакля по частям - выучивание актерами ролей - прогоны- генеральные репетиции; параллельно готовились или подбирались декорации, ген репетиция – монтировочная репетиция.

Модификации этого порядка носили скорей количественный, нежели качественный характер.

Наиболее яркой иллюстрацией эффективного применения системы перспективного планирования явл планирование творческого процесса, осуществляемого А.И. Южиным.

Его метод – четкая организация. В 1909 году - вступил в должность управляющего труппой Малого театра, Южин на сезон 1910\11 гг. разработал четкий план творческой жизни театра. Репертуарный план содержал 30 названий, из которых 14 были новыми. Большое число премьер – актуально для разросшейся до невероятных размеров труппы.

Основная часть плана у Южина - сезонный план проката репертуара и репетиций (по дням). Из 235 запланированных спектаклей заменили только один.

Из 238 раб дней-210 – репетиции новых постановок. Количество репетиций на каждую новую постановку увеличено. В среднем 24 репетиции на одну постановку, для сложных – количество увеличивалось до 36. Работа над постановкой занимала до 42 рабочих дней

Параллельная работа над двумя постановками – нововведение Южина на казенной сцене, стало возможным только благодаря четкой организации.

Южин – противник режиссерского театра, не допускал на сцену Малого театра режиссеров, поэтому репетиционный процесс был тот же, что и раньше. Декорации – тоже второй план для Южина.

Южин ввел перспективное планирование в театральное дело. Достигнутое им единство творческих и организационных методов способствовало поддержанию художественного уровня Малого театра, сохранению его традиций и исполнительского мастерства. Организационные принципы Южина в работе над выпуском н6ового спектакля были поддержаны дирекцией императорских театров.

В целом принципы организации подготовки новых постановок на казенной сцене в начале 20 века коренных изменений не претерпевали. В подтверждение этому укажем, что «Правила для управления русскими драматическими труппами императорских театров», разработанные в 1902 году, практически полностью повторяли порядок работы над новыми спектаклями, установленный «Высочайше утвержденными постановлениями…» еще в 1825 году

Метод перспективного планирования репертуара театра концептуальной режиссуры - метод МХТ (частотное планирование).

Сохранение жизни спектаклей

Остальных абонементов

Утренние в это же время

Подготовительный,

Досценических репетиций и

репетиций на сцене, включающий генеральные репетиции и премьеру (последний период чаще называют вы­пускным). Обычно основное внимание руководства сосредоточивается на втором и третьем этапах вы­пуска спектакля, так как с точки зрения управле­ния важность этих двух этапов очевидна: в работу включаются почти все подразделения театра, требу­ется координация большого количества операций и контроль за их выполнением. Однако основа спе­ктакля закладывается значительно раньше, и от того, насколько своевременно и правильно она за­ложена, зависит качество будущего зрелища.

С чего же начинаются работы над новой постановкой в театре? Очевидно, с момента определения — кто над новым спектаклем бу­дет работать, другими словами, с момента издания дирекцией при­каза о назначении постановочной бригады (режиссер, художник, композитор). Такой приказ целесообразно издать не позднее, чем за 1—1,5 месяца до начала репетиций. В течение этого времени ре­жиссер работает над общим решением спектакля самостоятельно, а затем совместно с художником и композитором. К началу репе­тиционного процесса режиссер должен закончить работу над об­щим решением спектакля, художник — изготовить эскизы декора­ций, а композитор — создать музыку (подготовить клавир). О ре­зультатах работы на этом этапе режиссер, художник и композитор докладывают художественному совету театра. Непосредственно перед началом репетиций дирекция издает приказ о. распределении ролей. Поскольку до этого момента мы имеем дело с индивидуальным творчеством, вряд ли целесообразно включать эти работы в график. Мы в нашем примере этого не делаем, поэтому исход­ным событием для построения графика примем „приказ о распре­делении ролей".

 

 

Годовое планирование подготовки новых постановок по контрольным срокам основных операций. Опыт Псковского областного драматического театра им. А.С.Пушкина.

Основой графиков работы над новой постановкой – репетиционные планы разработанные режиссером-постановщиком.

Существует два способа расширить ресурс репетиционного времени:

1. организация параллельной работы над двумя новыми постановками

2. планирование регулярных вечерних репетиций

опыт Псковского областного драматического театра им.А.С,Пушкина показал, что внедрение планирования увеличило почти в полтора раза среднее число репетиций на постановку. (имея годовое распределение ролей, зная занятость актеров, конкретную дату каждого спектакля, заведующий труппой театра составляет вечерний репетиционный график для свободных актеров, а также за счет параллельных работы).

Существует ряд проверенных на практике факторов, которые следует иметь в виду при планировании. На определенных этапах выпуска новых постановок (особенно когда прогонные и генеральные репетиции), в текущем репертуаре следует планировать те спектакля, в которых занятые актеры играют минимально. Лучше если в период спектакли текущего репертуара имели небольшую продолжительность и несложное декоративное оформление, а также не планировались дневные и выездные спектакли.

Даты завершения изготовления декораций, бутафории, костюмов должны быть зафиксированы в плане и строго соответствовать репетиционным планам. Планы работ мастерских конкретизируются поле приемки художественным советом эскизов и макета оформления нового спектакля.

 

Графики Ганта (линейные диаграммы) и их использование в музыкальном и драматическом театрах при годовом (сезонном) планировании.

Графики Ганта получили широкое распространение в 1930-1940-годах на производственных предприятиях. Их применение в театре позволяло координировать загрузку различных подразделений театра при параллельной подготовке двух или трех новых постановок.

Составляется план-график подготовки премьеры, причем календарные сроки определяются укрупненным этапам. Определяются сроки начала и завершения каждого этапа. Основная направленность планов – установить даты подачи на сцену декораций и костюмов. Поэтому деятельность художественно-постановочной части более детализирована. Репетиционная работа находит только самое обобщенное отражение.

Метод графического планирования имеет много преимуществ по сравнению с планированием по контрольным срокам. Прежде всего, план дает наглядное представление об основных постановочных этапах выпуска спектаклей, о последовательности выпуска спектаклей, о последовательности репетиций, о занятости сценической площадки и видов работы на ней. План дает возможность оперативно находить «узкие места», возникающие в процессе работы над спектаклем из-за нехватки репетиционных точек, и рационально использовать резервные репетиционные точки; позволяет заранее планировать сценические репетиции спектаклей текущего репертуара, используя резервные дни, либо «сдвигая» репетиции новой постановки. Благодаря наглядности график позволяет заранее предвидеть возможные «сбои» в ходе выпуска спектаклей и вовремя внести поправки в план, причем такая корректировка осуществляется на графике легко и быстро. В случае необходимости план может быть в корне переделан.

План выпуска новой постановки в целом включает не только основной постановочный этап, а и подготовительный этап работы над спектаклем, и подготовку нотно-литературного материал, и репетиционную работу в классах, и выпуск рекламной продукции и т.д.

Основные преимущества перед другими методами планирования (которые существовали в те годы – А.Имашева) – простота и доступность.

Планирование способствует организации всего творческого процесса, дает возможность рационально организовать постановочной бригады в подготовительный период, составить четкие репетиционные графики, организовать параллельные работы технических цехов и службы снабжения.

Диаграмма Ганта - это один из наиболее популярных способов графического представления плана создания нового спектакля, представляет собой изображение календарного графика задач.

Диаграмма позволяет:

Визуально оценить последовательность операций, их относительную длительность и протяженность создания спектакля в целом

Сравнить планируемый и реальный ход выполнения операций

Детально проанализировать реальный ход выполнения операций. На графике отображаются интервалы времени, в течение которых задача: выполнялась, была приостановлена, возвращалась на доработку и т.д.

Диаграмма Ганта является основным средством визуализации плана создания спектакля. Эта диаграмма представляет собой график, на котором по горизонтали размещена шкала времени, а по вертикали расположен список операций в виде отрезков. При этом длина отрезков, обозначающих задачи, пропорциональна длительности задач.

 

Метод цикла (метод Б.Н.Кильпио) и принципы его использования для годового (сезонного) планирования.

Кильпио говорит, что для контроля на уровне директора следует расчленить процесс подготовки спектакля на следующие операции:

1. работа режиссера над общим решением спектакля

2. изготовление эскизов

3. изготовление макета

4. написание клавира

5. составление сметы

6. репетиции труппы

7. работы в мастерских

8. оркестровка

9. оркестровые репетиции

10. монтировочные репетиции без исполнителей

11. монтировочные репетиции с исполнителями

12. генеральные репетиции

13. корректировка спектакля и премьера.

Кильпио предлагает совокупно рассматривать основную деятельность театра (репетиции труппы, работы мастерских и т.д.),но при этом вычленяет все подготовительные операции (работа режиссера над общим решением спектакля, изготовление макета и т.д.). так, своевременность выполнения основных этапов зависит от того, имеют ли отдельные подразделения театра четкое представление обо всем объеме работ.

Недостаток - выпадает из-под контроля и не может быть четко запланирован момент перехода репетиционного процесса на сцену (операция репетиции труппы включает в себя,очевидно, и репетиции в реп. помещении, и начальный этап сценических репетиций до начала монтировочных). Для большинства театров, особенно периферийных, выпускающих ежегодно до

6 новых постановок этот момент важен из-за репетиционных точек на сцене.

Продолжительность операций К. считает целесообразным рассчитать, отталкиваясь от заранее назначенного дня премьеры,т.е. в обратном порядке. После того, как намечены контрольные сроки для одной новой постановки,автор предлагает фиксировать в сводной таблице контрольные сроки следующих постановок этого года, проверяя при этом, какие операции могут выполняться параллельно а какие последовательно. Затем контролируется, осуществим ли каждым подразделением заданный ему суммарный объем работ.

Выделяет три основных периода работы над новой постановкой:

1.подготовительный. Работа режиссера над общим решением спектакля, изготовление эскизов и макета осуществляется последовательно («главная ступень»); конструкторская разработка макета и составление сметы, и написание клавира выполняются в зависимости от «главной ступени»

2.репетиционно - производственный. Репетиции труппы - «главная ступень», параллельно – работа в мастерских и монтировочные репетиции без исполнителей, одновременно – оркестровка и репетиции оркестра

3.выпускной. Монтировка с исполнителями,генеральные репетиции, корректировка спектакля и премьера – все последовательно.

Весь этот цикл изображается графически в виде трехступенчатой фигуры.

На временной сетке можно совместить графики циклов для всех новых постановок года. Вводя понятие такт как отрезок времени между двумя циклами или двумя однородными операциями, К. рассматривает возможности сокращения простоев, рационального планирования очередности новых постановок.

К.: «этот метод позволяет оценить объем работ как по одной, так и по все новым постановкам года в их взаимосвязи».

Метод в наглядной форме отражает взаимосвязи отдельных операций, дает возможность выбрать наиболее целесообразную последовательность. Но специфика подготовки конкретного спектакля не отражена, так как здесь оперируют укрупненными операциями (репетиции труппы, работа в мастерских и т.д.)

28. (рис. №1)Выпуск спектакля в театре, в самом укрупненном виде, складывается их подготовительного этапа, репертиционного периода, работы постановочной части, работы репертуарно-литературной части, работы административной части, выпускного периода.

(к верхнему графику, рис. №1) Перечень этих крупных фрагментов характерен для спектаклей любого вида, в том числе и музыкальных.

В театре оперы и балета возможен, во-первых, выпуск оперного и балетного спектакля, во-вторых, театр может готовить либо спектакль по уже написанному материалу, когда партитура и клавир имеются, либо новую постановку вместе с авторами произведения – этот случай наиболее общий, поэтому он и рассматривается.

 

14. Планирование работы над новой постановкой: подготовительный период. Задачи членов постановочной группы, содержание и последовательность работ.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ период.

(рисунок №2) Этот период, когда театр работает с авторами над сочинением прозведения, состоит из трех больших частей: сочинение призведения, творческой разработки постановки и подготовки нотно-литературного материала.

Репетиционная работа, не считая выпускного периода,складывается из классных репетиций, сценических репетиций в сопровождении фортепиано, репетиций оркестра.

Работа постановочной части делится на подготовительный этап и производственную работу; административной части – на подготовку билетов, организацию зрителя и реализацию билетов.

Рекламно-издательская деятельность складывается из подготовительной работы по сбору материалов, проводимой консультантом по вопросам репертуара, и взаимоотношений с типографией, печатанием материалов.

 

График выпуска новой оперной постановки представляет собой сеть, достаточно полно показывающую взаимосвязь и взаимозависимость операций по подготовке спектакля. Даже простой перечень работ по выпуску нового спектакля и показанные на схеме взаимосвязи работ дают хорошее представление о процессе выпуска новой постановки в целом. Этот первый этап применения методов сетевого планирования и упраевления процессом подготовки спектакля приности много пользы – учемть многие потребности в ходе выпука, фиксирует разграничения работ, указывает на элементы процесса с той подробностью, которая нужна для руководства каждого уровня; показывает от каких работ всего комплекса зависит выполнение даной работы…

Предлагаемые сети обладают четко выраженной обозримостью, дают много информации по сравнению с обычными методами отображения плана.

Система сетевого планирования и управления служит эффективным средством контроля за ходом выпуска спектакля, когда сравнивается действительное положение дежс запланированным. Для этого график накладывается на календарь, постоянно анализируется и сравнивается информация и ходе работ и их выполнения.

С помощью графика осуществляется регулирование хода работ, когда предусматриваются возможные срывы, и благодаря либо перераспределению ресурсов, либо переоценке работ, либо изменению плана (измененению топологии сети) эти срывы предотвращаются. Методы сетевого планирования позволяют объективно оценить работу соответствующиъ групп и отдельных исполнителей работ. Чтобы применить график в конкретных случаях, для управления выпусска тех или иных спектаклей, нужно исключить из графика те работы, которых нет при выпуске данной постановки (например, целых подфрагмент «сочинение произведения», «перевод текста», «потдекстовка клавира»…), а затем оценить операции по продолжительности. Таким образом, для каждого нового спектакля нет необходимости снова строить план, а нужно лишь исключить лишние для этого спектакля работы. Но здесь есть и трудность с постановочной частью театра. Это единственный подфрагмент графика, который нужно делать для каждого спектакля заново, так как, хотя и имеются типовые технологические процессы в цехах, изделия в производственной части изготовляются различные, и потому план и расчеты для каждого спектакля отличаются друг от друга.

 

 

 

 

Рисунок: сетевой график с подробной расшифровкой:

1 – предварительная работа над спектаклем; 2 –сочинение либретто и музыки; 3 – творческая работа с нотно-литературным материалом; 4 – разработка режиссерскаого клавира; 5 – подготовка эскизов и макета; 6 – тиражирование клавира и партий;

7 – застольные репетиции; 8 –классные репетиции солистов; 9 – классные репетиции хора; 10 классные репетиции балета; 11 – сценические репетиции в сопровождении фортепиано; 12 – репетиции оркестра; 13 – составление смет; 14 – изготовление элементов оформления; 15 – конструкторская разработка макета; 16 – изготовление одежды сцены; 17 – изготовление одежды актеров;

18 – подготовка и издание художественного плаката; 19 – подготовка билетов; 20 – подготовка и издание буклета; 21 – подготовка и издание анонсной афиши; 22 – подготовка и издание премьерной афиши; 23 –подготовка и издание программы-либретто; 24 – общеоркестровые репетиции; 25 – световая монтировка; 26 – прогоны в сопровождении фортепиано; 27 – заключительный этап выпуска; 28 – организация зрителя и реализация билетов

Главный режиссер

Должностные обязанности. Осуществляет творческое руководство художественным и артистическим персоналом театра по созданию новых и капитальному возобновлению ранее созданных спектаклей. Разрабатывает перспективные репертуарные планы, планы - графики создания новых спектаклей. Осуществляет основные постановки, определяющие художественные принципы работы коллектива. Обеспечивает художественный уровень спектаклей и концертных программ на стационаре, при выездах и на гастролях. Контролирует комплекс работ по созданию спектаклей другими режиссерами-постановщиками. Рассматривает и представляет на утверждение директору театра (творческого коллектива) календарные планы показа спектаклей текущего репертуара. Ведет работу с авторами по созданию новых сценических произведений. Формирует составы постановочных групп и исполнителей. Обеспечивает постоянную связь театра, музыкального, танцевального коллектива, концертной организации с творческими союзами. Обеспечивает правильный подбор, расстановку и использование кадров художественного и артистического персонала. Определяет систему, форму и порядок их профессиональной учебы, организует и принимает непосредственное участие в мероприятиях по повышению их профессионального мастерства. Контролирует соблюдение творческой и трудовой дисциплины художественным и артистическим персоналом. Вносит предложения о поощрении работников и о наложении дисциплинарных взысканий.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива; организацию театрального (музыкального) производства; психологию управления и творческого труда; современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию; классический и современный репертуар музыкальных театров; историю отечественного и мирового театрального, музыкального искусства; теорию и практику режиссуры и актерского мастерства; основы организации труда и управления, трудового законодательства и авторского права; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное образование и стаж работы в должности режиссера - постановщика не менее 5 лет:

Режиссер-постановщик

Должностные обязанности. Осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых постановок, обеспечивает их высокий художественный уровень. Проводит репетиции. Руководит работой художественно-постановочной части по подготовке и выпуску спектаклей. Представляет руководству театра предложения о составах постановочных групп в осуществляемых постановках. Осуществляет плановые, срочные и экстренные вводы в поставленные ранее спектакли. Контролирует сохранение художественного уровня поставленных спектаклей в ходе их эксплуатации на стационаре, выездах и гастролях. Обеспечивает соблюдение трудовой, производственной и творческой дисциплины во время репетиций, спектаклей и занятий. В качестве дежурного режиссера дежурит на спектаклях. Принимает непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по повышению профессионального мастерства творческих работников театра. Участвует в работе по пропаганде театрального и музыкального искусства, привлечению в театр зрителей, расширению творческих связей театра с коллективами предприятий, учреждений, организаций.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива; теорию и практику режиссуры и актерского мастерства; основы сценического и музыкального оформления, вокального, хорового и хореографического искусства; современные проблемы отечественного и зарубежного театрального искусства; современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию; классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций; опыт работы российских и зарубежных театров (концертных организаций); работу с партитурой и музыкально-сценическими произведениями; историю отечественного и мирового театрального, музыкального искусства; основы организации театрального производства, трудового законодательства и авторского права; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и Устава театра и является организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы театра. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом искусстве. Определяет готовность спектакля и принимает решения об их публичном исполнении. Ведет работу с авторами в целях создания литературных произведений для формирования репертуара театра. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, организаций, предпринимателями с целью привлечения внебюджетных средств на развитие театрального искусства. Принимает меры по обеспечению театра квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально – психологического климата. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам театра.

18.Помощник художественного руководителя (главного режиссера)
по литературной части

Должностные обязанности. Участвует в формировании репертуара театра, подбирает необходимый литературный материал, организует консультации специалистов. Осуществляет постоянную связь с творческими союзами, органами по охране авторских прав. Ведет работу с драматургами. Рекомендует авторам темы и сюжеты для создания новых сценических произведений. Рассматривает творческие заявки, дает по ним заключения. Организует обсуждения новых произведений, редактирует тексты и либретто произведений, принимаемых к постановке. Подготавливает договоры на создание или приобретение новых произведений. Контролирует выполнение авторами договорных обязательств. Редактирует все рекламные издания и следит за их выпуском. Осуществляет связь с прессой, готовит и передает для публикации информационные материалы о творческой жизни коллектива. Участвует в мероприятиях по изучению зрительской аудитории. Участвует в зрительских конференциях, беседах, лекциях.

Должен знать: решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства; приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры Российской Федерации и учредителем коллектива, касающиеся деятельности театра; историю театра, музыки, балета, литературы; основы музыкальной драматургии; классический и современный репертуар; классическую и современную литературу; основы издательского дела; основы организации труда и театрального производства, трудового законодательства и авторского права; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 

Планирование по методу цикла и такта.

Процесс подготовки премьеры рассматривается как единый комплекс операций, а выпуск всех премьер года – как чередование этих премьер в определенном ритме.

Как известно, работа над спектаклем состоит из трех разделов:

1. работа режиссеров и актеров

2. подготовка музыкального оформления

3. подготовка вещественного оформления

В каждом из этих разделов есть ряд операций, располагающихся в определенной последовательности: пример: нельзя начинать работу в мастерских, пока не утверждены все эскизы и сметы и т.д. ключ слово: последовательность

Существует прямая зависимость операций во времени и ритме

Можно выделить три основных периода подготовки премьеры:

- подготовительный период

- репетиционно- производственный

- выпускной период

Весь этот цикл изображается графически в виде трехступенчатой фигуры, с фиксированной последовательностью или параллельностью их осуществления.

На временной сетке можно совместить графики циклов для всех новых постановок года. Вводя понятие «такт» как отрезок времени между 2-мя циклами (Комплекс операций по одной постановке – цикл), можно сократить возможности простоев, а так же рационально планировать очередность новых постановок.

«+» метода – позволяет оценить объем работ как по одной постановке, так и по всм премьерам года в их взаимосвязи и взаимозависимости

«-» - невозможно отразить специфику каждого отдельного спектакля, т.к. здесь оперируют укрупненными операциями.

Совместное использование последнего метода с методом Орлова (типизация новых постановок по продолжительности репетиционной работы) создает реальные возможности для разработки оптимального годового плана выпуска спектаклей драматическими театрами.

Вопрос №3. принципы и способы планирования репертуара и работы над новыми постановками в императорских театрах России. Опыт Южина.

В русском дореволюционном театре – в императорских и в ряде частных театров - существовала практика планирования работ по новым постановкам и текущего репертуара на сезон.

Еще в 1783 году, по указу Екатерины 2, была разработана методика планирования творческого процесса, которая закладывала структуру подготовки нового спектакля, которая включала в себя 3 элемента: «Каждая новая пьеса должна иметь три пробы. Первая для прочтения и проверки розданных ролей, вторая для изображения оных по точности смысла каждой роли, третья для представления роли точно так, как на театре оную перед публикою представлять должно»: то есть застольная, сценическая и генеральная репетиция. Руководство надреп процессом не назначалось, однако оговаривалось, что исполнители первых ролей могут указать вторым на ошибки.

Изменения в организации театрального процесса рубежа 18-19 вв. произошли благодаря М. Медоксу и его новой организационной системе, которая и помогла ему создать значительный театральный коллектив. Решения о пьесе и постановке уже принимались коллегиальным образом, однако спектакли готовили все же артисты и сами назначали срок, необходимый на постановку. Роли выучивались наизусть, сроки, определенные артистами, не сокращались, даже увеличивались. Продолжительность реп периода редко меньше 15 дней – небывалый для того времени срок. Когда, по общему мнению, спектакль был готов – устраивались публичные репетиции, на которых приглашались известные театральные деятели,


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.